Костромской областной институт развития образования ООСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2011 г. Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО
04 февраля 2010 г. Президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа » Основные направления развития общего образования 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г )
2. Функции ФГОС Инновационные функции стандарта: Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании. Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации. Инструмент реализации государственной политики в сфере образования. Обеспечение равных возможностей получения качественного образования. Обеспечение преемственности всех основных образовательных программ. Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации. Обеспечение единства образовательного пространства страны Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы. Инновационные функции стандарта: Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании. Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации. Инструмент реализации государственной политики в сфере образования. Обеспечение равных возможностей получения качественного образования. Обеспечение преемственности всех основных образовательных программ. Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации. Обеспечение единства образовательного пространства страны Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Стандарты - конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 5 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность Разработка и реализация ФГОС рассматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.
парадигмы ФГОС нового поколения декларирует изменение парадигмы образования: ОТ УСВОЕНИЯ СУММЫ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАЗВИТИЮ К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ. УЧАЩЕГОСЯ.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Метапредметные ПредметныеЛичностные Требования к результатам освоения основной образовательной программы Результаты образования Развитие «компетентности Развитие «компетентности к обновлению компетенций» к обновлению компетенций»
Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные
Личностные УУД САМОПОЗНАНИЕ И САМО- ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМОПОЗНАНИЕ И САМО- ОПРЕДЕЛЕНИЕ НРАВСТВЕННО- ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НРАВСТВЕННО- ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ СМЫСЛООБРАЗО- ВАНИЕ И СМЫСЛО- ПОРОЖДЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗО- ВАНИЕ И СМЫСЛО- ПОРОЖДЕНИЕ
Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы Самоопределение 1. Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности своей Родине, народу и истории ответственности человека за благосостояние общества; осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России. 2. Формирование картины мира культуры: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. 3. Развитие Я-концепции и самооценки личности: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Развитие мотивов учения - показатель сформированности внутренней позиции школьника, самоопределения и смыслообразования Виды учебных мотивов Учебно-познавательные мотивы Социальные мотивы (потребность в социально значимой деятельности, мотив долга). Позиционный мотив (стремление занять новое положение ) Внешние мотивы Игровой мотив. Оценочный. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания учиться, т.к. результаты деятельности человека на % зависят от интеллекта, и на % - от мотивов.
Нравственно-этическая ориентация включает: Формирование целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности Ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения, формирование моральной самооценки Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости Формирование установки на здоровый образ жизни формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные УУ действия Целеполагание Планирование Прогнозирование Волевая саморегуляция Контроль Коррекция Оценка
Познавательные УУД Общеучебные Логические Постановка и решение проблем Постановка и решение проблем
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические моделирование умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; постановка и формулирование проблемы.
Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей ; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнёрами Умение слушать и слышать Умение слушать и слышать
взаимодействие Коммуникация как взаимодействие Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности. К концу начальной школы дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир.
сотрудничество. Коммуникация как сотрудничество. Умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в спорных обстоятельствах (конфликт интересов). Умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение; умение и убеждать, и уступать. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию. Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и помощь по ходу выполнения задания.
Планируемые результаты Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества
Внеурочная деятельность Организация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное ПАРТНЕРЫПАРТНЕРЫ ПАРТНЕРЫПАРТНЕРЫ Направления развития личности духовно-нравственноедуховно-нравственное социальноесоциальное научныеисследования Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов общественнополезныепрактикиобщественнополезныепрактики Формы деятельности ИнтеллектуальноеИнтеллектуальное ОбщекультурноеОбщекультурное поисковыепоисковые Олимпиадысоревнования школьныенаучныеобществашкольныенаучныеобщества диспутыдиспуты конференцииконференции круглые столы секциисекциикружкикружки
Портрет выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и Родину; любящий свой народ, свой край и Родину; уважающий и принимающий ценности уважающий и принимающий ценности семьи и общества; семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, понятно высказывать свое мнение; понятно высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безо- пасного для себя и окружающих образа жизни. выполняющий правила здорового и безо- пасного для себя и окружающих образа жизни.