Тема Волкова Любовь Альбертовна, к.п.н. доцент кафедры педагогических инноваций 05. Марта 2013 г Костромской областной институт развития образования Областное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема Волкова Любовь Альбертовна, к.п.н. доцент кафедры педагогических инноваций 05. Марта 2013 г Костромской областной институт развития образования Областное.
Advertisements

Развитие УУД на проектных уроках математики. учиться». Цель образования общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
« Великая цель образования – это не знания, а действия ». Герберт Спенсер.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Егорова О.А. – учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 1 г.Майского»
МАСТЕР – КЛАСС «Прекрасное пробуждает доброе…» МОУ «Средняя общеобразовательная школа 48» города Курска по теме «Формирование универсальных учебных действий.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Семинар Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников Формирование универсальных учебных действий гимназия «Пеленг» 2012.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Учитель начальных классов Мартынова О.А.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Транксрипт:

Тема Волкова Любовь Альбертовна, к.п.н. доцент кафедры педагогических инноваций 05. Марта 2013 г Костромской областной институт развития образования Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования» ФЦПР О Способы формирования универсальных учебных действий у талантливых школьников

Важные понятия УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ процесс «самоизменения» человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение учебной цели. УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ учебное действие, имеющее надпредметный характер (личностное, регулятивное, познавательное,коммуникативное). Надпредметные действия - это действия, которые являются общими для ряда учебных предметов из разных областей знания, применимы при решении жизненных ситуаций и могут быть усовершенствованы со временем

К основным функциям УУД можно отнести: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Основополагающей особенностью УУД является их универсальность - иметь надпредметный, метапредметный характер; - обеспечивать целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; - обеспечивать преемственность всех ступеней образовательного процесса; - лежать в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, независимо от ее специально-предметного содержания; - соответствовать этапам усвоения учебного содержания и развития способностей

ФГОС Компетентностный подход в образовании УУДЛичностныеПознавательныеКоммуникативныеРегулятивные

Личностные универсальные учебные действия Личностные УУД Самоопределение Смыслообразование Нравственно- эстетического оценивания

Самоопределение одарённых учащихся (ситуация выбора, осознание своей позиции) Аспекты деятельностиОсобенности деятельности Учебное заданиеВыбирают: интересное провоцирующее, трудное Внеурочная деятельность Участвуют активно, если совпадает с их интересами, стараются уйти от участия любыми способами, если не совпадают. ПрофориентацияВыбор может быть затруднён ввиду нескольких видов успешной деятельности Межличностная учебная ситуация Стараются быть лидером, берут инициативу на себя Межличностная конфликтная ситуация Уходят от конфликтов, если чувствуют опасность (невысокие физические характеристики). Конфликтуют активно (даже по пустякам), если не видят прямой опасности Выбор дополнительного образования в школе Превышают количество и объёмы

Действие смыслообразования одарённых учащихся (ради чего, какой смысл, как сделать?) Аспекты деятельностиОсобенности деятельности Связь между целью выполнения задания и мотивом Избирательность мотивации (хочу именно это) Скорость мыследеятельности Быстрое нахождения предлагаемого действия (класс отстаёт) Особенности смыслообразования Оригинально, не стандартно, самостоятельно ( иногда не понятно окружающих) Уточняющий вопрос Может поставить учителя в тупик Как превратить энергию в массу ?

Нравственное оценивание у одарённых учащихся Аспекты деятельностиОсобенности деятельности Умение выделить нравственный аспект поведения Возможна своя аргументация поступков, не всегда соотносящаяся с общепринятыми нормами Соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами Ориентации в социальных роляхСложность выбора (при наличии нескольких характеристик одарённости) Выстраивание межличностных отношений Многоаспектные проблемы (нет контакта со сверстниками, есть недопонимание родителями и др.) «Был бы умнее не поступил бы так» «А ты докажи!» «А почему нельзя?»

Образовательные подходы 1. Самоопределение не только аргументируется, но и прогнозируется по последствиям для учащегося; 2. Выбор предметных и профильных областей возможен многоаспектный (сразу несколько); 3. «Высокий уровень мышления» (педагогические тупики) – просьба упростить для окружающих, дать как индивидуальное задание для поиска объяснений; 4.При сложном контакте со сверстниками- решение общих задач(разные по видам деятельности), выполнение заданий совместно с учащимися более старших классов.

Регулятивные универсальные учебные действия одарённых учащихся (действия обеспечивающие условия для формирования метапредметных умений ) Регулятивные УУД Прогнозирование Планирование Целеполагание Контроль Оценка Коррекция

Регулятивные универсальные учебные действия МысльОсобенности деятельности Прогнозирова ние Характерно. Но прогнозирование может носить философский аспект, быть излишне теоретически направленным. ЦелеполаганиеЕсть проблема выбора цели, но легко даётся формулирование цели и выстраивание шагов ПланированиеХорошие стратеги, но иногда плохие тактики (уход от реального). Проблема времени Контроль Внутренний план (логика) удаётся больше, чем контроль за внешними деталями Оценка Аргументирована, но может быть эмоциональный всплеск в сторону, как плюса так и минуса относительно своих результатов. КоррекцияПосле эмоционального выброса - всё получается

Образовательные подходы 1. Деятельность по самоэкспертизе результатов и корректировке деталей работы; 2. Тренинги эмоциональной регуляции (констатация успехов и неудач как нормы, принятие решений о выходе из ситуации как нормы и другое); 3. Доработка деталей, практических шагов и формы деятельности ; 4. Взаимоконтроль «умников», а не других школьников; 5. Критериев оценки должно быть больше и они должны быть сложнее, чем у других учащтихся

Коммуникативные универсальные учебные действия одарённых учащихся (англ. mass communication, пути сообщения, способы связи) Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Умение выражать свои мысли Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнёра

Коммуникативные универсальные учебные действия МысльОсобенности деятельности Постановка вопросов Делают легко, если не считать вопросов, которые ставят учителя в тупик Умение выражать свои мысли Делают легко, но эти мысли не всегда просто воспринимать другим учащимся Планирование учебного сотрудничества Делают легко, но планируют деятельность на высоком уровне сложности ( другие учащиеся затрудняются осуществлять деятельность по их плану) Разрешение конфликтов Легко только учащимся с лидерской одарённостью Управление поведением партнёра Легко только учащимся с лидерской одарённостью

Образовательные подходы 1. Деятельность в группе с учащимися, имеющий высокий уровень способностей; 2. Задания по поиску и аргументации компромиссов; 3. Задание на адаптацию проектной деятельности к условиям среды, ресурсным условиям; 4. Разработка учебных проблемных вопросов и заданий;

Познавательные универсальные учебные действия одарённых учащихся Познавательные УУД Рефлексия деятельности Формулирование проблемы Умение строить высказывание Структурирование знаний Моделирование Смысловое чтение Поиск информации Рефлексивный метод - (от лат. reflexio обращение назад, «поворачивание»). Способность к критическому мышлению, к самоанализу. Высокий уровень успешности

Инструментарий сопровождения формирования УУД у одарённых учащихся

Логические УУД - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.

Способы Формирования УУД у одарённых школьников 1. Задания «открытого типа» - задания не имеющие однозначного решения 2. Решение реальной проблемы (найти свою версию происхождения чего- либо, доказать закономерность, выдвинуть версию и т.д.) 3. Нахождения принципов построения объектов и взаимосвязи частей 4. Формулирование версии происхождения чего-либо, причин появления тех или иных характеристик изучаемого объекта, явления, процесса Одновременная работа с разными способами исследования И т.д.

Синквейн (пятистрочный белый стих) 1. Одно существительное- тема синквейна 2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему. 3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий. 4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение). 5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание. Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.

Кластер (пучок, созвездие) (Совокупность элементов, образующих группу единиц) Ключевое слово Понятие, связанное с ключевым словом Понятие, связанное с предыдущим Понятие связанное с предыдущим Понятие, связанное с предыдущим Понятие связанное с ключевым словом Понятие связанное с предыдущим Понятие, связанное с ключевым словом Способ выявления взаимосвязей отдельных характеристик(частей) объекта)

Формирование УУД при разных видах одарённости Вид одарённостиУспешнее всего формируемое УУД 1. АкадемическаяПознавательные (наука, искусство), личностные 2. ИнтеллектуальнаяПознавательные (наука), регулятивные, личностные 3. Художественно- эстетическаяПознавательные (искусство), личностные, коммуникативные (общее дело) 4.Организационно- коммуникативная Коммуникативно – личностные (психологический аспект), 5. Спортивно- физическаяКоммуникативные (командная игра), личностные 6 ПрактическаяПознавательные ( социальная полезная практика), личностные,

Звезда сбывшихся ожиданий Каждый вектор стрелка –это задача Задача оценивается от 1 до 5 баллов

Методика (Л.С. Кожуховская, И.В. Поздняк) Голодный или сытый? 1.Учащиеся определяют, насколько они удовлетворены тем, что получили в ходе обучения. 2. Те, что «насытились» содержанием изучаемого предмета, встают около двери; те, кто еще ощущает себя «голодным» – у окна. 3.Перед выполнением упражнения необходимо предупредить участников о соблюдении полной тишины и недопустимости переговоров. 4. Каждый рассказывает о том, что оказало влияние на его решение. Рекомендуется начинать с «сытых». 5.Учитель либо экспертная группа фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности 6. В заключении, обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их«голода».

Спасибо за внимание!