Роман « Отцы и дети » Иван Сергеевич Тургенев Материалы к урокам литературы в 10 классе ( часть I I - ая )

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роман « Отцы и дети » конфликты Иван Сергеевич Тургенев.
Advertisements

И.С.Тургенев Литературная викторина 10 класс «Отцы и дети»
Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева Презентация учителя русского языка и литературы Киреевой Л.Н., МОУ СОШ 2 п.Новозавидовский Конаковского.
« Испытание любовью » Урок русской литературы в 9 классе по теме : « Испытание любовью » Выполнила презентацию учитель русского языка и литературы Иванец.
Путь Евгения Базарова (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») Урок литературы в 10 класс.
Автор: Мамонова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ».
Смерть Базарова. Значение эпилога.. Смерть – испытание. Смерть случайна, поэтому особенно тяжела, но Базаров достойно принимает удар судьбы. Смерть –
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Был ли Евгений Базаров нигилистом? (исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
«За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье» Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Споры в критике вокруг романа И. С. Тургенева « Отцы и дети »
И.С. Тургенев. «За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье» (Любовь в романе «Отцы и дети»)
Цель урока: рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Евгением Базаровым и поколением «отцов» Основные задачи: дать характеристику участникам.
И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети» « Взаимоотношения Базарова и Кирсанова. Идеологический конфликт в романе ».
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАНСТВИЯ. МАРЬИНО ( ИМЕНИЕ КИРСАНОВЫХ ) ГОРОД *** НИКОЛЬСКОЕ ( ИМЕНИЕ ОДИНЦОВОЙ ) ДЕРЕВНЯ РОДИТЕЛЕЙ НИКОЛЬСКОЕ ( ИМЕНИЕ ОДИНЦОВОЙ ) МАРЬИНО.
И.С. Тургенева «Отцы и дети». Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа.
Роль эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» Литературная викторина – читательский дневник.
Транксрипт:

Роман « Отцы и дети » Иван Сергеевич Тургенев Материалы к урокам литературы в 10 классе ( часть I I - ая )

1. Содержание глав XX – XIV: 1. Содержание глав XX – XIV: а ) конфликты в романе ; б ) эпизод дуэли. конфликты в романе ; эпизод дуэли. 2. Содержание глав XXV – XXVIII. а ) гибель Базарова и финал романа ; б ) роль эпилога в романе. Содержание глав XXV – XXVIII. гибель Базарова и финал романа ; роль эпилога в романе. 3. Критики о Базарове. Критики о Базарове. 4. Тесты на знание текста произведения. Тесты на знание текста произведения. 5. Дополнительные сведения о слайд - фильме. Дополнительные сведения о слайд - фильме.

Внешний – отцов и детей Внутренний – в душе нигилиста Базарова

Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя.

1. Что общего и в чём отличия между старшим поколением Кирсановых и Базаровых ? Что общего и в чём отличия между старшим поколением Кирсановых и Базаровых ? 2. Что общего и в чём разница в отношении к старшему поколению Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова ? Что общего и в чём разница в отношении к старшему поколению Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова ? 3. Какую роль в развитии действия играет эпизод беседы Аркадия и Евгения у стога сена ? Какую роль в развитии действия играет эпизод беседы Аркадия и Евгения у стога сена ? 4. Каким образом Евгений Базаров пытается подавить в себе любовную тоску ? Каким образом Евгений Базаров пытается подавить в себе любовную тоску ? 5. Почему Евгений Базаров так жесток в отношении к своим родителям, Аркадию, Фенечке ? Почему Евгений Базаров так жесток в отношении к своим родителям, Аркадию, Фенечке ? 6. Способен ли Евгений чувствовать боль другого человека ? Способен ли Евгений чувствовать боль другого человека ?

Старшее поколение КирсановыБазаровы Несмотря на плачевное состояние имения, братья Кирсановы живут достаточно беззаботно, не отказывая себе в барских удовольствиях и прихотях. Они считают себя передовыми людьми, интересуясь политикой и наслаждаясь произведениями искусства. Судьба крепостных крестьян мало интересует их, хотя слуги испытывают уважение к своим господам. Между братьями господствует взаимопонимание и дружеские отношения. Жизнь обычных, ничем не примечательных людей, но она возвышена автором путём создания колорита античной культуры ( реплики Василия Базарова ). Основные черты этой семьи – патриархальность, близость дворянской и крестьянской культур, искренность, теплота душевной жизни. К своим крепостным Базаровы относятся заботливо, бережно.

Отношение к старшему поколению Аркадий КирсановЕвгений Базаров Аркадий искренно любит отца и дядю, рад встрече с ними, но в то же время относится к ним с ноткой пренебрежения, считая, что они отстали от жизни и уже не понимают её смысла. При этом он всегда корректен в общении с « отцами ». Также уважительно относится к родителям Базарова. Старикам Базаровым нравится такое отношение, и они откровенно общаются с молодым Кирсановым, выражая беспокойство о сыне. Евгений не церемонится, общаясь с братьями Кирсановыми. Он не навязывает им своих взглядов, считая безнадёжно потерянными для общества людьми, но твёрдо отстаивает свои убеждения. В общении невежлив, иногда даже резок и груб. К своим родителям относится странно : он как будто бы любит их, но стесняется проявлять свои чувства и стыдится общаться с ними.

У стога сена … Ключевой эпизод ! В столкновении « друзей » открывается драма человеческого познания. В споре, несмотря на физическое превосходство Базарова, моральная победа на стороне Аркадия.

- В чём причины жестокости Базарова ? Герой переживает острый трагический внутренний конфликт : несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом ; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры. Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее « Я » под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Это заставляет его совершать циничные, жестокие поступки, проявлять равнодушие к чувствам окружающих его людей.

Любовная тоска Базарова Уехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.

Ключевой в линии взаимоотношений Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым !

- Каково отношение Базарова к дуэли ? - Почему он принимает вызов Павла Петровича ? Отношение Базарова к дуэли : - Вот мое мнение, - сказал он. – С теоретической точки зрения дуэль - нелепость ; ну, а с практической точки зрения - это дело другое. - То есть вы хотите сказать, если я только вас понял, что какое бы ни было ваше теоретическое воззрение на дуэль, на практике вы бы не позволили оскорбить себя, не потребовав удовлетворения ? - Вы вполне отгадали мою мысль. - Очень хорошо - с. Мне очень приятно это слышать от вас. Ваши слова выводят меня из неизвестности... - Из нерешимости, хотите вы сказать. Базаров принимает вызов Павла Петровича только потому, что тот собрался в случае отказа ударить его палкой.

- Каково поведение противников во время поединка ? « Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... " Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник ! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что - то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. " Слышал, стало быть ничего ", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.» Базаров ведёт себя спокойно и мужественно. После ранения Павла Петровича он мгновенно из дуэлянта превращается в доктора, оказывающего помощь раненому. Павел Петрович выглядит неуместно напыщенным и смешным, пока не получает рану, которую База ров и лечит.

- С какой целью в романе описаны две дуэли героев : прямая и косвенная ( словесная и физическая )? - Связаны ли они между собою ?

Человеческие, личностные взаимоотношения Е. Базарова и П. П. Кирсанова начинаются именно в тот момент, когда исчерпаны отношения разночинца - нигилиста и либерала - аристократа. Их нелепая дуэль « за убеждения » заканчивается вполне реальной кровью. И внезапно перед Базаровым оказывается Не заносчивый аристократ, а страдающий морально и физически пожилой человек. Лишь увидев друг в друге не только идейных противников, Павел Петрович и Базаров начинают осознавать свою неправоту. В жизненной драме Базарова и Павла Петровича Кирсанова есть нечто общее : и тот и другой страдает от неудачной любви, которую не в состоянии вытравить из сердца. Поэтому не случайно, что оба они инстинктивно тянутся к бесхитростной и простой Фенечке. Павел Петрович чувствует влечение к Фенечке из - за её внешнего сходства с княгинею Р. Для Базарова мимолётное увлечение Фенечкой – это « некий суррогат его глубокого чувства к Одинцовой ».

Общественная направленность деятельности Евгения Базарова - О какой общественной деятельности постоянно упоминается в романе ? ( Аркадий Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова, отец Базарова ) - В чём сложность и противоречивость взаимоотношений Евгения Базарова с простым народом ?

Базаров и общественная деятельность И. С. Тургенев писал о своём герое : « Если он называется нигилистом, то надо читать : революционером ». На самом деле политическая программа Базарова, который утверждает, что его дело « место расчистить », а строить будут другие, очень неопределённа и странна. Отвергая старые теории, он не намерен доверяться новым : не обернутся ли они догмами, которые потребуют повиновения ? В отличие от народников ( реальных революционеров того времени ), Евгений Васильевич не думает привлекать на свою сторону народ. Таким образом, он мало походит на революционера, но автор романа запечатлел в нём сам дух революционного народничества тех лет, с его ненавистью к существующему порядку вещей и отречением от всех общественных и гражданских благ.

Взаимоотношения с народом С одной стороны, близость к простым людям, симпатия слуг к Базарову, верный просветительский взгляд на народ. С другой – неумение найти общий язык с мужиками : в имении родителей выясняется, что народ, интересы которого он отстаивает, непонятен ему. А сам Евгений в глазах крестьян – « что - то вроде шута горохового ».

Особенность композиции : Герой дважды проведён по кругу : Марьино, Никольское, родительский дом.

Во второй половине романа к тем же людям, в схожие ситуации и былые отношения приходит новый Базаров : познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Все взаимоотношения разрешаются именно во втором круге. Второе и окончательное возвращение Евгения в родительский дом выглядит бегством героя : бегством от самого себя. Базаров оказался гораздо больше убогой схемы своей теории. Но именно в силу глубины и сложности натуры, он не может легко расстаться с прежними убеждениями. В финале романа перед нами человек, охваченный « тоскливой скукой и глухим беспокойством »… Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твёрдая и стремительно смелая, изменилась ». Но, несмотря на крушение своих идеалов, Базаров вызывает огромное уважение.

Смерть героя

Символичность гибели Базарова Глубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно : даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает и умирает. Зачем потребовалась автору такая смерть героя ? Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен : отпала надобность скрывать свой « романтизм ». Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Анной Сергеевной Одинцовой.

С гибелью Базарова роман не кончается. Тургенев пишет эпилог, показывающий, что жизнь продолжается, над ней не властны никакие теории. В последней XXVIII- ой главе романа, являющейся эпилогом, автор сообщает нам о двух свадьбах ( Фенечки и Николая Петровича и Аркадия и Катеньки Одинцовой ), которые были отпразднованы в один день примерно через полгода после смерти Евгения Базарова. Павел Петрович сразу же после свадеб уезжает за границу. И Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Ситников толчётся в Петербурге, где, по его словам, продолжает « дело » Базарова. А старики Базаровы из своей деревушки часто приходят на сельское кладбище, где похоронен их сын, молятся и горько плачут, припадая к надгробному камню.

Знаменательна последняя фраза романа : « Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами : не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии « равнодушной » природы ; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной …» Эта фраза помогает понять и позицию Тургенева. Идеал писателя – жизнь, идущая беспрерывно, от прошлого в будущее через настоящее, в ней главная ценность – любовь отцов к детям, наследующим лучшее у них. Тогда возможен диалог поколений.

Д. И. Писарев Н. Н. Страхов

Писарев о Базарове ( статья « Базаров ») 1.… базаровщина – болезнь, но она болезнь нашего времени. Болезнь века чаще всего пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. 2. Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и вследствие этого никого не щадит. 3. Тургенев сам никогда не будет Базаровым, но он вдумался в этот тип так верно, как не поймёт ни один из наших молодых реалистов. 4. Тургенев не любит беспощадного отрицания, и, между тем, личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, его перевес над окружающими людьми … 5. Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Смотреть в глаза смерти, предвидеть её приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, до последнего мгновения не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера. 6. Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в крах и вместо того отдал ему полную дань уважения.

Оценка Базарова Страховым « Он утверждал, что в Базарове бьётся « могучая сила жизни », ему не чужды глубокие и возвышенные чувства. Базаров оказывается выше и благороднее всех героев в романе. Но любовь, жизнь, природа – выше Базарова. Общие силы жизни – вот на что устремлено внимание автора. Он показал нам, как воплощаются эти силы в Базарове и в тех простых людях, которые окружают Базарова. Базаров – это титан, восставший против своей матери - земли ; как ни велика его сила, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей, но не равняется с матерью силою. Базаров всё - таки побеждён самою идеею этой жизни.

- Кто из героев говорит : « Мой дед землю пахал ?» 1) Ситников 2) Прокофьич 3) Базаров 4) Аркадий Кирсанов Евгений Базаров

- Что явилось фактической причиной дуэли Базарова с Павлом Петровичем ? 1) Политические разногласия 2) Пощёчина 3) Поцелуй Базаровым Фенечки 4) Обвинение в краже Поцелуй Базаровым Фенечки

- Чем завершилась дуэль между Павлом Петровичем и Базаровым ? 1) Ранением Павла Петровича 2) Ранением Базарова 3) Смертью Павла Петровича 4) Смертью Базарова Ранением Павла Петровича

- Что явилось причиной смерти Базарова ? 1) Туберкулёз 2) Пневмония 3) Дуэль 4) Заражение крови Заражение крови

- Кто называет себя « самоломаным »? 1) Ситников 2) Василий Иванович 3) Павел Петрович 4) Базаров Базаров

- Кто и при каких обстоятельствах произносит : « Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет »? 1) Базаров перед смертью, прощаясь с Одинцовой 2) Павел Петрович на дуэли 3) Ситников в доме Одинцовой 4) Одинцова при объяснении с Базаровым Базаров перед смертью, прощаясь с Одинцовой

- Какая оценка главного героя верна ? 1) Базаров – карикатура на Добролюбова 2) Базаров – лицо трагическое 3) Базаров – фигура комическая 4) Базаров – пародия на « нового » человека Базаров – лицо трагическое

- Кому принадлежат слова : « Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник »? 1) Базарову 2) Аркадию 3) Николаю Петровичу 4) Павлу Петровичу Базарову

- Кто и кого называет « отставным человеком » и « божьей коровкой »? 1) Базаров Николая Петровича 2) Аркадий Павла Петровича 3) Павел Петрович Николая Петровича 4) Аркадий Василия Ивановича Базаров Николая Петровича

- Кто на балу одет « безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах »? 1) Катя 2) Одинцова 3) Кукшина 4) Княжна Х …… я Евдоксия Кукшина

- Какое художественное средство доминирует в описании Ситникова и Кукшиной ? 1) Олицетворение 2) Сатира 3) Гипербола 4) Оксюморон Сатира

- Как проводили время в Марьине Аркадий и Базаров ? 1) Аркадий землю пахал, Базаров бездельничал 2) Аркадий обучал мужиков грамоте, Базаров помогал ему 3) Аркадий сибаритствовал, Базаров работал 4) Аркадий волочился за Дуняшей, Базаров читал Пушкина Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.

- Кто и ком говорит : « Дурь из него не вся вышла »? 1) Николай Петрович об Аркадии 2) Василий Иванович о Базарове 3) Базаров о Павле Петровиче 4) Павел Петрович о Базарове Базаров о Павле Петровиче

- Что завершает последнюю главу романа ? 1) Сообщение о дальнейшей судьбе Павла Кирсанова 2) Описание посещения стариками Базаровыми могилы сына 3) Рассказ о событиях в доме Николая Кирсанова 4) Сведения о « нигилистах » Ситникове и Кукшиной Описание посещения стариками Базаровыми могилы сына

- Чей это портрет ? «… человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки … На вид ему было лет сорок пять : его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро ; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной ; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик … изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов » 1) Павла Петровича 2) Базарова 3) Николая Петровича 4) Василия Ивановича Павла Петровича

- Чья это внешность ? Высокий худощавый человек « с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом », одетый « в старый военный сюртук нараспашку » 1) Павла Петровича 2) Базарова 3) Николая Петровича 4) Василия Ивановича Василия Ивановича

- Чьё это жилище ? « Весь его домик состоял из шести крошечных комнат. Одна из них … называлась кабинетом. Толстоногий стол, заваленный почерневшими от старинной пыли, словно прокопченными бумагами, занимал весь промежуток между двумя окнами ; по стенам висели турецкие ружья, нагайки, сабля, две ландкарты, какие - то астрономические рисунки, портрет Гуфеланда, вензель из волос в чёрной рамке и диплом под стеклом ; кожаный, кое - где продавленный и разорванный, диван помещался между двумя громадными шкафами из карельской берёзы ; на полках в беспорядке теснились книги, коробочки, птичьи чучелы, банки, пузырьки ; в одном углу стояла сломанная электрическая машина » 1) Николая Петровича 2) Василия Ивановича 3) Ситникова 4) Матвея Ильича Колязина Василия Ивановича Базарова

- Чей это портрет ? Женщина « высокого роста, в чёрном платье … Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана ; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий ; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из - под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою - то ласковой и мягкой силой веяло от её лица » 1) Дуняши 2) Фенечки 3) Кукшиной 4) Одинцовой Одинцова

I. Источники : 1) « Русская литература XIX века. Часть I. 10 класс » Учебник для школ и классов гуманитарного профиля Под редакцией С. А. Громова Издательство « Московский Лицей », Москва, ) « Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. 10 класс. I полугодие » И. В. Золотарёва, Т. И Михайлова Москва, ВАКО, ) « И. С. Тургенев « Отцы и дети ». Подробный комментарий. Учебный материал. Интерпретации » Составитель – Е. М. Стручкова Москва АЙРИС ПРЕСС, 2006 II. Автор слайд - фильма – учитель ГОУ СОШ 518 Вахтурова М. Н.