Возможности организации познавательно-исследовательской деятельности учащихся на основе УМК «Сферы. Биология» (5-9) Антонова Анна Александровна заведующая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель биологии МОУ СОШ 67 Кондаурова С. Ю. Кондаурова С. Ю.
Advertisements

« Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много и кто умеет добывать знания» В. Вахтеров.
Методика проведения исследовательской части работы по химии и экологии учитель химии и биологии высшей квалификационной категории Хафизова Э.М.
УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой,
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Проектная деятельность на уроках Разработала учитель черчения и изобразительного искусства Поликарпова Любовь Валентиновна.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.
Выступление на ММО учителей биологии и и химии Подготовила : Полякова Е. В. учитель биологии и химии МОУ « Графовская СОШ »
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее.
Уроки русского языка в форме лабораторной работы Табунникова Е. Е., учитель русского языка и литературы.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
«Научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся » Выполнил: Выполнил: Пархоць К.А., учитель Пархоць К.А., учитель английского языка английского.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
МОУ «Шумерлинская СОШ» Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Транксрипт:

Возможности организации познавательно-исследовательской деятельности учащихся на основе УМК «Сферы. Биология» (5-9) Антонова Анна Александровна заведующая кафедрой информатизации и ИКТ в образовании Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования"

Одними из главных целей биологического образования провозглашённым образовательным стандартом являются: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования" освоение системы биологических знаний; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; ознакомление с методами изучения живой природы.

Эффективность осуществления исследовательской деятельности связана с развитостью и устойчивостью исследовательской компетенции личности: Исследовательская компетентность наиболее полно отражает современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося. Исследовательскую компетенцию можно определить как «… совокупность знаний, умений, способов деятельности, позволяющих человеку быть в позиции исследователя по отношению к окружающему миру, выражающаяся через чувствительность к проблемам окружающего мира, умение распознать и разрешить проблемную ситуацию с любым произвольным объектом или явлением, используя для этого различные источники информации». Исследовательская компетентность может быть сформирована только в исследовательской деятельности Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования"

Под исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с выполнением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, сформированных на научных традициях: Формулировка целей и задач: Работа с литературой Формулировка гипотезы Подбор объекта исследования Выбор методики исследования Проведение исследования Обработка результатов Написание отчёта Формулировка выводов Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования"

Главной целью организации исследований школьников является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления. Учебно-исследовательская деятельность в биологии считается одним из видов школьного исследования, целью которого является выяснение учениками реального состояния изучаемого биологического объекта или явления, а так же и его оценка Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования"

Тетрадь-практикум УМК «Сферы. Биология», как основа для организации учебно- исследовательской деятельности учащихся Тетрадь-практикум содержит печатную основу для выполнения лабораторных и практических работ, экскурсий в соответствии с новым образовательным стандартом и оформления их результатов. Она знакомит учащихся с методами биологических исследований, учит оформлять результаты, объяснять их и формулировать выводы. Построение работ отличается четкой структурой (тема, цель, оборудование и материалы, ход работы, вывод). Главная особенность содержания тетради-практикума заключается в ознакомлении с методами исследования биологии в лабораторных и полевых условиях, на экскурсиях. Последовательность лабораторных работ чётко отвечает структуре учебника Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования"

Структура тетради-практикума Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования" 5-6,7 класс состоит из 4 основных отделов: 1. В отдел лабораторные работы – включены работы по изучению строения различных биологических объектов, основанные на методах наблюдения и эксперимента. 2. В отдел практические работы - по определению растений, животных, грибов. 3. Отдел экскурсии выстроен на методах наблюдения, сбора и гербаризации. 4. Летние задания - проводятся самостоятельно учащимися, являются продолжением лабораторных и практических работ, проводимых в течение учебного года. Выполняя данные работы, учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, анализировать результаты, делать выводы.

Тетрадь-практикум 8 класса состоит из трёх разделов. Первая часть лабораторные работы, при выполнении которых учащиеся знакомятся с методами изучения анатомических и физиологических особенностей организма человека, показывается, как ставится научная проблема и как она решается. Вторая часть - практические работы же работы направлены на освоения приёмов оказания первой медицинской помощи. В третью часть включены задания, выполнение которых основано на наблюдениях и опытах, где объектом наблюдения будет являться сам учащийся (Раздел самонаблюдения). Большинство самонаблюдений проводиться дома, а их результаты используются на уроках. Все самонаблюдения направлены на расширение знаний и формирование умений на оценку собственного здоровья Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования" Тетрадь-практикум 8 класса

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования" Тетрадь-практикум 9 класса Тетрадь-практикум 9 класса состоит из четырёх разделов: лабораторные работы, практические занятия, экскурсии, проекты. Лабораторные работы направлены на дальнейшее формирование умений видеть познавательные проблемы и решать их, используя методы научного исследования наблюдение и эксперимент. При этом важным объектом исследования, согласно содержанию раздела биологии 9 класса, становиться сам человек, особенности его восприятия, мышления, воображения, памяти. Самонаблюдение, на которые человек может опереться за пределами школьного образования, решая практические проблемы в повседневной жизни, вынесены в практические занятия. Лабораторные работы выполняются на уроках, а практические как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Особенного внимания заслуживает новый раздел в практикуме проектная деятельность. Проектирование это особый вид деятельности, который помогает раскрыть творческие способности учащихся. В ходе выполнения проектов формируются информационная, коммуникационная компетенции, развиваются исследовательские умения (анализировать, строить гипотезы, обобщать, использовать методы статистики, математики, получать и оформлять конечные результаты). Перед каждой работой размещена подробная инструкция, которая даёт возможность индивидуально продумать последовательность действий при её выполнении Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования"

Ценность данных лабораторных и практических работ состоит в том, что они вооружают учащихся не только необходимыми в жизни биологическими знаниями, но и полезными умениями и навыками самостоятельной постановки эксперимента, фиксирования и обработки результатов, а так же способствуют развитию интереса к биологическим исследованиям, формируют навыки, умения биологического исследования, заставляет логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяют развивать наблюдательность школьников в непосредственной и тесной связи с процессом мышления (работа по намеченному плану, анализ и интерпретация результатов). Оформление результатов работы дисциплинирует ученика, приучает его к точности выполнения исследовательской работы, закрепляет навыки и умения, полученные в учебной деятельности Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования"

В практикуме содержатся и такие опыты, постановка которых не предусмотрена действующей программой, но представляется весьма целесообразной. Это и опыты, освещающие важные вопросы базового курса и могут быть рекомендованы в качестве формы их практической отработки, а так же опыты, рассчитанные на домашнее экспериментальное исследование, как вариативные и дополнительные работы. (Например, лабораторные работы «Строение яйца птицы», «Определение качества пищевых продуктов», и т.д). Проведение таких опытов расширяет и углубляет содержание учебного материала, что даёт возможность не только повышать качество знаний учащихся и их интерес к изучению биологии, но и развивать индивидуальные способности ученика, и, следовательно, позволяет применять дифференцированный подход при биологических исследованиях Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования"

Виды УМКУМК других линийУМК «Сферы. Биология» Общее количество часов по теме 5-6 часов10 часов Количество лабораторных работ 1. «Действие ферментов слюны на крахмал» 2. «Действие ферментов желудочного сока на белки» 1. «Расщепление веществ в ротовой полости» Научная информация Энциклопедическая, нет системы, некоторые основные понятия даются в структуре дополнительной информации Полная, имеет системное изложение Характер исследовательской деятельности На основе теоретических и практически полученных знаний Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования" Возможности применения исследовательских методов в теме «Пищеварение» по УМК «Сферы. Биология» 8 класс с помощью тетради-практикума

Для того чтобы лабораторная работа несла исследовательский характер, как вы видите, было изменено её названия «Расщепление веществ в ротовой полости» Для достижения исследовательской цели необходимо: вычленить из комплекса пропедевтических знаний учащихся понятия о расщеплении как химическом явлении с обязательным участием ферментов; отобрать приёмы исследовательской деятельности и практических умений; составить систему поэтапного формирования понятия «расщепление» в ходе исследований; для формирования понятия «пищеварение» необходимо соблюдение логической цепочки, которая отражает отличия расщепления от механической обработки пищи и суть самого процесса расщепления как химического явления Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования"

Цель работы: Доказать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал Тип работы – исследовательский Место и время в структуре урока – 15 минут, при изучении пищеварения в ротовой полости Форма деятельности индивидуальная Методы: эксперимент, исследование Исследуемые проблемы: 1) какие вещества расщепляют ферменты слюны? 2) какие условия необходимы для работы фермента? Средства технология исследовательского обучения Вывод: о функциях слюны в пищеварительной системе человека Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования"

Данные исследовательские работы выполняют: познавательную функцию, которая направлена на поиск решения поставленных проблем на основе сформированных знаний в 5-7 классе по биологии и межпредметных связей по химии; развивающую функцию, которая направлена на развитие наблюдательности, решения проблем; воспитательную функцию, которая направлена на развитие коммуникативных умений, дисциплины, самостоятельности Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования"

Учащиеся в процессе исследований сами находят истину, что приводит к повышению интереса к предмету, повышается уровень успешности. У школьников формируется ощущение собственной значимости, которая очень важна для этого возраста, т.к. у 8-классников «под влиянием биологических и социальных факторов в образе «Я подросток» приоритетное развитие получает признание в своей сущности» (Селевко Г.К.). И такая исследовательская деятельность на уроках является главным методом для их самореализации. В результате вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность улучшается качество знаний по предмету, формируются и совершенствуются общеучебные умения и навыки, которые быть успешными в других межпредметных дисциплинах и творческих конкурсах. Глубина и осмысление теоретических знаний помогают справляться с итоговой аттестацией и поступать в высшие учебные заведения Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования"

«Люди, научившиеся простым измерениям, наблюдениям и опытам, приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал». К.А. Тимирязев Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования"

Школьная экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования" Школьная экскурсия

Типы экскурсий в тетради-практикуме УМК «Сферы. Биология» 5-9 класс Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования" Ботанические, зоологические, общебиологические, экологические и комплексные с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии. В 5-6 классе предлагаются экологические экскурсии, связанные с природой родного края. В 7 классе в экологическую тематику включаются элементы исследования по разнообразию растения и животных своего региона. Тема экскурсий продолжается уже в 9 классе, и полностью поддерживая концепцию 5-7 классов. Экологическая тематика данного блока рассматривается с точки зрения эволюционных процессов, экосистемной сущности жизни, а так же практического значения в жизни человека.

Каждая экскурсия имеет тему, цель и инструкцию к выполнению. Эти формы работы формируют умения наблюдать, устанавливать связи между явлениями, помогают приобрести навыки самостоятельной натуралистической работы навыки исследования природы. Важная часть экскурсии непосредственное общение с живыми объектами, самостоятельное проведение наблюдений. Поэтому результаты экскурсии записываются в тетрадь-практикум и проверяются учителем Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования"

использование лабораторного практикума является эффективным средством формирования не только интеллектуальных способностей, но и развитию познавательной активности учащихся, что в свою очередь является одним из показателей социальной мобильности школьников Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования" Вывод

«Разработка сценариев учебных исследований на материале УМК «Сферы. Биология»» Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования" Этапы: 1) формулирование темы 2) формулирование цели и задач исследования 3) теоретические исследования; 4) экспериментальные исследования; 5) анализ и оформление научных исследований; 6) внедрение и эффективность научных исследований; 7) публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях

Контактная информация Антонова Анна Александровна – заведующая кафедрой информатизации и ИКТ в образовании ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Костромской областной институт развития образования"