Положение об электронных образовательных ресурсах (ЭОР) разрабатывается с целью повышения эффективности образовательного процесса, создания дидактических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор слайда: Студентк.а 1 курса заочного отделения профиль История.Общество. Группа 2, подгруппа 3 Семункина М.Н.
Advertisements

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
Использование дистанционных образовательных технологий для профессионального обучения государственных служащих.
Пашкова О.В., начальник службы информатизации образования МКУ НМИЦ Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ.
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Молдова. Комратский государственный университет СИБОВА ОЛЬГА.
ТИПЫ И ВИДЫ ИЗДАНИЙ НЕПЕРИОДИЧЕСКИЕ: - МОНОГРАФИИ - СБОРНИКИ - УЧЕБНЫЕ - СПРАВОЧНЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ И ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ: - ГАЗЕТЫ - ЖУРНАЛЫ - ПЕРИОДИЧЕСКИЕ.
Презентация на тему: «Система образования. Уровни образования» Московский Педагогический Государственный Университет Институт социально-гуманитарного образования.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Международная конференция EduTech Russia 2011 «Инновационные технологии в образовании и обучении»
-совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации.
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ Начальник учебно- методического отдела А.Т. Жуковский Учреждение образования.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Можаева Галина Васильевна
Электронные средства обучения. Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Р АБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА НА ФГОС Текучева С.Ф., заместитель директора по УВР МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»
Организация дистанционного обучения ( ДО ) Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет курс для преподавателей © Michael.
Транксрипт:

Положение об электронных образовательных ресурсах (ЭОР) разрабатывается с целью повышения эффективности образовательного процесса, создания дидактических ресурсов, соответствующих международным стандартам в области образования. Типовое Положение определяет виды, порядок создания, рецензирования и функционирования электронных образовательных ресурсов в образовательном учреждении. Под ЭОР понимаются материалы (совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото и другой информации, а также печатной документации для пользователя) и средства, содержащие систематизированные сведения научно- учебного характера, представленные в электронной форме и призванные обеспечивать образовательный процесс, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ)

Основные требования к ЭОР Соблюдение законодательства РФ в области защиты авторских прав на всех этапах жизненного цикла ЭОР. Соответствие современному научному и научно-методическому уровню, преподаваемых дисциплин, требованиям действующего государственного образовательного стандарта, учет новейших тенденций в образовании и науке. Соответствие установленным педагогическим, методическим, техническим требованиям к ЭОР, государственным стандартам в области издательского дела и программного обеспечения. Возможность применения ЭОР в рамках всех форм обучения, в том числе при обучении с применением дистанционных образовательных технологий. Модульность ЭОР, предполагающая дидактически и содержательно обоснованное деление на самостоятельно оформленные блоки с целью повторного использования или цитирования в других ЭОР.

Создаваемые ЭОР должны: Содействовать интеграции научного, образовательного и инновационного процессов в образовательном учреждении. Обеспечивать поддержку современных педагогических стратегий образования, отвечать стратегическим целям развития образовательного учреждения, в том числе связанным с внедрением кредитно-модульной рейтинговой технологии. Обеспечивать повышение эффективности преподавания, творческую активность обучающихся при выполнении фундаментальных и прикладных исследований мирового уровня; содействовать повышению качества подготовки специалистов, магистрантов, слушателей системы дополнительного профессионального образования и аспирантов, овладению выпускниками компетенциями, обеспечивающими их конкурентоспособность на рынке труда. Обеспечивать возможность дифференциации и индивидуализации обучения.

Классификация ЭОР Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ следует различать: Электронный материал на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники. Электронное издание (группа электронных документов), прошедшее редакционно-издательскую обработку, предназначенное для распространения в неизменном виде, имеющее выходные сведения. Учебное электронное издание с содержанием, соответствующим полному учебному курсу или отдельным его частям по различным видам учебных работ и учебных дисциплин.

Классификация ЭОР По наличию печатного эквивалента ЭОР подразделяются на следующие категории: Электронный аналог печатного издания, в основном воспроизводящий соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.). Самостоятельное электронное издание, не имеющее печатных аналогов.

Классификация ЭОР По целевому назначению ЭОР подразделяются на следующие категории: Учебные, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанные на учащихся разного возраста и степени обучения. Учебно-методические, содержащие сведения методического характера в помощь изучению конкретного курса или дисциплины. Справочные, содержащие краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения. Контролирующие, обеспечивающие входной, промежуточный и/или итоговый контроль знаний для различных ступеней обучения.

Классификация ЭОР По технологии распространения ЭОР подразделяются на следующие категории: Локальные, предназначенные для ограниченного использования и выпускающиеся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях. Сетевые, доступные потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети. Комбинированного распространения, которые могут использоваться в качестве локального и сетевого ЭОР.

Классификация ЭОР По характеру взаимодействия с пользователем ЭОР подразделяются на следующие категории: Детерминированные, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены создателем и не могут быть изменяемы пользователем. Недетерминированные (интерактивные), параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целями, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных создателем.

Классификация ЭОР По периодичности обоснования ЭОР подразделяются на следующие категории: Непериодические, выходящие однократно, не имеющие продолжения. Сериальные, выходящие в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена, как правило, нумерованными и (или) датированными выпусками (томами), имеющими одинаковое заглавие. Периодические, то есть сериальные ЭОР, выходящие через определенные промежутки времени, с постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), неповторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие. Продолжающиеся, то есть сериальные ЭОР, выходящие через неопределенные промежутки времени, по мере накопления материала, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими общее заглавие. Обновляемые, выходящие через определенные или неопределенные промежутки времени в виде нумерованных или датированных выпусков, имеющих одинаковое заглавие и частично повторяющееся содержание; каждый следующий выпуск содержит в себе всю оставшуюся актуальную информацию и полностью заменяет предыдущий.

Классификация ЭОР По функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе, ЭОР классифицируются как: Учебная программа дисциплины – обновляемое учебное электронное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части). Электронные учебно-методические материалы – обновляемое учебное электронное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплин, подготовленное по гипертекстовой технологии, объединенное единой программной средой и системой навигации. Электронная хрестоматия – учебное электронное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

Электронное учебное пособие – обновляемое учебное электронное издание, созданное с применением гипертекстовой технологии, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания и содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (определенного раздела), соответствующее учебной программе. Контрольно-измерительные материалы – обновляемое учебное электронное издание, представляющее собой совокупность заданий, разбитых по темам, предназначенных для входного, промежуточного и итогового самоконтроля уровня знаний, созданное с применением гипертекстовой технологии с использованием мультимедийных компонентов, объединенное единой программной средой, позволяющее проводить оценку знаний. Электронный курс лекций – обновляемое учебное электронное издание, представляющее собой комплекс лекций, созданный с применением гипертекстовой технологии, освещающий содержание учебной дисциплины, включающий в себя план лекций и теоретический материал, разбитый по темам. Электронные справочные материалы – обновляемое учебное электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, подготовленное по гипертекстовой технологии, с использованием мультимедийных компонентов, объединенное единой программной средой и системой навигации, включающей средства для быстрого поиска информации.

Электронные дидактические демонстрационные материалы для сопровождения занятий представляют собой электронные материалы для сопровождения лекций (презентации, схемы, видео- и аудиозаписи и др.), демонстрируемые с помощью мультимедиа проекторов и подготовленные с помощью инструментальных программных средств. Электронный практикум – обновляемое учебное электронное издание, предназначенное для формирования и закрепления практических навыков, полученных в результате освоения теоретического материала, содержащее минимальные теоретические сведения, контрольно-измерительные материалы; методические указания по выполнению практикума, комплекс интерактивных программных средств со специально разработанным дружественным интерфейсом, формирующих структуры отчетов для выполняемых работ, объединенных единой программной средой. Электронный учебник – обновляемое учебное электронное издание по образовательной дисциплине, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, полностью соответствующее требованиям и основным дидактическим единицам государственного образовательного стандарта специальности, соответствующее ее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронный учебник создается с применением гипертекстовой технологии с использованием мультимедийных компонентов, объединен единой программной средой, содержит компоненты, определяемые учебной программой дисциплины.

Электронный лабораторный практикум с удаленным доступом – обновляемое учебное электронное издание, содержащее интерактивную электронную анимационную программу, практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного теоретического материала. Предназначен для выполнения лабораторных работ, проводимых с применением специальных математических (логических) моделей и реалистичных визуальных образов. ЭОР содержит краткие теоретические сведения; комплекс интерактивных программных средств со специально разработанным дружественным интерфейсом; программное обеспечение, формирующее структуры отчетов для лабораторных работ; контрольно-измерительные материалы; методические указания, подготовленные по традиционной технологии, в которых отражается технология взаимодействия студента с преподавателем в процессе выполнения лабораторного практикума. Сетевой учебно-методический информационный комплекс – обновляемое сетевое учебное электронное издание по образовательной дисциплине, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, подготовленное по гипертекстовой технологии, предназначенное для определенной ступени обучения, содержащее набор учебных изданий, объединенных единой системой управления обучения с применением дистанционных образовательных технологий: учебную программу дисциплины; электронный курс лекций; контрольно-измерительные материалы; дополнительные информационно- справочные материалы; интерактивный график изучения дисциплины и другие учебные издания, определяемые учебной программой дисциплины. Предназначен для организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий.

По степени готовности ЭОР могут быть определены как: Незавершенные. Завершенные. Отмененные (в случае устаревания контента или программно- технической реализации).

Разработка ЭОР Разработка ЭОР может осуществляться преподавателями и сотрудниками образовательного учреждения, творческими коллективами из преподавателей и сотрудников, сторонними исполнителями. Разработка, изменение, обновление ЭОР могут быть выполнены: Преподавателями и сотрудниками образовательного учреждения, а также сторонними исполнителями на основании типового договора возмездного оказания услуг. Преподавателями и сотрудниками образовательного учреждения в порядке личной инициативы.

Рецензирование и экспертиза ЭОР В целях обеспечения высокого качества ЭОР проходят комплексную экспертизу, которая включает в себя содержательную, учебно-методическую, программно- техническую и дизайн-эргономическую составляющие. Содержательная составляющая экспертизы определяет научный уровень и полноту смыслового содержания в предметной области. При рецензировании материалов устанавливается, прежде всего, актуальность содержания и соответствие государственному образовательному стандарту. Учебно-методическая составляющая экспертизы определяет научно- методический уровень разработки, инновационные качества ЭОР: степень интерактивности, модульный многоуровневый подход, моделирование с аудиовизуальным отражением реальных и/или воображаемых объектов. Дизайн-эргономическая составляющая экспертизы оценивает психологические, эргономические и художественные качества ЭОР и его компонентов. Программно-техническая составляющая определяет работоспособность ЭОР как программного продукта и его совместимость с аппаратно-программными комплексами различных конфигураций; оценивает соответствие принятым стандартам и современному техническому уровню аналогичных продуктов; определяет устойчивость к ошибочным и некорректным действиям пользователя.

Рецензирование и экспертиза ЭОР Содержательная, учебно-методическая дизайн-эргономическая составляющие экспертизы осуществляются соответствующей кафедрой, факультетом или руководителем иного учебного структурного подразделения, осуществляющего обучение по данной дисциплине. Программно-техническую составляющую рецензирования организуют соответствующий отдел в образовательном учреждении, другие структурные подразделения, назначаемые совместно первым проректором и проректором по учебной работе и инновационному развитию. Возможность использования ЭОР в учебном процессе с применением дистанционных образовательных технологий как правило определяет Центр дистанционного образования, другие структурные подразделения, обеспечивающие учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий. После получения положительных рецензий и присвоения грифа университета ЭОР приобретает статус учебного электронного издания с признанием авторских прав и наличием юридической ответственности за использование публикуемой в издании информации. Вопросы охраны и защиты авторских прав на ЭОР определяются действующим законодательством РФ.

Учебному электронному изданию может присваиваться статус: Официальное учебное электронное издание университета. Учебное электронное издание с грифом регионального УМО для межвузовского использования. Учебное электронное издание с федеральным грифом Министерства образования и науки РФ.

Регистрация ЭОР В целях обеспечения защиты авторских прав на разработанные ЭОР осуществляется регистрация официальных учебных электронных изданий в депозитарии электронных изданий НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» РФ, в Отраслевом фонде алгоритмов и программ или Роспатенте. Регистрацию могут проходить отдельные ресурсы или сборники ресурсов. Ученый совет образовательного учреждения может рекомендовать ЭОР, получивший официальный статус, к сертификации в системе РОСИНФОСЕРТ и получению «Сертификата соответствия программно-информационного продукта учебного назначения». ЭОР, получивший статус официального издания, передается в депозитарий электронных ресурсов университета. ЭОР, не зарегистрированные официальным путем в государственных организациях, проходят регистрацию на уровне образовательного учреждения, оформляются в соответствии с издательскими стандартами и передаются в депозитарий электронных ресурсов университета. ЭОР, не прошедшие регистрацию в установленном порядке, могут использоваться в образовательном процессе, но не могут быть включены преподавателем, кафедрой или другим структурным подразделением в отчетную документацию разного уровня (годовые отчеты, рейтинговая и конкурсная документация).

Управление ЭОР Управление электронными образовательными ресурсами осуществляет проректор, курирующий данный вид деятельности, как правило, это проректор по учебной работе и/или инновационному развитию. Ученый совет образовательного учреждения может рекомендовать официальное учебное электронное издание к присвоению статуса электронного учебника или электронного учебного пособия с грифом регионального УМО для межвузовского использования или федеральным грифом Министерства образования и науки РФ. При решении вопроса об избрании по конкурсу на должности профессорско- преподавательского состава в качестве публикаций учитываются электронные издания, имеющие статус официального учебного электронного издания образовательного учреждения или Министерства образования и науки РФ. При решении вопроса о присвоении учёного звания доцента и профессора в качестве публикаций учитываются электронные издания, имеющие статус официального учебного электронного издания Министерства образования РФ (на основании инструкции по применению Положения о порядке присвоения учёных званий, утверждённой приказом Минобразования России от 14 июня 2002 г. 2235).

Порядок опубликования ЭОР Способ опубликования, тиражирования и объем тиража ЭОР устанавливается Научно-методическим советом, исходя из потребностей учебного процесса и возможностей университета. Локальные ЭОР вместе с печатной документацией пользователя в количестве пяти экземпляров передается в библиотеку университета и хранятся в соответствующем разделе библиотеки. Порядок передачи и хранения ЭОР в депозитарии электронных ресурсов и библиотеке определяется Регламентом, разрабатываемым Научно-методическим советом и утверждаемым ректором образовательного учреждения. Сетевые ЭОР и ЭОР комбинированного распространения могут быть опубликованы на портале университета, в том числе на персональном сайте преподавателя-автора.

Регулирование прав на ЭОР Автору (соавторам) ЭОР принадлежат неотчуждаемые бессрочные личные неимущественные права – право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора. ЭОР, созданные в рамках методической работы, предусмотренной индивидуальными планами работы преподавателя, являются служебными произведениями. В соответствии с действующим законодательством исключительные права на использование служебного произведения принадлежат образовательному учреждению. В случае реализации ЭОР, являющимися служебными произведениями образовательного учреждения, третьим лицам, между университетом и авторами служебного произведения заключается договор, предусматривающий выплату авторам авторского вознаграждения. Исключительные права на ЭОР, выполненные в рамках выполнения договора возмездного оказания услуг, принадлежат образовательному учреждению. Регулирование использования данных ЭОР определяются данным договором.

Спасибо за внимание!!!