ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Шамбасова О.В. педагог-психолог МОУСОШ 4 Октябрь 2011г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Advertisements

Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Термин «универсальные учебные действия» означает: способность субъекта к саморазвитию и само- совершенствованию путем сознательного и активного присвоения.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Универсальныеучебные действия (УУД) Универсальныеучебные Педагог – психолог МБОУ СОШ 3 поселка Эльбан Процкая Ольга Юрьевна.
Отбор и систематизация средств формирования УУД. УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
«Организация мониторинга качества образования в 1 классе » Бондаренко Светлана Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Шамбасова О.В. педагог-психолог МОУСОШ 4 Октябрь 2011г.

Приоритетное направление новых образовательных стандартов – реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальная задача: обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин

Теоретико-методологическая основа развития УУД Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Концепция развивающего образования была теоретически обоснована и развита в трудах Л.С. Выготского. Он рассматривал обучение как движущую силу развития. Л.С. Выготский делал вывод о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка;

В помощь учителю серия: «Стандарты второго поколения» Универсальные учебные действия под ред. А.Г. Асмолова

Определение понятия «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Виды универсальных учебных действий 1) личностные 2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции) 3)познавательные включая общеучебные, логические и знаково- символические 4)коммуникативные

Модель системы универсальных учебных действий, демонстрирующая взаимозависимость и взаимообусловленность всех видов УУД Познава- тельные Регуля тивные Коммуника тивные Личностные

Портрет выпускника начальной школы Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться. Любящий родной край и свою страну. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся самоопределение Смыслообразование т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом нравственно-этическая оценивание усваиваемого содержания материала, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы Самоопределение 1.Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности своей Родине, народу и истории ответственности человека за благосостояние общества; осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России. 2.Формирование картины мира культуры: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. 3.Развитие Я-концепции и самооценки личности: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. 4. Внутренняя позиция школьника

Развитие мотивов учения - показатель сформированности внутренней позиции школьника, самоопределения и смыслообразования Виды учебных мотивов Учебно-познавательные мотивы. Социальные мотивы (потребность в социально значимой деятельности, мотив долга). Позиционный мотив (стремление занять новое положение ) Внешние мотивы Игровой мотив. Мотив получения высокой оценки.

Организация учебного процесса для развития познавательных мотивов создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе; формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений; организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

Нравственно-этическая ориентация включает: Формирование целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности Ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения формирование моральной самооценки развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости формирование установки на здоровый образ жизни формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Показатели сформированности личностных универсальных учебных действий к концу 1 класса Способности как результаты обучения в 1 классе Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

2.Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка волевая саморегуляция

Формирование регулятивных действий целеполагание как постановка учебной задачи планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

В чем выражается сформированность саморегуляции младшего школьника 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей

Показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий к концу 1 класса Способности как результаты обучения в 1 классе Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

3.Познавательные универсальные действия 1.Общеучебные действия 2.Логические действия 3.Постановка и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические моделирование умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; постановка и формулирование проблемы

2. Универсальные логические действия: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Синтез как составление целого из частей Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Установление причинно-следственных связей, Построение логической цепи рассуждений, Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. 3.Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Показатели сформированности познавательных универсальных учебных действий к концу 1 класса Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

4.Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением (своего и партнера) – контроль, коррекция, оценка действий (своих и партнера); умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Три группы коммуникативных действий коммуникация как взаимодействие коммуникацией как сотрудничество коммуникация как условие интериоризации.

Показатели сформированности коммуникативных универсальных учебных действий к концу 1 класса. Способности как результаты обучения в 1 классе Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Программа внеурочной деятельности по формированию УУД « ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!» Цель программы: Формирование у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих гармоничное развитие личности обучающихся, «умение учиться», как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

Программа внеурочной деятельности по формированию УУД « ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!» Задачи: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке). формирование интереса к себе и окружающему миру формирование внутренней позиции школьника, личностной мотивации учебной деятельности; Освоение алгоритмов основных универсальных логических действий; использование знаково-символические средства, в том числе овладение действием моделирования; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; формирование невербальных и вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); формирование умения работать в парах и малых группах; формироваие навыков целеполагания, планирования, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценки своей работы.

Успехов Вам, дорогие учителя!