1 « Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы и не зависит от тебя. Сознавать, что, кладя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История социальной работы в России. Ведущий преподаватель: Ставров Иван Валерьевич.
Advertisements

1 «… ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него » Марк Аврелий Социальная работа за рубежом.
Налоги в экономической системе общества Представление дисциплины.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Представление дисциплины.
Введение в теорию социальной работы Встреча 1.. План встречи 1.Зачем нужна теоретическая подготовка практическим социальным работникам. 2.Что такое социальная.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Введение в теорию социальной работы Встреча 1.. План встречи 1.Зачем нужна теоретическая подготовка практическим социальным работникам. 2.Что такое социальная.
Воспитание как педагогический процесс.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Лекция 3. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X – XIII вв.
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
Учет налогоплательщиков в налоговых органах Представление дисциплины.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
ИСТОРИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ Представление дисциплины.
История социальной работы Факультет гуманитарных технологий Кафедра социальной работы.
НОУ ВПО «Российский Новый Университет» (РосНОУ) ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР.
«Профессионально- этические основы социальной работы» Представление дисциплины.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Транксрипт:

1 « Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы и не зависит от тебя. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир » А. Сент - Экзюпери «… ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него » Марк Аврелий История социальной работы

2 Общие сведения по дисциплине История социальной работы читается для специальности «Социальная работа» Важность изучения дисциплины состоит в формировании у студентов системы знаний об эволюции моделей и форм социальной помощи и поддержки, об основных тенденциях и закономерностях развития социальной работы как общемирового процесса, особенностях становления социальной работы в России и за рубежом Сфера профессионального использования Данный систематизированный материал дает информацию о том, насколько отечественный и зарубежный опыт приемлем для современной России. Это является необходимым не только для студентов, но и практических социальных работников, социальных педагогов, а также социальных психологов, юристов, занятых в социальных службах различного профиля. Данный систематизированный материал дает информацию о том, насколько отечественный и зарубежный опыт приемлем для современной России. Это является необходимым не только для студентов, но и практических социальных работников, социальных педагогов, а также социальных психологов, юристов, занятых в социальных службах различного профиля.

3 Краткое описание дисциплины История социальной работы является одной из общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности Социальная работа. В рамках изучения данной дисциплины освещаются важнейшие формы и направления становления и функционирования социальной помощи в разные периоды развития человечества. При освещении опыта социальной работы за рубежом и в России авторами показываются проблемные вопросы, выявляются тенденции и особенности этой социальной деятельности

4 Цели и задачи преподавания дисциплины Цели курса состоят в формировании у студентов, Цели курса состоят в формировании у студентов, 1) системы знаний об эволюции моделей и форм социальной помощи и поддержки, об основных тенденциях и закономерностях развития социальной работы как общемирового процесса, 2) во-вторых, особенностях становления социальной работы в России К задачам курса относятся: 1)формирование системы знаний об исторических периодах, закономерностях и формах возникновения и эволюции социальной помощи и поддержки; 2)изучение опыта организации и основных тенденций развития благотворительной и социальной помощи в России, 3)определение стратегий, путей и специфики в решении социальных проблем в России в контексте общемирового исторического процесса и становления социальной работы; 4)овладение методами изучения истории социальной работы, 5)развитие аналитического мышления, формирование профессиональной направленности личности будущего социального работника.

5 Место курса «История социальной работы» среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов «История», «Культурология», «Введение в специальность «Социальная работа» Курс истории социальной работы дает необходимые знания для успешного освоения целого ряда как общепрофессиональных («Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная работа за рубежом»), так и специальных («Геронтология», «Семьеведение») и других дисциплин.

6 Начальные знания, умения Студент должен знать о становлении и развитии истории с древнейших времен до наших дней, о становлении и развитии истории с древнейших времен до наших дней, основные философские концепции зарубежных и отечественных ученых истории и современности, основные философские концепции зарубежных и отечественных ученых истории и современности, особенности развития мировой культуры. особенности развития мировой культуры. Студент должен уметь ориентироваться в специфике специальности «Социальная работа», ориентироваться в специфике специальности «Социальная работа», анализировать, обобщать, сравнивать, дифференцировать получаемый материал. анализировать, обобщать, сравнивать, дифференцировать получаемый материал.

7 Итоговые знания, умения Студент должен знать -об основных этапах эволюции социальной помощи и поддержки с древнейших времен; -основные цивилизационные процессы, происходившие в социальной сфере в целом, включая практику социальной помощи и профессиональную социальную работу; -тенденции развития благотворительной и социальной помощи в России; -специфику решения социальных проблем в России в контексте общемирового исторического процесса. Студент должен уметь -ориентироваться в социальных проблемах российской и зарубежной истории, в организации и тенденциях развития социальной помощи в России и за рубежом, -анализировать опыт социальной помощи и поддержки за рубежом и в России, в том числе и применительно к современной России.

8 Содержание лекционного курса Тема 1. Введение Тема 1. Введение Тема 2. Становление благотворительности в древний период Тема 2. Становление благотворительности в древний период Тема 3. Становление государственной системы благотворительности Тема 3. Становление государственной системы благотворительности Тема 4. Развитие государственной системы социального призрения в России сер.XVIII – нач. ХХ в. Тема 4. Развитие государственной системы социального призрения в России сер.XVIII – нач. ХХ в. Тема 5. Развитие благотворительности и призрения в Западной Европе и США в конце XVIII – начале ХХ вв. Тема 6. Государственное обеспечение в России с 1917 по 1991 гг. Тема 5. Развитие благотворительности и призрения в Западной Европе и США в конце XVIII – начале ХХ вв. Тема 6. Государственное обеспечение в России с 1917 по 1991 гг.

9 Тема 1. Введение Социальная работа как особый вид деятельности по оказанию помощи нуждающимся людям возникла на заре человеческого общества и прошла несколько этапов в своем развитии. Ее содержание изменялось с возникновением новых социальных проблем, сформировались субъекты и объекты помощи. Существовали различные типы и виды социальной помощи, исторически сложились 2 системы призрения – «открытая» и «закрытая». Содержание и формы социальной помощи изменялись с развитием цивилизации, что нашло отражение в периодизации истории социальной работы. В целом, периодизация истории социальной работы в России и за рубежом включает общие этапы, однако выделяются несколько специфических периодов, характерных для каждого общества (например, период социального обеспечения в России, филантропический период за рубежом). Социальная работа как особый вид деятельности по оказанию помощи нуждающимся людям возникла на заре человеческого общества и прошла несколько этапов в своем развитии. Ее содержание изменялось с возникновением новых социальных проблем, сформировались субъекты и объекты помощи. Существовали различные типы и виды социальной помощи, исторически сложились 2 системы призрения – «открытая» и «закрытая». Содержание и формы социальной помощи изменялись с развитием цивилизации, что нашло отражение в периодизации истории социальной работы. В целом, периодизация истории социальной работы в России и за рубежом включает общие этапы, однако выделяются несколько специфических периодов, характерных для каждого общества (например, период социального обеспечения в России, филантропический период за рубежом).

10 Тема 2. Становление благотворительности в древний период Становление благотворительности в древний период охватывает длительный исторический этап, включающий несколько периодов: архаический, филантропический (в Европе), княжеской и церковной поддержки (в Древней Руси), средневековый период. Характерной чертой данного этапа становления социальной помощи и поддержки является ее общественный (общинный) характер. Субъектом помощи выступает коллектив (община, общество, цех (гильдия), критерии нуждаемости объекта помощи еще не определены четко, они сводятся к наличию бедности, болезни и иных факторов социального неблагополучия; доступность помощи определяется возможностями субъекта к ее оказанию, причем помощь зачастую осуществляется эпизодически и не является гарантированной. Становление благотворительности в древний период охватывает длительный исторический этап, включающий несколько периодов: архаический, филантропический (в Европе), княжеской и церковной поддержки (в Древней Руси), средневековый период. Характерной чертой данного этапа становления социальной помощи и поддержки является ее общественный (общинный) характер. Субъектом помощи выступает коллектив (община, общество, цех (гильдия), критерии нуждаемости объекта помощи еще не определены четко, они сводятся к наличию бедности, болезни и иных факторов социального неблагополучия; доступность помощи определяется возможностями субъекта к ее оказанию, причем помощь зачастую осуществляется эпизодически и не является гарантированной. Однако в этот период формируются основы общественной социальной помощи: выделяются субъекты помощи, складываются ее виды и формы, возникают первые «социальные» законы, формируется идеология помощи, определенная христианскими нормами морали. Поэтому данный период является закономерным этапом формирования в будущем государственных подходов к помощи и поддержке. Однако в этот период формируются основы общественной социальной помощи: выделяются субъекты помощи, складываются ее виды и формы, возникают первые «социальные» законы, формируется идеология помощи, определенная христианскими нормами морали. Поэтому данный период является закономерным этапом формирования в будущем государственных подходов к помощи и поддержке.

11 Тема 3. Становление государственной системы благотворительности В связи с обострением и появлением новых возможностей (прежде всего социально-экономических) к их решению, в XVI – XVIII вв. в России и Западной Европе происходит становление государственной системы благотворительности. Кризис общинного призрения привел к возникновению государственных форм поддержки и благотворительности, появлению социального законодательства, оформлению новых подходов к решению социальных проблем. В XVI – первой половине XVIII вв. происходит постепенное становление государственных форм благотворительности, хотя система в целом еще не является сложившейся и совершенной. Дальнейшее ее становление происходит со второй половины XVIII в., когда более четко оформляются основные направления государственной системы благотворительности В связи с обострением и появлением новых возможностей (прежде всего социально-экономических) к их решению, в XVI – XVIII вв. в России и Западной Европе происходит становление государственной системы благотворительности. Кризис общинного призрения привел к возникновению государственных форм поддержки и благотворительности, появлению социального законодательства, оформлению новых подходов к решению социальных проблем. В XVI – первой половине XVIII вв. происходит постепенное становление государственных форм благотворительности, хотя система в целом еще не является сложившейся и совершенной. Дальнейшее ее становление происходит со второй половины XVIII в., когда более четко оформляются основные направления государственной системы благотворительности

12 Тема 4. Развитие государственной системы социального призрения в России сер. XVIII – нач. ХХ в. В середине XVIII – начале ХХ в. в России происходит дальнейшее развитие государственной системы социального призрения путем создания Приказов общественного призрения, а в XIX в. – системы земского и городского призрения, возникают новые формы социальной работы, новые подходы к решению проблем детского призрения, бедности, инвалидов. В XIX в. происходит дальнейшее развитие общественного призрения, создаются благотворительные общества и союзы, сыгравшие важную роль в решении социальных проблем. Таким образом, к началу ХХ в. в России происходит окончательное оформление системы социального призрения В середине XVIII – начале ХХ в. в России происходит дальнейшее развитие государственной системы социального призрения путем создания Приказов общественного призрения, а в XIX в. – системы земского и городского призрения, возникают новые формы социальной работы, новые подходы к решению проблем детского призрения, бедности, инвалидов. В XIX в. происходит дальнейшее развитие общественного призрения, создаются благотворительные общества и союзы, сыгравшие важную роль в решении социальных проблем. Таким образом, к началу ХХ в. в России происходит окончательное оформление системы социального призрения

13 Тема 5. Развитие благотворительности и призрения в Западной Европе и США в конце XVIII – начале ХХ вв. Идеи философии Просвещения послужили толчком к новому осмыслению роли благотворительности «на основе свободы», которую государство должно обеспечить гражданам. Таким образом, в XVIII – XIX вв. в западноевропейских странах формируются государственные подходы к призрению, в основе которых заложена идея признания прав человека на лучшую жизнь и обязанностей государства по их обеспечению. Новые подходы к благотворительности обозначились в XIX в. в реформировании системы изоляции, пенитенциарных учреждений, больничных заведений. В этот период развивается социальное законодательство, обеспечивающее гражданам гарантии правовой защиты. Опыт организации поддержки и благотворительности в странах Западной Европы и Америки показывает возрастание роли государству в осуществлении социальных гарантий, формирование системы государственной поддержки и общественной благотворительности. Идеи философии Просвещения послужили толчком к новому осмыслению роли благотворительности «на основе свободы», которую государство должно обеспечить гражданам. Таким образом, в XVIII – XIX вв. в западноевропейских странах формируются государственные подходы к призрению, в основе которых заложена идея признания прав человека на лучшую жизнь и обязанностей государства по их обеспечению. Новые подходы к благотворительности обозначились в XIX в. в реформировании системы изоляции, пенитенциарных учреждений, больничных заведений. В этот период развивается социальное законодательство, обеспечивающее гражданам гарантии правовой защиты. Опыт организации поддержки и благотворительности в странах Западной Европы и Америки показывает возрастание роли государству в осуществлении социальных гарантий, формирование системы государственной поддержки и общественной благотворительности.

14 Тема 6. Государственное обеспечение в России с 1917 по 1991 гг. Новое общественное отношение и новый тип государства вызвали необходимость реформирования системы призрения, отвечающей новым государственным требованиям. Происходит упразднение ряда благотворительных обществ и учреждений и создаются отделы и комитеты, осуществляющие помощь различным категориям нуждающихся. Структурные изменения в системе призрения привели к утверждению новой идеологии помощи (на основе классового подхода), нового социального законодательства, новой административной системы социального обеспечения. В периоды острых социально-экономических потрясений в СССР система социального обеспечения играет ведущую роль в решении социальных проблем и в оказании помощи социально-уязвимым слоям населения, формируется практический опыт такой помощи, постепенно расширяются ее виды и «границы», оформляются основные принципы. В 80-х гг. ХХ в. характерными чертами системы государственного социального обеспечения являлись ее всеобщность и доступность, многообразие видов помощи, предоставление ее за счет государственных и общественных средств. Новое общественное отношение и новый тип государства вызвали необходимость реформирования системы призрения, отвечающей новым государственным требованиям. Происходит упразднение ряда благотворительных обществ и учреждений и создаются отделы и комитеты, осуществляющие помощь различным категориям нуждающихся. Структурные изменения в системе призрения привели к утверждению новой идеологии помощи (на основе классового подхода), нового социального законодательства, новой административной системы социального обеспечения. В периоды острых социально-экономических потрясений в СССР система социального обеспечения играет ведущую роль в решении социальных проблем и в оказании помощи социально-уязвимым слоям населения, формируется практический опыт такой помощи, постепенно расширяются ее виды и «границы», оформляются основные принципы. В 80-х гг. ХХ в. характерными чертами системы государственного социального обеспечения являлись ее всеобщность и доступность, многообразие видов помощи, предоставление ее за счет государственных и общественных средств. Однако, система социального обеспечения в СССР не позволяла в полной мере развивать механизмы социального страхования, частной благотворительности, да и сама социального работа не являлась предметом профессиональной деятельности в современном, широком понимании этого термина. Таким образом, обострение социальных проблем в России в начале 90-х годов прошлого века вызвало необходимость реформирования существующей на тот момент в стране системы социального обеспечения, создание целостной системы социальной защиты населения и развитие профессиональной социальной работы. Однако, система социального обеспечения в СССР не позволяла в полной мере развивать механизмы социального страхования, частной благотворительности, да и сама социального работа не являлась предметом профессиональной деятельности в современном, широком понимании этого термина. Таким образом, обострение социальных проблем в России в начале 90-х годов прошлого века вызвало необходимость реформирования существующей на тот момент в стране системы социального обеспечения, создание целостной системы социальной защиты населения и развитие профессиональной социальной работы.

15 Контрольные мероприятия В конце изучения данной дисциплины студенты должны сдать В конце изучения данной дисциплины студенты должны сдатьэкзамен

16 Глоссарий Благотворительность – оказание безвозмездной материальной или финансовой помощи нуждающимся Призрение – забота или опека над нуждающимся Социальная работа – своеобразная социокультурная модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период Открытая система призрения – нерегламентированная, хаотическая помощь нуждающимся, в основе которой лежит личное участие и желание (подаяние). Закрытая система призрения – специализированные благотворительные заведения, деятельность и содержание работы которых регламентированы законом, оказывающие помощь целенаправленно и постоянно (богадельни, приюты, больницы, работные дома и т.д.).

17 Список литературы Основная Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. – М., Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. – М., Белоножко Е.П. Краткий исторический очерк социальной работы в России Х – нач. ХХ вв. – Белгород, Белоножко Е.П. Краткий исторический очерк социальной работы в России Х – нач. ХХ вв. – Белгород, Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. Лыткин В.А. История социальной работы в России. – Калуга, Лыткин В.А. История социальной работы в России. – Калуга, Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. – Учебное пособие, М., Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. – Учебное пособие, М., Фирсов М.В. История социальной работы в России. – М., Фирсов М.В. История социальной работы в России. – М., Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М., Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М., 1995.Дополнительная Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней: В 2-х тт. – СПб, Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней: В 2-х тт. – СПб, Покровский И.А. История римского права. – СПб, Покровский И.А. История римского права. – СПб, Скрынников В.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVIвв. – Новосибирск, Скрынников В.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVIвв. – Новосибирск, Стог А. Об общественном призрении в России // Антология социальной работы. – т. 3. – М., Стог А. Об общественном призрении в России // Антология социальной работы. – т. 3. – М., Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. – М., 192. Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. – М., 192. Антология социальной работы в России / под ред. Фирсова М.В. – В. 5-ти тт., М., Антология социальной работы в России / под ред. Фирсова М.В. – В. 5-ти тт., М., Энциклопедия социальной работы: В 3тт. / Пер. с англ. – М., Энциклопедия социальной работы: В 3тт. / Пер. с англ. – М., 1993.

18 Самостоятельная работа Темы рефератов Идеология социальной справедливости и гуманизма в архаический период. Идеология социальной справедливости и гуманизма в архаический период. Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе в нач. XVI – XVIII вв. Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе в нач. XVI – XVIII вв. Основные черты периода церковно-государственной помощи на Руси в XVI – XVII вв. Основные черты периода церковно-государственной помощи на Руси в XVI – XVII вв. Оформление государственных подходов к призрению в эпоху Ивана Грозного. Оформление государственных подходов к призрению в эпоху Ивана Грозного. Развитие монастырской системы помощи и поддержки на Руси в XIV – XVII вв. Развитие монастырской системы помощи и поддержки на Руси в XIV – XVII вв. Христианские «теории милосердия» на Руси XIV – XVII вв. Христианские «теории милосердия» на Руси XIV – XVII вв. Становление частной благотворительности и общественного призрения в России во 2-й половине XVIII - XIXвв. Становление частной благотворительности и общественного призрения в России во 2-й половине XVIII - XIXвв. Благотворительные общества в России в XIXв. Благотворительные общества в России в XIXв. Развитие частной благотворительности и меценатства в России в XVIII - XIXвв. Развитие частной благотворительности и меценатства в России в XVIII - XIXвв. Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению в России в 2=ой половине XVIII - XIXвв. Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению в России в 2=ой половине XVIII - XIXвв. Ведомственная и общественная благотворительность в России во 2-ой половине XIX – нач. ХХ вв. Ведомственная и общественная благотворительность в России во 2-ой половине XIX – нач. ХХ вв. Частная филантропическая деятельность в России во 2-ой половине XIX – нач. ХХ вв. Частная филантропическая деятельность в России во 2-ой половине XIX – нач. ХХ вв. Развитие теоретических подходов к общественному и частному призрению в России на рубеже XIX – ХХ вв. Развитие теоретических подходов к общественному и частному призрению в России на рубеже XIX – ХХ вв. Система социальной защиты населения, частная и общественная благотворительность в современной России. Система социальной защиты населения, частная и общественная благотворительность в современной России. Социальные проблемы в Европейских странах в 16-сер 18 вв. и пути их решения. Социальные проблемы в Европейских странах в 16-сер 18 вв. и пути их решения. Теоретические и правовые аспекты благотворительности и поддержки в средние века. Теоретические и правовые аспекты благотворительности и поддержки в средние века. Становление государственной системы социального призрения в России 18-н.19вв. Становление государственной системы социального призрения в России 18-н.19вв. Развитие благотворительности и призрения в Западной Европе и США к.18 – н. 19 вв. Развитие благотворительности и призрения в Западной Европе и США к.18 – н. 19 вв. Социальные проблемы в Зап.Европе и США в конце 18-н.19 вв. и пути их решения. Социальные проблемы в Зап.Европе и США в конце 18-н.19 вв. и пути их решения. Оформление научного этапа социальной работы в зарубежных странах. Оформление научного этапа социальной работы в зарубежных странах. Возникновение профессиональной социальной работы в США и Западной Европе. Возникновение профессиональной социальной работы в США и Западной Европе.