V РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ЭВРИКА» Выполнила: Выполнила: Николаева Анна Николаева Анна Класс:11 Класс:11 Руководитель: Леонова. А. В. Руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Леший Отрицательные персонажи сказок Леший Работа выполнена учащимися 5 класса «А» Переславцевым Данилом, Фирсовым Александром г. Минеральные Воды
Advertisements

Баба Яга – первоначально, положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев.
Илюшкина Наталья Николаевна Учитель русского языка и литературы «Преданья старины глубокой» А.С. Пушкин.
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках: происхождение, становление, развитие» Выполнила: Косикина Анна ученица 6 б класса Руководитель: Тарамалы Ю.О.
Домовой Домовой (славянская мифология) дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живёт в каждом доме в каждом семействе. От бесов он отличается тем,
в_р_на в_р_бей с_р_ка сн_гирь с_ница Этот маленький летом – серый, а зимой – белый зверь, питающийся корой деревьев, травами, бегающий от каждого шороха.
Кики́мора (шиши́мора, сусе́дка, ма́ра) персонаж восточнославянской мифологии Кики́мора (шиши́мора, сусе́дка, ма́ра) персонаж восточнославянской мифологии.
Мифы древних славян Духи природы. По представлениям наших предков землю населяли духи природы: домовые, лешие, русалки и прочая нечисть. Они могли быть.
Двуличная кикимора По мифологическим представлениям восточных славян злой дух дома. По определению в словаре Владимира Даля, кикимора это.
Биологическая сказка Выполнил работу ученик 5 класса Ромашов Иван учитель Червонец О.Л.
Овинник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный у русских (преимущественно на Севере) домашний демон.
Верования восточных славян Савкина Виктория 6 «Г».
. Призентация Комаровой Виктории. РУСАЛКИ В сказках и легендах многих народов, занимавшихся мореплаванием (в том числе, и у новгородских славян), часто.
Руководитель: педагог высшей категории ДЭБЦ г.Ростова-на-Дону Попивненко Т.М. Исполнители: ученицы 4 класса «А» лицея 20 Вязникова Оксана.
ПОЛЕ ЧУДЕС Тема: « Животные» 1 тур Название этих животных пришло в русский язык из древнелитовского и означало « прыгун». Может делать прыжки длиной.
Проект по теме: Граница между добром и злом
Древнейшие люди. Они общались друг с другом, подобно животным, с помощью разнообразных звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны,
Дикие животные Дикие животные «белый медведь, верблюд, обезьяна» часть 2.
БАРАБАШКА Барабашка встречается в мифологиях разных народов и в частности в славянской мифологии это - хулиганистые домашние духи. Наполняют квартиру.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ «Белый медведь, верблюд, обезьяна» часть 2 Детская Электронная Книга.
Транксрипт:

V РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ЭВРИКА» Выполнила: Выполнила: Николаева Анна Николаева Анна Класс:11 Класс:11 Руководитель: Леонова. А. В. Руководитель: Леонова. А. В. п. Тулинский п. Тулинский Новосибирская область Новосибирская область 2010 год 2010 год

Лешие, русалки, домовые…. С детства эти слова стали для нас символом сказки, суеверия, вымысла, фантастическими образами того, чего нет и не может быть. Так существует ли на самом деле нечистая сила? Первый ответ: это плод воображения суеверных людей. Ответ второй: это память народа о реальных «человеко- обезьяноподобных» существах, живших в далеком прошлом. Третий ответ: это отражение современной нам биологической реальности.

Азбука Алконо́ст (алконст, алконос) в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье, в апокрифах и сказаниях птица светлой грусти и печали.легендах райская птицабога солнцаХорсаапокрифах Анчу́тка в восточнославянской мифологии злой дух, одно из самых древних названий беса, русский вариант чертёнка.духбесачертёнка

Домово́й (славянская мифология) дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живёт в каждом доме, в каждом семействе.славянская мифологиядух Кики́мора (шиши́мора, сусе́дка, ма́ра) в восточнославянской мифологии один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. домовогонапёрсток

Кощей Бессмертный (Кащей Бессмертный) отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. русских сказок фольклоре Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым. Ма́вки (на́вки) славянские мифические существа, имеют много сходств с русалками. Мавками становятся малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями, мертворождённые.славянские мифические существа русалками

«О том, как три Суя усмирили нечистую силу», повесть китайского писателя Фэн Мэн- лун.Фэн Мэн- лун 1817 «Шутка о нечистых силах», пьеса Ютейни Юден Якко.пьесаЮтейни Юден Якко 1916 «Нечистая сила», комедия А. Н. Толстого.А. Н. Толстого 1923 «Нечистая сила», сборник сказок В. К. Королива- Старого.В. К. Королива- Старого 1988 «Нечистая сила», мультфильм, режиссёр В. М. Котёночкин.Нечистая сила В. М. Котёночкин 1987 "Нечистая сила", роман В. Пикуля про Распутина и царскую семью."Нечистая сила" В. ПикуляРаспутина 1989 "Нечистая сила", фильм, режиссер Эрнест Ясан."Нечистая сила"Эрнест Ясан

Был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а черта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти. Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес стал леший, кто в воду водяной, кто на дом домовой. «Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы».

В пророчестве Исаии (34: 13-14) сказано: «И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим...» Лешие в одной компании со зверями пустыни! В старославянском тексте «Ветхого завета» древнееврейским «косматым» и русским «лешим» соответствует слово «бесы», а в латинском тексте Библии и в текстах целого ряда западноевропейских языков для передачи того же понятия используется слово «сатиры». …Сатиры, или лесняки косматые, подобные людям, и си не суть человеки.

Итак лешие, бесы, сатиры, фавны, дивы, наснасы, косматые демоны горных перевалов – все это в общем-то одна компания. С одной стороны, это вроде бы злые духи и сверхъестественные существа, а с другой, они же – «особый род человека, которого ставили в средине между человеческим и звериным родом», существа, которых Бог создал в спешке и не довел до кондиции человека.

У чувашского лешего два главных названия. Одно – «арсури», что значит «получеловек», другое – «упате», что значит «обезьяна». «В образе арсури, вероятно, нашло отражение представление чувашей о человекообезьяноподобных существах, исчезнувших в далеком прошлом из жизни».

Другое указание дают некоторые народные предания, а именно поверья о разных существах, водящихся в лесах, «леших», как они называются в славянской мифологии. Известно, что под «лешим» подразумевается какое-то мифическое существо, живущее в лесу, имеющее вид человека, но мохнатое (т.е. покрытое шерстью), гораздо более рослое и сильное, с мощными руками, со сверкающими глазами...

Большую часть времени лешие проводят на деревьях; качаться и «дурачиться» для них - самое любимое занятие. При приближении человека они хохочут, бьют в ладоши, а если увидят женщину, то норовят затащить ее к себе...

Если мы попытаемся придать этим мифическим существам более конкретный образ, то нам не трудно будет придти к предположению, что в преданиях о леших сохранилось какое-то смутное воспоминание о больших антропоморфных обезьянах, с которыми человеку, может быть, приходилось вести некогда - борьбу за свое существование».

Исчезновение мамонта произошло не сразу во всех местностях. Логично предположить, что лешие, русалки и им подобные персонажи, или, если угодно, их гипотетические предки во плоти, тоже исчезли не в один день, и это также должно было оставить свой след в фольклоре.

И действительно, в книге С.В.Максимова «Нечистая сила» читаем: «Недаром один из наших корреспондентов простодушно и откровенно сообщил с ручательством за всю свою местность нижеследующее: «Перевелась ныне эта погань. Вот деды рассказывали, что в те поры, когда и лесов было больше, и болот с трясинами, так и не ходи лучше ночью в лес: повстречает тебя эта дряньто, да и все тут». Относительно местных леших, или мэнквов, как их называют манси, Н.Л.Гондатти в своей работе «Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири» пишет, что их «теперь, по уверениям инородцев, стало гораздо меньше, чем было раньше, что можно объяснить появлением огнестрельного оружия, которого мэнквы, особенно заряженного медными пулями, боятся больше всего». Вот что пишет, профессор К.К.Платонов: «Мне приходилось беседовать со старым забайкальским охотником, который говорил: «Не знаю, есть ли на свете обезьяны, может, их и выдумали, а вот лешего я своими глазами видел, и не один раз».

Из фольклорных источников совершенно определенно следует, что лешие, русалки и прочая нежить ходят, бродят, бегают и скачут по земле на двух ногах.

«Огромной физической силой» наделены албаслы ногайцев. Абхазские водяные нимфы адзызлан – «очень сильные женщины». Русалка, «если кинется бежать, то на лошади не догонишь». Якутский чучуна «бежит быстротой птицы». Н.А.Гондатти упоминает «остроконечную голову» Западно-Сибирских леших – мэнквов. Свидетельство русского народа приводит Даль: «Леший живет остроголовый, мохнатый», «С остроголовым (чертом) не шути: перетянет».

Чтобы жить в нашём климате, всякому примату нужна либо шуба, либо собственная мохнатость. Звериный волосяной покров на теле - одно из основных отличий лешего и всей его родни от человека. Это свойство нечистой силы закреплено за ней в прозвище «волосатик» в применении к черту, лешему и водяному. Фольклор предоставляет нам информацию относительно характера волосяного покрова демонов, его распределения по телу, цвета волос. На голове у демонов волосы растут на человеческий манер, как это отмечал еще Низами Арзузи. Тело «было покрыто густой шерстью, а волосы на его голове подымались, подобно спелым колосьям».

Что касается женской половины нечистой силы, то у нее на голове, как правило, растут длинные волосы. Согласно Зелену, «распущенные по плечам длинные волосы» - одна из главных отличительных особенностей русалок. Широко распространена поговорка «растрепала волосы, как русалка».

Согласно поговоркам можно сделать вывод о цвете волос мифических существ: «Все черти одной шерсти», «Бур черт, сер черт, все один бес». Таджикские гули-явони – «лесные демоны, соответствующие нашим лешим», покрыты «черной шерстью». В таджикском фольклоре есть также «черный дэв», «красный дэв», «белый дэв». Упоминание «зеленоватых волос» русского водяного и таких же волос русалок. Однако, глядя на вещи реально, можно полагать, что причина этой зеленоватости в ряске и прочих водных растениях, часто украшающих шевелюру водоплавающих демонов.

Не все тело демона покрыто волосами, кое-где «замечаются голые места». О русских леших сообщается, что « на людей они похожи, только почернее будут». Кое – где на Севере лесовика зовут просто «лесом». «С виду лес похож на человека, только кровь у него темная, а не светлая, как у людей, потому его и зовут синеобразным». У чувашского арсури «совсем черное лицо». Татарская «водяная мать» (сыу анасы) телосложение имеет «не особенно складное», «голова большая и продолговатая», «тело имеет цвет несколько красноватый».

Фольклор настойчиво советует охотникам не ставить избушек и не ложиться спать на тропе, по которой ходит леший. Следы черта-лешего, не спутать ни с какими другими, в том числе и с медвежьими. На русском Севере отмечено выражение «леший спутал» о том, что плохо сделано: «Ну и наработано у тебя, девка, леший спутал».

Если случится, кому заболеть, воротясь из лесу, то предполагается, что он «след лешего перешел».

Русский «лесовик, или лес» выдает свое присутствие «уканьем». Однако вокальный репертуар леших, если судить по фольклору, оставляет вокальные способности обезьян далеко позади. Согласно сведениям из Архангельской губернии, леший «кричит на разные голоса: и по ребячьи, и по бабьи, и по мужичьи, ржет и по лошадиному». Он даже «поет петухом, кричит курицей, кошкой, малым ребенком».

В «Толковом словаре» Даля сказано, что «леший поет, голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет». В фольклоре не только звери, но и растения, а также ветер, Солнце, Луна и прочие неодушевленные предметы нередко ведут разговор с человеком или между собой. Немало, конечно, в фольклоре и говорящих демонов. Как тут не обратить внимание на то, что поет «голосом без слов». Грузинская ткашимапа (лесная царица), встретив в лесу мужчину, «объясняется с ним мимикой, без произнесения слов».

Среди прочих качеств «нечистой силы женского пола», упоминает «порывистые движения», ногайский демон албаслы «ходит вразвалку». «В Белоруссии поселяне верят, что русалки бегают нагие и кривляются, и если кому случится их увидеть, то сам будет всегда кривляться». Кроме того они «кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут». Валахские лесные русалки «танцуют с заблудившимися в лесу людьми, пока те не умрут от усталости». Танцуют по ночам на летовках таджикские аджины. «Одна из них бывает хромая, она караулит остальных во время танцев».

В «Пословицах», собранных В. Далем, сказано: «Сидит, как черт на пеньке». Устойчивым словосочетанием стала и пушкинская строка «Русалка на ветвях сидит». Согласно данным, русалка однажды сидела на заборе в деревне, «а потом перескочила на яблоню». Русалки «обитают на высоких деревьях, как например, на дубе, липе и проч.». Среднеазиатская албасты сидит в «дупле орешины». Лешие, большую часть времени проводят на деревьях, «качаться и дурачиться для них – самое любимое занятие».

Грузинский леший «чинка», завидев рыбаков, «бросает в них камнями с досады, что те уменьшают его улов». Бросал чинка и в крестьянина, караулившего в поле кукурузу». По данным А.П. Окладникова, якутские чучуна «кидали в спящих людей камнями со скал». Здесь надо упомянуть и изображение волосатого троглодита на античном блюде VII века до н.э., найденного при раскопках в итальянском городе. Человекоподобное существо изображено с большим камнем в поднятой и отведенной назад руке с явной целью метнуть его в изображенного рядом человека.

И люди, и обезьяны любят проказы и шутки. Ну а демоны и подавно. В «Пословицах русского народа», собранных В.Далем, поведение нежити передано такими глаголами как «прокудит», «проказит», «тешится», «шутит». Например, «Чем черт не шутит». Но, конечно, самая известная и опасная из русалочьих проказ – это страсть к щекотке.

Это свойство русалок так же, как и их громкий хохот и рукоплесканья сближает их с лешим, с теми лешими, женами коих иногда бывают русалки. Лешие также замучивают людей щекотаньем вследствии чего кое-где зовутся щекотунами».

И каков исконный смысл того самого омута, в коем черти водятся? -«Навели на беса, как бес на болото», -«Было бы болото, черти найдутся», -«Работа не черт, в воду не уйдет» (Даль)

«В общерусских, а особенно северных мифологических представлениях, пишет О.А.Черепанова, вода является основным местом обитания черта». Связь водяных и русалок с водою известна всем, а вот то, что «болото вообще традиционное место пребывания лешего» известно немногим.

Грузинский «каджи» переводится как «бес, демон, леший». «Живя в лесу и в воде, каджи людям встречается в лесных трущобах и на пустынных берегах рек».

В первом томе «Словаря» Даля есть поговорка «Попался, как бес в перевес». Встарь, при обилии дичи и нежити, вместе с дикими утками в сетях бывало запутывался и бес.

Демонов ловили, демонов убивали, демонов отпускали на волю. Это происходило, говоря современным языком, только в экстремальных случаях. А, как правило, с демоном лучше не ссориться. Коль скоро он «хозяин» гор, лесов, полей и вод, то волей-неволей человек был вынужден искать пути мирного сосуществования с демоном.

Коми охотники оставляли первого рябчика лесному духу. По поверьям забайкальских казаков «иногда леший помогает охотникам тем, что приносит им ночью белок; но белки, которых охотники не успеют ободрать до рассвета, оживают и убегают. За услуги леший от людей требует платы в виде угощения водкой».

В Грузии если рыбак не отзывается о каджах плохо, хвалит их и приносит им в дар пищу чади, кувшин вина, обед, и все это кладет у берега, на второй день каджи нагонят ему рыбы в сети». Несколько бесцеремонней обращаются с водяным вологодские мельники и рыболовы. Они «бросают в воду лапоть с портянкой и кричат: «На тебе, черт, лапти! Загоняй рыбу!».

Подходят иногда в холодные ночи погреться к кострам охотников и мордовские «богини леса». О чувашском лешем сообщается, что иной раз, когда дровосеки разложат в лесу огонь, «упете приходит к ним погреться у костра.

Но если горит в огне черемуха, то «…упете боится близко подходить, так как искры от черемухи могут спалить его шерсть». Таджикская аджина «зимой приходит погреться у очага; она присаживается к огню, а ночью прячется в золе». Коль скоро демоны подходят греться к кострам, следует ожидать от них и других «человеческих» способов согревания.

Зеленин о русалках: «громадное большинство свидетельств говорят: «одежды не имеют», «ходят голые и без покрова на голове». «Имеются, однако же, свидетельства и об одетых русалках... Иногда их видят и в одежде, чаще рваных сарафанах». Русалка не прочь похитить что-нибудь для своего гардероба у людей: «Русалки похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья».

Итак, русалки и лешие способны одевать и носить, пусть и навыворот, одежду, полученную или похищенную ими у человека. Есть в фольклоре упоминания деревянных орудий в руках демонов. В карачаевских и брянских лесах лешего «видят с огромной дубиной в руках». Согласно сообщению из Архангельской губернии, леший переходит дорогу «в образе высокорослого мужика с огромною дубиною в руках». «Тяжелыми дубинами» вооружены таджикские гули-явони, «лесные демоны, соответствующие нашим лешим». Фольклор настаивает на том, что гребнем пользуются и демоны. «По М.М.Макарову, русалки любят расчесывать свои длинные русые волосы самым белым, самым чистым гребнем из рыбьей кости».

Фольклор приписывает лешему способность помогать человеку пасти скот. На это способны и животные. Все дело однако в том, что животных натаскивают, дрессируют для исполнения соответствующей функции, а леший, возможно, выполняет поставленную перед ним задачу, просто подражая человеку.

Поводом для пословицы послужил, оказывается, домовой. Почему же народ полагает, что этот демон «от черта отстал, а к людям не пристал»? Тут надо вспомнить русский фольклор о происхождении нечистой силы: все бесы одинаковы, лишь названия разные когда архангел Гавриил свергнул нечистую силу с небес, «кто упал в лес, стал леший, кто в воду водяной, кто на дом домовой».

Согласно «Северным сказкам» Н.Е.Ончукова, пищей лесовику служит «заячья да беличья говядина». Не было недостатка в белках и у забайкальского лешего, который приносил их охотникам в обмен на угощение водкой. Зайцев ловит грузинский чинка, «завлекая их своей игрой». Питается дичью и киргизской джестернак, «но любит и человечье мясо, хотя нападает только на спящих людей, одиночек». Гулю приписывают раскапывание могил и поедание трупов. Чувашский арсури «питается мясом животных. Поймает, на пример, оленя и съест всю его тушу». Якутский чучуна «питается охотой на диких оленей. Ест он мясо оленей в сыром виде....Говорят, он делает себе запасы (пищи), собирая мышей». Согласно Далю, кикимора (мужского пола!) ворует кур: «Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насетью, на лыке, отбитое горло кувшина». «Давит кур» и домовой.

Русалки, как и домовой, пополняют свой рацион молоком, ибо приходят «в сарай доить коров». По мнению жителей станицы Ардонской, Терской области, русалки «по степям бродят голыми и питаются различными травами и ягодами». Зеленин упоминает о русалках, которые несли «корзины с ягодами и орехами».

Во всяком случае, нет оснований полагать, что «лесная нежить» пренебрегает сбором урожая диких ягод и фруктов.

«Комолый черт», хоть и не так (т.е. не тем) страшен, как его малюют, а все-таки страшен. Если есть главное и всеобщее чувство, которым отмечено отношение человека к своему волосатому сородичу, так это чувство страха. Славянский леший, хоть без причины «ни за что не тронет человека» и за дружелюбное отношение «платит добром», а тоже любит постращать. «Словарь чувашского языка» Ашмарина сообщает, что «арсури не убивает человека, а только очень пугает».

Пора вспомнить три ответа, данных в начале этой работы на вопрос о том, что такое лешие и подобные им персонажи демонологии. Первый ответ: это плод воображения суеверных людей. Ответ второй: это память народа о реальных «человеко-обезьяноподобных» существах, живших в далеком прошлом. Третий ответ: это отражение современной нам биологической реальности.

Результат моего проекта

«Леший» П ри изучении темы проекта я пришла к выводу, что леший – это один из самых распространенных образов нечистой силы, упоминаемой в фольклоре народов разных стран. Данная работа выполнена в технике каркасные текстильные куклы. Время затраченное на работу – 5 дней. Надеюсь, что этот образ вам очень понравится.

Спасибо за внимание!!!