Методика организации научно-практической конференции школьников Леонтович Александр Владимирович кандидат психологических наук Председатель ООД «Исследователь»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация исследовательской деятельности в школе. Новый ФГОС Леонтович Александр Владимирович кандидат психологических наук Председатель ООД «Исследователь»
Advertisements

Проектная и исследовательская деятельность учащихся в свете Федеральных государственных образовательных стандартов.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
См ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru ПРОЕКТНАЯ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ КУРЧАТОВСКОГО ПРОЕКТА О.В. Колясников,
Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой,
Выступление на ММО учителей биологии и и химии Подготовила : Полякова Е. В. учитель биологии и химии МОУ « Графовская СОШ »
Экспертиза на Конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского и его региональных конференциях.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Исследовательская компетенция МО спортивного и эстетического развития.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Приоритеты математического образования – это развитие способностей к: 1 логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на широком математическом.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
«Работа с одарёнными детьми в сельской школе» 2008 год.
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Методика проведения исследовательской части работы по химии и экологии учитель химии и биологии высшей квалификационной категории Хафизова Э.М.
Критерии оценки качества дополнительного и междисциплинарного образования школьников Леонтович Александр Владимирович к. психол. н. директор ДНТТМ МГДД(Ю)Т,
Транксрипт:

Методика организации научно-практической конференции школьников Леонтович Александр Владимирович кандидат психологических наук Председатель ООД «Исследователь» директор ДНТТМ МГДД(Ю)Т

Особенности текущего периода Переход от выполнения проектов и исследований «по желанию» к обязательному; Задача выполнения проектов и исследований всеми учащимися независимо от их склонностей и способностей; Необходимость адекватной оценки результативности исследовательской деятельности при материальном и моральном стимулировании учителей.

Требования ФГОС Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».

Требования ФГОС Метапредметные результаты освоения учащимися образовательной программы должны, в частности, отражать «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы».

Индивидуальный проект Представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)».

Результаты выполнения индивидуального проекта сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования, презентации результатов.

Примерная учебная программа основного образования п ОСНОВЫ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Перечень результатов и возможностей обучения (чему учащийся научится и получит возможность научиться); Особенности проектной и исследовательской деятельности; Формы организации проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях.

Включение ИД в образовательную программу школы Разработка индивидуальных, основанных на особенностях и наработках школы, модулей образовательной программы по основам проектной и исследовательской деятельности, включающей адекватные и реализуемые формы организации образовательной деятельности, охват учащихся, методы диагностики результативности, соотнесенные с возможностями школы по адекватной экспертизе этих результатов;

Определение организационной, программно-методической и материальной базы реализации проектно-исследовательской деятельности (элективные курсы, группы дополнительного образования, экскурсии, программы дополнительного образования, методические рекомендации, приборы и материалы и др.); Включение ИД в образовательную программу школы

Определение разноуровневых (в зависимости от контингента учащихся, их возможностей и склонностей) форм развития исследовательской и проектной деятельности, таких как: аналитический реферат, создание модели или макета, групповой социальный проект, исследовательская работа под руководством и на материальной базе вуза и др.); Включение ИД в образовательную программу школы

Определение круга учителей, руководящих исследовательскими работами; предельного количества исследовательских и проектных работ на одного учителя; диапазона рабочего времени, в течение которого учителя работают с учащимися; форм повышения квалификации и переподготовки учителей, а также их консультирования; механизмов привлечения руководителей исследовательских работ из других организаций по совместительству; Включение ИД в образовательную программу школы

Разработка методов и форм подведения итогов исследовательской деятельности (семинары, конкурсы, конференции, выставки), критериев качества исследовательских работ в зависимости от объема, характера собственного экспериментального материала, самостоятельности и др.; системы диагностики и оценки результативности; Включение ИД в образовательную программу школы

Определение принципов и форм межведомственного взаимодействия с вузами, научными организациями, предприятиями; учреждениями дополнительного и среднего профессионального образования. Включение ИД в образовательную программу школы

Развитие региональной системы оценки качества исследовательской деятельности Создание единого портала входа для участников конференций по типу Мира олимпиад. Позволит сформировать единую базу данных участников и работ в регионе; Разработка единых критериев качества региональных конференций. Формирование группы экспертов качества проведения конференций, их обучение и консультирование. Составление рейтинга конференций.

Организация курсов повышения квалификации для экспертов, работающих на конференциях. Сертификация экспертов конференций. Привлечение к учредительству конференций региональных вузов и НИИ, создание соответствующего механизма. Учреждение региональных грантов для образовательных учреждений, учащиеся из которых являются победителями и призерами наиболее рейтинговых конференций. Развитие региональной системы оценки качества исследовательской деятельности

Две различные цели конференции интеллектуальное соревнование, главная задача – выявление наиболее качественных работ, квалификационная аттестация их авторов форма образовательной работы – индивидуальная работа с авторами и руководителями с целью их развития

Принципы классификации конференций Характер: исследовательский реферативный проектный Направленность: предметные междисциплинарные Качество: наличие концепции квалификация и опыт работы экспертов представительство учреждений качество системы критериев наличие публикаций работ учащихся регламент рассмотрения работ аналитические материалы и тенденции за прошлые годы образовательная программа

Положение о конференции Общие положения Учредители Цели и задачи Тематика и секции Участники Порядок приема и требования к работам Критерии оценки работ Подведение итогов и награждение Финансирование

Критерии оценки исследовательской работы наличие мировоззренческого взгляда, соответствующего условиям конференции, наличие авторской позиции; соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы (введение, цели и задачи, методика, обзор собственного материала, анализ, выводы), соответствие выводов полученным результатам; наличие литературного обзора, его качество, осведомленность автора в общей проблематике избранного им направления исследований наличие собственного экспериментального, практического материала исследования, корректность методики; культура оформления материалов.

Критерии оценки проектной работы наличие литературного обзора, осведомленность в проблематике избранной области; соответствие результата поставленным целям и задачам; реализуемость проекта (оптимальность планирования, необходимость и достаточность привлекаемых ресурсов, их доступность); оригинальность решения, разнообразие привлекаемой для решения информации и решений; наличие функциональной технологии самооценки результата; последовательность и доступность презентации проекта, качество презентационных материалов.

Рецензирование и экспертиза Фиксация заслуг автора в разработке заявленной темы; Обсуждение положительных сторон, мотивация на продолжение работы; Фиксация ошибочных положений; Формулирование неясных, проблемных вопросов; Постановка задач на дальнейшую работу.

Восторженно-хвалебная рецензия Данный исследовательский проект полностью соответствует требованиям, содержанию и смыслу конкурса. Проделана большая работа по отбору соответствующей литературы, проведены исследования заявленной темы. Тема представленной работы «Определить влияние эфирных масел на организм человека». Тема данной работы актуальна, т.к. определится в выборе огромного количества эфирных масел на сегодняшний день сложно. Настя доказала, что необходимо грамотно, с большой осторожностью выбирать эфирные масла для ухода за кожей, оздоравливающих процедур. В основной части работы рассказано о зарождении в древности ароматерапии и её растущем значении в современном мире, был проведен приготовления эфирных масел в домашних условиях. В данной работе представлены также основные сведения о происхождении ароматерапии, о составе, свойствах различных масел, а также сведения о сферах их применения. В работе четко прописаны объект исследования, методы исследования, предмет исследования, цель и задачи. Выбор данной темы способствует развитию практических навыков, развитию творчества. Отличительной особенностью выполнения данной исследовательской работы является интеграция знаний по химии, биологии и информатике. Нужно отметить, что, не смотря на сложность проделанной работы, Настя смогла грамотно её оформить, учесть требования конкурса по оформлению проекта. Это отмечает серьёзное отношение участников конкурса не только к исследованию, но и к научному подходу, к популяризации своего труда. В работе сформулирован вывод и заключение. Список использованной литературы говорит о серьёзном изучении проблемы исследователем. В приложении поэтапно расписан ход проведённого исследования. Проект интересен и проблема в нем актуальна на сегодняшний день. Проделанный труд представлен должным образом. Работа выполнена на «отлично». Желаю дальнейших успехов.

Проблематизирующая рецензия Скажу сразу, мне понравилась работа и в который раз очень понравилась идея фитодизайна, да еще и фито-аромо-фармакодизайна и т.п! Введение в проблему звучит вполне серьезно и убедительно, а с главным выводом с засильем микробов в затхлой атмосфере классных комнат, безусловно, нужно бороться нетрадиционными методами! (сформулируем его так) нельзя не согласиться. Поэтому о том, где споткнулась при чтении или что не понравилось. Не совсем поняла смысл фразы об инкубации чашек в течение 20 мин в зависимости от предполагаемой концентрации микробов в воздухе (цитирую по смыслу). В чем зависимость? Были поставлены предварительные опыты (10, 20, 40, 60 и т.д. минут инкубации), которые выявили, что оптимальное время инкубации в данной атмосфере 20 мин? Или просто взята эта цифра (например, из соответствующего руководства, и это совершенно правильно), но тогда причем здесь зависимость? Второй вопрос: об идентификации пойманных микроорганизмов. Хорошо, что предположительной. Которую просто невозможно провести на основании тех методических возможностей, которыми располагает автор работы. Отличить при малом увеличении микроскопа стафилококка от микрококка под силу только смелому. По- хорошему, здесь не обойтись без специальных питательных сред и тестов. Ну, а к «опасному» роду Sarcina относятся строго анаэробные бактерии, которые вряд ли выросли бы на чашках с МПА. Да и вряд ли у Вас в классе такой строгий анаэробиоз, о детях же тоже надо подумать. Наконец, третий вопрос, возник вдогонку уже совсем неожиданно. Начитавшись работы, сижу, гриппозная, с заложенным носом, поставила под него блюдечко с маслом и думаю: поможет ли? Предположим, микробов в воздухе станет заведомо меньше. А вот как отразятся аромомасла, эти биологически активные летучие вещества, на моем ментальном состоянии, быстроте реакции, внимательности, мышлении? Не нанюхаюсь? Само собой, вопрос экстраполируется на нюхающих детей, сидящих в классе. Тут есть над чем подумать. В заключение, желаю автору с блеском преодолеть микробиологические и общечеловеческие трудности, которые посмеют встать на его жизненном пути.

Отрицательная рецензия Работа написана на основе популярных источников, не претендующих на научность и данных, изложенных на этикетках продуктов. Собственные исследования состояли в анкетировании небольшого числа потребителей пищевых продуктов. Методы социологии не являются предметом рассмотрения на секции фармакологии, биотехнологии и пищевой химии и могут иногда быть использованы лишь как вспомогательные. Гипотеза, выдвинутая автором, что большинство продуктов питания, продающихся в гипермаркетах, содержат пищевые добавки, не полезные для здоровья человека, звучит с одной стороны очевидно, поскольку это уже ни для кого большим секретом не является, с другой стороны, слишком тенденциозно.

Отчетные материалы Аналитическая справка Название конференции. Время и место работы. Учредители. Состав участников (город, регион, сельские населенные пункты и др. – краткое перечисление). Регламент проведения (предварительная экспертиза, заочное рассмотрение, пленарные слушания, стендовая сессия). Количество рассмотренных работ. Количество секций, их названия, количество работ на каждой секции. Количество присужденных дипломов лауреатов, участников; работ, отмеченных в специальных номинациях. Образовательная программа конференции (лекции ученых, экскурсии в научные центры, методическая программа для педагогов и т. д.). Критерии экспертизы работ, экспертируемых конкурсной комиссией. Общий уровень экспертов. Общая характеристика и тематическая направленность представленных работ. Тематика, вызвавшая наибольший интерес у авторов, экспертов и аудитории. Анализ соответствия представленных работ требованиям, зафиксированным в Положении. Положительные и отрицательные тенденции в развитии содержания представленных работ по равнению с прошлыми годами (по экспертной оценке членов конкурсной комиссии). Типичные ошибки авторов и их руководителей при выполнении и представлении работ. Рекомендации по развитию конференции в будущем (разделить на секции, укрупнить секции, изменить критерии оценки, состав конкурсной комиссии, расширить состав участников и т. д.).

Спасибо за внимание!