ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Развитие личности – смысл и цель современного образования. ( Из Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы?. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis основание, предположение, суждение о закономерной.
Advertisements

Слово гипотеза происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Из опыта работы Н. Я. Логиновой. Важнейшие черты детского поведения: Неутолимая жажда новых впечатлений Любознательность Стремление наблюдать и экспериментировать.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников Петрухно Г.Н. учитель начальных классов МБОУ лицей
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
Управление образования администрации муниципального образования Куйбышевского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского.
Формирование универсальных учебных действий в технологии деятельностного метода 1.
Проектная и исследовательская деятельность.. Проектное и исследовательское обучение Проект - от латинского, прямой перевод - «брошенный вперед»: 1.совокупность.
Учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 6» г. Бузулука Оренбургской области Обобщение опыта по теме: «Организация исследовательской деятельности.
Подготовила учитель начальных классов МОУ-СОШ 33 Силаева Наталья Александровна.
Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов» Подготовила : Волкова Е. И.,. Учитель физики МБОУ « Супоневская.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Каракулова.
Развитие личности Универсальныеучебныедействия Математика Литература Химия География.
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Белова И.Г. Учитель биологии высшей категории МОУ Сургутской СОШ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2010 г.
Методический семинар-практикум с. Инзер ФГОС федеральный государственный образовательный стандарт.
Транксрипт:

ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Развитие личности – смысл и цель современного образования. ( Из Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов 2009 г.) Цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. Л.В. Занков Развитие личности – смысл и цель современного образования. ( Из Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов 2009 г.) Цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. Л.В. Занков

Ожидаемые результаты: преемственность и развитие Ожидаемые результаты: преемственность и развитие деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуникативность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследовательский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Основные результаты начального образования Основные результаты начального образования формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»

Программа формирования УУД Личностные самоопределение (личностные, професси- ональные, жизненные смыслы и планы) смыслообразование, смыслопорождение морально-этическая ориенатация и нравственная оценка Регулятивные целеполагание планирование и прогнозирование контроль и коррекция, оценка волевая саморегуляция Познавательные общеучебные логические постановка и решение проблем Коммуникативные сотрудничество и кооперация постановка вопросов разрешение конфликтов управление поведением партнера речевые умения (выражение мысли, монолог, диалог)

Новый ФГОС Универсальные умения (универсальные учебные действия, умение учиться) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные умения (универсальные учебные действия, умение учиться) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Новый ФГОС Итоговое оценивание проводится в формах: накопительной оценки (синтез информации об учебных достижениях ребенка за 4-е года), которая включает в себя: предметные учебные навыки; освоение первичных навыков организации своей учебной деятельности; умение сотрудничать, коммуникативные навыки; освоение первичных навыков работы с информацией; данные об индивидуальном прогрессе ребенка в различных областях; итоговой демонстрации общей полученной подготовки, которая включает в себя: выставку результатов проектных работ (других творческих работ) за 4-й год обучения; комплексную письменную работу за каждый год обучения.

Проектное и исследовательское обучение Противодействие традиционного (информационно-рецептурного) обучения и «исследовательского обучения». репродуктивные методы - наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества использование исследовательских методов обучения дает больший образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами. использование исследовательских методов часто требует от ребенка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты настолько, насколько это необходимо для освоения информации. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам.

Проектное и исследовательское обучение Проект - от латинского, прямой перевод - «брошенный вперед»: 1.совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; 2.предварительный текст какого-либо документа; 3.какой-либо замысел или план.

Проектное и исследовательское обучение Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование - бескорыстный поиск истины. Проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование - бескорыстный поиск истины. Проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Проектное и исследовательское обучение Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. Проектирование учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. Проектирование учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.

Проектное и исследовательское обучение Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Проектное и исследовательское обучение Общие исследовательские умения и навыки: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умения и навыки наблюдения; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; умения и навыки работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

Проектное и исследовательское обучение Развитие умений видеть проблемы «Рroblета» в буквальном переводе звучит - «задача», «преграда», «трудность». Проблема - это затруднение, неопределенность.

Проектное и исследовательское обучение Задания для развития умения видеть проблемы «Посмотрите на мир чужими глазами». «Увидеть в другом свете». Неоконченный рассказ

Проектное и исследовательское обучение Дождь....Длительный, затяжной, золотой, робкий, ливневый, моросящий, непроглядный, проливной, промозглый, весёлый, косой, ленивый, надоедливый, осенний... (всего 175 слов). К.С. Горбачевич. Словарь эпитетов русского языка 9. Выпиши из словарной статьи определения дождя, которые подходят к дождю, описанному Ириной Токмаковой. Как ты понимаешь выражение «золотой дождь»? Сколько вариантов его значений нашли в твоём классе? Из слов, данных в словарной статье, подбери синонимы к прилагательному «затяжной».

Проектное и исследовательское обучение 171. а) Запиши текст. Какая картина представилась? Если хочешь, нарисуй её. Голубой месяц март. Голуб__ небо, голуб__ снега. На снегах тени как син__ молнии. Голуб__ даль, голуб_ льды. Голуб__ на снегу следы. Голуб__ перелески, голуб__ канавы. Первые голуб__ лужи и последи голуб__ сосульки. А на горизонте - син__ полоска далёк__ леса. Весь мир голубой! (Н. Сладков) Почему для автора весна представляется голубой? А какого цвета твоя весна? Докажи, что в этом описании есть все части: вступление, основная часть и заключение. Какие части речи использовал автор? Проведи эксперимент: проверь, возможно ли здесь устранить повторы слов. 6) Как ты думаешь, к каким частям речи относятся зашифрованные слова? _________[ая] _________[ах] _________[ие] ___________[ого]

Проектное и исследовательское обучение Развитие умений выдвигать гипотезы Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – «основание», «предположение», «суждение о закономерной связи явлений». Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза - это предвидение событий.

Развитие умений выдвигать гипотезы Задание «Давайте вместе подумаем». Вопрос, проблема: «Как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы: «Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам?», «Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета», «Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»

Развитие умений выдвигать гипотезы Упражнение на обстоятельства. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? мобильный телефон; проект постройки дома; чайник; реактивный самолет; букет ромашек; охотничья собака Упражнение, предполагающее обратное действие. При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Развитие умений выдвигать гипотезы Найдите возможную причину события Звонят колокола; трава во дворе пожелтела; пожарный вертолет весь день кружил над лесом; полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги; медведь зимой не заснул, а бродил по лесу; друзья поссорились. Назови два-три самых фантастических, самых неправдоподобных объяснения этих событий

Развитие умений выдвигать гипотезы Литературное чтение, 3 кл., ч.1, с.101 («Сколько глаз у стрекозы?»). Конечно, ты пока не знаешь содержания следующих глав учебника. Но если судить по их названиям, то в какую главу учебника лучше поместить статью про глаза стрекозы: в следующую главу «Мир просит тебя: открой меня заново!»? В главу 6: «Самые настоящие чудеса»? А может быть, оставить в этой главе (кстати, ты помнишь, как она называется?)

Развитие умений выдвигать гипотезы Посчитай и подумай, почему за порцию салата "Опушка" посетители ресторана платят 3 монеты, если на одну порцию расходуется: Картофель -100 грамм - 3 грошика Морковь - 50 грамм - 2 грошика Грибы грамм-5 грошиков Орехи - 50 грамм - 5 грошиков Сметана- 50грамм- 7грошиков 10 грошиков = 1 монета

Развитие умений выдвигать гипотезы Фукс должен Филину 600 монет. Выбери, какие помещения можно сдать (1/3 кладовок), чтобы вернуть долг за 3 года. Сколько кладовок нужно сдать и какие именно, чтобы вернуть долг за 2 года? А за 1 год? Посмотри на рисунок: как ты думаешь, почему годовая арендная плата за одни кладовки высокая, а за другие - гораздо ниже?

Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умения задавать вопросы Куда дальше? -вопрос, ориентированный на будущее Что правильно, а что нет? - оценочный вопрос Что было бы, если бы? - воображаемый вопрос Что я чувствую, что я знаю? - субъективный вопрос Почему, кто, как, что делает? - каузальный (причинный) Кто, как, что, где, когда? - описательный вопрос

Развитие умений классифицировать Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область.

Развитие умений классифицировать Сравните по смыслу глаголы в каждой строчке. Распределите их в две группы. Запишите. Глядит смотрит. Молчит говорит. Идёт стоит. Дремлет спит. Начинает кончает. Сверкает блестит. Спасает выручает. Открывает закрывает. Завязывает развязывает. Зовёт окликает. Думает соображает. Теряет находит.

Развитие умений классифицировать Подумай, какой из грибов здесь лишний.

Развитие умений наблюдать Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность, выражающаяся в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, и отличает наблюдение от простого созерцания. «Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом».

Развитие умений наблюдать Найдите фотографии древних русских памятников зодчества. Рассмотрите их с одноклассниками. Обратите внимание, какие места выбирали под строительство. Какие вы знаете названия улиц в городах, связанные с ремеслами? (Окружающий мир (Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков, 3 кл.)

Развитие умений наблюдать Какой текст можно назвать текстом-описанием? Какие признаки лисы описываются? Выбери любое животное (дикое или домашнее) и, не называя, опиши так, чтобы одноклассники могли его отгадать. (Русский яз. (Н. В. Нечаева), 3 кл.) Хочешь, начнем сразу с праздника? Возьмем и сбежим с урока в «Картинную галерею»! Кстати. А ты любишь туда ходить? Это очень легко проверить. Какие картины (а может быть, рисунки или изображения на папирусе, или страницы рукописной книги) тебе понравились и запомнились? Нет-нет! Стой за дверью музея, рассказывай по памяти! Теперь можешь войти. Пройди сразу в тот зал, где находится картина Винсента Ван-Гога «Дорога с кипарисами и звездой». Правда, необыкновенная? Тебе встречалась когда-нибудь такая манера письма? Как ты назовешь такой мазок, такое движение кисти? А почему художник так пишет: высказывай свои предположения, не стесняйся! (Литературное чт. (В. Ю. Свиридова), 3 кл.)

Развитие умения делать выводы и умозаключения Задания «Скажи, на что похожи?» «Назови как можно больше предметов» «Как люди смотрят на мир?» Задания «Скажи, на что похожи?» «Назови как можно больше предметов» «Как люди смотрят на мир?»

Развитие умения делать выводы и умозаключения Спишите. 1.Ручей выбегал из леса на полянку. Ручей выбегал из глухого леса на полянку. 2. Небо покрылось тучами. Небо покрылось чёрными тучами. 3. Я нашёл гриб. Я нашёл большой белый гриб. 4. Корабли исчезли в тумане. Корабли исчезли в густом тумане. Сравните предложения. Чем они отличаются? Влияет ли это отличие на связь между выделенными словами? Когда мы говорим: «Смотрю, хожу, принесу, зажгу», ясно ли, кто совершает действие и когда оно происходит? А когда мы говорим: «Смотреть, ходить, принести, зажечь», ясно ли, кто действует и когда? 3. Попробуйте сделать вывод, какая же форма глагола называется неопределенной?

Развитие умения делать выводы и умозаключения Литературное чт., 3 кл., с.110. Сравни начальные строки в первом и втором стихотворениях. Ты сразу видишь образы, созданные поэтами? Можно ли сказать, что оба поэта «берут быка за рога»? Попробуй в строчке «Уродливый ворон - » вместо знака тире поставить восклицательный знак: что-нибудь изменилось? Чем похоже построение этих стихотворении? Окружающий мир, 3 кл., с.178. Сравните растительность степи, луга и тундры.

Развитие умения экспериментировать Эксперимент – важнейший из методов исследования, используется практически во всех науках и от исследования неотделим. Слово эксперимент переводится на русский как «проба», «опыт». Так называется метод познания, при помощи которого в строго контролируемых условиях исследуется явление природы или общества. Эксперимент предполагает воздействие человека на объект, в отличие от наблюдения. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.

Развитие умения экспериментировать Прочитайте. Укажите время глаголов. Темнеет день. Листья желтеют. Вянут цветы. Дуют холодные ветры. Льют дожди. Улетают птицы. Наступает осень. Заснул лес. Затрещал мороз. Побелело поле. Крестьяне закончили полевые работы. А теперь прочитайте так, чтобы глаголы были в будущем простом времени. На какие вопросы отвечают глаголы в будущем простом времени? Запишите те глаголы, в которых при образовании будущего простого времени появились приставки.

Развитие умения экспериментировать Литературное чтение, 3 кл., с.116 Хочешь оказаться «внутри» стихотворения? Для этого надо постараться не только увидеть то. Что видел сам поэт (точнее, его лирический герой), но и услышать те звуки, которые слышал он, ощутить прикосновения воздуха и запахи. Давай начнем со зрительных картинок-образов. Читай только те строчки, где признаки весны можно скорее увидеть, чем услышать или ощутить кожей (осязать), или воспринять носом (обонять). Постарайся не ошибаться! Теперь выбираем только те строчки, в которых весну можно услышать. (…) А теперь прочитай стихотворение выразительно, чтобы мы все ощутили радость весны с ее яркими красками, разнообразными звуками и особыми запахами.

Развитие умения экспериментировать 11. В последнем абзаце текста «Золотой дождь» найди имена существительные. Определи их начальную форму. Как образованы формы этих слов? Прочитай предложения без предлогов. Какую роль выполняют эти служебные слова?

Многоаспектные задания 138. Проанализируйте данные таблицы. Сравните окончания имён существительных одного и того же склонения: в каких случаях они различаются в форме родительного и винительного падежей, в каком не различаются. У каких имён существительных может возникнуть трудность различения родительного и винительного падежей?

Многоаспектные задания Докажите, что лето - важная пора в жизни растений и животных. Понаблюдайте летом: где появляются первые красные ягоды земляники, в каком месяце созревают земляника, черника, малина, появляются первые грибы. Какие грибы можно собирать? Как правильно это надо делать? Почему, вернувшись из леса, обязательно надо вымыть руки с мылом? Какое влияние оказывают на жизнь людей сезонные изменения в природе? (Окружающий мир, 3 кл.)

Многоаспектные задания Обсудите возможные последствия для лесного сообщества, если в нём будут уничтожены хищники, например, куницы. Представьте, под тенью светолюбивых берёз стали подрастать молодые ели. Окрепну в и достигнув определённого возраста, они переросли берёзы, которые и создали для них благоприятные условия. Что произойдёт с этим лесом в будущем? Подсказка. Семена ели не могут прорасти в почве елового леса, так как опавшая хвоя выделяет вещества, тормозящие их развитие. Их семена заносят птицы и звери в другие леса. Составьте схемы "Значение леса для древнерусского человека" и "Значение леса для современного человека". Сравните их. Как сейчас человек заботится о сохранении лесов? Какие меры принимаются в вашей местности? Составьте и запишите правила поведения человека в лесу. Используйте варианты одноклассников? (Окружающий мир, 3 кл.)

Многоаспектные задания Почему ежи, лисы, волки могут жить и в лесу, и в степи, а белки, куницы только в лесу? Человек вырубает леса: зачем он это делает, каковы возможные последствия уничтожения лесов для жизни на Земле? Как использует человек водоёмы? Выпишите названия растений и животных, которые принадлежат к одному сообществу: пчела, кукушка, берёза, лягушка, лиса, тимофеевка, белка, ель, тростник, окунь, рогоз, кузнечик, клевер, крот. Сколько сообществ получилось? (Окружающий мир, 3 кл., с.145)

Темы исследований ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений. ЭМПИРИЧЕСКИЕ - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Сбор материала Правила: Всегда подходить к проведению этой работы творчески. Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций. Не сдерживать инициативу детей. Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно. Не спешить с вынесением оценочных суждений. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний. Ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты. Учить детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями. Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования. Учить детей анализу, синтезу, классификации, поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Реализация задач современного образования Основы исследовательской деятельности Автор комплекта – А. И. Савенков Способствует организации и сопровождению исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников; Включает описание методических приемов и эффективных форм организации исследовательской деятельности.

Реализация задач современного образования Информационная культура младшего школьника Автор - Т.Н. Соколова Информационная культура – элемент общей культуры человека, связанный с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова: Головинское шоссе, д.8, к. 2а тел. 786 – 21 – 19 Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова: Головинское шоссе, д.8, к. 2а тел. 786 – 21 – 19