«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» 1.Профессиональное самоопределение 2.Выбор профессии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессии вокруг нас.. Что нужно знать, когда предстоит выбрать профессию? Как не ошибиться на пороге принятия важного решения? Как лучше узнать себя.
Advertisements

Ветеринарный врач, учитель, продавец, кулинар, директор, парикмахер, водитель, пианист, бульдозерист.
«ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ» Работу выполнил : Педагог-психолог МОУ СОШ 7 г. Ессентуки Бушуева Л.А.
Классификация профессий. Формула профессий.. Труд избавляет нас От трех великих зол: Скуки, порока и нужды. Вольтер.
П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н О Е С А М О О П Р Е Д Е Л Е Н И Е П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н О Е С А М О О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Работу выполнила: социальный.
Классификация профессий. Основные понятия Профессия – это определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к человеку. Профессия.
Раздел V Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе.
Тема урока: Классификация профессий 1. Профессия и специальность 2. Способы классификации 3. Формула профессий.
Мир профессий. Классы Отделы Группы Формула профессии Упражнение «В мире профессий»
Классификация профессий. Основные понятия Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний.
ПРОФЕССИОГРАММА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Профессиограмма документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Отрасль знаний, которая изучает мир.
Тема урока Работа над проектом «Моя будущая профессия»
Я и мир профессий «Все профессии от людей и только три от Бога: учитель, судья и врач» СОКРАТ.
У меня растут года, Будет мне семнадцать. Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?
Занятие 1 по профориентации На пути в профессию. Вольтер Труд избавляет нас От трех великих зол: Скуки, порока и нужды.
Отрасль - отдельная сфера производства. Сфера профессиональной деятельности - отрасль труда, имеющая определенные границы применения. Различают две крупные.
Занятие 1 Мир профессий. Труд избавляет нас От трех великих зол: Скуки, порока и нужды. Вольтер.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ. Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.
Тема. Что такое «профессия»? Классификация профессий. Элективный курс «Основы выбора профессии» МОУ СОШ 5 г. Костромы Педагог-психолог Красовская В.С.
Проблема самоопределения в подростковом возрасте как условие успешности в профессиональной деятельности.
Транксрипт:

«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» 1.Профессиональное самоопределение 2.Выбор профессии

Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя: самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон; сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии; выбор профессии и образа жизни. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависеть вся его дальнейшая действительность.

При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами: Правило первое: Познай себя, свое собственное «Я» здоровье; интересы и склонности; способности, знания и умения. Правило второе: Узнай все о профессии: предмет, цель и условия труда; пути получения профессии; медицинские противопоказания; требования профессии к личности (профессионально важные качества); актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития. Правило третье Соотнеси себя с требованиями выбранной профессии. 1.«Человек – знаковая система» 2.«Человек-техника» 3.«Человек-природа» 4.«Человек-художественный образ» 5. «Человек-человек»

«хочу» Личностные цели и ценности «могу» Человеческие возможности «надо» Потребности рынка труда

Хочу? Интересы Склонности Потребности

Поиск ответа на вопрос «хочу?» Интересы - активная познавательная направленность Склонности – стремление заниматься определенной деятельностью Их можно изучить с помощью методик: ДДО, Карта интересов, анкета ориентации.

Могу ? Особенности здоровья Темперамент Способности Характер Знания, умения, навыки.

Поиск ответа на вопрос «могу?» Темперамент можно изучить с помощью методики Г. Айзенка. Характер - по типологическим опросникам Личко, Шмишека, Прутченкова. Способности - ШТУР, профиль специальных способностей и другие тесты на интеллект.

Тема 5.3. Социальные проблемы… Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 4 Надо Потребности рынка труда

Тема 5.3. Социальные проблемы… Рынок труда Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 3 Субъектами рынка труда являются: Работодатель – это человек, имеющий финансовые, юридические и иные возможности приобрести труд работника и делающий это. работодатели и их представители (союзы); работники и их представители (профсоюзы); государство и отдельные органы. Работник – это лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся трудовому распорядку предприятия (учреждения).

ПРОФЕССИЯ –это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. (Однако не любой труд будет считаться профессиональным). Трудовая деятельность считается профессиональной, если выполняются, по крайней мере, два условия: Профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, проф. подготовки, специально полученных знаний и навыков которые подтверждаются специальными документами о проф. образовании Профессия является своего рода товаром, который человек может продать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом и за который другие люди готовы платить. Иными словами профессиональная деятельность может служить источником дохода.

Внутри каждой конкретной профессии может происходить также разделение труда в зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие как СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии.

Например, профессия врач. Специальности – врач-хирург, врач- терапевт, врач-офтальмолог. Внутри одной специальности может быть еще более узкая специализация. Например, специальность – хирург, специализация – нейрохирург, кардиохирург, пластический хирург.

Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии: Ветеринарный врач, учитель, продавец, кулинар, директор, парикмахер, водитель, пианист, бульдозерист

Должность – это служебная обязанность в учреждении или предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью. Например, директором школы может быть человек любой специальности: учитель химии или истории

Домашнее задание Профессиограмма – учитель! д/з 1группа: История профессии, ее значимость и потребность в ней. д/з 2 группа: Сведения о возможности получения профессии (ближайшие учебные заведени). д/з 3 группа: Требования профессии к человеку и условия труда.

Профессии (специальности), которые в большей степени гарантируют их обладателям конкурентоспособность на рынке труда - ТРАДИЦИОННЫЕ - которые были, есть и будут всегда, и обслуживают насущные потребности людей. К ним можно отнести профессии: учителя, врача, парикмахера, строителя, продавца и т.д.; - РАСПРОСТРАНЕННЫЕ - которые есть практически в каждом городе, на каждом учреждении, предприятии. Это профессии: секретаря, слесаря, электромонтера и т.д.; -ДЕФИЦИТНЫЕ - которые связаны с неудовлетворительным спросом в настоящее время. Например, специалист по маркетингу, логистик, Ў дизайнер компьютерного макетирования и др.; [62] - ПЕРСПЕКТИВНЫЕ - спрос на которые будет возрастать в ближайшем будущем. Например: менеджер фонда, специалист по новым технологиям, системами аналитик, консультант по новым формам бизнеса, страховой брокер [74];

- РЕДКИЕ - которые связаны с отсутствием специалистов по передаче мастерства. К ним можно отнести: оценщик драгоценных камней, мастер * (уникального народного промысла) и др.; ^ - СВОБОДНЫЕ - которые можно реализовать в режиме самозанятости. Например: торговец, художник, писатель, столяр и др.; - ПРЕСТИЖНЫЕ - которые высоко оцениваются в нашем обществе. Это такие профессии, как военный, чиновник и т.д.; - РИСКОВАННЫЕ - которые изначально опасны для здоровья и безопасности работника. Такие профессии как шахтеры, работники химической, атомной промышленности и т.д.;

Конкурентоспособность профессий (специальностей) повышается, если они одновременно относится к нескольким группам. менее конкурентоспособны профессии: РЕДКИЕ и РИСКОВАННЫЕ, в том случае, когда спрос на них отсутствует.

модели конкурентоспособности работников 1.ПРОФЕССИОНАЛ - работник обладает высоким уровнем квалификации: 2.УНИВЕРСАЛ - работник владеет несколькими специальностями, разнообразными навыками, умениями, имеет знания в различимых областях; З.ТРУДОГОЛИК - работник трудолюбивый, ответственный, дис- ~циплинированныи, добросовестный, обязательный; 4.ГИБКИЙ - работник, который умеет быстро приспосабливаться, перестраиваться, переориентироваться и осваивать новые виды деятельности; 5.ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ - упорный, настойчивый работник, может преодолевать любые преграды; 6.МОБИЛЬНЫЙ - работник, который может быстро освоить новую профессию (специальность), расширить географию поиска работы; 7.КОНТАКТНЫЙ - умеет общаться, устанавливать деловые связи.

Предмет труда (типы профессий) ТЧеловек-техникаПЧеловек-природаЧ Человек- человек З Человек-знаковая система Х Человек- художественный образ

Определяем предмет труда (методика ДДО)

ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ Пример формулы профессии: Юрист – Ч(З)Г(И)Ф(А)М(Б) Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их),....Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации). Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать),.....Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики). Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),....иногда - автоматизированные (компьютер). Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека),....бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе).

При анализе любой профессии надо выделить четыре основных ее признака: предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда и по их условным обозначениям записать формулу профессии из нескольких букв. Эти буквы соответствуют типу, классу, отделу, группе профессий.

Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам: а) П Пр Ф о; г) Ч Г Ф м; б) Т Пр Р б; д) Т И Ф б; в) З Г А б; е) Х ИР М н.

«Человек, изучивший с большой затратой труда и продолжительного времени какую-либо из тех профессий, которые требуют чрезвычайной ловкости и искусства, может быть сравнен с такою же дорогою машиною» ХVIII веке Адам Смит

Любую профессию можно подробно оп Любую профессию можно подробно описать с помощью большого количества признаков : технологических; экономических; педагогических; медицинских; психологических

Технологические характеристики включают в себя: 1.Предмет труда, т.е. на что направлена трудовая деятельность человека 2.Цель труда (для чего) 3.Основные орудия, средства труда 4.Рабочее место специалиста и др. Экономические характеристики описывают: 1.В каких отраслях используется данная профессия (в промышленности, строительстве, образовании, здравоохранении) 2.Каков спрос на данную профессию на рынке труда 3.Каков преимущественный характер оплаты труда.

Педагогические характеристики определяют: 1.Какие требования предъявляет данная профессия к уровню и содержанию образования 2.Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии 3.Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности Медицинские характеристики определяют: 1.Какой уровень здоровья требуется для данной профессии 2.Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии 3.Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии Психологические характеристики содержат информацию о том: Какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека

1. Составьте список специалистов, которые участвуют в создании: а) художественного кинофильма, б) батона хлеба, в) газеты, г) ученической тетради, д) школьной формы, е) магнитофона; обеспечивают: ж) возможность поездки в любой населенный пункт, з) возможность телефонного разговора, и) безопасность Государственной границы, к) возможность получения среднего образования.

Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают специальности: токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтер, летчик-испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник- конструктор, закройщик, ткачиха.

Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии: ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, директор совхоза, инженер, художник конструктор, парикмахер, водитель, швея, кулинар, учитель рисования

Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, люди пытались систематизировать их по определенным признакам. Так появились различные основания для классификаций профессий, которые стали своеобразными путеводителями в профессиях. Классификация профессий – это объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам В мире профессий сложно разобраться и ориентироваться, минуя вопросы классификации.

Цель труда (классы профессий) Г (гностическая) распознать различить определить оценить проверить П (преобразующая) Обработать упорядочить организовать оказать влияние И (изыскательская) И (изыскательская) изобрести придумать найти новый способ решения

Орудия труда (отделы профессий) Р (ручные) М (механизированные) А (автоматизированные) Ф (использование функциональных средств организма)

Условия труда (группа профессий) Повышенный уровень моральной ответственности Необычные условия Условия бытового типа Работа на открытом воздухе

озеленитель; инспектор по кадрам; художник; корректор; врач; официант; артист кино; менеджер; кинолог; столяр; тренер; сборщик часов; воспитатель детского сада, ветеринарный врач, фармацевт, маляр по художественной отделке, токарь, пожарный, фотограф, медицинская сестра, резчик по камню, продавец книг, водитель троллейбуса, слесарь-сборщик радиоаппаратуры 1. Распределите профессии из предложенного списка по предмету труда (по 5-ти типам):

Пользуясь таблицей классификационных признаков, определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей: кулинар, автослесарь, модельер, водитель такси, контролер ОТК, оператор по подготовке данных для ЭВМ, оператор машинного доения, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, следователь, агроном, писатель, корректор, парикмахер

А) Средства для приема, получения информации. Б) Устройства, предназначенные для переработки информации. В) Средства для передачи информации среди людей, в обществе. Г) Средства для осуществления практических действий в природных, технических, информационных системах. Распределите орудия (средства) труда по пунктам: Рулетка, телефон, трактор, лопата, лупа, весы, видеокамера, стиральная машина, микрокалькулятор, стамеска, компьютер, автомобиль, счеты, счетчик электроэнергии, школьный звонок, ксерокс, телеграфный аппарат.

Распределите следующие примеры профессий по условиям труда: Вальвеолог ; референт ; преподаватель; инспектор ГИБДД ; Водолаз ; ассистент менеджера ; Гувернер ; Тренер ; Врач ; Дворник ; системный администратор ; монтажник-высотник ; Аллерголог ; Витражист.

как же можно проанализировать профессию, если, кроме названия, о ней больше ничего не знаешь? Профессиограмма - это характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией. Профессиограмма включает: - общие сведения о профессии; - характеристику процесса труда; - санитарно-гигиенические условия труда; - психологические требования профессии к человеку; - пути получения профессии.

Схема профессиограммы: Общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей); Производственная характеристика профессии (описание трудового процесса); Содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда; Связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства; Необходимые общие и специальные знания и умения; Требования, предъявляемые профессии к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности человека), медицинские противопоказания; Психологическая характеристика труда (его привлекательные и непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества); Условия труда: санитарно- гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т. п. ); Экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т. д.); Сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).

Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышление, внимание, восприятие) – психограмма профессии.

Формулы профессий

Профессия - токарь. По предмету труда эта профессия относится к типу «человек техника»; по цели труда к классу преобразующих профессий; по средствам труда к отделу профессий, где используют машины; по условиям труда к группе специалистов, работающих в бытовых условиях. Поэтому формула профессии Т Пр М б.

С помощью таблицы классификационных признаков составьте формулу одной из следующих профессий: оператор электронно-вычислительных машин, электро­монтер, швея-мотористка, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, учитель, стенографистка, водитель такси

Перечислите признаки по всем классификациям следующих профессий, специальностей: а) садовник; е) учитель труда; б) милиционер; ж) кровельщик; в) продавец книг; з) инженер; г) фрезеровщик; и) ткачиха; д) мелиоратор; к) животновод.

Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары нижеперечисленных профессий: а) медсестра токарь; б) официант водитель такси; в) учитель математики - спортивный тренер; г) бухгалтер слесарь; д) полевод агроном; е) инженер-конструктор - композитор.

Назовите общие признаки следующих профессий, специальностей: а) животновод, садовник; б) инженер-конструктор, композитор, химик- теоретик; в) медсестра, токарь, бухгалтер; г) токарь, машинист башенного крана, бульдозерист, шофер; д) продавец, доярка, машинист башенного крана, слесарь; е) продавец, официант, библиотекарь, медсестра, спортивный тренер.

Из приведенного далее списка назовите те профессии, которые: а) почти или совершенно исчезли; б) появились только в XX веке; в) появились в последние десятилетия. Художник, оператор ЭВМ, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, трубочист, редактор, столяр, извозчик, маляр, врач, летчик, бухгалтер, оператор станков с числовым про­граммным управлением, экскурсовод, резчик по дереву, садовник, повар, гувернер, клоун, педагог.

Из перечисленных ниже названий профессий или специальностей выберите те, которые необходимы: а) в сельском хозяйстве; б) в химической промышленности; в) в строительстве; г) в машиностроении. Чертежник-конструктор, ветеринарный фельдшер, бухгалтер, овощевод, лаборант химико-бактериологического анализа, мон­ тажник радиоаппаратуры, слесарь, агроном, инженер-механик, маляр, химик-технолог, юрист.

Тема 5.5. Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. Ошибки при выборе профессии Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 1 К ошибкам, возникающим при выборе профессии относятся: увлечение внешней или частной стороной профессии; выбор «за компанию» с друзьями; неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.; незнание пути получения профессии; неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора; перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии; отождествление школьного учебного предмета с профессией; устарелое представление о характере труда в сфере материального производства; неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.); предрассудки относительно некоторых важных для общества занятий, которые иногда считаются непрестижными («дворник», «уборщица» и др.).

Тема 5.5. Мотивационные факторы … Рекомендации по выбору профессии Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 2 Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано. Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Произнося «Я-хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах. Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуго-выми). Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути. Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности. Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков. Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям. Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей. Для приближения мечты надо много работать, читать, думать. Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного, рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.