Тема Волкова Любовь Альбертовна, к.п.н. доцент кафедры педагогических инноваций 05. Марта 2013 г Костромской областной институт развития образования Областное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема Волкова Любовь Альбертовна, к.п.н. доцент кафедры педагогических инноваций 05. Марта 2013 г Костромской областной институт развития образования Областное.
Advertisements

УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Развитие УУД на проектных уроках математики. учиться». Цель образования общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие.
Статья по теме: «Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке немецкого языка»
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Виды универсальных учебных действий Вшивцева Л.А Вшивцева Л.А МОУ НОШ 2 МОУ НОШ 2.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Семинар Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников Формирование универсальных учебных действий гимназия «Пеленг» 2012.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Транксрипт:

Тема Волкова Любовь Альбертовна, к.п.н. доцент кафедры педагогических инноваций 05. Марта 2013 г Костромской областной институт развития образования Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования» ФЦПР О «Изучение потребностей, потенциала и точек роста учащихся старших классов» (учебное исследование)

Важные понятия Точка роста буквально: точка которая растёт, в которой происходит «развивается». В ботанике- активно работающая «ростовая» часть побега. В экономике противоположна застою, даёт толчок в развитии. Развитие индивидуума – качественное изменение индивидуума Личностный потенциал - возможности и мотивация индивидуума к развитию

Основные направления «точек роста» учащихся в соответствии с УУД Познавательные способности Личностные характеристики КоммуникативныеРегулятивные

Личностные универсальные учебные действия Личностные УУД Самоопределение Смыслообразование Нравственно- эстетического оценивания

Самоопределение старшеклассников (ситуация выбора, осознание своей позиции ) Аспекты деятельности Особенности деятельности Учебное задание Выбирают: интересное провоцирующее, полезное для получения опыта при сдаче ЕГЭ, для будущей профессии Внеурочная деятельность Участвуют активно, если совпадает с их интересами, стараются уйти от участия любыми способами, если не совпадают. Профориентация Выбирают направление близкое к будущей профессиональной деятельности Межличностная учебная ситуация Выбор межличностного общения среди « своей» группы ( кто с кем дружат), тех кто «полезен», общие интересы Межличностная конфликтная ситуация Зависит от личностных характеристик старшеклассника Выбор дополнительного образования в школе Соотносят с полезностью будущей профессии, результативное хобби ( высокий уровень способностей), «тусовка»

Действие смыслообразования старшеклассников (ради чего, какой смысл, как сделать?) Аспекты деятельностиОсобенности деятельности Связь между целью выполнения задания и мотивом Получение высокой отметки, результативность Скорость мыследеятельности Зависит от общего уровня способностей и способностей в конкретной области знаний Особенности смыслообразования Глобальные общие проблемы, доказательство своей позиции, прагматичность мышления Уточняющий вопрос Касается объёмов выполнения работы, справочной информации, сроков сдачи

Нравственное оценивание поступков других людей Аспекты деятельностиОсобенности деятельности Умение выделить нравственный аспект поведения Соотносят поступки с общепринятыми нормами и конкретными жизненными ситуациями Соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами Ориентации в социальных ролях Выбирают роль относящуюся к профессии, выбранной жизненной цели Выстраивание межличностных отношений Общность интересов, прагматичность выбора, понимание полезности «члена» группы

Образовательные подходы 1. Самоопределение не только аргументируется, но и прогнозируется по последствиям для учащегося; 2. Выбор предметных и профильных областей выбирается при помощи анкетирования и соотнесения с возможностями конкретного учащегося 3. «Высокий, выше среднего, средний уровень мышления» – выбор учащимся «понятных «способов действий при исследовании и проектировании 4. Межличностное общение (комплектовать учащихся в группы по полезности друг- другу, по общим интересам, по уровню общих способностей)

Регулятивные универсальные учебные действия учащихся старших классов (действия обеспечивающие условия для формирования метапредметных умений ) Регулятивные УУД Прогнозирование Планирование Целеполагание Контроль Оценка Коррекция

Регулятивные универсальные учебные действия МысльОсобенности деятельности Прогнозирова ние Характерно. Но прогнозирование может носить философский аспект, быть излишне теоретически направленным. ЦелеполаганиеЕсть проблема выбора цели, но легко даётся формулирование цели и выстраивание шагов ПланированиеХорошие стратеги, но иногда плохие тактики (уход от реального). Проблема времени Контроль Внутренний план (логика) удаётся больше, чем контроль за внешними деталями Оценка Аргументирована, но может быть эмоциональный всплеск в сторону, как плюса так и минуса относительно своих результатов. КоррекцияПосле эмоционального выброса - всё получается

Образовательные подходы ( создание условий для…) 1. деятельности по само экспертизе результатов и корректировке деталей работы; самооценка достижений 2. прогнозирования, планирования, подготовку перечня ресурсов для проекта, исследования и т.д. 3. соотнесения целей, задач, результатов деятельности 4. разработки критериев оценки процесса и результатов деятельности (личной, группы) 5. устранение проблем, которые являются помехами для получения намеченного результата

Коммуникативные универсальные учебные действия старшеклассников (англ. mass communication, пути сообщения, способы связи) Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Умение выражать свои мысли Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнёра

Коммуникативные универсальные учебные действия МысльОсобенности деятельности Постановка вопросов Вопросы чаще всего касаются конкретных заданий и их регламентации, могут быть вопросы риторического характера Умение выражать свои мысли Выражают взависимости от уровня сформированного мышления, часто используют общепринятые тезисы, Планирование учебного сотрудничества «Кто с кем дружит» или « хочет дружить», общие интересы Разрешение конфликтов Легче разрешаются конфликты внеличностного характера, сложнее личностного Управление поведением партнёра Легко только учащимся с лидерской одарённостью

Образовательные подходы 1. Деятельность в группе с учащимися, имеющий такой же уровень способностей; 2. Задания по поиску и аргументации компромиссов; 3. Задание на адаптацию проектной деятельности к условиям среды, ресурсным условиям; 4. Разработка учебных проблемных вопросов и заданий;

Познавательные универсальные учебные действия учащихся старших классов Познавательные УУД Рефлексия деятельности Формулирование проблемы Умение строить высказывание Структурирование знаний Моделирование Смысловое чтение Поиск информации Рефлексивный метод - (от лат. reflexio обращение назад, «поворачивание») «Включение» критического мышления Высокий и средний уровень успешности

Инструментарий сопровождения формирования УУД у старшеклассников

Логические УУД - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - обобщение, аналогия, сравнение, классификация; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.

Способы Формирования УУД у старшеклассников 1. Задания «открытого типа» - задания не имеющие однозначного решения 2. Решение реальной проблемы (найти свою версию происхождения чего- либо, доказать закономерность, выдвинуть версию и т.д.) 3. Нахождения принципов построения объектов и взаимосвязи частей 4. Формулирование версии происхождения чего-либо, причин появления тех или иных характеристик изучаемого объекта, явления, процесса 5.Работа с разными способами исследования 6. Работа с разными способами проектирования 7. Предметная интеграция по содержанию и способам И т.д.

Синквейн (пятистрочный белый стих) 1. Одно существительное- тема синквейна 2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему. 3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий. 4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение). 5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание. Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.

Кластер (пучок, созвездие) (Совокупность элементов, образующих группу единиц) Ключевое слово Понятие, связанное с ключевым словом Понятие, связанное с предыдущим Понятие связанное с предыдущим Понятие, связанное с предыдущим Понятие связанное с ключевым словом Понятие связанное с предыдущим Понятие, связанное с ключевым словом Способ выявления взаимосвязей отдельных характеристик(частей) объекта)

Звезда сбывшихся ожиданий Каждый вектор стрелка –это задача Задача оценивается от 1 до 5 баллов

Методика (Л.С. Кожуховская, И.В. Поздняк) Голодный или сытый? 1.Учащиеся определяют, насколько они удовлетворены тем, что получили в ходе обучения. 2. Те, что «насытились» содержанием изучаемого предмета, встают около двери; те, кто еще ощущает себя «голодным» – у окна. 3.Перед выполнением упражнения необходимо предупредить участников о соблюдении полной тишины и недопустимости переговоров. 4. Каждый рассказывает о том, что оказало влияние на его решение. Рекомендуется начинать с «сытых». 5.Учитель либо экспертная группа фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности 6. В заключении, обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их«голода».

Спасибо за внимание!