Психолого- педагогическое сопровождение одаренных детей Кузичкина Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры педагогических инноваций КОИРОФ.И.О.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа педагога-психолога с одаренными детьми. 1. дисциплинированный 2. неровно успевающий 3. организованный 4. выбивающийся из общего темпа 5. эрудированный.
Advertisements

Педсовет г. Цель педсовета: Цель педсовета: оказание методической помощи учителям в деятельности с выявлением и развитием способностей одарённых.
Одаренные дети Каусова Нурия Кубашовна. : Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или.
Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ гимназии528 Алексеенко Ю.Г.
Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо. Дидро.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК-КТО ОН ?. Актуальность Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются,
Подготовила учитель информатики МСОШ 34 Багуманова Э.А.
Не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.
ФГОС НОО С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального.
Адаптация- привыкание, вписывание человека в какую – то среду. Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются: 1. Формирование.
Подготовила: школьный психолог Красногорской средней школы 1 Машина Вероника Юрьевна.
ФГОС НОО С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить "да" или "нет" ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ.
27 января 2009 года Тема родительского собрания: «ВЫБОР ПРОФИЛЯ».
L/O/G/O Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен? а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем. 2. Вы сами можете.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Транксрипт:

Психолого- педагогическое сопровождение одаренных детей Кузичкина Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры педагогических инноваций КОИРОФ.И.О. преподавателя Костромской областной институт развития образования Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования» ФЦПРО

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.» / В.А. Сухомлинский/ Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования» Федеральная целевая программа развития образования

Стереотипы об одаренности - нет неспособных детей, а есть лишь неспособные учителя; - учить одаренных детей - одно сплошное удовольствие, и общение с ними легко и приятно; - одаренные - те, кто учится легко и быстро.; - задатки превращаются в способности только в деятельности, и именно деятельность есть основа развития способностей

ТЕСТ П. Торранса Отметить знаком + те качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком - то, что не нравится: 1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист). 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, на лету схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мы ели. 16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Так что же такое одаренность? Задатки врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. Способности – это способы выполнения деятельности Одарённость уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием.

Задатки-семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет.

Виды одарённости художественная одаренность; умственная (интеллектуальная) одаренность; одаренность в сфере социальных отношений (лидерство); психомоторная (например, в спорте); творческая - высокая способность к созданию новых идей.

ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ Все способности имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любых способностей. Эти общие способности определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, и потому их часто называют умственными способностями. А.С. Пушкин А.С. ГрибоедовЮ. П. Власов

сензитивные периоды развития способностей До трех лет - музыкальные способности. С 3 -4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями С 11 лет –специализированные способности, в том числе ярко проявляются - творческие

ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ Невероятная потребность одаренных детей в умственной работе, их, без преувеличения страсть к познанию; деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие.

Очень важно: Занятия, проводимые без желания ребенка, любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей либо бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней. Отметки, особенно в начальных классах, сами по себе никак способности не характеризуют. Начинать учение ребенка надо с радости познания, только на этом фоне можно развить способности.

Задание: Придумайте какой-нибудь необычный рисунок на основе кружочка. Обычный кружок. Ну, что вам приходит в голову?

Какие они – ученики с творческими способностями? Ученики, у которых на все свое мнение, своя позиция, иногда очень отличающаяся от общепринятой. Им приходят в голову странные идеи - глупые, по мнению все знающих отличников, необычные, по мнению людей, умеющих ценить нешаблонное. От них не знаешь чего ожидать, их занятия кажутся непонятными большинству детей и родителей.

Основные типы одаренности. - предполагает отсутствие собственного подхода, отсутствие самости, потому что это только затруднит восприятие чужой мысли, замедлит скорость восприятия и научения, это ярко выраженная направленность на обучение, усвоение. Усваивающая, или учебная одаренность Творческая одаренность У нее не только по-другому устроен мозг, не только большие возможности нешаблонного видения мира - у нее по-другому организована именно личность. Личность, не умеющая приспосабливаться, неконформная.

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ОТЛИЧИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ УЧЕНИКОВ ? 1. Интеллектуальные ученики несколько чаще, чем творческие, обращаются к ответам (если есть).Творческих школьников больше интересует сам процесс учебной деятельности.. 2 Если у интеллектуально одаренного испытуемого не получалась какая-то задача, то он довольно быстро переходил к следующей; создавалось впечатление, что этим детям важно набрать как можно большее число решенных задач. Другое дело - творчески одаренные школьники. Наткнувшись на трудную задачу, они могли очень долго сидеть над ней, игнорируя предложение экспериментатора посмотреть ответ. Конечно, ничего удивительного в том, что общее число решенных задач было больше у интеллектуальных испытуемых даже по одной первой серии (не считая пауз, которые интеллектуалы заполняли тоже решением задач). Неожиданное для нас заключалось в том, что в некоторых случаях даже по серии Фантазии количество взятых заданий у интеллектуалов было большим, чем у.творческих испытуемых, которые и в этой серии могли прилипнуть к одному заданию, что крайне редко встречалось у интеллектуалов). 3. Значительная часть испытуемых интересовалась своим психологическим рейтингом; однако среди них интеллектуалов опять-таки было больше, чем творческих.

Уровни познавательной потребности потребность во впечатлениях (ориентировочный рефлекс - что такое); любознательность (интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. Любознательность выражается в интересе к тем или иным занятиям, в склонности к изучению того или иного предмета, (авто-мото-вело- фото-кино-радиокружок); Целенаправленность познавательной деятельности. Удовольствие, радость остаются (иначе это не познавательная потребность), но теперь они не стихийны, а связаны со стратегической целью: получить профессию, провести научное исследование и т. д.

Практикум к теме Задание1 Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? Действительно ли вы можете судить об одаренности ребенка, понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребенка? Все это может показать тест, который вам предлагается выполнить. Дайте на каждый вопрос один из трех ответов: «да», «нет», «не знаю». Приступайте!

1. Нельзя слишком рано учить ребенка читать, даже если он сам к этому стремится. 2. Память - это самое главное для развития способностей. 3. Пока ребенок мал, никаких жестких требований к нему нельзя предъявлять. 4. Нельзя одаренного ребенка учить точно так же, как обычного. 5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не соответствующие их способностям. 6. Ребенку с ранних лет необходимо предоставить выбор везде, где это только можно: в еде, одежде, прогулках и даже выборе друзей. 7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять маленькому ребенку слишком строгие требования - от этого страдает личность. 8. Любой урок в школе должен быть интересен ребенку - без этого не будут развиваться способности. 9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении. 10. Математику до лет должны достаточно полно изучать все дети, вне различий в способностях. 11. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребенок был ориентирован только на отличные отметки. 12. Нельзя к ребенку, пусть даже маленькому, постоянно проявлять свою любовь - можно избаловать. 13. Детей до 11 лет нельзя обучать в профилированных классах - математических, гуманитарных и т. д. 14. Нельзя наказывать ребенка за сломанную игрушку. 15. Ребенка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу. 16. Ребенка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому. 17. У каждого ребенка должна быть уверенность в своих силах. 18. Нужно постоянно проявлять свою любовь, когда ребенок мал, любовью избаловать невозможно. 19. Нельзя наказывать ребенка за плохое выполнение интеллектуальной деятельности - плохо прочитал, неправильно сосчитал и т. п. 20. Если ребенок обыкновенный, нельзя чтобы он считал себя способным, это будет мешать ему в жизни. 21. Одаренность только от Бога. 22. Одаренного ребенка можно сразу определить - он поражает всех своими знаниями и суждениями. 23. Маленького ребенка нельзя постоянно брать на руки - этим его можно избаловать. 24. Хороший учитель - тот, на уроке которого детям всегда интересно и они не замечают, как идет время. 25. Нужно, чтобы с самого раннего детства ребенку поменьше запрещали, тогда он вырастет настоящей личностью. 26. Маленького ребенка нельзя наказывать, это ведет к подавлению личности. 27. От оценок в школе желательно совершенно избавляться. 28. Когда взрослые читают ребенку, очень важно, чтобы он сидел тихо и прислушивался к каждому слову. 29. Одаренным детям ни в коем случае нельзя говорить, что они - одаренные, они могут зазнаться. 30. Для того чтобы ребенок вы рос способным, с ним обязательно надо заниматься еще до школы чтением, счетом, иностранным языком. 31. Для развития способностей от ребенка необходимо требовать, чтобы он ежедневно читал хотя бы две-три страницы.

А теперь подсчитайте количество правильных ответов. Ответов на некоторые вопросы нет в тексте и правильный ответ на них свидетельствует о вашей педагогической или родительской интуиции (либо о просвещенности в этой области). Ответы на анкету. верно - (+) не верно - (-) 1. (v) 6. (+) 11. (v) 16. (+) 21. (v) 26. (v) 31. (v) 2. (v) 7. (v) 12. (v) 17. (+) 22. (v) 27. (v) 3. (v) 8. (v) 13. (v) 18. (+) 23. (v) 28. (v) 4. (v) 9. (+) 14. (+) 19. (+) 24. (v) 29. (v) 5. (+) 10. (+) 15. (+) 20. (v) 25. (v) 30. (v) Итак, если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рановато. Если неправильных ответов всего очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать ее на практике. Если неправильных ответов всего это просто замечательно, вы настоящий гений педагогической интуиции - вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным педагогическим способностям.

Спасибо за внимание!