Образовательный проект «Космофизическое образование для учителей и учащихся общеобразовательных школ г. Костромы и Костромской области» Координатор проекта-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.А. Некрасова, физико-математический факультет.
Advertisements

Астрономия – наука о Вселенной. Солнечная система Планеты земной группы: –Меркурий Меркурий –Венера Венера –Земля Земля –Марс Марс Планеты - гиганты –Юпитер.
Презентация элективного курса «Астрофизика - школьникам» 11 класс. (16 часов). Учитель: Дупленко Ольга Викторовна МОУ СОШ 5 п. Новочунка 2010/201 учебный.
Первая молодёжная школа «Микромир и макромир» 29 марта-6 апреля 2011 г. Москва, НИИЯФ МГУ.
Дипломная работа Ошибки позиционирования GPS – приёмников в условиях полярных геомагнитных возмущений. студента V курса Маклакова Владимира Николаевича.
Космические лучи Посланцы из неведомых краёв. Космические лучи были открыты около ста лет назад. Тогда они порядком озадачили астрономов. Было непонятно,
Планеты Солнечной системы. Солнце Солнце – это звезда, самая ближайшая к Земле. Температура на поверхности Солнца 6000˚С, в центре достигает ˚С.
Понятие о космосе.. Звёзды: Громадные, раскаленные газовые шары, излучающие свет. Звезды красныежёлтыебелыеголубые.
Урок географии в 6 классе на тему «Земля во Вселенной» Подготовила учитель географии Чигирева Елена Дмитриевна.
Понятие о космосе. Звёзды: Громадные, раскаленные газовые шары, излучающие свет. Звезды красныежёлтыебелыеголубые.
Презентацию подготовила Бурняшева Алина 11 (А). Что представляет собой Солнечная система? В солнечной системе 8 наиболее крупных небесных тел, или планет.
Планета Земля Автор: Ерохов Алексей. Внутреннее строение планет земной группы.
«КосмоЗнайка» Отчет – представление деятельности учащихся младших классов МОУ «Маминская средняя общеобразовательная школа»
Вселенная Выполнила: В.Р. Миндиярова, учитель биологии и химии Старо- Шагиртской СОШ Куединского района.
Программа элективного курса по Астрономии «Жизнь во Вселенной»
К.В.Холшевников СПбГУ Что дает астрономия человечеству Москва марта 2009 г. «Астрономия и общество»
презентация по астрономии "Солнечный ветер"
Вопросы о Вселенной Игра «Интеллект». 1. Какие созвездия древние греки называли «звериным кругом»? A. 12 созвездий с названиями млекопитающих и птиц;
Самарский лицей информационных технологий Кафедра естествознания.
Как мы живем и отдыхаем. Активное знакомство в сентябре друг с другом.
Транксрипт:

Образовательный проект «Космофизическое образование для учителей и учащихся общеобразовательных школ г. Костромы и Костромской области» Координатор проекта- ректор КОИРО Лушина Елена Альбертовна Куратор со стороны ДОН КО – начальник отдела информационно-аналитического и правового обеспечения Рябкова Елена Леонидовна Куратор со стороны КГУ –профессор кафедры теоретической физики, декан ФМФ КГУ Попов Дмитрий Евдокимович

Участники Лицеи 17, 41, 20, 32 г. Костромы – на базе ФМФ КГУ;Лицеи 17, 41, 20, 32 г. Костромы – на базе ФМФ КГУ; Предполагается дистанционноПредполагается дистанционно Лицей 1 г. Мантурово;Лицей 1 г. Мантурово; Лицей 3, г. Галич;Лицей 3, г. Галич; Лицей 1 г. Волгореченск;Лицей 1 г. Волгореченск; МОУ Николо-Паломская СОШ Парфеньевского районаМОУ Николо-Паломская СОШ Парфеньевского района

График учебного процесса еженедельно, в каждый четверг, в 15.30, в ауд. 19, корпуса Б КГУ;еженедельно, в каждый четверг, в 15.30, в ауд. 19, корпуса Б КГУ; Январь:Январь: – – лекция – – лекция – видеофильм – видеофильм 1 Февраль:Февраль: 4.02 – лекция4.02 – лекция – лекция – лекция – видеофильм 2, – видеофильм 2, – лекция – лекция Март: 4.03 – видеофильм 3Март: 4.03 – видеофильм , 18.03, – практикум – 4 часа11.03, 18.03, – практикум – 4 часа Апрель: 1.04 – практикум – 4 часа;Апрель: 1.04 – практикум – 4 часа; 8.04, 15.04, – лекции8.04, 15.04, – лекции – видеофильм 4;29.04 – видеофильм 4; Май: 8.05 – лекцияМай: 8.05 – лекция – видеофильм15.05 – видеофильм Учащимся, окончившим проект – сертификат КГУУчащимся, окончившим проект – сертификат КГУ Проблема – переменный состав учащихся!!!Проблема – переменный состав учащихся!!!

Программа (40 часов: 16-лекций, 16-видеофильмов, 8-практикум) 1. Современные космологические модели (2 часа)1. Современные космологические модели (2 часа) Понятие об общей теории относительности, нестационарная модель Фридмана, модель Большого Взрыва и теория горячей Вселенной, опытные данные – открытие разбегания галактик и микроволновое реликтовое излучение, первичный нуклеосинтез, эволюция вселенной, образование галактик, звезды – рождение, эволюция и гибель, нуклеосинтез в звездах, проблемы темной массы и темной энергии.Понятие об общей теории относительности, нестационарная модель Фридмана, модель Большого Взрыва и теория горячей Вселенной, опытные данные – открытие разбегания галактик и микроволновое реликтовое излучение, первичный нуклеосинтез, эволюция вселенной, образование галактик, звезды – рождение, эволюция и гибель, нуклеосинтез в звездах, проблемы темной массы и темной энергии. 2. Солнце (4 часа)2. Солнце (4 часа) Солнце – дневная звезда. Что можно увидеть на Солнце. Магнитное поле Солнца. Солнце на каждом шагу. Солнечные инструменты. Космические исследования Солнца. Общее строение Солнца. Основные параметры Солнца. Солнце – нормальная звезда. Внутреннее строение. Математическое описание. Ядро. Лучистая зона. Конвекция. Атмосфера Солнца. Спектральные исследования. Фотосфера. Хромосфера. КоронаСолнце – дневная звезда. Что можно увидеть на Солнце. Магнитное поле Солнца. Солнце на каждом шагу. Солнечные инструменты. Космические исследования Солнца. Общее строение Солнца. Основные параметры Солнца. Солнце – нормальная звезда. Внутреннее строение. Математическое описание. Ядро. Лучистая зона. Конвекция. Атмосфера Солнца. Спектральные исследования. Фотосфера. Хромосфера. Корона Солнечная активность, активные области (АО) на Солнце, солнечные пятна и флоккулы, магнитные поля АО, проявления активности в хромосфере и короне, солнечные вспышки, индексы гелио– и геофизической активности, цикличность СА.Солнечная активность, активные области (АО) на Солнце, солнечные пятна и флоккулы, магнитные поля АО, проявления активности в хромосфере и короне, солнечные вспышки, индексы гелио– и геофизической активности, цикличность СА.

3. Земля (4 часа)3. Земля (4 часа) Земля в космическом пространстве. Движение Земли по орбите, основные параметры Земли, движение Земли, Луна – спутник Земли, форма Земли, географические координатыЗемля в космическом пространстве. Движение Земли по орбите, основные параметры Земли, движение Земли, Луна – спутник Земли, форма Земли, географические координаты Строение Земли. Общее строение Земли. Атмосфера. Гидросфера. Кора Земли. Мантия. ЯдроСтроение Земли. Общее строение Земли. Атмосфера. Гидросфера. Кора Земли. Мантия. Ядро Атмосфера Земли. Структура атмосферы Земли. Происхождение атмосферы Земли. Барометрическое распределение давления. Стандартная атмосфера. Химический состав атмосферы. Тропосфера. Стратосфера. Средняя атмосфера (мезосфера). Термосфера. Озоносфера. Ионосфера. ЭкзосфераАтмосфера Земли. Структура атмосферы Земли. Происхождение атмосферы Земли. Барометрическое распределение давления. Стандартная атмосфера. Химический состав атмосферы. Тропосфера. Стратосфера. Средняя атмосфера (мезосфера). Термосфера. Озоносфера. Ионосфера. Экзосфера Магнитное поле Земли. Основные понятия. Происхождение магнитного поля Земли. Составляющие магнитного поля. Структура магнитного поля Земли. Полярные сияния. Радиационные пояса и космические лучи. Геомагнитные вариации. Индексы магнитной активности.Магнитное поле Земли. Основные понятия. Происхождение магнитного поля Земли. Составляющие магнитного поля. Структура магнитного поля Земли. Полярные сияния. Радиационные пояса и космические лучи. Геомагнитные вариации. Индексы магнитной активности. Луна – спутник ЗемлиЛуна – спутник Земли 4. Солнечно-земные связи (2 часа)4. Солнечно-земные связи (2 часа) Солнечная гелиосфера и земная магнитосфера, проявление солнечной активности (СА) в геофизических явлениях, ионосферные возмущения, солнечные космические лучи, магнитные бури, свечение ночного неба и полярные сияния, Солнце, погода и климат, биологические проявления СА, техногенное проявление СА.Солнечная гелиосфера и земная магнитосфера, проявление солнечной активности (СА) в геофизических явлениях, ионосферные возмущения, солнечные космические лучи, магнитные бури, свечение ночного неба и полярные сияния, Солнце, погода и климат, биологические проявления СА, техногенное проявление СА.

5. Космофизические исследования с применением ИСЗ (4часа)5. Космофизические исследования с применением ИСЗ (4часа) Возможные источники космических лучей, природа степенного спектра космического излучения, прохождение космического излучения через межзвездное пространство, источники космического излучения. Свойства атмосферы, качественная картина прохождения космических лучей через атмосферу, исследование адронов в глубине атмосферы, ядерно- каскадный процесс в атмосфере, пионы в атмосфере, мюоны и их экспериментальное изучение, электронно-фотонная компонента, нейтрино.Возможные источники космических лучей, природа степенного спектра космического излучения, прохождение космического излучения через межзвездное пространство, источники космического излучения. Свойства атмосферы, качественная картина прохождения космических лучей через атмосферу, исследование адронов в глубине атмосферы, ядерно- каскадный процесс в атмосфере, пионы в атмосфере, мюоны и их экспериментальное изучение, электронно-фотонная компонента, нейтрино. Характеристики современных детекторов, используемых в физике высоких энергий. Сцинтилляционные детекторы, черенковские детекторы, детекторы переходного излучения, трековые детекторы, пузырьковые камеры, искровые и стримерные камеры,многопроволочные пропорциональные и дрейфовые камеры, калориметры. Радиационные условия в околоземном и межпланетном пространстве.Характеристики современных детекторов, используемых в физике высоких энергий. Сцинтилляционные детекторы, черенковские детекторы, детекторы переходного излучения, трековые детекторы, пузырьковые камеры, искровые и стримерные камеры,многопроволочные пропорциональные и дрейфовые камеры, калориметры. Радиационные условия в околоземном и межпланетном пространстве. Особенности космофизических экспериментов, малогабаритные научно-образовательные спутники, регистрация заряженных частиц на космических аппаратах.Особенности космофизических экспериментов, малогабаритные научно-образовательные спутники, регистрация заряженных частиц на космических аппаратах.

Перечень видеофильмов:Перечень видеофильмов: Вселенная от начала до конца (от ноля к миллиардам, Галактика Млечный путь, телескоп – свежий взгляд на Вселенную, даль – бесконечность и строение, рентген – невидимая астрономия, черные дыры и темная материя, путь в бесконечность – холодное и одинокое послание из космоса).Вселенная от начала до конца (от ноля к миллиардам, Галактика Млечный путь, телескоп – свежий взгляд на Вселенную, даль – бесконечность и строение, рентген – невидимая астрономия, черные дыры и темная материя, путь в бесконечность – холодное и одинокое послание из космоса). Солнечная система, исследование иных планет (Солнце – источник энергии Солнечной системы, Меркурий – ближайшая к Солнцу орбита, Венера – планета из ада, Луна – наш товарищ в космосе, Марс – красная планета).Солнечная система, исследование иных планет (Солнце – источник энергии Солнечной системы, Меркурий – ближайшая к Солнцу орбита, Венера – планета из ада, Луна – наш товарищ в космосе, Марс – красная планета). Солнечная система, исследование иных планет (астероиды, метеоры и столкновения, Сатурн – властелин колец, Уран и Нептун – далекие газовые гиганты, Плутон – самая далекая планета, комета Купера, комета Орта).Солнечная система, исследование иных планет (астероиды, метеоры и столкновения, Сатурн – властелин колец, Уран и Нептун – далекие газовые гиганты, Плутон – самая далекая планета, комета Купера, комета Орта). Человек и космос. Мечта и поиск (солнечное затмение и северное сияние, ночное небо – ориентация по звездам, история астрономии, куда дальше? – человек на Луне, следующая остановка Марс, большие надежды – шаттл и международная космическая станция, поиски внеземной цивилизации).Человек и космос. Мечта и поиск (солнечное затмение и северное сияние, ночное небо – ориентация по звездам, история астрономии, куда дальше? – человек на Луне, следующая остановка Марс, большие надежды – шаттл и международная космическая станция, поиски внеземной цивилизации). А что в космосе? Взгляд с Земли.А что в космосе? Взгляд с Земли.

Космофизический практикум 1. Ознакомительный мультимедиа-альбом «Вселенная – мир, безграничный во времени и пространстве».1. Ознакомительный мультимедиа-альбом «Вселенная – мир, безграничный во времени и пространстве». 2. Теоретическая работа «Введение в физику космоса».2. Теоретическая работа «Введение в физику космоса». 3. Лабораторная работа «Проверка зависимости между характеристиками орбитального движения» (на основе третьего закона Кеплера).3. Лабораторная работа «Проверка зависимости между характеристиками орбитального движения» (на основе третьего закона Кеплера). 4. Лабораторная работа «Расчет ускорения свободного падения» (изучение зависимости ускорения свободного падения от высоты над поверхностью Земли»4. Лабораторная работа «Расчет ускорения свободного падения» (изучение зависимости ускорения свободного падения от высоты над поверхностью Земли» 5. Моделирование орбитального движения ИСЗ5. Моделирование орбитального движения ИСЗ 6. Параметры геоида и гравитационного потенциала Земли.6. Параметры геоида и гравитационного потенциала Земли. 7. Относительные вариации плотности атмосферы по высоте7. Относительные вариации плотности атмосферы по высоте 8. Динамика солнечных пятен8. Динамика солнечных пятен

Почему физ.-мат. КГУ? С 2002 г. факультет активно сотрудничает с НИИЯФ МГУ по космофизической проблематикеС 2002 г. факультет активно сотрудничает с НИИЯФ МГУ по космофизической проблематике Малогабаритные ИСЗ Университетский-Татьяна-1» (запущен к 250- летию МГУ в 2005 г. с космодрома «Плисецк») и «Университетский-Татьяна-2» (запущен в 2009 г. с космодрома «Байконур»Малогабаритные ИСЗ Университетский-Татьяна-1» (запущен к 250- летию МГУ в 2005 г. с космодрома «Плисецк») и «Университетский-Татьяна-2» (запущен в 2009 г. с космодрома «Байконур» Все студенты 3 курса в марте выезжают в НИИЯФ МГУ, слушают лекции ведущих профессоров МГУ, выполняют практикум, в т.ч. – по космофизике.Все студенты 3 курса в марте выезжают в НИИЯФ МГУ, слушают лекции ведущих профессоров МГУ, выполняют практикум, в т.ч. – по космофизике. Студенты 4 и 5 курсов в количестве до 5 человек в сентябре выезжают соответственно на 4 и 8 недель на практику в НИИЯФ МГУ.Студенты 4 и 5 курсов в количестве до 5 человек в сентябре выезжают соответственно на 4 и 8 недель на практику в НИИЯФ МГУ. Студенты 5 курса выполняют дипломные работы по космофизической проблематике,Студенты 5 курса выполняют дипломные работы по космофизической проблематике, к настоящему времени выполнено 10 дипломных работ, аспиранты выполняют дис. исследованияк настоящему времени выполнено 10 дипломных работ, аспиранты выполняют дис. исследования

6 Международная молодежная школа «Современные космические исследования» прошла на ФМФ КГУ в октябре 2009 г.прошла на ФМФ КГУ в октябре 2009 г. приняли участие ученые, аспиранты и студенты из университетов:приняли участие ученые, аспиранты и студенты из университетов: Московского, Белорусского, Ивановского, Ульяновского, Ярославского, Ярославского педагогического, Костромского, Национального ядерного «МИФИ»Московского, Белорусского, Ивановского, Ульяновского, Ярославского, Ярославского педагогического, Костромского, Национального ядерного «МИФИ» Около 30 учащихся школ г.КостромыОколо 30 учащихся школ г.Костромы Планируется проведение 7 школы(октябрь 2010 г.)Планируется проведение 7 школы(октябрь 2010 г.) Планируется «День учащихся школ» (более популярно)Планируется «День учащихся школ» (более популярно)

Cотрудничество ФМФ КГУ ОИЯИ 17 выпускников – 15 физиков и 2 программиста1. Международная межправительственная организация «Объединенный институт ядерных исследований», г. Дубна, Московской области (в настоящее время работают в ОИЯИ 17 выпускников – 15 физиков и 2 программиста). 6 выпускников и работают программистами в НИВЦ МГУ2. Научно-исследовательский вычислительный центр МГУ (в настоящее время в аспирантуре МГУ обучаются 6 выпускников и работают программистами в НИВЦ МГУ). 1 выпускник3. Факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ (в настоящее время в аспирантуре МГУ обучаются 1 выпускник) 30 выпускников, 4-в аспирантуре ФФ СПбГУ4. Физический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (в настоящее время магистратуру СПбГУ окончили 30 выпускников, 4-в аспирантуре ФФ СПбГУ)

Приветствие В.В.Радченко, НИИЯФ МГУ к 60-летию ФМФ

Приветствие А.С. Чирцова, ФФ СПбГУ к 60-летию ФМФ

Образовательный проект: популярно о физмате На физико-математическом факультете Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова в 2010 году будет продолжается работа лектория, на котором будут прочитаны лекции ведущих профессоров и доцентов факультета.На физико-математическом факультете Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова в 2010 году будет продолжается работа лектория, на котором будут прочитаны лекции ведущих профессоров и доцентов факультета. Лекции посвящены современным проблемам физики, математики и компьютерных наукЛекции посвящены современным проблемам физики, математики и компьютерных наук Будут также рассмотрены сложные задания ЕГЭ по физике и информатике!!!Будут также рассмотрены сложные задания ЕГЭ по физике и информатике!!! Лекции будут проводиться каждую пятницу каждого месяца в 15.30, в ауд. 19 корп. Б.Лекции будут проводиться каждую пятницу каждого месяца в 15.30, в ауд. 19 корп. Б. После лекции – занятия по подготовке к ЕГЭ!!!После лекции – занятия по подготовке к ЕГЭ!!!

Заочное дистанционное обучение ЕГЭ (ЗДО-ЕГЭ) Приемная компания 2009 года показала, что большинство выпускников предпочитает сдавать ЕГЭ по обществознанию с надеждой поступить на специальности направлений «Экономика и управление» или «Юриспруденция», на которых ограниченное количество бюджетных мест. Выпуск по экономическим и юридическим специальностям в 2 раза превышает потребности экономики!!!Приемная компания 2009 года показала, что большинство выпускников предпочитает сдавать ЕГЭ по обществознанию с надеждой поступить на специальности направлений «Экономика и управление» или «Юриспруденция», на которых ограниченное количество бюджетных мест. Выпуск по экономическим и юридическим специальностям в 2 раза превышает потребности экономики!!! Востребованность специалистов физико-математического профиля растет с каждым годомВостребованность специалистов физико-математического профиля растет с каждым годом Наш диплом открывает широкие возможности трудоустройства, в том числе и в финансово- экономических структурах (банках, страховых компаниях, различных АО, связанных с IT-технологиями, в качестве операторов, программистов, инженеров-программистов и др.), не говоря уже о научных, менеджерских и других позициях!!!Наш диплом открывает широкие возможности трудоустройства, в том числе и в финансово- экономических структурах (банках, страховых компаниях, различных АО, связанных с IT-технологиями, в качестве операторов, программистов, инженеров-программистов и др.), не говоря уже о научных, менеджерских и других позициях!!!

ЗДО-ЕГЭ Бесплатное заочное дистанционное обучение по подготовке к ЕГЭ (ЗДО-ЕГЭ) по физике и информатике.Бесплатное заочное дистанционное обучение по подготовке к ЕГЭ (ЗДО-ЕГЭ) по физике и информатике. Обучение осуществляется по почтовой и электронной переписке по адресам:Обучение осуществляется по почтовой и электронной переписке по адресам: Обычная почтовая перепискаОбычная почтовая переписка Кострома, ул. 1 Мая, 14, физико-математический факультет, ЗДО-ЕГЭ (физика), ЗДО-ЕГЭ (информатика) Кострома, ул. 1 Мая, 14, физико-математический факультет, ЗДО-ЕГЭ (физика), ЗДО-ЕГЭ (информатика) Электронная перепискаЭлектронная переписка Физика:Физика: Шадрин Сергей Юрьевич : Сергей Юрьевич : Информатика:Информатика: Ивков Владимир Анатольевич: Владимир Анатольевич: Тема: ЗДО-ЕГЭТема: ЗДО-ЕГЭ Деканат: 8-(494-2) ; 8-(494-2) ;

На ФМФ КГУ 5 учебно-научных лабораторий5 учебно-научных лабораторий Кластер-суперкомпьютерКластер-суперкомпьютер Студенческий кластерСтуденческий кластер Аспирантура по 4 специальностямАспирантура по 4 специальностям Трудоустройство не только в «науку», но и везде (Кострома, Москва, С-Петербург, другие)Трудоустройство не только в «науку», но и везде (Кострома, Москва, С-Петербург, другие)