Образовательная система «Школа 2100» Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО 2011 Костромской областной институт развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
Advertisements

«Школа 2100» «Школа 2100». Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания образования. Цель: обеспечить.
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
« Великая цель образования – это не знания, а действия ». Герберт Спенсер.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Системно- деятельностный подход в обучении - основа ФГОС Улитина Е.В - зам директора по УВР МБОУ «СОШ с. Терновка» Энгельсского раойна Саратовской области.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Учитель начальных классов Т.Е. Данилова.
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Толмачева С.М., руководитель ШМО учителей начальных классов МОУ СОШ 9 г. Амурска 1 февраля 2012 г.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Образовательная система «Школа 2100». Основные идеи концепции: ориентация на потребности и возможности современной массовой школы; опора на педагогическое.
УМК «ШКОЛА 2100». Образовательная система «Школа 2100» - это: 1. Концепция и научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом под научным.
Универсальные учебные действия как важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения Колесникова Е.В. учитель русского языка и литературы.
Обеспечение преемственности дошкольного образования и начального общего образования средствами УМК ОС « Школа 2100»
УМК «ШКОЛА 2100». Образовательная система «Школа 2100» - это: 1. Концепция и научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом под научным.
Транксрипт:

Образовательная система «Школа 2100» Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО 2011 Костромской областной институт развития образования

2 Готова ли школа к новым требованиям или продолжаем «давать знания»?

Образование Цели и задачи Содержание (чему учить?) Технологии (как учить?) Контроль и оценка КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Как удовлетворить новый заказ?

парадигмы ФГОС нового поколения декларирует изменение парадигмы образования: ОТ УСВОЕНИЯ СУММЫ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАЗВИТИЮ К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ. УЧАЩЕГОСЯ.

Развивающее обучение Активно-деятельностный способ (тип) обучения, опирающийся на закономерности психического развития личности, нацеленный на формирование психических новообразований, свойственных ведущей деятельности. Научное обоснование дано в трудах: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Методологическая и теоретическая основа ФГОС Системно-деятельностный, Системно-деятельностный, личностно-ориентированный и гуманистический подходы, разработанные в трудах Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л. В. Занкова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и других.

Концептуальные положения развивающего обучения Обучение должно идти впереди развития, и ориентироваться на зону ближайшего развития. Развитие невозможно без всестороннего общения, которое активизирует мыследеятельность. Ученик – субъект учебной деятельности. Развитие происходит в свободном, но организованном сотрудничестве и общении. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Цель развивающего обучения Формирование у подрастающего поколения способностей к самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию через формирование у них познавательного интереса, способности к рефлексии, мысленному планированию и самооценке, а также основ теоретического мышления и сознания.

Учебная деятельность Мотивация (могу, хочу) Целеполагание (успех, разрыв, проблема) Постановка задач. Учебные действия по преобразованию содержания (анализ, сравнение, синтез..). Рефлексивный контроль и оценка. Действия корректировки.

Личностно ориентированные принципы Принцип адаптивности: создание адаптивной школы, которая «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды». Не ребенок для школы, а школа для ребенка! Принцип развития: целостное развитие личности и готовность личности к дальнейшему развитию. Развивающее образование в исконном, прямом смысле этого слова ориентировано на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и способности, но именно личность. По удачному выражению знаменитого американского психолога А.Маслоу, «образование в демократическом обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности (а не только элите) в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества» Принцип психологической комфортности: во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса: «Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит...»; во-вторых, создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника атмосферы (у Л.Н. Толстого рассуждение о «школьном состоянии души», когда «все высшие способности – воображение, творчество, соображение – уступают место каким-то другим, полуживотным способностям... подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием страха, напряжения памяти и внимания»); в-третьих, опора на внутренние мотивы и, в частности, на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед.

Культурно ориентированные принципы Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Принцип целостности содержания образования. Важнейшая особенность содержания образования – оно изначально едино. Принцип систематичности. С самого начала образование должно быть едино и систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования. Принцип смыслового отношения к миру. Мировоззрение – не отстраненное «воззрение на мир», а видение его через нашу личность, через мотивы и установки, ценности и убеждения, в свете нашего индивидуального опыта – не только познавательного, но и эмоциональносмыслового. Принцип ориентировочной функции знаний. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности. Поэтому форма представления знаний в учебном процессе должна быть понятной учащимися и принимаемой ими. Вторая сторона этой же, в сущности, проблемы: будучи частью научной картины мира (или по крайней мере стремясь к ней как к математическому пределу), знания обязаны отражать в процессе обучения язык и структуру научного знания. Принцип овладения культурой. В самом первом приближении культура – это способность человека ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

Деятельностно ориентированные принципы Принцип обучения деятельности. Мы учим ставить цели, контролировать и оценивать свои и чужие действия. Как бы справедливо мы ни обрушивались на сведение содержания образования к ЗУНам, без формирования умений и лежащих в их основе навыков (осмысленных, ситуативно направленных действий и автоматизированных операций) представить начальное обучение невозможно. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Сделать ученика готовым к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни. Принцип управляемого перехода от совместной учебнопознавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика. Обучение деятельности, вообще процесс обучения, предполагает на определенном этапе совместную учебнопознавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя. ЗБР – это то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен выполнить самостоятельно. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие! Креативный принцип. Необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Сегодня у школьника отношение к миру в схемах «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею» должно смениться параметрами «ищу – и нахожу», «думаю – и узнаю», «пробую – и делаю».

Образовательная система «Школа 2100»: Концепция и научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом под научным руководством А.А.Леонтьева, Д.И.Фельдштейна, С.К.Бондыревой, Ш.А.Амонашвили; Комплект учебно-методических комплексов (УМК), реализующих непрерывное образование по всем школьным предметам на основе концепции образовательной системы нового поколения. Набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников. Многоуровневая система повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений.

Академик РАО А.А. Леонтьев (1936–2004), первый научный руководитель Образовательной системы «Школа 2100» Д.И. Фельдштейн - д.пс.н., профессор, действительный член РАО, действительный член АПСН, вице-президент РАО, почетный член Американской психологической ассоциации и член координационного совета Международного общества исследования поведенческого развития. Непрерывность – наличие последовательной цепи учебных задач,... переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное продвижение учащихся вперёд на каждом из временных отрезков. Преемственность – непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (ДОУ – школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение), единая организация этих этапов (форм) в рамках целостной системы образования. (академик А.А. Леонтьев)

Кто обеспечивает ИНТЕГРАЦИЮ? Единый авторский коллектив – совет координаторов направлений (люди, которые встречаются каждую неделю) Русский язык, литература Е.В. Бунеева Президент «Школы 2100» Обществознание Д.Д. Данилов Математика С.А. Козлова Естествознание А.А. Вахрушев Информатика А.В. Горячев Р.Н.Бунеев

Образовательной системе «Школа 2100» – 15 лет

Технологии, заложенные в учебники «Школы 2100»: от «ментора-наставника» к «партнеру» Проблемно-диалогическая технология (изучение нового материала) = решение задач, самоорганизация Технология формирования правильного типа читательской деятельности (чтение и понимание текстов) = коммуникации Технология оценки учебных успехов (контроль результатов) = саморегуляция

Технология организации преемственности: алгоритм «8 шагов» 1. Методическое объединение (МО) = начальная + основная школа 2. МО: портрет выпускника (+ технологии и содержание) 3. Открытые уроки в 4-м кл. + МО 4. Совместные уроки в 4-м кл. + МО 5. Диагностика + Род.собрание 6. Уроки в 5-м кл. + МО 7. МО: адаптация 8. Эффект

ЦЕЛИ – действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. ТЕХНОЛОГИИ. Проблемный диалог. Продуктивное чтение. Оценивание учебных успехов. СОДЕРЖАНИЕ. Дела воспитания (прогр. ДНВ). Обучение по предметам: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФГОС

Любой учебник, как автопилот, приведёт к новому образовательному результату. Именно так нужно действовать, когда вы работаете с «Букварём». Ребёнок не должен отвлекаться от основного содержания предмета – обучения грамоте.

Образовательная система «Школа 2100»

Но если вы готовы решать всё самостоятельно, то сами можете выбрать маршрут. В учебниках для этого созданы специальные «навигаторы». Выделены задания, направленные на НОВЫЙ образовательный результат Личностное развитие Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) Познавательные УУД Коммуникативные УУД Предметные результаты Обозначены этапы проблемно-диалогического урока ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ

Но если вы готовы решать всё самостоятельно, то сами можете выбрать маршрут. В учебниках для этого созданы специальные «навигаторы». Элементы технологии продуктивного чтения в учебниках Элементы технологии оценивания в тетрадях Умения Уровни

РЕПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ это воспроизведение известного Репродуктивные задания Какие систематические группы выделяют биологи? Как человек использует растения? Какова роль биологии в жизни людей? Я ложусь в двенадцать спать, Силы нет раздеться, Вот бы сразу взрослым стать, Отдохнуть от детства. НО НЕ СЛИШКОМ ЛИ ИХ МНОГО?.. Прочитайте статью учебника (с. …). Назовите признаки приключенческой литературы. Вопросы для повторения. Отвечая на вопросы, приводи свои примеры.