Основные цели кадетской школы и кадетской школы-интерната – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Advertisements

Традиции Духовная составляющая традиции - элементы познавательной, нравственной, правовой, художественной, педагогической, религиозной и других культур.
Нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования Методист ГБОУ СОШ 853 Н.А.Афонина.
Заведующий ГБДОУ30 Курортного района Сержант Н.В. Сохранение преемственности между детским садом и начальной школой – одно из условий реализации требований.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Построение воспитательной системы класса в среднем и старшем звене.
ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лекция 4.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Заведующий П.А. Харюшина Старший воспитатель Т.А. Григорьева.
КАДЕТСКИЙ КЛАСС. Кадетский класс организационно является отдельной структурной единицей школы, имеющей специфические учебно - воспитательные и социальные.
Системно- деятельностный подход как основа Стандартов второго поколения. Образец текста – Второй уровень – Третий уровень Четвертый уровень – Пятый уровень.
Романова Н.Г., методист ИМО ГМЦ по Советскому району г. Казани, старший воспитатель МАОУ «Прогимназия 29»
Ф едеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ст. 2. Основные понятия.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Транксрипт:

Основные цели кадетской школы и кадетской школы-интерната – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще Основные цели кадетской школы и кадетской школы-интерната – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще Из Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате) 2

Кадетская школа реализует общеобразовательные программы основного общего среднего (полного) общего образования дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан 3

Традиционно кадетские корпуса воспринимались как «государства в государстве»: со своими внутренними уставом, нормами и правилами жизни. Часто в воспоминаниях бывших воспитанников встречается такое определение внутренней жизни, как «военно- монастырская». Большинство воспитанников мирилось с суровым бытом, считая, что это своеобразная закалка характера и что именно такое воспитание должно было сделать их способными к перенесению всех трудностей военной жизни 4

Определенным рубежом в развитии кадетских образовательных учреждений стало Постановление Правительства РФ 1427, принятое в 1997 году – о Типовом Положении о КШ (КШИ). В этом документе главной задачей этих образовательных учреждений объявлялось удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии, получении ими среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, допрофессиональных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения и работы на гражданском или военном поприще. 5

Но если суворовские и нахимовские училища, подведомственные Министерству обороны, это уже устоявшиеся учебные заведения, то кадетские корпуса, школы это тип образовательных учреждений, который еще допускает весьма разнообразные формы воплощения основной «идеи» предпрофессиональной подготовки. Где-то объявляется о прямой преемственности этих учебных заведений с существовавшим два века назад кадетским корпусом, где-то используется символика и атрибуты современной Российской армии 6

Приказом Министерства образования и науки РФ от г. 117 «Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе- интернате)» утверждается новое Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате) и вступает в силу согласно Постановления Правительства РФ от Связующим звеном в деятельности КОУ с 1996 года служит Общественный Совет Директоров КК Минобрнауки РФ. 7

Модель обучения и воспитания выделяет такие черты, как: В настоящее время военизированные учебные заведения выступают как модель обучения и воспитания, реализованная в целом ряде учебных заведений как высшего и среднего звена профессионального образования, так и в учреждениях допрофессиональной подготовки четкая регламентированность поведения насыщенность жизни ритуалами особая ритмичность жизнедеятельности широкое применение поощрений и наказаний 8

Многолетний опыт обучения, воспитания и подготовки в военных учебных заведениях используется в настоящее время и в кадетских школах (школах-интернатах) Существует ряд особенностей организации быта (уклада повседневной жизни) и жизнедеятельности военизированных учебных заведений 2.Жесткая структурированность всех сфер быта и жизнедеятельности проявляется в наличии формализованных норм, правил, стандартов, регламентирующих деятельность учебного заведения 1. Целостность процессов организации социального опыта в военно-учебном заведении при обособленности их от макросоциума 9

Существует ряд особенностей организации быта (уклада повседневной жизни) и жизнедеятельности военизированных учебных заведений 3. Содержание повседневной жизнедеятельности тем или иным образом связано с преодолением физических трудностей 4. Публичность организации быта и жизнедеятельности 5. «Эффект ступеней». Вся система жизнедеятельности организована как ряд последовательных этапов- «испытаний», успешность прохождения которых является основным путем повышения статуса для учащихся; в случае неудачного прохождения очередного испытания учащиеся могут вообще лишится статуса (т. е. быть отчисленными) 10

Пространственное структурирование проявляется в четкой дифференциации архитектурных и ландшафтных элементов. Сложившаяся исторически практика позволяет назвать ряд обязательных элементов, например: линейный тип организации построек и зеленых насаждений, наличие ряда обязательных элементов (плаца, того или иного варианта мемориального комплекса: памятника, памятного знака и т. п.). Общим правилом является поддержание высокой степени чистоты и порядка на территории и в помещениях Структурирование осуществляется как в пространственном, так и во временном измерениях 11

Временне структурирование находит свое выражение в определенном режиме, установленном распорядке дня. В качестве основного элемента структурирования выступает не индивид, а учебное подразделение, группа учащихся. Единообразное выполнение распорядка дня является предметом строгого контроля. Детализация в рамках распорядка дня важнейшее средство поддержания дисциплины 12

II.Организация пространства должна обеспечивать целостное, самодостаточное функционирование военизированного учебного заведения IV. Организация пространства должна предусматривать хотя бы минимальную возможность уединения для воспитанников, так как без этого невозможно нормальное психическое развитие III. Организация пространства должна отражать существование статусных различий среди учащихся I. Организация пространства, в том числе с помощью средств архитектуры, должна выделять объекты, имеющие высокую социально-культурную значимость особенности организации пространства в военизированных учебных заведениях 13

Времення структурированность в жизнедеятельности учебных заведений Режим – упорядоченная по времени последовательность обязательных для членов воспитательной организации действий, определенная ее руководством. В самом общем виде можно сформулировать следующие требования к организации циклов функционирования учебного заведения: 1. Обеспечение оптимального функционирования военно- учебного заведения, т.е. в нем должны найти отражение все необходимые компоненты его жизнедеятельности 2. соответствие определенным гигиеническим нормам 3. соблюдение баланса между централизованной организацией жизнедеятельности всего учебного заведения и необходимостью самоорганизации деятельности в его структурных подразделениях 4.согласованность с временными режимами функционирования учебного заведения на год и на месяц 14

Наряду с пространственными и временными структурами важной составляющей быта является этикет Этикет включает нормы обращения друг с другом, правила пользования помещениями и оборудованием, общие правила дисциплины Если нормы взаимодействия, как правило, директивно задаются воспитанникам учебных заведений, то ценности привносятся воспитателями и порождаются в самом процессе взаимодействия Этикет основан как на требованиях, предъявляемых к воспитанникам со стороны педагогов, так и внутренней мотивации усвоения его норм 15

Наиболее характерной чертой этикета в учебных заведениях является соблюдение не только правил дисциплины как таковой, но и выполнение особой ритуальной части взаимоотношений, предписанных ситуациями служебного общения 16

Обучение дисциплине имеет те же основные этапы, что и ступени «вхождения». На первом и втором этапе обучения (учебно-строевые сборы и первые занятия) внешние санкции пресекают неподчинение, несобранность и нерешительность Несколько позже «задействуется» ресурс эффекта «ступеней»: кадеты начинают испытывать гордость за преодоление первого этапа подготовки; еще позже переживание эстетического воздействия дисциплинарных ритуалов 17

В старших классах педагоги и воспитатели постепенно отходят от принуждения к механическому выполнению приказаний. Дисциплинированность переводится во внутренний план: кадеты начинают понимать обоснованность в условиях реальной служебной деятельности требования беспрекословного выполнения приказа В старших классах педагоги и воспитатели постепенно отходят от принуждения к механическому выполнению приказаний. Дисциплинированность переводится во внутренний план: кадеты начинают понимать обоснованность в условиях реальной служебной деятельности требования беспрекословного выполнения приказа На этой основе к старшеклассникам возможно некоторое ослабление требовательности к ряду внешних проявлений дисциплины 18

Условия развития локальной воспитательной системы в них ориентирами для воспитанников выступают ценности «предельного» характера: «Родина», «Честь», «Верность», «Долг» и т. п. Первая группа условий определяется социально-культурным контекстом формирования воспитательной системы Наиболее привычны для отечественной педагогики военизированных учебных заведений аксиологические схемы патерналисткого и авторитарного типов: 19

Вторая группа условий связана с характером организационной структуры (или организационной платформы), на которой происходит формирование воспитательной системы. Для многих воспитательных систем учебных заведений такая платформа представлена бюрократической структурой Проявлением влияния бюрократической платформы является характерная для многих военизированных учебных заведений субъект- объектная парадигма управления: проведение мероприятия, применение санкции или поощрения и т. п формирование качества характера 20

Предметно- практическая деятельность организуется в военно-учебном заведении тремя основными путями: в рамках учебного процесса через организованные формы обучения вне учебного процесса посредством стихийной выработки индивидуального стиля предметной деятельности 21

1 этап Организация предметно- практической деятельности на этапе кризисной адаптации воспитанников -организации жизнедеятельности кадет это этап ломки старых жизненных стереотипов и мировосприятия учащихся (как правило, он характеризуется кризисом) 2 этап Организация предметно- практической деятельности на этапе личностной стабилизации воспитанников - адаптация к новым жизненным условиям, стабилизация, выравнивание психических нагрузок 22

3 этап Организация предметно- практической деятельности на окончательном этапе подготовки в военизированном учебном заведении -задача состоит в изменении самой позиции кадет старших классов, так как учащиеся в большинстве своем уже в совершенстве освоили необходимый объем предметно-практической деятельности и сформировали свой индивидуальный стиль ее выполнения В целом, одной из главных особенностей данных учебных заведений является простота, доступность и «массированность» форм организации предметно-практической деятельности 23

Воспитательные организации данного типа позволяют относительно просто и эффективно управлять предметно-практической деятельностью Однако воспитательное значение приобретают те формы предметно-практической деятельности, которые служат инструментом управления общением и духовно- практической деятельностью 24

Выделяется четыре типа духовности: Этически- ориентированная: сопричастность человека высшим нравственным нормам Эстетически ориентированная: сопричастность человека прекрасному. Рационально- ориентированная: сопричастность высшим формам рационального познания как самостоятельной ценности. Религиозная: сопричастность божественному. Восхождение к нему осуществляется, как правило, постепенно 25

1 уровень. Духовно-практическая деятельность, в ходе которой ценности этического, эстетического, рационального характера только актуализируются для субъекта Восхождение к духовным сущностям осуществляется, как правило, постепенно. Уровню духовности предшествуют два уровня:. Например, при посещении художественной галереи все кадеты видят живописные полотна, но в духовно- практическую деятельность вовлечены лишь те, у которых возникают эстетические переживания 26

2 уровень. Духовно-практическая деятельность, в ходе которой ценности этического, эстетического, рационального характера становятся для субъекта устойчивыми и в существенной степени направляют его жизнедеятельность (вплоть до деятельности по выработке новых ценностей подобно тому, как музыкант создает новое произведение, а математик доказывает новую теорему) 27

Содержание духовно-практической деятельности со временем фиксируется в опыте, традициях, памяти, привычных воспоминаниях, ритуалах и т. п., что и образует культуру учебного заведения Организационная культура как способ косвенного управления духовно-практической деятельностью учащихся Культура учебного заведения исторически передающиеся образцы значений, которые включают нормы, ценности, верования, церемонии, ритуалы, традиции и воспринятые членами учебного сообщества (возможно, в разной степени) мифы 28

1. Поведение руководителя, его личный пример. Давно известно, что один из лучших способов добиться изменения поведения подчиненных это самому демонстрировать требуемые качества 2. Заявления и призывы руководства должны быть четко сформулированы и неоднократно публично озвучены 3. Огромное воспитательное значение имеет реакция руководства на поведение работников в критических ситуациях. Поддержка своего сотрудника (воспитанника) в случаях необоснованных преследований со стороны другой организации или прощение его в случае его ошибки В социологии организаций и педагогическом менеджменте описаны следующие основные направления формирования сильной организационной культуры Применительно к специфике кадетских школ можно предложить следующие: 29

4. Системы поощрений и стимулирования должны закреплять именно требуемые образцы поведения 5. Соблюдение установленных традиций и порядков 6. Широкое внедрение символики учебного заведения, ведомства и Российской Федерации Применительно к специфике кадетских школ можно предложить следующие: продолжение 30

Особенность жизнедеятельности и быта обучающихся повышает степень эмоциональной насыщенности и конфликтности взаимоотношений. Снятие и корректировка такой конфликтности является отдельной педагогической задачей Особое значение имеют следующие направления работы: 1) обеспечение условий для уединения кадет хотя бы в течение ограниченного времени 2) обеспечение возможности общения за пределами первичного коллектива (в частности, встреча гостей, а в крайних случаях общение по переписке или с помощью «чатов» или электронной почты в Интернете) 3) проведение специальных тренингов рефлексии, направленных на адекватную оценку партнеров по общению 4) комплектование учебных и служебных микрогрупп с учетом психологической совместимости 31

Основными направлениями формирования эффективного стиля общения являются: психологическая коррекция компонентов структуры неэффективных стилей игровое моделирование углубленная экспертиза и рефлексия поведения обучаемых участие кадет в активной управленческой деятельности младших кадет (самоуправление) Проблема формирования коммуникативного стиля педагогов и воспитателей военизированных учебных заведений Структура стиля определяется взаимосвязью мотивационно-ценностных, ориентировочных, эмоционально-волевых и исполнительных компонентов 32

Субъекты, определяющие содержание индивидуальной помощи в кадетских школах (школах-интернатах) Наиболее востребованным методом работы психолога в кадетских школах (школах- интернатах) является обучение основам аутотренинга (выработка умений мобилизации своих морально-волевых ресурсов) Психологи как субъект оказания индивидуальной помощи 33

Позиция воспитателя как субъекта оказания индивидуальной помощи сложна и противоречива: Педагоги (воспитатели) как субъекты оказания индивидуальной помощи он выступает как одна из основных функциональных частей дисциплинарной системы в то же время именно он может наиболее органично, естественно оказывать кадетам индивидуальную помощь Педагоги (воспитатели) в течение всего рабочего времени находятся в ситуации личностного общения с воспитанниками. У них в руках многие рычаги воздействия на условия жизнедеятельности воспитанников организация некоторых элементов быта санкции и т. п. режим дня 34

но и обеспечивать личностное развитие воспитанников позволяет не только преодолевать лишения, связанные с обучением в военизированном учебном заведении, к укреплению социально-позитивной мотивации воспитанников, так как только устойчивая мотивация Если формулировать в максимально общем виде задачу организации индивидуальной помощи в учебном заведении, то она сводится Элементы организации индивидуальной помощи 35

1 Среди форм работы, которые могут быть использованы экскурсии, встречи с выпускниками, ознакомление поступивших с их биографиями, проведение показательных выступлений кадет старших курсов в военно- прикладных видах спорта и т. п. Второй общий элемент организации индивидуальной помощи в связи с общими «угрозами системы» это минимизация психической травматизации, которая неизбежно сопровождает даже хорошо организованную жизнедеятельность военизированного учебного заведения 2 36

Третье по значимости направление работы по оказанию индивидуальной помощи это смягчение последствий отчисления или неудачного перехода на следующий этап обучения. Четвертое направление - коррекция неадекватных форм формирующегося чувства обособленности, элитности у тех, кто успешно проходит все этапы подготовки. Эта работа предусматривает развитие рефлексии 34 37

Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет: Пусть будет добрым ум у Вас, А сердце мудрым будет С.Маршак