Культура XVI-XVII века. КУЛЬТУРА - это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. ( де Бенуа.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Додонова Виталия 7 « А ». XVII век - переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. Русская культура этого периода еще сохраняет.
Advertisements

Культура России в XVI-XVII вв. Факты для подготовки к ЕГЭ.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры Prezentacii.com.
О СОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ХIV-ХVI ВЕКАХ. Алексеева Мария 6 «Б»
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: презентация по истории России 6 класс "Русская культура вв."
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Методическая разработка по истории (7 класс) по теме: Культура Руси в. в
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Обмирщение русской культуры в XVII веке. Обмирщение культуры – это усиление светских начал в культуре, освобождение от церковного влияния.
Просвещение, устное народное творчество,литерат ура в XIV- XVI веках.
Культура и быт Руси в XV-XVI веках Презентацию подготовил Бережных Валентин.
XV-XVI вв. XVII в. Prezentacii.com. В этот период большое внимание уделялось искусству, особенно архитектуре. В XV-XVI вв. заложились основы архитектуры.
Культура Руси XVI века Развитие русской культуры.
И.Ильф. Е.Петров Какие бы Вы задали вопросы однокласснику по прослушанному тексту?
Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Наоборот, она получила новые источники для своего развития. Появились местные культурные.
Тема: Культура России XVII века.. Образование и письменность. Литература В XVII веке увеличивается число грамотных людей. В первой половине XVII.
Культура России XVII – XVIII вв.. Литература Культура приобретает все более светский характер. Поэт Симеон Полоцкий прославлял правление Алексея Михайловича,
Культура «бунташного века». 17 век – период крушения средневековой художественной культуры Рушились традиции, еще недавно казавшиеся незыблемыми. Древняя.
Транксрипт:

Культура XVI-XVII века

КУЛЬТУРА - это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. ( де Бенуа.)

С образованием единого государства заметные сдвиги происходят и в культурной жизни России. Местные культурные традиции постепенно частично уходят в прошлое, уступают место общерусским.

Развитие русской культуры Развитие русской культуры XVI-XVII века было обусловлено противоречивостью исторического процесса этого периода, который,как отмечал Л.В.Черепнин, шел не по прямой, а по кривой или ломаной линии:XVII век был переломным этапом в истории России, когда решалась ее дальнейшая судьба.

Поступательное движение было прервано событиями опричнины, установлением крепостного права, Ливонской войной, потрясениями иностранной интервенции и Смуты. После преодоления их последствий развитие возобновилось, зарождались явления, совокупность которых позволяет говорить о XVII веке как о новом периоде русской истории, что особенно отчетливо выявиться во второй его половине.

Образование и книгопечатание Важным условием и показателем развития культуры является распространение грамотности и просвещения. Этот процесс стимулировался ростом городов и количества городского населения, а также усложнением и расширением бюрократического аппарата и активизацией международных связей. По подсчетам отечественных историков, в конце столетия среди купечества грамотных было от 75% до 96%, среди посадских людей 23%-52%. Овладение грамотой для посадского человека давало возможность поступления на государственную службу и выхода из тягла.

Иван Федоров и напечатанная им книга «Апостол»

Появление книгопечатания было неизбежно. Первые печатные издания в России относят к 1553 г., но поскольку они были анонимными и не датировались, началом книгопечатания считают 1563 г., когда по распоряжению Ивана Грозного недалеко от Кремля был построен Печатный Двор. В 1564 году Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили первую книгу «Апостол», в 1565 г. сборник ежедневных молитв «Часослов», а в 1574 г. был напечатан первый русский букварь.

Растущее стремление к грамоте вызвало большой спрос на печатные и рукописные пособия. Самыми большими тиражами издавалась с 1634 г. «Азбука» Василия Бурцова- Протопопова. В 1648 г., впервые в России, вышла «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. С 1682 г. распространялось «Считание удобное для купующих или продающих» таблица умножения. Существовали также и рукописные прописи, азбуковники и пособия по арифметике.

В Москве печатное дело продолжало развертываться. Характерная черта его развития в XVI веке – непрерывность. Но более широкое развитие печатное дело приобретает в первой половине XVII века.

Архитектура В начале XVI. завершилось строительство ансамбля Московского Кремля, большую роль в создании которого сыграли итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фьораванти, Марк Фрязин и Алевиз Новый.

Московский Кремль Зубчатые стены, башни, увенчанные рубиновыми звездами, Спасская башня, на которой установлены кремлевские куранты,- все то Московский Кремль. Вместе с лежащей рядом Красной площадью. Кремль – сердце нашей Родины.

Кремль как символ объединения русских земель Расположенная на удобных торговых путях Москва богатела, Московское княжество становилось все больше и могущественнее. Начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы в единое государство. И кремль сыграл немало важную роль в объединении всех земель. У него было уже не только оборонное значение, но и политическое: Кремль воплощал силу Москвы-столицы освободившегося от монголо-татарского ига единого Русского государства.

В русской архитектуре появился шатровый стиль, основанный на национальных традициях русского зодчества, ярким примером этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построенная в честь рождения сына Василия III, Ивана.

В XVII в. происходило постепенное сближение культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожи на светские хоромы

В гг. зародился новый стиль московское, или нарышкинское барокко: симметрия, многоярусность, резьба по белому камню, сочетание белого и красного цветов (церковь Покрова в Филях усадебный храм Л.К.Нарышкина).

Живопись Изобразительное искусство XVI в. имело две характерные черты: усиление светских мотивов и стирание границ местных школ. Основой общерусской национальной школы стала московская школа. Крупнейшим представителем московской школы живописи начала XVI вв. был Дионисий (около 1440 после 1503 гг.). Он написал иконы и переписал несколько фресок для Успенского собора Московского Кремля, расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Его творчеству свойственны пышная декоративность, яркий колорит и утонченный рисунок.

Свадьба в Кане Дионисий. Фреска. Около Собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

Фрески Дионисия

В конце XVII в. появились первые парсуны (портреты), написанные маслом на холсте. Меняется манера письма: если раньше техника была иконописной (изображения царя Федора Ивановича и князя М.В.Скопина-Шуйского), то теперь более пристальное внимание уделяется человеку, реалистичности мира, естественным пропорциям тела (портреты царей Алексея Михайловича В и Федора Алексеевича, дяди Петра I Л.К. Нарышкина, Г.П. Годунова).

Портрет царя Алексея Михайловича в большом наряде

Прикладное искусство Рост количества городов и городского населения, развитие ремесла в XVI в. способствовали достижению высокого уровня русского декоративно прикладного искусства. Центром прикладного творчества этого периода была Москва, где в царских и митрополичьих мастерских собирались лучшие ремесленники страны. Поразительно разнообразие ремесел того времени: резьба по дереву, художественное шитье (серебром и золотом с драгоценными камнями), медное литье, серебряное дело, чеканка, эмаль, литье колоколов и т. д.

Художественное шитье золотом

Резьба по дереву

Главным центром расцвета прикладного искусства В XVII веке являлись мастерские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие). В них работали собранные со всей Руси талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кружев, золотого шитья. Помимо московских мастеров широкую известность приобрели ярославские серебряники, холмогорские и устюжские мастера художественной росписи.

Общественно-политеческая мысль С образованием централизованного Российского государства связано развитие общественно- политической мысли. Вопросы о политическом строе, характере управления, самодержавной власти, роли церкви в государстве, правах и обязанностях различных сословий, а также о международном положении новой России требовали широкого обсуждения и идеологического обоснования. Традиционные литературные жанры этого периода проникнуты публицистическим содержанием, но появляются и собственно публицистические произведения в виде посланий и писем.

«Сказание о князьях Владимирских» и «Сказание о Владимире Мономахе» стали значительными вехами в разработке официальной идеологии великокняжеской власти. В этих произведениях обосновывается право русских правителей на царский титул и самодержавное правление. Братьям Курицыным принадлежит авторство интересных примеров русской еретической мысли «Лаодикийского послания» и «Мерила праведного», в которых содержится критика официального богословия и провозглашаются основы рационального мировоззрения.

Впервые в это время появляется сочинение, посвященное положению крестьян в России «Благохотящим царем правительница и землемерие» протопопа Ермолая-Еразма. В сочинении князя А. И. Курбского «История о великом князе Московском» и в его переписке с царем Иваном Грозным поднимались вопросы о природе царской власти и ее взаимоотношени ях с подданными.

Театр В 1672 г. в Москве впервые был создан придворный театр. В нем играли приглашенные немецкие актеры, все роли исполнялись мужчинами. Репертуар состоял из пьес на библейские или легендарно- исторические сюжеты. Этот придворный театр просуществовал всего лишь четыре года. При Славяно-греко-латинской Академии сложился школьный театр. Пьесы писались преподавателями, сюжеты были как евангельские, так и житийные. Все роли исполняли учащиеся, представления давали по праздникам. Широкое распространение получил бродячий театр, продолжавший национальные традиции: народные обряды, колядование с участием ряженных, праздники (проводы Масленицы), выступления скоморохов.