Работу выполнила: Веремеенко Вера Руководитель: Веремеенко Н.П. 2004 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Advertisements

Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
СОДЕРЖАНИЕ Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное План морфологического разбора
Существительное Прилагательное Местоимение Числительное Союз ЧастицаПредлог Наречие Деепричастие Глагол Причастие.
Цель. Закрепление умения выполнять морфологический разбор, систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.
План Части речи Части речи Части речи Части речи Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Служебные части речи Служебные части речи Основные.
Имя существительное Подсказка. Если какое-нибудь существительное окажется в предложении вместе с предлогом, не забудь об этом упомянуть. Это важно! Морфологический.
Части речи Алматаев К. АД-21. Введение Часть речи категория слов языка, определяемая морфологическими и синтакси ческими признаками. В языках мира прежде.
Система частей речи Самостоятельные части речи: Самостоятельные части речи: 1.Существительное 2.Прилагательное 3.Числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013.
Части речи СамостоятельныеСлужебныеМеждометие Существительное Предмет Кто? Что?
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» Частицы Автор: Потапов Михаил, 7-а класс Учитель Потапова Т.В. город.
Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И все,
Знаменательные части речи 1.Имя существительное 2.Имя прилагательное 3.Имя числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие 7.Деепричастие 8.Наречие. 9.Категория.
Слова состояния, частицы, предлоги, союзы. Подготовка к ЕГЭ.
Морфология. Самостоятельные части речи.. Морфология - это раздел науки о языке, который изучает части речи.
Части речи. Слово и его формы. 1. Все слова русского языка можно разделить на группы, которые называют частями речи Морфология – это раздел грамматики,
Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.
Выбери часть речи Имя существительное Имя существительное знаменательная (самостоятельная) часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных.
Транксрипт:

Работу выполнила: Веремеенко Вера Руководитель: Веремеенко Н.П год

Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома – то, из чего мы будем строить. А из каких ЧАСТЕЙ РЕЧИ строится РЕЧЬ?

На какие основные группы делятся все части речи? Части речи Чем же отличаются слова друг от друга? Какие признаки имеет каждая часть речи, по которым они распределяются на 3 группы? 1)Что такое общее грамматическое значение частей речи? 2)Что относится к морфологическим признакам? 3)Что такое синтаксические признаки? 4)морфологический разбор – это сложно? И как его сделать? Какие слова включают самостоятельные части речи? Какие части речи входят в группу « самостоятельные части речи »? Какие слова включают служебные части речи? Какие части речи входят в группу « служебные части речи »? Что такое междометие? Зачем нужно значение темы « Части речи »? Как помогает это в овладении грамотностью?

Цели и предполагаемый результат ЦЕЛИ Закрепить знания о морфологии, как разделе языкознания, изучающем части речи; знания о делении частей речи на самостоятельные (знаменательные) и служебные; знания о делении самостоятельных частей речи на различные группы. Развивать умение по отличительным признакам определять часть речи, делать морфологический разбор слова. Воспитывать интерес к родному языку. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ Что такое морфология Деление частей речи на самостоятельные и служебные Деление самостоятельных частей на: склоняемые, спрягаемые и неизменяемые Общие признаки каждой группы Морфологические признаки каждой самостоятельной части речи Синтаксическую роль каждой части речи УМЕТЬ Объяснять в чем состоят сходные и отличительные признаки знаменательных частей речи Рассказать об основных признаках самостоятельных и служебных частей речи Различать морфологические признаки и категории самостоятельных частей речи Определять Части речи Делать морфологический разбор самостоятельных частей речи

Родное, знакомое всем с детства междометие усыпления ребенка употребляется обычно не в одиночку, а целой цепочкой ( баю-баюшки-баю, баю-баеньки) Произошло это междометие от Глагола баять – говорить, Рассказывать сказки. Таким образом, слово баю-бай оказывается того же корня, что и басня, краснобай, и обаятельный. Сколько раз за всю свою жизнь мы произносили это слово, самое распространенное и обычное междометие приветствия при встрече! Сейчас оно для нас простой знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь Здравствуй буквально значит «будь здоров», а точнее – аналогично современному приветствую. Эти два слова-междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения. И все же они имеют что-то одинаковое, а именно, глагольный компонент, которым оба «начинаются». Междометие спасибо возникло в результате сращения в одно слово устойчивое словосочетание спаси Бог (конечное «г» со временем отпало). Слово пожалуйста было образовано от пожалуй с помощью частицы (а точнее суффикса) – ста. Исходное пожалуй появилось, очевидно, из пожалую – отблагодарю. НАРЕЧИЕ – МОЖЕТ БЫТЬ ( ОТ НЕГО СУЩ. АВОСЬКА ). Исконно русское авоська –плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось. В словарях в этом значении отмечается с 50-х годов XX века. ( кого-нибудь) Ребенка Девочку Больного Куклу Бабушку Дедушку ( что-нибудь ) Форму Пальто Туфли Платье Костюм

Услышав слово морфология, мы, естественно, поставим его в ряд уже знакомых слов биология, физиология, экология, филология. Зная, что эти слова обозначают названия наук, отраслей знания, мы поймем, что и морфология есть тоже наука. Но наука о чем? Нет ли ответа на этот вопрос в самом названии науки? Обращаемся к словарю и узнаем, что морфология как название науки относится не только к языку, но и к другим областям знаний, поэтому она и определяется как «учение о строении и форме организмов, минералов». И уж совсем любопытно будет узнать, что изобретение самого термина из корней греческого языка ( морфо – форма и логос – учение) принадлежит великому немецкому поэту Гете, много лет изучавшему науку о строении и формах растений и животных. У слов языка ведь тоже есть форма, есть строение. Например, слово книга совсем не похоже на слово читать, которое, в свою очередь, отличается от слова интересный. Чтобы составить из этих слов понятное предложение, нужно каждому слову придать особую форму: Читаю интересную книгу. В этом предложении есть смысл, определяемый тем, что мы употребили нужную форму (а не любую!). Нельзя, например, сказать: «читаю интересный книгу» или «читаю интересную книгой» и т. п. Наука морфология должна изучать, какую форму имеет в каждом случае слово, какое у него строение. Термин «морфология» в русском языкознании стал укрепляться в конце XIX – начале XX века. В работах выдающихся языковедов того времени – И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатова, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского, В. А. Богородитского – он широко употребителен.

ПРЕДМЕТ КТО? ЧТО? МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ: П ОСТОЯННЫЕ 1.собственное / нарицательное 2.одушевленное / неодушевленное 3.род 4.склонение НЕПОСТОЯННЫЕ 1.падеж 2.число СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ: В ПРЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ 1.подлежащим 2.сказуемым 3.определением 4.дополнением 5.обстоятельством циркуль

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАКОЙ (-АЯ, -ОЕ, -ЫЕ)? МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ: ПОСТОЯННЫЕ 1.качественное / относительное / притяжательное 2.степень сравнения (если есть) 3.полная / краткая форма НЕПОСТОЯННЫЕ 1.падеж 2.число 3.род (в ед. ч.) СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ: В ПРЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ 1.определением 2.сказуемым стальной

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ : ПОСТОЯННЫЕ 1.возвратный / невозвратный 2.спряжение 3.вид НЕПОСТОЯННЫЕ 1.наклонение (изъявительное, условное, повелительное) 2.время (в изъявительном наклонении) 3.число 4.лицо 5.род СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ: В ПРЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ 1.сказуемым 2.подлежащим чертить

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ КАКОЙ (-АЯ, -ОЕ, -ЫЕ)? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ: ПОСТОЯННЫЕ 1.Действительное / страдательное 2.Возвратное / невозвратное 3.Вид 4.Время НЕПОСТОЯННЫЕ 1.Падеж 2.Число 3.Род (в ед. ч.) СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ: В предложении может быть определением чертящий

ДОБАВОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? Постоянные: 1.возвратность 2.вид Не изменяется. В предложении является обстоятельством НАЧЕРТИВ

ЧИСЛО КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЕТЕ ПОСТОЯННЫЕ: 1.Простое / составное / сложное 2.Количественное / дробное / собирательное НЕПОСТОЯННЫЕ: 1.Падеж 2.Число 3.Род В ПРЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ 1.Подлежащим 2.Сказуемым 3.Определением 4.Дополнением 5.Обстоятельством

ГРОМКО КРИЧИТ КАК?

УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕТЫ, ПРИЗНАКИ, КОЛИЧЕСТВО БЕЗ НАЗЫВАНИЯ ИХ УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕТЫ, ПРИЗНАКИ, КОЛИЧЕСТВО БЕЗ НАЗЫВАНИЯ ИХ ЧАЩЕ ВСЕГО ЗАВИСИТ ОТ ТОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, КОТОРУЮ ЗАМЕНЯЕТ В ТЕКСТЕ

С л о в в я з ы к е м н о г о. О н и о т л и ч а ю т с я д р у г о т д р у г а л е к с и ч е с к и м з н а ч е н и е м. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в 3 группы

Это значение слов, одинаковое для одной и той же части речи предмета признака предмета действия предмета признака действия признака

Морфологические признаки Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. НАПРИМЕР: С УЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПАДЕЖ РОД ЧИСЛО СКЛОНЕНИЕ И ДР. ГЛАГОЛ ВРЕМЯ ЛИЦО СПРЯЖЕНИЕ И ДР.

ЭТО РОЛЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ

ПРЕДЛОГ СОЮЗ ЧАСТИЦА

связывает: члены предложения простые предложения в составе сложного А). ЗНАЧЕНИЮ 1.Сочинительные: связывают однородные члены мороз И солнце связывают простые предложения в составе сложного С утра шел дождь, НО к полудню небо прояснилось. 2. Подчинительные : связывают простые предложения в составе сложного Я должен бы нанять быков, ЧТОБ втащить мою тележку на эту проклятую гору, ПОТОМУ ЧТО была уже осень и гололедица. (М. Ю. Лермонтов) Б). СТРОЕНИЮ ПРОСТЫЕ – состоят из одного слова. И, А, ЕСЛИ... СОСТАВНЫЕ – сост. из нескольких слов. ПОТОМУ ЧТО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО, НЕ ТОЛЬКО – НО И…

1.ПРИДАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОТТЕНКИ СЛОВАМ И ПРЕДЛОЖЕНИЯМ 2. СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СЛОВ: Например: наклонений глагола: повелительного ПУСТЬ напишет ДАВАЙ споем ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ: НЕУЖЕЛИ РАЗВЕ ЛИ (ЛЬ) ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ : ЧТО ЗА КАК УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ ВОТ ВОН УСИЛИТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ ДАЖЕ ВЕДЬ -ТО ВСЕ-ТАКИ ЖЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ: НЕ НИ

Особая часть речи, которая выражает чувства или побуждение к действию, но не называет их. К междометиям примыкают звукоподражательные слова, которые не выражают ни чувств, ни побуждений к действию, а передают крики животных и птиц. АХ! АЙ-АЙ-АЙ! УХ! ГАВ-ГАВ-ГАВ АЙ! ТРАХ-ТАХ ТАХ ОЙ! ТАРАРАХ ОХ! КАРАУЛ! ТПРРР! БАЙ-БАЙ

1.Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. 2.Очень знаменательное - Трудно будет без него, Если пропадет оно, Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета, Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? 3. Я о себе такого мнения: Огромна роль Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена. 4. Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле нужен Ты и с будь дружен. 5. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Все в действие придет. 6. Чудесный выдался денек, А я учу. Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «ПО»? Что значит – «ЗА»?» И «ПО» и «ЗА» -

1.Бег, бегун, беговая, перебежчик; 2.Собака, щенок, песик, Дружок; 3.Спряжение, время, наклонение, падеж; 4.До, налево, из-за, вблизи. 1.Падеж главного члена предложения: 2.Падеж, выполняющий функцию адресата:

Союз, предлог и падежная форма Личного местоимения Вместе дают вкусный плод Южноамериканского происхождения: 1.Вылазь – вылезай 2.Езжу – ездию 3.Ляжу - лягу 4.Хочем - хотим

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. 5-е изд. – Москва. Просвещение. 2. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. 2-е изд. испр. / Глав. ред. М. Аксенова. Москва. «Аванта+», 1999г. 3. Иванова В.И., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Ленинград, «Просвещение», 1990г. 4. Волина В. Веселая грамматика. Москва «Знание», 1995г.