Ашық сабақтар Психологические особенности подросткового возраста На развитие личности подросткового возраста в значительной мере влияет общество, в котором.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила Олинкевич Карина Группа Пб-21-о. Развитие отдельных черт характера неравномерно: одни более выражены у конкретного индивиды, другие - менее.
Advertisements

(Адаптация детей в пятом классе). ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ.
Родительское собрание « П роблемы психологического здоровья школьников» здоровья школьников»
Особенности развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Адаптация к учебному процессу. Адаптация первоклассников Адап- тация 1 а 25 чел. 1 б 23 чел. 1 в 22 чел. Всего 70 чел. Хорошая %16– 70%15- 68%50-
Индивидуальный подход к ребенку с учетом акцентуации характера Подготовила: Подготовила: педагог – психолог педагог – психолог Меллул К. С. Меллул К. С.
Готовность к школе В современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к учебной деятельности.
Индивидуальные особенности человека: их влияние на общение с людьми.
РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКА. « Самооценка человека-это его самоощущения, отношение к себе»
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Особенности развития младшего подростка. Особенности адаптации детей к школе.
Моя семья Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление.
«У вас всегда гораздо больше вариантов действий, чем вы предполагаете» (принцип НЛП)
Родительское собрание на тему: Наши ошибки в воспитании детей « Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
(Адаптация детей в пятом классе). Первый этап – ориентировочный, когда на весь комплекс новых воздействий организм отвечает бурной реакцией и значительным.
Особенности шестиклассников. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания.
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
Психологические особенности подростков Любовь, внимание к ребенку – самое главное в семье.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Транксрипт:

Ашық сабақтар Психологические особенности подросткового возраста На развитие личности подросткового возраста в значительной мере влияет общество, в котором они живут. Современное общество нестабильно: интенсивный технический прогресс ведет за собой существенные социальные и экономические перемены.

Ашық сабақтар Стандарты и образ современной жизни значительно отличается от стандартов прошлых лет. Как следствие - у подростков появляется чувство, что все старые идеалы, ценности и приоритеты нежизнеспособны. Будущее становится более неопределенным и непредсказуемым. Подростки чувствуют себя в меньшей безопасности относительно завтрашнего дня.

Ашық сабақтар Загруженность родителей ослабляет межличностные контакты в семье. Замешательство в связи с изменениями убеждений, ценностей, нравов, отношений и общепринятых стандартов приводят к стрессам, тревожному состоянию в жизни молодых людей.

Ашық сабақтар Чем обусловлены яркие индивидуальные проявления того или иного подростка? Можно ли предвидеть его поведение в определенной ситуации? Что можно сделать, чтобы помочь учащемуся, развивая его сильные стороны? Подобные вопросы возникают каждый день в ходе непосредственного общения с подростками.

Ашық сабақтар Циклоидный тип акцентуации (синтонный) Эпилептоидный тип акцентуации (напряженно-авторитарный) Психастенический тип акцентуации (тревожно-сомневающийся) Шизоидный тип акцентуации (замкнуто-углубленный) Демонстративный тип акцентуации Акцентуации характера

Ашық сабақтар Циклоидный тип акцентуации (синтонный) Доминирующие черты характера: Смена двух противоположных эмоциональных состояний, циклические изменения эмоционального фона. Обычно бывает шумным, озорным, постоянно что-либо предпринимающим, потом может стать ровным, управляемым подростком.

Ашық сабақтар Привлекательные черты характера: в период подъема инициативность, жизнерадостность, общительность, в период спада грусть, задумчивость, вялость, упадок сил

Ашық сабақтар Отталкивающие черты характера: Непоследовательность, неуравновешенность, вспышки раздражительности, чрезмерная обидчивость и придирчивость к окружающим В период спада ошибки и мелкие неприятности переживаются очень тяжело, на реплики и замечания может ответить грубостью, хотя в глубине души переживает свои изменения

Ашық сабақтар Отношение к учебе и работе: Периоды активной работы сменяются этапами, когда у подростка наступает полное безразличие к учебным предметам

Ашық сабақтар Педагогические рекомендации: В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить: ситуации неожиданных просьб, поручений, противоречащих настроению данного момента; ситуации резкой смены привычных состояний; ситуации, в которых приходится отступать от сложившихся стереотипов, привычек; ситуации притеснений, неудач в период спада; ситуации психологических перегрузок в период спада

Ашық сабақтар Основной целью педагогической помощи является предупреждение повышенных нагрузок в период спада. Для этого необходимо придумать несколько вариантов заданий, поручений и использовать тот вариант, который наиболее соответствует данному состоянию подростка. Хорошо помогают поручения и задания, отвлекающие от отрицательных эмоций и состояний

Ашық сабақтар При установлении контакта с ним важно правильно понять, что он сейчас чувствует, как относится к себе и окружающим в данный момент. Если подросток находится в периоде спада, то целесообразнее оказать ему психологическую поддержку, помочь справиться с упадком сил, не стоит в это время пытаться повлиять на него. Если он находится в периоде подъема, то можно и нужно поговорить с ним о том, что ему следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше контролировать себя

Ашық сабақтар Эпилептоидный тип акцентуации (напряженно-авторитарный) Доминирующие черты характера: Любовь и стремление поддерживать заведенный порядок, консервативность (не признают того, что не принято большинством), высокий энергетизм (с охотой занимаются физкультурой, громко говорят, своей активностью часто мешают окружающим), агрессивность (гневливость, взрывчатость, придирчивость, бывают периоды злобно- тоскливого настроения с поиском объекта, на котором можно сорвать зло, такие подростки обычно злопамятны и мстительны)

Ашық сабақтар Привлекательные черты характера: Тщательность, аккуратность, исполнительность, надежность, внимательность к своему здоровью Отталкивающие черты характера: Жестокость, нечувствительность к чужому горю, чрезмерная требовательность, приводящая к раздражительности, эпилептоид для себя – единственно хороший человек

Ашық сабақтар Отношение к учебе и работе: отличаются целеустремленностью, если преподаватель имеет авторитет, то выполняют все домашние задания, никогда не прогуливают уроки, если нет авторитета - с точностью наоборот.

Ашық сабақтар Педагогические рекомендации: В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить: ситуации, которые требуют от ребенка ломки, изменения устоявшихся порядков и установленных правил; ситуации жесткой конкуренции со стороны таких же сильных и энергичных людей; ситуации, ограничивающие возможность проявить свой авторитет, свою власть над людьми; ситуации, когда критикуются действия подростка, тем более смеются над его недостатками; ситуации, в которых нет возможности выделиться среди окружающих

Ашық сабақтар Основной целью педагогической помощи является устранение условий, провоцирующие его агрессивность. Но педагогическая помощь затруднена тем, что подросток не воспринимает советы и просьбы. Поэтому очень важно установить контакт с таким ребенком. От взрослого требуется терпение, чуткость и тактичность. Контакт с таким подростком следует устанавливать вне периодов аффективного напряжения, побуждая его выговориться на одну из наиболее интересных для него тем. Очень важно найти для него подходящее дело, за которое он будет отвечать (им можно поручать руководство небольшими группами). Хорошо помогает авансирование его будущих успехов, поощрение его реальных достижений, которые помогают подростку утвердиться.

Ашық сабақтар Психастенический тип акцентуации (тревожно-сомневающийся) Доминирующие черты характера: Неуверенность тревожная мнительность, опасение за свое будущее

Ашық сабақтар Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, рассудительность, самокритичность, верность данным обещаниям

Ашық сабақтар Отталкивающие черты характера: Нерешительность, безынициативность, склонность к бесконечным рассуждениям, самокопание, наличие навязчивых идей, опасений. Причем опасения адресуются в основном к возможному событию, даже маловероятному в будущем. Таким подросткам трудно принять решение, они се время сомневаются, при этом думают не о том, чтобы добиться успеха, а о том, чтобы избежать неудач

Ашық сабақтар Отношение к учебе и работе: Он способен заниматься, не поднимая головы, проявляя несвойственную ему целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т.к. боится огорчить неудовлетворительными оценками своих близких и преподавателей. Долгое время сверяет полученный результат со справочниками, словарями. Ему необходимо давать четкие инструкции, четко регламентировать порядок выполнения работы, иначе он будет долго и мучительно сомневаться в неопределенных ситуациях.

Ашық сабақтар Педагогические рекомендации: В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить: ситуации, в которых необходимо принять самостоятельные решения; ситуации быстрого переключения с одного занятия на другое; ситуации выполнения заданий без четких указаний и инструкций; ситуации сильного беспокойства и страха; ситуации длительных физических и психологических перегрузок

Ашық сабақтар Педагогическая помощь направлена на преодоление чувства нерешительности, закомплексованности. При общении с ним не надо обращаться к его чувству ответственности, необходимо поддерживать любой положительный почин, не в ком случае нельзя высмеивать инициативу такого подростка. При установлении контакта следует сначала приободрить подростка, дать ему возможность вспомнить и рассказать о тех ситуациях, где он смог проявить себя решительным человеком. Если установятся доверительные взаимоотношения, то можно обсудить те опасения, которые ему мешают принимать решения. При этом можно просмотреть все возможные последствия. Во время беседы важно поощрять решительные высказывания подростка, его готовность принимать самостоятельные решения. Благоприятными являются ситуации спокойной, заранее регламентированной работы.

Ашық сабақтар Шизоидный тип акцентуации (замкнуто- углубленный) Доминирующие черты характера: Интровертированность, т.е. фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, за которым признается высшая ценность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно осмысливающий окружающую действительность. При этом он самостоятельно создает схемы анализа и пытается с их помощью объяснить существующий мир.

Ашық сабақтар Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий Это, как правило, умные и неприхотливые подростки. Шизоид очень продуктивен, однако он не пробивает свои идеи, не внедряет их в жизнь

Ашық сабақтар Отталкивающие черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Шизоид мало энергичен, мало активен при интенсивной работе, почти не выражает никаких эмоций, равнодушен к чужой беде. Но его эгоизм не сознательный, он просто не замечает чужой беды, в тоже время он может быть легко ранимым, самолюбивым. не любит, когда критикуют его картину мира

Ашық сабақтар Отношение к учебе и работе: Шизоид может быть очень способным и талантливым, но он требует индивидуального подхода, т.к. отличается особым видением мира, он может заниматься очень много, но не систематически, т.к. ему трудно выполнять общепринятые требования. Если шизоид видит, что педагог оценивает результат его работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то он может проявить все свои способности.

Ашық сабақтар Педагогические рекомендации: В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить: ситуации, в которых необходимо устанавливать неформальные контакты с окружающими, даже близкими людьми; ситуации, когда необходим душевный контакт, разговор по душам; ситуации коллективной или групповой деятельности; ситуации, в которых необходимо выполнять работу по заранее заданным схемам и правилам

Ашық сабақтар Установление контакта с этим подростком представляет значительную сложность. Многие из них не выносят попыток «залезть в душу». Поэтому при налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости. Это может сильно расстроить его, он замкнется, уйдет в свой внутренний мир еще больше. В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного обсуждения», когда выбирается факт из жизни коллектива и обсуждается с подростком, чтобы выяснить и уточнить основные жизненные позиции педагога и подростка. Основным признаком установления контакта, преодоления психологического барьера, служит момент, когда шизоид начинает говорить сам, по своей инициативе высказывая определенные суждения, подчеркивая чью точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в этот момент не следует, т.к. чем больше он говорит, чем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить разговор в нужное русло. Наиболее эффективными в ситуации обучения являются индивидуальные задания с учетом его интересов, причем эти задания могут быть высокой степени сложности.

Ашық сабақтар Демонстративный тип акцентуации Доминирующие черты характера: демонстративность, т.е. стремление быть постоянно в центре внимания, причем иногда любой ценой, беспредельный эгоизм, ненасытная жажда постоянного к себе внимания, восхищения, удивления, почитания и поклонения

Ашық сабақтар Привлекательные черты характера: упорство, инициативность, коммуникабельность, находчивость и активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство

Ашық сабақтар Отталкивающие черты характера: способность к интригам, лживость и лицемерие, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, явно завышенная самооценка, обидчивость

Ашық сабақтар Отношение к учебе и работе: Учеба лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей, чтобы привлечь внимание, он может хорошо учиться. Лучше всего ему работается самостоятельно, вне коллектива, вне обязательных рамок

Ашық сабақтар Педагогические рекомендации: В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить: ситуации, вольно или невольно задевающие самолюбие истероида; ситуации некоторого равнодушия со стороны окружающих людей, а тем более его игнорирования; ситуации критики его достижений; ситуации, когда он вынужден оказаться в одиночестве; ситуации, когда нельзя проявить себя в полной мере; ситуации, когда нет ни одного яркого события в жизни и учебе; ситуации, в которых приходится находиться в постоянном психическом и физическом напряжении

Ашық сабақтар Основная цель педагогической помощи – постепенно преодолеть стремление быть в центре внимания окружающих. Используя недирективное воздействие, постепенно учить подростка осмысливать свои мотивы поведения, искать пути более рационального удовлетворения своих потребностей. Способствует этому чтение литературы, просмотр фильмов, спектаклей, в которых изображены лица с ярко выраженным демонстративным характером. Преодоление эгоцентризма является трудной задачей. Необходимо поощрять подростка проявлять внимание к другим людям, поощрять его рассказы о других, их успехах и достижениях