Сравнительная политика Comparative Politics 2 курс ФПП НИУ ВШЭ 2012/13, 0_0 Абелинскайте Вера Эдуардовна abelinskaite@yandex.ru Ильин Михаил Васильевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
С РАВНИТЕЛЬНАЯ МИРОВАЯ ПОЛИТИКА Лекция 2. Как сравнивать? 1.
Advertisements

Сравнительная политология Андрей Кинякин, к.п.н., кафедра сравнительной политологии.
МАТРИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (Из таксономии учебных целей БЛУМА)
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Лекция 1 «Введение». Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов. Специфической.
Тема 12 Предмет и задачи логики. Понятия. План: 1. Смысл и понятия «логика» 2. Основные законы и формы мышления 3. Понятия и его формы 4. Логические операции.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Сравнительная политика Comparative Politics 2 курс ФПП НИУ ВШЭ 2012/13, 1_4 Абелинскайте Вера Эдуардовна Ильин Михаил Васильевич.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Теория статистики Корреляционно-регрессионный анализ: статистическое моделирование зависимостей Часть 1. 1.
1 Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск.
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
В структуре научного знания кроме эмпирического и теоретического уровней выделяют метатеоретический уровень науки, который, в свою очередь состоит из.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 33 г.Калининграда Основные задачи и методы лингвокультурологии.
Моделирование и исследование мехатронных систем Курс лекций.
Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ идеи концепции теории законы понятия положения факты Концепция - система взглядов, то или иное понимание процессов,
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
Термин «социология» наука об обществе (лат. societa, общество + гр. logos, слово, учение, понятие). Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология.
Транксрипт:

Сравнительная политика Comparative Politics 2 курс ФПП НИУ ВШЭ 2012/13, 0_0 Абелинскайте Вера Эдуардовна Ильин Михаил Васильевич Миронюк Михаил Григорьевич Харитонова Оксана Геннадьевна

Тема 2 Как сравнить политические успехи и неудачи? Как сравнить политические успехи и неудачи? «Голубой банан» - феномен европейского благополучия. «Голубой банан» - феномен европейского благополучия. Концепты и понятия компаративистики. Концепты и понятия компаративистики. Сравнительные исследования Западной Европы и других цивилизационных зон Сравнительные исследования Западной Европы и других цивилизационных зон

Сначала «обывательские» вопросы Почему американский политолог Филипп Шмиттер хочет жить во Флоренции, польский водопроводчик в Брюсселе, а русский олигарх в Лондоне? Где живется лучше всего? Что означает стремление целых стран «назад в Европу»? Как сравнить политические успехи и неудачи? Почему «голубой банан» (наиболее развитое «ядро» Западной Европы) остается зоной благополучия и источником новаций для мирового развития?

Теперь «компаративистские» вопросы Как измерить успех? На основании чего был выделен «голубой банан»? Как успех европейского ядра от Мидландз до Тосканы объясняет «концептуальная карта Европы» Стейна Роккана? Какие еще способы объективной оценки совершенства и эффективности политических систем и институтов предлагает сравнительная политология?

C чего начинать? теория гипотеза казус

Эванстонский семинар (1952 г.) 8 методологических тезисов Абстракция Абстракция Релевантность Релевантность Измерение (шкалирование) показателей Измерение (шкалирование) показателей Формулирование гипотезы Формулирование гипотезы Верификация + фальсификация Верификация + фальсификация Серия гипотез Серия гипотез Классификация и данные до гипотез Классификация и данные до гипотез Путь к созданию теории Путь к созданию теории

Теория

Искажение понятий В 1970 году Джованни Сартори опубликовал статью «искажение понятий в сравнительной политологии. В ней он ввел понятия концептной натяжки (conceptual stretching), лестницы абстракции (ladder of abstraction), а также противопоставил две крайности – несознательность и сверхсознательность.

Концептная натяжка (conceptual stretching) Попытка использовать сложившееся в одних условиях понятие для интерпретации действительности далекой от привычных и закрепленных контекстов сопряжена с его «растягиванием», чтобы охватить новую, неорганичную ему действительность. Выход: умножение понятий. Малоэффективный и рискованный: «понятия с прилагательными». Системный: выстраивание родовых и семейных серий вдоль лестницы абстракции.

Понятие Философы нередко определяют понятие как обобщенное представление о действительности, как понимание сути дела [Философская энциклопедия, т : 311]. «Мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений; последние (свойства и отношения) выступают в понятии как общие и специфические признаки, соотнесенные с классами предметов и явлений» [Степанов 1998: ].

Объем и содержание Под содержанием понимается набор существенных характеристик некого феномена. Объемом же называется совокупность всех конкретных проявлений данного феномена. Содержание и объем образуют две взаимосвязанных стороны понятия, которые находятся в отношении дополнительности: чем шире объем, тем беднее содержание и наоборот.

Двусторонняя структура понятия Понятия являются двуединством содержания (интенсиональности, порождающей модели) и объема (экстенсиональности, таксономии, классификации). Академик Степанов включает в состав понятия два объема и два содержания – фактические и возможные.

Закон обратного соотношения Взаимная дополнительность содержания и объема означает: чем шире объем, тем беднее содержание и наоборот.

Понятийная четверица сигнификат конкретное содержание понятия, совокупность тех признаков явления, которые существенны для его правильного употребления понятия в конкретной жизненной ситуации; сигнификат конкретное содержание понятия, совокупность тех признаков явления, которые существенны для его правильного употребления понятия в конкретной жизненной ситуации; интенснонал наиболее полное определение понятия, предельное и в этом смысле совершенное содержание понятия; интенснонал наиболее полное определение понятия, предельное и в этом смысле совершенное содержание понятия; денотат совокупность всех действительно существующих явлений, к которым понятие приложимо на практике; денотат совокупность всех действительно существующих явлений, к которым понятие приложимо на практике; компрегенсия, то есть охват, протяженность идеальная классификация, т.е. совокупность всех непротиворечию мыслимых предметов, к которым данное понятие может быть правильно приложимо независимо от того, существуют эти предметы в действительности или нет, известно или неизвестно их существование. компрегенсия, то есть охват, протяженность идеальная классификация, т.е. совокупность всех непротиворечию мыслимых предметов, к которым данное понятие может быть правильно приложимо независимо от того, существуют эти предметы в действительности или нет, известно или неизвестно их существование.

Структура понятия фактическипотенциально vЭкстенсионалКомпрегенсия sСигнификатИнтенсионал Сигнификат – фактическое содержание (смысл) Интенсионал – потенциальное содержание (смысл) Экстенсионал – фактический объем (значение) Компрегенсия – потенциальный объем (значение)

Типы сравнений и понятия ЭКСТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ ИНТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ

Перемещение понятий ИНТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ

Исследовательский вопрос Определение выбора вариантов концептуализации вариантов концептуализации способов операционализации способов операционализации типа аналитических инструментов типа аналитических инструментов единиц и параметров сравнения единиц и параметров сравнения в зависимости от исследовательского вопроса

Категориальный аппарат Понятие (концепт) Понятие (концепт) (идеальный) тип и аналитическая категория, (идеальный) тип и аналитическая категория, образец-шаблон (pattern), образец-шаблон (pattern), Шкала и матрица Шкала и матрица Дихотомия, типология, классификация, таксономия), Дихотомия, типология, классификация, таксономия), зависимая и независимая переменные, зависимая и независимая переменные, Гипотеза Гипотеза Модели и парадигмы Модели и парадигмы Подход Подход Метод исследованния Метод исследованния

Идеальный тип «Это – мысленный образ, не являющийся ни исторической, ни тем более «подлинной» реальностью. Еще менее он пригоден для того, чтобы служить схемой, в которую явление действительности может быть введено в качестве частного случая. По своему значению это чисто идеальное пограничное понятие, с которым действительность сопоставляется, сравнивается, для того чтобы сделать отчетливыми определенные значимые компоненты ее эмпирического содержания» Макс Вебер

Путь в науку

Концептуализация и операционализация Понятие Независимая переменная Понятие Зависимая переменная теория Независимая переменной Зависимая переменная ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ гипотеза

Хорошая стратегия = хорошая теория Изменения зависимой переменной Изменения зависимой переменной От специфики – к общему От специфики – к общему От локального – к глобальному От локального – к глобальному «На плечах гигантов» «На плечах гигантов» Оценка Оценка

Причинно-следственная связь Связь X Y Связь X Y Может быть Y X ? Может быть Y X ? ковариация? ковариация? Может быть есть Z? Может быть есть Z?

Случайные траектории

Как выбор влияет на ответы Выбор казусы казусы концептуализация концептуализация операционализация операционализация аналитические инструменты аналитические инструменты

Выбор казусов

Возможно

или

Или

Пример 2

Пример 3 Липсет и Роккан

Роккан и Липсет (2)