Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева - традиции и новаторство Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева - традиции и новаторство.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
Advertisements

Урок по развитию речи на тему: «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Зима»»
Презентация к занятию по философской лирике Ф.И.Тютчева.
МБОУ СОШ 1 п. Фряново 1 Кому и зачем нужна поэзия Урок - сказка Учитель русского языка и литературы Воробьёва Е.И.
Люблю природу русскую. Весна.. Цели урока: 1. Подвести итог работы над разделом. 2. Вспомнить пройденные произведения и их авторов. 3. Продолжить практиковаться.
Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро». Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный.
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе по лирике Тютчева и Фета Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
Мир природы в лирике Тютчева Анализ стихотворения «Осенний вечер»
Тема: «Не то, что мните вы, природа…»Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. Цель: знакомство с поэтическим взглядом Ф.И.Тютчева на природу. Освоение навыков анализа.
Пейзаж в лирике Ф.И.Тютчева. Ф. И. Тютчев известный русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. Одной из главных.
Их взоры прикованы к небу (Мотив звезды в русской поэзии XIX и XX века) Исследовательская работа Учащихся 11Б класса МОУ СОШ 10 с углублённым изучением.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Дидактическая игра Обобщающий урок 10 класс Оборудование: 1.Пейзажи времен года 2.Музыка П.Чайковского «Времена года» 3.Компьютер, проектор.
М.М.Пришвин «Времена года» - большая и яркая картина жизни Учитель: Кальмина Татьяна Владимировна.
Особое место в лирике поэта занимает тема человека и природы, нередко даже противоречивое единство человека и природы. Писарев отметил: «В сознание читателя.
Ф. М. Тютчев. Тема природы Предисловие Список стихотворений.
Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Поэтическая тетрадь.Е.А. Баратынский. "Где сладкий шёпот..."
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Транксрипт:

Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева - традиции и новаторство Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева - традиции и новаторство

Цель: Определить, в чем проявилось новаторство Тютчева, певца природы, на какие национальные традиции он опирается Цель: Определить, в чем проявилось новаторство Тютчева, певца природы, на какие национальные традиции он опирается Задачи: Задачи: 1.Изучить литературоведческий материал о творчестве Тютчева. 1.Изучить литературоведческий материал о творчестве Тютчева. 2.Читая стихотворения Ф.Тютчева из сборника «Весенние воды», определить, что является предметом изображения поэта, какие средства создания образа использует. 2.Читая стихотворения Ф.Тютчева из сборника «Весенние воды», определить, что является предметом изображения поэта, какие средства создания образа использует. 3.Проследить, анализируя стихотворения поэта, за развитием взаимоотношений человека и природы. 3.Проследить, анализируя стихотворения поэта, за развитием взаимоотношений человека и природы. 4.Сравнить образы, средства их создания в стихотворениях о природе Ф.Тютчева со стихотворением Г. Державина «Осень во время осады Очакова» и стихотворением «Вот север, тучи нагоняя» А.Пушкина. Выявить, какие общие литературные приемы используют поэты. 4.Сравнить образы, средства их создания в стихотворениях о природе Ф.Тютчева со стихотворением Г. Державина «Осень во время осады Очакова» и стихотворением «Вот север, тучи нагоняя» А.Пушкина. Выявить, какие общие литературные приемы используют поэты.

Введение: Введение: Отношение человека к природе - одна из наиболее злободневных проблем современности. Отношение человека к природе - одна из наиболее злободневных проблем современности. Писатели, экономисты, врачи, учёные бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении. Покорение природы обернулось для нас уничтожением её богатств, борьба с ней - нравственным саморазрушением. Оказавшись на пороге экологической катастрофы, мы видим свою причастность, начинаем размышлять о месте природы в нашей жизни, о её «душе», начинаем по-новому читать стихотворения певца природы Тютчева, непонятого когда-то, ведь то, о чем он пишет в своих стихотворениях, актуально в наши дни. Писатели, экономисты, врачи, учёные бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении. Покорение природы обернулось для нас уничтожением её богатств, борьба с ней - нравственным саморазрушением. Оказавшись на пороге экологической катастрофы, мы видим свою причастность, начинаем размышлять о месте природы в нашей жизни, о её «душе», начинаем по-новому читать стихотворения певца природы Тютчева, непонятого когда-то, ведь то, о чем он пишет в своих стихотворениях, актуально в наши дни.

в стихотворении в стихотворении «Не то, что мните вы, природа» «Не то, что мните вы, природа» Тютчев резко противопоставлял людей «посвящённых» и «непосвящённых», чутко слышащих природу и чуждых ей. Тютчев резко противопоставлял людей «посвящённых» и «непосвящённых», чутко слышащих природу и чуждых ей. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик... В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик... В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... И, наверное, одним из первых поэтов (я могу ошибаться) громко заявлял о таких глухих к природе людях с возмущением и сожалением: Иль их садовник приклеил? Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах! Для них и солнцы, знать, не дышат И жизни нет в морских волнах И, наверное, одним из первых поэтов (я могу ошибаться) громко заявлял о таких глухих к природе людях с возмущением и сожалением: Иль их садовник приклеил? Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах! Для них и солнцы, знать, не дышат И жизни нет в морских волнах

Ход работы Ход работы 1.Знакомилась с критическим материалом по творчеству Тютчева. 1.Знакомилась с критическим материалом по творчеству Тютчева. 2.Читая стихотворения, выбирала языковой материал, состоящий из цитат по теме «Человек и природа». 2.Читая стихотворения, выбирала языковой материал, состоящий из цитат по теме «Человек и природа». 3.Анализируя стихотворения о природе, обратила внимание на особенности построения образов, использовании автором языковых средств, о чувствах,состояниях, ощущениях, которыми они проникнуты, об особенностях раскрытия темы. 3.Анализируя стихотворения о природе, обратила внимание на особенности построения образов, использовании автором языковых средств, о чувствах,состояниях, ощущениях, которыми они проникнуты, об особенностях раскрытия темы. 4.Параллельно, работая со сборником «Времена года», выявляла поэтические черты, общие с тютчевскими, в произведениях других поэтов о природе. 4.Параллельно, работая со сборником «Времена года», выявляла поэтические черты, общие с тютчевскими, в произведениях других поэтов о природе. 5.Произвела сопоставительный анализ отрывков из оды Г.Державина «Осень во время осады Очакова», А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя» и Ф.Тютчева «Чародейкою зимою» и «Зима недаром злится» и русской народной сказки «Проказы Старухи Зимы». 5.Произвела сопоставительный анализ отрывков из оды Г.Державина «Осень во время осады Очакова», А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя» и Ф.Тютчева «Чародейкою зимою» и «Зима недаром злится» и русской народной сказки «Проказы Старухи Зимы». 6.В заключении сделала вывод о роли темы природы в творчестве Тютчева, об общих литературных приёмах, которые использует Державин, Тютчев, Пушкин, высказала предположение о новаторстве Тютчева-поэта. 6.В заключении сделала вывод о роли темы природы в творчестве Тютчева, об общих литературных приёмах, которые использует Державин, Тютчев, Пушкин, высказала предположение о новаторстве Тютчева-поэта.

1.Поэтический мир Тютчева: Природа - чуть ли не одна из главных тем в творчестве Тютчева. Природа - чуть ли не одна из главных тем в творчестве Тютчева. В стихотворениях Ф.И.Тютчева природа осмыслена как одна из частей мироздания, В стихотворениях Ф.И.Тютчева природа осмыслена как одна из частей мироздания, поэт задумывается над философскими вопросами соотношения природного, божественного и человеческого начал, приходя к идее пантеизма. поэт задумывается над философскими вопросами соотношения природного, божественного и человеческого начал, приходя к идее пантеизма. С самого начала творчества Тютчев заявил о себе как о ярком представителе поэзии философической. В поэзии он стремился философски осмыслить жизнь Вселенной, С самого начала творчества Тютчев заявил о себе как о ярком представителе поэзии философической. В поэзии он стремился философски осмыслить жизнь Вселенной, Заглянуть в тайны космической жизни и человеческого бытия. В своих творениях Тютчев дал собственное неповторимое художественное решение философских проблем жизни и её течения во времени. В лирике поэта сталкиваются и спорят день и ночь, Заглянуть в тайны космической жизни и человеческого бытия. В своих творениях Тютчев дал собственное неповторимое художественное решение философских проблем жизни и её течения во времени. В лирике поэта сталкиваются и спорят день и ночь, жизнь и смерть, зима и весна, гармония и хаос, вера и безверие, небесное и земное,человек и природа. жизнь и смерть, зима и весна, гармония и хаос, вера и безверие, небесное и земное,человек и природа. Мысль, пронизывающая всё творчество Тютчева, - это мысли об одушевленности и разумности природы. Мысль, пронизывающая всё творчество Тютчева, - это мысли об одушевленности и разумности природы. Основа поэтической модели Тютчева – двоемирие. Природа и человек состоят из двух Основа поэтической модели Тютчева – двоемирие. Природа и человек состоят из двух частей: одна - гармонична и спокойна, а другая - стихийна и разрушительна. В природе частей: одна - гармонична и спокойна, а другая - стихийна и разрушительна. В природе проявляется как хаос, стихия, катастрофа; в человеке - это страсти, они могут привести к катастрофе. Поэтому поэзия Тютчева проникнута напряженным драматизмом поединка, споров, отсюда - прямо противоположное решение одних и тех вопросов, над которыми бьётся разум поэта. «Мотивом борьбы» проникнуты многие стихотворения поэта. проявляется как хаос, стихия, катастрофа; в человеке - это страсти, они могут привести к катастрофе. Поэтому поэзия Тютчева проникнута напряженным драматизмом поединка, споров, отсюда - прямо противоположное решение одних и тех вопросов, над которыми бьётся разум поэта. «Мотивом борьбы» проникнуты многие стихотворения поэта.

2.Анализ стихотворений Тютчева: ПриродаЧастотностьСвязи.Состояния.Чувства. Гроза ночью и днем 5 Любовь- спокойствие, тайна-прозрение, движение, спор,переходное состояние(грохот- тишина) закат 6 Спокойствие, умиротворение, переходное состояние(свет-тьма) ночь Мир иной, грусть, тишина,откровение, страх, поединок,прикосновение к тайне «…настала ночь… и с мира рокового ткань благодатную покрова, сорвав, отбрасывает прочь…» «… и нет преград меж ей и нами- вот отчего нам ночь страшна…»,переходное состояние(явное- тайное) рассвет 2 Радость, переходное состояние (тьма- свет),(жизнь-смерть)

Горы ночью и днем 5 Восхищение(низ- верх) Полдень, день Очень часто, не всегда назван,но ясно, что действие происходит днем Радость «день отрадный», «любезный», «друг человека и богов», «златотканый», «блистательный покров», переходное состояние( день скрывает за собой что-то более могущественное и непостижимое),день человеку понятнее Осень ночью и днем 7 Шелест, яркие краски, переходность, грустинка, намеки на увядание весна 8 Возрождение, журчание,весело, несет жизнь, борьба, даже «драка»все переворачивает, ей все рады, «природа не проснулась…но…весну послышала…и…улыбнулась» зима4 блеск снега, яркость, сказочный сон, жизнь-смерть

лето 6 блеск, живность, суета-покой солнце 8 блеск, яркость, сияние, помощник деревья 6 помощники,принимают разные образы например: ива «матушка» воды(потоки, реки, моря., струя) журчание, звуки, помощь, борьба, шум, звон вселенная 7 Сказочный мир по представлению Тютчева: добрый, яркий, интересный дождь 6 шум, вот дождик брызнул лес ночью и днем, в полусне днем 4 шум, пение птиц, мир со своими тайнами, переход(понятное- загадочное)

Наблюдение: 1.Тема «Человек и природа»- ведущая, Практически нет стихотворений, где один герой, и даже если человек один, с ним или воспоминания, или мечты,или размышления. Нет статичности, даже пейзажные образы живут, обязательно будут расколдованы. Природа: живет сложной и многоплановой жизнью. Мир представляет собой постоянное движение сменяющих друг друга, взаимодействующих явлений, которые человеку позволяется разгадывать(мир дня), и мир, который над горизонтом, к которому человек прикоснулся( во сне,в ночи), но он скрытый и пугающий своей необъятностью. 1.Тема «Человек и природа»- ведущая, Практически нет стихотворений, где один герой, и даже если человек один, с ним или воспоминания, или мечты,или размышления. Нет статичности, даже пейзажные образы живут, обязательно будут расколдованы. Природа: живет сложной и многоплановой жизнью. Мир представляет собой постоянное движение сменяющих друг друга, взаимодействующих явлений, которые человеку позволяется разгадывать(мир дня), и мир, который над горизонтом, к которому человек прикоснулся( во сне,в ночи), но он скрытый и пугающий своей необъятностью. 2.Система образов: человек и природа.Любимые образы : звёздная ночь, грозы, закат, рассвет, года: весна, осень,вечер, утро, полдень- все связанное с переходом в разных значениях. 2.Система образов: человек и природа.Любимые образы : звёздная ночь, грозы, закат, рассвет, года: весна, осень,вечер, утро, полдень- все связанное с переходом в разных значениях. 3.Стихотворения представляют собой небольшой фрагмент с неожиданным началом и открытым финалом. 3.Стихотворения представляют собой небольшой фрагмент с неожиданным началом и открытым финалом. 4.Ведущий мотив: борьба противоположностей. 4.Ведущий мотив: борьба противоположностей. 5.Ведущее состояние-переходность. 5.Ведущее состояние-переходность. 6.Языковые средства -прежде всего олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения, антитезы, прилагательные со значением цвета. 6.Языковые средства -прежде всего олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения, антитезы, прилагательные со значением цвета.

1.Образы. Человек и природа, человек и мир со своими вечными вопросами :-Что значит человек ?-Откуда он? -Куда идет? -Кто там, за звездным сводом ?-В чем тайна бытия? -Что будет после всего? Практически нет стихотворений, где один герой, и даже если человек один, с ним или воспоминания, или мечты,или размышления. Нет статичности, даже пейзажные образы живут, обязательно будут расколдованы. 2.Любимые образы Звёздная ночь, грозы, закат, рассвет, все связанное с переходом в разных значениях. Чаще всего закат 3.Время года: весна, осень, зима и лето суток :вечер, утро, полдень. Чаще всего весна, осень чаще всего вечер 4.Действия Природа: живет сложной и многоплановой жизнью. Мир представляет собой постоянное движение сменяющих друг друга, взаимодействующих явлений, которые человеку позволяется разгадывать(мир дня), и мир, который над горизонтом, к которому человек прикоснулся( во сне,в ночи), но он скрытый и пугающий своей необъятностью. Человек: познает земное, наблюдает, задаёт вопросы, ищет ответы, исследует душу природы, язык природы, пытаясь уловить, понять и объяснить., страшится, того, что ТАМ. Чаще всего природа: загадывает загадки.Человек: наблюдает, задаёт вопросы.

Лирический герой. Лирический герой Тютчева – исследователь: Лирический герой Тютчева – исследователь: Я много узнал мне неведомых лиц… Я много узнал мне неведомых лиц… И мир предо мною недвижный сиял, И мир предо мною недвижный сиял, наблюдатель: наблюдатель: Тени сизые сместились, Тени сизые сместились, Цвет поблекнул, звук уснул.., Цвет поблекнул, звук уснул.., преследующий вечную человеческую цель – разгадать тайны природы,познать всю её до конца. преследующий вечную человеческую цель – разгадать тайны природы,познать всю её до конца. Он задаёт вопросы: Он задаёт вопросы: Твой сон ласкает и целует Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты? И золотит твои мечты? мучительно ищет ответ, переживает, строит гипотезы, предполагает, делает выводы. Предмет его исследования весь окружающий мир. мучительно ищет ответ, переживает, строит гипотезы, предполагает, делает выводы. Предмет его исследования весь окружающий мир. Читая стихотворения поэта, я пыталась ответить на вопрос, какая она, тютчевская природа? Читая стихотворения поэта, я пыталась ответить на вопрос, какая она, тютчевская природа? И, наконец, нашла ответ в произведении самого поэта: « природа – «сфинкс» · СФИНКС И, наконец, нашла ответ в произведении самого поэта: « природа – «сфинкс» · СФИНКССФИНКС - в мифах древних греков чудовище, порождённое Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Сфинкс расположилась на горе близ города Фивы и задавала каждому проходившему загадку (Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?). Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала (вариант: пожирала). Разгадал загадку Эдип (Человек - в детстве, зрелости и старости), после чего Сфинкс бросилась со скалы. - в мифах древних греков чудовище, порождённое Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Сфинкс расположилась на горе близ города Фивы и задавала каждому проходившему загадку (Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?). Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала (вариант: пожирала). Разгадал загадку Эдип (Человек - в детстве, зрелости и старости), после чего Сфинкс бросилась со скалы.СфинксФивы ЭдипСфинксФивы Эдип Сразу же бросилось в глаза то, что природа одушевлена, она может испытывать различные ощущения, чувства, находясь в различных состояниях Сразу же бросилось в глаза то, что природа одушевлена, она может испытывать различные ощущения, чувства, находясь в различных состояниях

3.Что такое традиция и новаторство Традиция-это неисчерпаемая сокровищница народного восприятия, в которую по крупицам собираются художественные приемы, предания и легенды, философские открытия и образы человеческой мудрости. Любой писатель вправе воспользоваться этим бесценным кладом, потому что в нем содержится все, что соответствует эстетическим идеалам народа. Литературная традиция складывается веками. Любое художественное открытие, важная черта национального характера, использование возможностей родного языка, однажды нашедшие воплощение в произведении какого-нибудь писателя, затем становятся предметом размышлений и споров других писателей, которые бережно сохраняют всё самое лучшее, что было сделано их предшественниками и современниками. Традиция-это неисчерпаемая сокровищница народного восприятия, в которую по крупицам собираются художественные приемы, предания и легенды, философские открытия и образы человеческой мудрости. Любой писатель вправе воспользоваться этим бесценным кладом, потому что в нем содержится все, что соответствует эстетическим идеалам народа. Литературная традиция складывается веками. Любое художественное открытие, важная черта национального характера, использование возможностей родного языка, однажды нашедшие воплощение в произведении какого-нибудь писателя, затем становятся предметом размышлений и споров других писателей, которые бережно сохраняют всё самое лучшее, что было сделано их предшественниками и современниками. Новаторство- это не разрыв с традицией и не изобретение новых тем или форм. Это обогащение литературы новыми художественными открытиями, естественно дополняющими национальную традицию и оказывающими воздействие на будущих писателей. Другими словами, подлинное новаторство не только обогащает традицию, но само становится её частью для последующих поколений Новаторство- это не разрыв с традицией и не изобретение новых тем или форм. Это обогащение литературы новыми художественными открытиями, естественно дополняющими национальную традицию и оказывающими воздействие на будущих писателей. Другими словами, подлинное новаторство не только обогащает традицию, но само становится её частью для последующих поколений

4.Образы времён года в произведениях поэтов веков. автор автор Осень Осень Зима Зима Лето Лето Весна Весна Ф.Тютчев Е.Баратынский Г.Державин А.Пушкин Читая стихотворения русских поэтов из сборника «Времена года», а также русские и народные сказки, приведённые здесь, делаю выводы: -Тютчевкая природа имеет много общего с образами природы других поэтов (использование образов времён года практически всеми поэтами) чаще это осень, весна и зима.Лето только у Тютчева.

5.Сопоставительный анализ Проказы Старухи Зимы. Унт.сказка Проказы Старухи Зимы. Унт.сказка Г.Державин(18 век) Осень во время осады Очакова Ф.Тютчев(19 век) Чародейкою зимою…Зима не даром злится А.Пушкин (19 век) Вот север, тучи нагоняя Худ.средства Старуха зима Седая чародейка Чародейка Зима Волшебница Зима образы разозлилась, накинулась, пуще злится, шлет мороз за морозом и т.д. Борей хмурит брови ЗлитсяХлопочетВорчитвзбесилась Пришла, легла, сровняла, проказничает олицетворение Ледяная кора, злее мороз, лютее Седая, косматый, хладное Прекрасное дитя Снежная бахрома Волшебница, недвижною рекою, пухлой пеленою эпитеты Идут морозы, перепрыгивают Посорвала листья с лесов, Природы взор оцепенел, пустыни сетуют и долы Чудной жизнью он блестит, солнце мещет на него свой луч косой Блеснул мороз,легла волнистыми коврами метафоры

Язык произведений. Сопоставив произведения нашла общее и новое в языке произведений и образной системе: Сопоставив произведения нашла общее и новое в языке произведений и образной системе: Тексты схожи образами: в всех текстах зима-«чародейка» или Волшебница. Тексты схожи образами: в всех текстах зима-«чародейка» или Волшебница. Зима, Осень,Ветер -времена года, природные силы написаны с большой буквы- олицетворены. Похожими мотивами - Образ зимы- с её появлением природа замирает.Державин пишет о зиме: от холодного дыханья,природы взор оцепенел. Древа стоят и холмы голы… Зима, Осень,Ветер -времена года, природные силы написаны с большой буквы- олицетворены. Похожими мотивами - Образ зимы- с её появлением природа замирает.Державин пишет о зиме: от холодного дыханья,природы взор оцепенел. Древа стоят и холмы голы… Много различных картин. Тютчев пишет: лес околдован, сном волшебным очарован; не мертвец и не живой, весь опутан,околдован… Много различных картин. Тютчев пишет: лес околдован, сном волшебным очарован; не мертвец и не живой, весь опутан,околдован… Всё это с приходом зимы. Всё это с приходом зимы. Художественными средствами. Используются эпитеты, но у Тютчева необычные, состоящие из сложных прилагательных, казалось бы не соединимых по смыслу: «светлые звёзды», «вечер пасмурно – багровый»,»инстинкт пророчески- слепой». Художественными средствами. Используются эпитеты, но у Тютчева необычные, состоящие из сложных прилагательных, казалось бы не соединимых по смыслу: «светлые звёзды», «вечер пасмурно – багровый»,»инстинкт пророчески- слепой». 2.Метафоры –очень похожи : лазурь небесная смеётся. 2.Метафоры –очень похожи : лазурь небесная смеётся. Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака. ушла- Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака. ушла- Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. 3.Олицетворение(у Тютчева шире образность) : полдень «лениво дышит», вечер озарён «кроткой улыбкой». 3.Олицетворение(у Тютчева шире образность) : полдень «лениво дышит», вечер озарён «кроткой улыбкой». 4.Сравнение(см.в таблице). 4.Сравнение(см.в таблице). 5.Иносказание(см.в таблице). 5.Иносказание(см.в таблице). 6.В мире Тютчева много образов воды и деревьев. Образы деревьев частотны и у поэтов в сборнике «Времена года» и это не случайно, ведь в славянской мифологии они играли важное значение войдя в ранний период УНТ, они навсегда поселились в русской словесности. Тютчев, использует их, переосмысливая, дополняя, но история «древесной образности» продолжается и в современной литературе и теперь уже другими поэтами продолжается традиция. 6.В мире Тютчева много образов воды и деревьев. Образы деревьев частотны и у поэтов в сборнике «Времена года» и это не случайно, ведь в славянской мифологии они играли важное значение войдя в ранний период УНТ, они навсегда поселились в русской словесности. Тютчев, использует их, переосмысливая, дополняя, но история «древесной образности» продолжается и в современной литературе и теперь уже другими поэтами продолжается традиция.

Жанр тютчевских произведений 2.Жанр тютчевских стихотворений- стихотворение фрагмент (Ладыгин),(литература 7 класс) 2.Жанр тютчевских стихотворений- стихотворение фрагмент (Ладыгин),(литература 7 класс) Он отказывается от ведущих в 19 веке Он отказывается от ведущих в 19 веке Оды, элегии, поэмы в пользу фрагмента: Оды, элегии, поэмы в пользу фрагмента: Краткий, но завершённый отрывок. Часто в стихотворении открытый финал и всегда неожиданное начало. Иногда части фрагмента представляют собой развёрнутое сравнение : «как над горячею золой, Краткий, но завершённый отрывок. Часто в стихотворении открытый финал и всегда неожиданное начало. Иногда части фрагмента представляют собой развёрнутое сравнение : «как над горячею золой, Дымится свиток и сгорает Дымится свиток и сгорает Так грустно тлится жизнь моя. Так грустно тлится жизнь моя. -Выбор фрагмента как основной жанровой формы Тютчевым не случаен. Лирика поэта философская, он пытается постичь тайны бытия и не сомневается в невозможности глубинного познания. (Мережковский) -Выбор фрагмента как основной жанровой формы Тютчевым не случаен. Лирика поэта философская, он пытается постичь тайны бытия и не сомневается в невозможности глубинного познания. (Мережковский) Язык стихотворений богат различными образными средствами. Язык стихотворений богат различными образными средствами. 3.Много пейзажных стихотворений, в которых передаётся мгновение. Пейзаж является средством проникновения в сущность бытия, познание законов земных и вселенной. 3.Много пейзажных стихотворений, в которых передаётся мгновение. Пейзаж является средством проникновения в сущность бытия, познание законов земных и вселенной. Ладыгин в статье о мастерстве Тютчева пишет: «В стихотворениях о природе мы встречаем, наблюдаем художника- пейзажиста, зеленеющие нивы зеленее пред грозой», но главное в них- чувства и мысли, которые природа возбуждает человека «Люблю грозу», Ладыгин в статье о мастерстве Тютчева пишет: «В стихотворениях о природе мы встречаем, наблюдаем художника- пейзажиста, зеленеющие нивы зеленее пред грозой», но главное в них- чувства и мысли, которые природа возбуждает человека «Люблю грозу», О,первых листьев красота, О,первых листьев красота, О север, север- чародей, О север, север- чародей, Иль тобою околдован? Иль тобою околдован? Нет, моего к тебе пристрастья Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать Земле. Я скрыть не в силах, мать Земле. Часто философия стихотворений Тютчева имеет двойной смысл: прямой, связанный с миром природы и иносказанием, связанный с миром человек «фонтан». «Ещё земли печален вид».Здесь мы наблюдаем за раздумьями о прошлом, настоящем, о предопределённости и роли случая в жизни человека. Часто философия стихотворений Тютчева имеет двойной смысл: прямой, связанный с миром природы и иносказанием, связанный с миром человек «фонтан». «Ещё земли печален вид».Здесь мы наблюдаем за раздумьями о прошлом, настоящем, о предопределённости и роли случая в жизни человека.

6.ВЫВОД: После проделанного исследования, я пришла к выводу: После проделанного исследования, я пришла к выводу: 1. Природа Ф.И.Тютчева разнообразна, он одушевляет природу 1. Природа Ф.И.Тютчева разнообразна, он одушевляет природу 2.Тютчев не только рисует картины природы, но и отображает в стихотворениях о природе взаимоотношения, настроение, ссоры и т.д..В своих стихотворениях он поднимает тему о защите природы. 2.Тютчев не только рисует картины природы, но и отображает в стихотворениях о природе взаимоотношения, настроение, ссоры и т.д..В своих стихотворениях он поднимает тему о защите природы. 3.Лирический герой Тютчева – исследователь преследующий вечную человеческую цель – разгадать тайны природы,познать всю её до конца. Предмет его исследования весь окружающий мир -живой и неживой. образы природы встречаются практически в каждом произведении, чаще это образы времён года осени или весны, времени суток: утро, вечер, полдень; гроза, вода(ручьи, истоки, струя), деревья, солнце, звёзды, облака, вселенная, то есть природа земная и неземная, при том лирическому герою интересна и та и другая, но вселенная, открывающаяся ночью, пугает его, А загадки земной природы он разгадывает без страха, с любовью. 3.Лирический герой Тютчева – исследователь преследующий вечную человеческую цель – разгадать тайны природы,познать всю её до конца. Предмет его исследования весь окружающий мир -живой и неживой. образы природы встречаются практически в каждом произведении, чаще это образы времён года осени или весны, времени суток: утро, вечер, полдень; гроза, вода(ручьи, истоки, струя), деревья, солнце, звёзды, облака, вселенная, то есть природа земная и неземная, при том лирическому герою интересна и та и другая, но вселенная, открывающаяся ночью, пугает его, А загадки земной природы он разгадывает без страха, с любовью. 4. Продолжая традиции русской литературы уделял много внимания теме : человек и природа 4. Продолжая традиции русской литературы уделял много внимания теме : человек и природа 5. Тютчевкая природа имеет много общего с образами природы других поэтов (использование образов времён года практически всеми поэтами) чаще это осень, весна и зима. 5. Тютчевкая природа имеет много общего с образами природы других поэтов (использование образов времён года практически всеми поэтами) чаще это осень, весна и зима. 6. Олицетворение природы- общий приём,берущий своё начало в УНТ. 6. Олицетворение природы- общий приём,берущий своё начало в УНТ. 7. Тексты схожи образами 7. Тексты схожи образами 8.Язык произведений похож: традиционны эпитеты, метафоры, олицетворения и др. худ. Средства Тютчев, использует их, переосмысливая, дополняя, но история использования этих средств продолжается и в современной литературе и теперь уже другими поэтами продолжается традиция. 8.Язык произведений похож: традиционны эпитеты, метафоры, олицетворения и др. худ. Средства Тютчев, использует их, переосмысливая, дополняя, но история использования этих средств продолжается и в современной литературе и теперь уже другими поэтами продолжается традиция.

9.Новаторство: Жанр тютчевских стихотворений- стихотворение фрагмент, Краткий, но завершённый отрывок.Часто в стихотворении открытый финал и всегда неожиданное начало. 9.Новаторство: Жанр тютчевских стихотворений- стихотворение фрагмент, Краткий, но завершённый отрывок.Часто в стихотворении открытый финал и всегда неожиданное начало. Державин, использует традиционные средства и образы, переосмысливая, дополняя, но история использования этих средств продолжается и в современной литературе и теперь уже другими поэтами продолжается традиция. Державин, использует традиционные средства и образы, переосмысливая, дополняя, но история использования этих средств продолжается и в современной литературе и теперь уже другими поэтами продолжается традиция. Тютчев резко противопоставлял людей «посвящённых» и «непосвящённых», чутко слышащих природу и чуждых ей. И, наверное, одним из первых поэтов (я могу ошибаться) громко заявлял о таких глухих к природе людях с возмущением и сожалением: Тютчев резко противопоставлял людей «посвящённых» и «непосвящённых», чутко слышащих природу и чуждых ей. И, наверное, одним из первых поэтов (я могу ошибаться) громко заявлял о таких глухих к природе людях с возмущением и сожалением: