Библиотечные проекты для местного сообщества Мастерская О.К.Громовой, гл. редактора журнала «Библиотека в школе – Первое сентября»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Advertisements

ПЛАН РАБОТЫ КАК ВИД ТВОРЧЕСТВА ( мастер - класс ).
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
«Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

Развивающая викторина для детей "Самый-самый " Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 ст. Беломечётской.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Голикова М.Н., педагог д.о., КДПиШ Голикова М.Н., педагог д.о., КДПиШ Чтобы учащийся смог на деле следовать выбранному им индивидуальному.
АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ к методике Александровской Э. М. и Ст. Громбах учащихся 1 «А» класса СОШ 17 г. Вольска (2 этап апрель-май) Классный руководитель:
Итоги методической подготовки педагогических работников ОУ города по проблеме введения ФГОС НОО (Воронова Т.А., зав. каф. педагогики ИвГУ)
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 ГОДА РОССИЯ 2009.
Набор игр Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает.
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
1 Челябинская областная универсальная научная библиотека Т. В. Князькина, гл. библиотекарь ИБО База данных собственной генерации «Правовые акты Челябинской.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 3 класс Школа России Масько Любовь Георгиевна Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, Что может полюбить математику Посвящается…
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
Транксрипт:

Библиотечные проекты для местного сообщества Мастерская О.К.Громовой, гл. редактора журнала «Библиотека в школе – Первое сентября»

Громова Проектная мастерская2 Лист ожиданий Я буду рада, если на сегодняшней встрече… Мне хотелось бы, чтобы на сегодняшней встрече…

Громова Проектная мастерская3 Часть 1 Схема работы над любым проектом и особенности социальных проектов с детьми

Громова Проектная мастерская4 Сообщество – это… Группа самоопределившихся людей, осознавших свою общность, выявивших свои интересы, а потому способных к постановке общих целей на основе платформы общих интересов. Это последнее отличает сообщество от общины. Н.Е.Прянишников

Громова Проектная мастерская5 Сообщества бывают постоянные и временные Местные (объединение по территориальному признаку и отношению к месту жительства) Профессиональные (по роду занятий независимо от территории) Ролевые (родители учеников одной школы, любители кактусов, потомки купцов-фабрикантов, друзья музея) Виртуальные или воображаемые (жители Молога, Питерцы за границей, фанаты Лукьяненко)

Громова Проектная мастерская6 Из истории происхождения понятия Проект (лат.) – брошенный вперед БАЙКА: Европа, средние века, походы крестоносцев, способ предупреждения об опасности ночью, в горах.

Громова Проектная мастерская7 ПРОЕКТ (по Н.Е. Прянишникову) это, уникальное нововведение, имеющее как начало, так и окончание. Достижение поставленных целей осуществляется авторами проекта в рамках его установленной стоимости, сроков и заданных заранее показателей качества исполнения.

Громова Проектная мастерская8 Проект – комплексная задача, имеющая признаки: Нацеленность на решение конкретной проблемы Наличие конкретного заказчика (спонсора, «приемщика», конечного пользователя) Сформулированная цель в форме описанного измеримого конечного результата; Новизна – уникальность/однократность работы; Ограниченность ресурсов (времени, денег, оборудования, людей);

О.Громова, Е.Иванова, "Крым " 9 Социальный проект – это Направленность на практическую пользу местному сообществу; Решение конкретной проблемы; Выход за пределы библиотеки; Партнерские отношения с различными организациями и специалистами.

Громова Проектная мастерская10 Начало работы над проектом выявление актуальной проблемы, постановка цели, описание результатов, описание путей их достижения, описание способов оформления результата (в т.ч. в отчетной документации) описание технических условий или технического задания (ТЗ), Главный вопрос ТЗ: что делать будем?

Громова Проектная мастерская11 Проблемы Следует чётко отличать проблемы от бед и внутренние проблемы (частные) от общих Проект может решать общие проблемы, а не ликвидировать беды Течёт крыша, нет комплектования, персонал не умеет работать в Интернете, возле б-ки «тусовка» подростков-неформалов

Громова Проектная мастерская12 Цели, ценности, задачи Задачи Что надо делать? Цели Какую проблему решаем? Что хотим получить в итоге? Ценности На что опираемся? План

Громова Проектная мастерская13 Цели, ценности, задачи Формирование культуры межнациональных отношений, воспитание толерантности Создание музея традиционных костюмов народов Севера Изучение литературы о традициях быта и одежды Развитие информационной культуры учеников Обучение культурному картированию местности Составление культурной карты района

Громова Проектная мастерская14 Цели и задачи Цели и задачи должны быть: конкретными, достижимыми, измеримыми, ориентированными во времени.

Громова Проектная мастерская15 Метаплан Цель проекта Выявить помехи Возможности Конкретные шаги Помехи сейчас Помехи развитию Идея Реальность Фонды Точность цели? Средства? Кто? Когда? Определение проблемы Определить проблему

Громова Проектная мастерская16 Вопросы к себе в ходе планирования проекта ЗАЧЕМ ИМ (читателям) участие в этом проекте? ЗАЧЕМ это НАМ (библиотекарям, педагогам)? ЧТО мы хотим от внешних партнеров? ЗАЧЕМ это нашим внешним ПАРТНЕРАМ?

Громова Проектная мастерская17 Отвечаем себе на вопрос «Зачем это ИМ»? ИНТЕРЕСНО попробовать проявить себя в чем-то, научиться чему-то конкретному (вне школьных умений!), принести реальную пользу местному сообществу. ПОЛЕЗНО себе, например, для повышения самооценки, авторитета в группе, другим (как осознание значимости своей помощи).

Громова Проектная мастерская18 Отвечаем на вопрос «Зачем это ВНЕШНИМ ПАРТНЕРАМ?» Прямая выгода Реализация товаров или услуг Реклама Дополнительная рабочая сила Бесплатное использование помещений б-ки и т.д. Косвенная выгода Повышение престижа в социуме Пропаганда своих идей / знаний Выход работников за пределы своей сферы => например, улучшение психол. климата и т.д.

Громова Проектная мастерская19 Ресурсы для проектов бывают Символические Человеческие Материальные Административные

Громова Проектная мастерская20

Громова Проектная мастерская21

Громова Проектная мастерская22 Конвертация ресурсов СимволическиеЧеловеческие АдминистративныеМатериальные

Громова Проектная мастерская23 Внешний и внутренний анализ проекта (ситуации) (SWOT- анализ) S-сильные стороны (внутренние ресурсы) W-слабые стороны (внутренние проблемы) strengths – силы weaknesses – слабости O-внешние возможности для развития T-внешние угрозы opportunities - возможности Threats - угрозы

Громова Проектная мастерская24 Слоган проекта На этапе «взрослого» планирования На этапе разработки с детьми

Громова Проектная мастерская25 Выбор стратегии В соответствии с возможностями детей: «от достигнутого» «на опережение». В соответствии с педагогическими целями: социализация развитие навыков информационной грамотности привлечение к чтению.

Громова Проектная мастерская26 Презентация планов Где? Кому? Как? Когда?

Громова Проектная мастерская27 Реализация плана: основные компоненты Стратегия. Продумывание основных целей и принципиальных способов их достижения, способов привлечения внешних партнеров, средств и т.д. Тактика. Краткосрочные текущие планы этапов работы над проектом. Политика. Разработка дополнительных ориентиров во избежание неправильного использования планов. Процедуры. Дополнение к политике, определяющее набор действий, необходимый для конкретной ситуации. Правила. Набор действий, необходимый для гарантированной конкретной работы конкретными способами.

Громова Проектная мастерская28 Этапы работы над проектом с детьми Метаплан Совместная корректировка целей и задач SWOT-анализ Создание слогана проекта Заполнение листов ожиданий План поиска партнеров, ресурсов (??) и презентации планов План реализации проекта и распределение ролей Определение необходимых источников информации (включая людей) для каждого этапа плана

Громова Проектная мастерская29 Часть 2 Рассматриваем чужие проекты

Громова Проектная мастерская30 Проект 1 Улицы моего города Участники: ученики 6-8 классов гимназии 5 г. Сергиева Посада МО (насел. ок. 100тыс. чел) Руководители: учитель географии Т.Ю.Мельникова и заведующая библиотекой гимназии Л.Ф.Сухова Партнеры: краеведы города, бабушки и дедушки учеников, городская газета, городской архив, типография

Громова Проектная мастерская31 Цели проекта «Детские» Восстановление всех исторических названий улиц города и дат переименования Обращение в администрацию города с предложением сделать дублетные таблички «Взрослые» Воспитание патриотизма Привлечение детей к изучению истории города и чтению краеведческой литературы Социализация детей Развитие у детей навыков работы с информацией

Громова Проектная мастерская32 Что делали Разбили город на «квадраты» по числу групп исследователей (по карте) Каждая группа изучала историю топонимов своего квадрата, затем сводили всё вместе Сделали указатель старых названий, привязанный к современным Написали письмо в администрацию города

Громова Проектная мастерская33 Ресурсы Символические ? Материальные? Человеческие? Административные?

Громова Проектная мастерская34 Итоги Прямые Восстановленные названия улиц и даты названия Письмо в администрацию города НО! Ответ из администрации так и не получен Косвенные Достижение педагогических целей Привлечение пожилых людей к сотрудничеству с гимназией PR гимназии в городе Проект закончен?

Громова Проектная мастерская35 Продолжение Следующие поколения могут делать: Фотоальбом улиц города со старыми и современными названиями Увеличенную карту города и указатель старых и новых названий к ней Сборник интересных воспоминаний ветеранов, связанных с разными периодами жизни города, собранных в процессе первого этапа

Громова Проектная мастерская36 Партнерство При чем тут типография? Зачем взрослым краеведам возиться с локальной работой каких-то малышей? Можно ли извлечь пользу из факта НЕполучения ответа от мэрии? Почему дети ни разу не столкнулись с настороженностью и непониманием при работе с ветеранами?

Громова Проектная мастерская37 Проект 2 Пожарная команда Участники: публичная библиотека маленького городка на восточном побережье США (детское и взрослое отделения), работники местной пожарной команды. Руководители: библиотекари детского отделения. Партнеры: руководство пожарной команды, книжный магазин.

Громова Проектная мастерская38 Цели проекта Привлечение внимания отцов – работников пожарной части – к чтению их детей и совместному чтению. Привлечение дополнительных источников комплектования фондов. В перспективе – создание клуба друзей библиотеки.

Громова Проектная мастерская39 Что делали Выставка в помещении дежурной пожарной команды «Что читают наши дети». Анкетирование детей в школе, библиотеке «Что я хотел бы, но пока не смог прочитать и почему». Выставка по итогам анкетирования «Эти книги они хотят читать». Предложили купить книги не только своим детям, но и в библиотеку. Создали выездной абонемент взрослого отделения в пожарной части, обзоры для каждой смены.

Громова Проектная мастерская40 Расширение проекта Те же действия в супермаркете, где продавцы и обслуж. персонал работают сменами через день; в местной полиции, на почте.

Громова Проектная мастерская41 Ресурсы Символические ? Материальные? Человеческие? Административные?

Громова Проектная мастерская42 Итоги Выездные абонементы во всех ключевых точках города, где работает «нечитающий» контингент. Клуб друзей библиотеки, куда входят руководители всех охваченных организаций, священник, шериф, мэр города, директор школы, => широкие партнерские связи. А зачем это все партнерам?

Громова Проектная мастерская43 Партнерство Зачем этот проект руководству пожарной команды? Зачем выездной абонемент руководству супермаркета? Почему каждый новый мэр, шериф, предприниматель входит в клуб друзей б-ки?

Громова Проектная мастерская44 Проект 3 Наш подвал Участники: публичная библиотека г.Шарлебур, (пригород Квебек-сити, Канада) подростки городка, в том числе НЕ читатели б-ки. Руководители: сотрудники детско-юнош. отдела б-ки. Партнеры: муниципальное управление молодежной политики, магазин стройматериалов и химии, книжные магазины.

Громова Проектная мастерская45 Цели и задачи проекта Привлечение в библиотеку НЕчитающей молодёжи; Создание молодёжного клуба на базе б-ки; Ремонт и оборудование подвала б-ки для клуба; Разработка программы клуба.

Громова Проектная мастерская46 Что делали Освободили подвал от рухляди; Объявили конкурс среди молодежи городка на оформление повала под помещение молодежного клуба с условием небольших затрат; Провели сбор эскизов и идей; Вместе с авторам посчитали цену вопроса; Провели выставку и голосование по ней; Победителям предоставили право воплотить свой проект.

Громова Проектная мастерская47 Итоги Более 20 эскизов (проектов оформления) и более 20 отдельных идей; В осмотре выставки приняло участие более 150 человек, проголосовали ок. 90; Выбран проект и две идеи в дополнение; Подвал оформлен силами авторов проекта и добровольных помощников; Закуплено оборудование (TV, видео, муз. центр, компьютеры), отобран небольшой книжный и цифровой фонд. Диван, материалы

Громова Проектная мастерская48 Что ещё получили Активное участие подростков (в том числе - известной байкер-группы) в работе над проектом и в работе клуба; Заинтересованное сотрудничество с магазинами (книжными, стройматериалов и химии); Постепенное увеличение числа подростков в клубе, в т.ч. явных «неформалов»; Подростки научились не только проектировать пространство, но и считать цену вопроса; Б-ка получила «головную боль» в виде необходимости стоянки для мотоциклов.

Громова Проектная мастерская49 Партнерство Почему вошли в проект муниципальное управление молодежной политики, магазин стройматериалов и химии, книжные магазины? Кого еще можно было привлечь в партнеры?

Громова Проектная мастерская50 Неожиданность В клубе практически возникло самоуправление в части организации культурной программы. Клубом заинтересовалось взрослое объединение любителей кино, ранее не пытавшееся работать с подростками.

Громова Проектная мастерская51 Проект 4 Мусор Участники: ученики 7-9 кл. средней школы в поселке с населением ок чел. Руководители: библиотекарь и учитель географии и экологии местной школы Партнеры: родители учеников, местная газета, публичная библиотека поселка

Громова Проектная мастерская52 Цели проекта «Детские» Решить проблему мусора на улицах поселка «Взрослые» Развить социальную активность детей Дать экологические и экономические знания Привить навыки подготовки материалов для прессы

Громова Проектная мастерская53 Что делали Анализировали места скопления мусора в поселке и его состав. Изучали влияние мусора на экологию поселка, способы переработки мусора, оценивали их с точки зрения экологии и экономики. Искали варианты решения проблемы стихийных свалок и мелких помоек. Готовили аналитические материалы и письма для представления в администрацию поселка Готовили материалы по теме для местной газеты Готовили и распространяли среди населения листовки с итогами исследования и предложениями

Громова Проектная мастерская54 Итоги Схема стихийных свалок и точек скопления мелкого мусора (на плане поселка) Предложения по расстановке урн в поселке и их количеству (+ цена вопроса) Сотрудничество родителей и детей в ходе проекта Отклик в местном сообществе (благодаря публикациям в прессе и листовкам) Письмо в местную администрацию с рядом предложений Аннотированный список материалов по теме для школьной библиотеки

Громова Проектная мастерская55 Что ещё получили Изучили все доступные материалы по проблеме мусора Фактически изучили целую тему в курсе экологии Научились считать цену вопроса Разобрались, кто в администрации за что отвечает (кому писать письмо) Научились писать официальные обращения

Громова Проектная мастерская56 Неожиданность По окончании проекта в библиотеке школы возник пресс-центр, выпускающий школьную газету.

Громова Проектная мастерская57 Цитата к слову Хочешь – тысяча возможностей. Не хочешь – тысяча причин. Народная мудрость

Громова Проектная мастерская58 Лист оправдания ожиданий Мои ожидания оправдались, потому что… Мои ожидания НЕ оправдались…

Громова Проектная мастерская59 Были использованы материалы Н.Е. Прянишникова (Москва, Школа библиотечного лидерства, А.В. Лисицкого (Москва, Школа библиотечного лидерства И.В. Дейнеко (Лесосибирск Красноярского края,

Громова Проектная мастерская60 Удачи вам в ваших проектах!!!