Проектирование работы по преемственности при переходе от дошкольного к начальному общему образованию Сиушева Г.Г., доцент кафедры управления и экономики образования КОИРО
Проблема организации преемственности обучения, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, затрагивает все звенья существующей образовательной системы
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.
Причины: обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня;
Исследования показали, что основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др. Отсутствие совместной деятельности по преодолению проблем обеспечения преемственности
Цель: обеспечить успешную адаптацию дошкольника к школе в условиях введения ФГОС и ФГТ
Изменения, вводимые ФГОС и ФГТ в деятельность образовательных учреждений Школа Личностные Метапредметные Предметные ДОУ итоговые результаты интегративные качества ребенка
Инвариантная часть нового учебного плана составляет 80% и вариативная 20% новая предметная область Основы духовно- нравственной культуры народов России -Включение в учебный план внеурочной деятельноси по направлениям развития личности. Прописаны % соотношение содержания обязительного и формируемого участниками образовательного процесса. образовательные области "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка";
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; Перспективные планы по образовательным областям; Программы направлены на формированиеобщей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; типовые задачи формирования лличностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; Система формироваения интегративных качеств
Модель воспитывающей деятельности, построенная на ценностных ориентациях, и программа её реализации: единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Технологии, обеспечивающие системно- деятельностный подход и духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Программа должна предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Модель сетевого взаимодействия ОУ, семьи, социума, применение рекомендуемого врачами режима дня; введение школы полного дня Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает: 1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей предусматривающая личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; 2) проектирование воспитательно- образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями
Мониторинг духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка
УМК и СУ из рекомендованного списка Экспертиза. 2011г.
Обеспечить научно- методическое сопровождение учителей и условия реализации ФГОС. Оборудование кабинетов и др. помещений (спортзала, библиотеки, рекреаций, столовой и т. д.) Оборудование и оснащение групповых комнат и других помещений (физкульурного, музыкального зала, рекреаций, столовой и т. д.)
Обеспечить доступ к сети Интернет. Создать условия для широкого использования ИКТ. НСОТ
Родители – участники образовательного процесса взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; Сотрудничество с родителями Проектные методы введения инноваций
Нормативные правовые документы школы Определить объем расходов. Привлечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования, дополнительных финансовых средств
Проект « Совместная работа школы и ДОУ по преемственности при переходе от дошкольного к начальному общему образованию» Полное наименование проекта… 1.Краткая аннотация проекта 2.Цель проекта Задачи проекта
3. Характеристика объекта проектирования Описание ситуации. Описание ситуации завершается чётким формулированием проблемы (или проблем). 3.2.Приведение основных понятий и терминов Актуальность проекта. Что может улучшить данный проект? Чему он будет способствовать? С какими важными инициативами соотносится?
4.Технология (механизм) внедрения социально-педагогической инициативы. Перечень единичных проектов Результат
Пакеты работ, входящие в единичный проект. Ответственные за выполнение пакета работ Отдельные работы, входящие в пакеты работ Исполнители отдельных работ Ожидаемые результаты выполнения работ Тема единичного проекта________________________ _____________________________________________________
Содержание и количество ресурсов по их видам Кадровы х информационн ых Нормативно- правовых Других Видов (См. перечень выше) Школа ДОУ Структура ресурсов представляет собой разделение ресурсов, как по видам условий осуществления деятельности: мотивационных, кадровых, материально-технических, научно- методических, финансовых, организационных, нормативно- правовых, информационных, так и по «количеству» ресурсов того или иного вида, а также по уровням управления реализацией проектов.
План-график реализации единичного проекта п/п Этапы единичного проекта и решаемые задачи СрокиОтветственные исполнители Ожидаемые результаты началаокончания … ….
Механизм оценки результатов ( оценка хода и результатов работы по проекту) Наименование контролируемого и оцениваемого пакета работ Сроки контроля и оценки Ответственн ые (й)