Коррупция и межличностное доверие в современной России Владимир Римский, Фонд ИНДЕМ Проектно-учебная лаборатория антикоррупционной политики Национального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рыночные отношения в газетах и социальных сетях как проблема конкуренции за аудитории Владимир Римский, Фонд ИНДЕМ Круглый стол медиаэкспертов «Коллективный.
Advertisements

Уголовное право. Понятия и категории уголовного права.
ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ - ПОЛУЧЕНИЯ ВЫГОДЫ НЕИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА Выполнила аспирант кафедры уголовного права Белорусского государственного университета.
Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
Санкт - Петербург 2014 Выполнил студент 1 курса Винская М. А. Группа 1440 Проверила : Гокинаева И. А. Федеральное государственное автономное образовательное.
Мицкевич Л.А. г. Красноярск, Россия
Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование.
АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ДЕЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ Департамент государственной службы и профилактики коррупции.
Систематизация норм осуществлена в соответствии с юридико-техническими канонами Укрупнение статей дает более полное представление о цели и результате правового.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
Коррупция и Антикоррупционная политика государства.
«Соблюдение ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе по недопущению поведения, которое.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Прогнозирование социально- экономических и социально- политических последствий правотворческих решений. Оценка регулирующего воздействия законопроектов.
Коробова Е.В. Основы теории права Право в системе социального регулирования.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
О привлечении к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления (Статья КоАП Незаконное.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Примороского края.
Транксрипт:

Коррупция и межличностное доверие в современной России Владимир Римский, Фонд ИНДЕМ Проектно-учебная лаборатория антикоррупционной политики Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики Заседание научного дискуссионного клуба Москва, 14 февраля 2011 года

Коррупция как социальное явление слабо изучена В настоящий период коррупция как социальное явление является слабо изученной. Существуют разнообразные интерпретации результатов и исследований коррупции, и применения мер противодействия ей. В российском социуме не сформировалось согласие по оценкам коррупции. Предлагаемое ниже понимание коррупции и её связей с межличностным доверием является кратким изложением одной из научных гипотез автора и не обязательно отражает позиции Фонда ИНДЕМ, как и других организаций и экспертов.

Понимание коррупции

Коррупция – сложное социальное явление Коррупция – это довольно сложное и неоднозначно понимаемое понятие. Оно описывает социальное явление, которое развивается во времени, имеет исторический характер и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. Поэтому крайне редко какие-то действия граждан или должностных лиц могут однозначно квалифицироваться как коррупционные. Чаще всего, в оценках таких действий могут быть как свидетельства наличия, так и свидетельства отсутствия коррупции в них.

Проявления коррупции Коррупция может проявляться в преступлениях, правонарушениях и этических отклонениях в поведении. Коррупция может проявляться в использовании должностным лицом своего статуса для получения незаконных преимуществ (что означает продажность этого должностного лица), либо в предоставлении таких преимуществ другому или другим должностным лицам (что означает их подкупаемость). Довольно часто коррупция проявляется в прямом воровстве финансовых средств или иных государственных или общественных ресурсов. Такое разнообразие проявлений коррупции в большинстве случаев имеет общие причины и закономерности взаимодействий в социуме, что и позволяет для их научного анализа использовать общее понятие коррупции.

Признаки коррупции Коррупцией следует считать осуществляемое любыми способами и при любых условиях извлечение выгоды из своего положения в системе государственной власти или из связанного с ним своего общественного статуса в корыстных целях. К коррупции следует относить любые действия, способствующие разложению государственной власти и системы государственного управления, способствующие разрушению процедур функционирования властных структур в общественных интересах при формировании и укреплении механизмов их функционирования исключительно в личных или корпоративных интересах, а также в интересах очень узких социальных групп и т.п. Российская коррупция возникает и поддерживается неформальными социальными связями, составляющими основу социума, обнаруживается на всех уровнях управления им, а также в системах, обеспечивающих его саморегулирование.

Возможность институциональной коррупции Возможна институциональная коррупция, когда действующие социальные институты и социальная среда определяют совершение индивидами коррупционных действий, во многом независимо от их приоритетов и желаний. В результате к совершению коррупционных действий приводит воздействие социальных институтов и определяемых ими социальных норм, а не корыстные или иные интересы отдельных индивидов. Такая коррупция самая массовая, потому что является обыденной, коррупционные действия выполняются по привычке, а сами социальные институты не всегда замечаются.

Адекватное понимание коррупции Наиболее адекватным российским условиям, по- видимому, является признание коррупционными любых действий, нарушающих нормальное, нормативное регулирование и развитие той или иной отрасли, сферы деятельности, региона и страны в целом посредством использования публичных возможностей для реализации личных или корпоративных интересов в ущерб общественным. Интересы не обязательно должны быть материальными, они могут быть и нематериальными, когда действия производятся в соответствии с какими-то идеями или по идеологическим мотивам, например.

Что признавать нормой Нормальным, нормативным регулированием и развитием той или иной сферы деятельности и страны в целом можно считать такое, которое к настоящему периоду зафиксировано в действующих международных документах и соглашениях, планах и программах развития нашей страны, её отдельных отраслей и регионов, в Конституции РФ и принятых на её основе законах и других нормативно-правовых актах.

Норма не является объективной Разнообразие проявлений коррупции и её широкое распространение в российском социуме привело к тому, что крайне редко те или иные действия граждан или должностных лиц могут однозначно квалифицироваться как коррупционные. Чаще всего, в оценках таких действий могут быть свидетельства, как наличия, так и отсутствия коррупции в них. При этом квалификация таких свидетельств во многом является субъективной: там, где одни российские граждане усматривают проявления коррупции, другие видят своеобразную норму поведения. Коррупционные проявления постоянно меняются, адаптируясь к мерам по их ограничению и возникновению новых условий совершения коррупционных действий. Такие постоянно происходящие изменения способствуют росту субъективности оценок того, какие действия относить к коррупционным, а какие – нет.

Определение коррупции Коррупцией следует считать осуществляемое любыми способами и при любых условиях извлечение выгоды в корыстных целях из своего социального статуса или положения в системе государственной власти, частного бизнеса, в некоммерческой или общественной сфере. Коррупцией в этом смысле следует признавать не только незаконные, но и неэтичные и аморальные действия, а также действия, признаваемые в нашем обществе несправедливыми. Безусловно, юридически наказуемыми могут являться только действия, нарушающие нормы закона, но коррупция ими не исчерпывается: возможность юридической квалификации коррупционных действий не должна быть их единственным признаком.

Коррупция как разложение государственной власти К коррупции, кроме того, следует относить любые действия, которые могут способствовать разложению государственной власти и системы государственного управления, разрушению процедур функционирования органов власти в общественных и государственных интересах при формировании и укреплении процедур их функционирования в личных или корпоративных интересах, а также в интересах очень узких социальных групп и т.п. Многие действия должностных лиц, оцениваемые как правило как коррупционные, производятся без нарушения законодательства, в рамках предоставленных этим должностным лицам полномочий, и не всегда можно юридически доказать личную выгоду для этих должностных лиц, связанную с совершением таких действий. Поэтому противодействие коррупции исключительно с помощью уголовных преследований должностных лиц малоэффективно для снижения общего уровня коррупции.

Коррупция как угроза государству и социуму В России коррупция уже давно стала своеобразной нормой в политике, экономике и общественной жизни. В частности, в современной России социальная значимость должностного лица во многом определяется тем, насколько его связи и знакомства позволяют безнаказанно совершать коррупционные действия. Для стиля жизни всех социальных групп в России характерны коррупция и нежелание следовать праву и закону. В нашей стране коррупция уже не угрожает политической, экономической и общественной системам, а является их составной частью. В этом смысле коррупция стала системным фактором развития страны, существенно снижающим эффективность управления и конкурентоспособность в мире.

Не борьба с коррупцией, а противодействие ей В сложившихся в современной России условиях борьба с коррупцией была бы войной на уничтожение социума, политической и государственной системы страны, полностью бы дезорганизовала деятельность частного бизнеса и сократила до минимума возможности граждан решать проблемы собственные и своих семей. Поэтому от борьбы с коррупцией следует отказаться, как от метода решений политических, государственных и общественных проблем. Правильнее ставить задачу противодействия коррупции с целью снижения её уровня до приемлемого. Но эту задачу необходимо решать активно и творчески, без усилий, сама собой она не решится никогда.

Межличностное доверие

Доверие в социологии Понятие доверия в современных социальных науках является многозначным в силу различий смыслов, которые исследователи ему приписывают. Для определённости далее предлагается понимать под доверием состояние сознания индивидов, характеризующееся верой в порядочность и доброжелательность индивидов, с которыми им приходится взаимодействовать, а также вера в то, что оба эти индивида в различных ситуациях будут действовать сходными способами, предсказуемо для партнёра по взаимодействию, с учётом его пожеланий и интересов, проявляя к нему определённую солидарность. Такая вера не предполагает рационального осмысления причин доверия или недоверия, которые одни индивиды испытывают к другим. Это рациональное осмысление возможно, например, в результате проведения интерпретаций социологических исследований доверия, но социальный феномен доверия не сводится ни к каким рациональным обоснованиям. Причина в том, что доверие включает и бессознательно, а потому некритически, усвоенные каждым индивидом в процессе его социализации, установки и стереотипы поведения в ситуациях социальных взаимодействий.

Институциональное доверие В современной социологии изучается и так называемое институциональное доверие, т.е. доверие индивидов к социальным институтам. Институциональное доверие проявляется в готовности индивидов следовать нормам и правилам социального поведения, определяемым этими институтами, а также обычаям и традициям своего социума. Межличностное и институциональное доверие сильно связаны между собой в сознании индивидов. Эти два вида доверия разделяются скорее не содержательно, а в исследовательских целях, потому что действие социальных институтов на индивида всегда осуществляется во взаимодействии с другими индивидами, а потому и отношение к социальным институтам у многих индивидов определяется особенностями их межличностного доверия.

Доверие и социальные общности В современных социумах межличностное доверие способствует формированию социальных общностей и социальных институтов. Причина в том, что межличностное доверие между индивидами сильнее проявляется при условии предсказуемости их действий в отношении друг друга. С другой стороны, состояние предсказуемости поведения индивидов в их взаимодействии укрепляет установки и стереотипы поведения, определяющие их взаимное доверие. На уровне сознания эта связь доверия и предсказуемости социальных действий рационализируется как взаимное понимание целей и мотивов партнёров по взаимодействиям, как согласованность их общих ценностей и норм деятельности. Поэтому высокий уровень межличностного доверия повышает вероятность осуществления формальных, в виде законов и инструкций, и неформальных, в виде неписанных норм поведения, согласований норм, правил и критериев оценки их соблюдения в тех или иных социальных группах. Эти нормы и правила становятся социальными институтами, способными при достаточно высоком уровне межличностного доверия, регулировать социальные взаимодействия в социуме.

Уровень межличностного доверия в современной России

Как оценивается межличностное доверие Оценки уровня межличностного доверия в современной России проводятся с помощью социологических исследований. В соответствии с международным стандартом, сложившемся в процессе взаимодействий социологов разных стран мира, для оценки межличностного доверия используются согласия или несогласия респондентов репрезентативных социологических опросов с утверждением, предлагающимся им в анкетах: «Большинству людей можно доверять». В некоторых случаях этот вопрос задают в более развёрнутой формулировке, примерно такой: «Считаете ли Вы, что большинству людей можно доверять или что, имея дело с людьми, надо всегда быть предельно осторожным?» В обоих случаях респондентам предлагают выбрать из 3 или 5 вариантов стандартных ответов, характеризующих степень их согласия или несогласия с утверждением из первого варианта вопроса или их выбор из альтернатив второго варианта вопроса.

Данные «Всемирного обзора ценностей» Для того, чтобы оценить уровень межличностного доверия в нашей стране, можно использовать сравнительные социологические исследования разных стран мира, в частности, результаты выполнения международного проекта, руководимого Р. Инглхартом, который называется «Всемирный обзор ценностей», или по-английски: World Values Survey – WVS. В этом проекте в период с 1980-х по 2000-е годы проводился мониторинг показателей межличностного доверия в нескольких десятках стран мира, включая и Россию. Последняя по времени волна исследования по проекту WVS проводилась в России в 2006 году. В соответствии с результатами этой волны уровень межличностного доверия в России составил 25%.

Уровни межличностного доверия по данным «Всемирного обзора ценностей» Страны гг гг гг гг. Швеция Дания56 Нет данных 64 Нет данных Нидерланды 50 Нет данных 5943 США Япония Германия Великобри- тания Италия33 Нет данных 3228 Франция21 Нет данных 2119

Уровни межличностного доверия по данным «Всемирного обзора ценностей» Страны гг гг гг гг. Китай Ю. Корея Россия Беларусь Нет данных Украина Нет данных Индия Египет Нет данных 3819 Польша Молдова Нет данных Аргентина

Результаты сравнения данных «Всемирного обзора ценностей» Уровень межличностного доверия в современной России по данным WVS (25%) оказался не самым низким и не самым высоким в мире. По данным WVS Россия находится по уровню этого показателя (25%) между Италией (28%) и Францией (19%) среди развитых стран, а среди развивающихся – рядом с Южной Кореей (28%), Индией (21%), Египтом (19%) и Аргентиной (17%). Необходимо учитывать только, что в странах с низким уровнем коррупции показатель межличностного доверия существенно выше российского: Швеция – 65%, Нидерланды – 43%, США – 39%, Япония – 37%, Германия – 34%, Великобритания – 30%.

В России доверяют только родственникам и близким знакомым В феврале 2009 года был проведён общероссийский опрос по репрезентативной выборке, ставший частью международного социологического проекта «Сравнительные исследования доверия в различных странах в период глобализации», осуществлявшегося под руководством социологов Японии. По данным этого опроса в России доверие близким родственникам находится на уровне 56-57%, друзьям и дальним родственникам – 41-48%. А на более дальних «кругах общения» происходит буквально падение доверия: коллегам по работе и соседям доверят 21-26% респондентов, а знакомым – только 9%. Российские респонденты чаще всего просили о помощи у своих матерей (45%), много реже у отцов (26%), у коллег по работе ещё почти в 1,5 раза реже (15%), а у начальников по работе – ещё в 2 раза реже (8%). Такой уровень фактического доверия к начальникам можно оценивать как одно из проявлений отчуждения российских граждан от управления, потому что к начальникам они обращаются за помощью только при крайней необходимости.

Низкий уровень межличностного доверия в современной России поддерживает коррупцию

Верят не полномочиям, а личностным качествам должностных лиц В современной России должностным лицам на основе имеющихся у них формальных полномочий доверяют намного меньше, чем коллегам по работе, и во много раз меньше, чем родственникам и близким знакомым. В результате российский социум является весьма сильно разделённым на узкие социальные группы, нередко называемые кланами или кликами, в которых межличностное доверие основано на родственных или дружеских связях. В современном российском социуме уровень доверия должностным лицам определяется не тем, какими полномочиями они обладают и по каким известным нормам они действуют, а их личностными качествами. Поэтому для получения предсказуемого результата от действий таких должностных лиц индивидам приходится выстраивать с ними личностные, партикулярные отношения. Такая социальная среда существенно способствует коррупции в самых различных взаимоотношениях и в решениях разнообразных проблем.

Коррупция эффективна для решений проблем В России при низком уровне межличностного доверия во взаимодействиях с должностными лицами индивидам невозможно надеяться на исполнение их полномочий в соответствии с формальными и публично декларируемыми нормами. Социальный опыт показывает индивидам, что наиболее вероятно осуществление действий должностных лиц в их собственных интересах, с минимальными затратами усилий, а не чтобы решить проблему того или иного индивида, к ним обратившегося. Нередко в таких условиях для получения решения своей проблемы от должностного лица индивид вынужден специальным образом мотивировать это должностное лицо, что и должно оцениваться как коррупционное действие, независимо от того, будет ли это мотивирование выражено в материальной или нематериальной форме.

Коррупция в гражданско- правовых отношениях

В странах Европейского союза В странах Европейского Союза введена не только уголовная ответственность за коррупцию, но и гражданско-правовая, т.е. не связанная с уголовными обвинениями, а предполагающая разбор в судах гражданских исков, в частности, о нарушениях прав и свобод, материальных и нематериальных интересов сторон. В частности, гражданские иски от понесших ущерб в результате коррупции, могут подаваться в суды в целях получения полного возмещения ущерба, что в современной России не реализовано. Но такое понимание коррупции должно постепенно вводиться и в России, поскольку наша страна подписала Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года.

Конвенция ЕС от 4 ноября 1999 года Во второй статье Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года приводится следующее понимание коррупции: «Для целей настоящей Конвенции "коррупция" означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового». Это понимание коррупции, наряду с её пониманием, как преступления, описание которого включено в Уголовный Кодекс РФ, для реального противодействия коррупции желательно использовать для квалификации действий должностных лиц и граждан.

Низкий уровень межличностного доверия не позволяет эффективно противодействовать коррупции в России

Бороться с коррупцией у других, но оставить её для себя Низкий уровень межличностного доверия в современной России, существенно снижает эффективность противодействия коррупции. Большинство должностных лиц, предпринимателей и граждан нашей страны коррупцию считают негативным социальным явлением, требуют от правоохранительных органов и других органов власти усиления борьбы с коррупцией, ужесточения наказаний за совершение коррупционных действий и т.п. Но такое отношение к коррупционным действиям распространяется в нашей стране только на других индивидов, но не на самих себя. Подавляющее большинство наших должностных лиц, предпринимателей и граждан понимают, что их личный отказ от совершения коррупционных действий для решений своих проблем, проблем своих семей или корпораций, немедленно будет приводить к проигрышу в конкуренции за необходимые им ресурсы. Подавляющее большинство должностных лиц, предпринимателей и граждан не готовы отказаться от участия в коррупции и формируют в сознании их оправдания. Нередко они не понимают, что совершали коррупционные действия, потому что такие действия очень распространены и стали привычными.

Невозможно без взяток в детских садах В системе дошкольного образования российские граждане постоянно вынуждены давать взятки и осуществлять неформальные платежи. Одна из причин такого положения в низком уровне доверия незнакомым индивидам. Родители хорошо понимают: их отказы от взяток и неформальных платежей, например, на проведение ремонтов, требуемых воспитателями и руководителями детских садов, приведут к плохому отношению к их детям. Родители не могут договориться между собой не давать взяток и неформальных платежей, потому что они не доверяют и друг другу. Отказ кого-то из родителей такие доверительные отношения с воспитателями и руководителями детских садов выстраивать, неизбежно будет приводить его к социальному отчуждению от других родителей. В результате никакие призывы не давать взяток в детских садах не приводят к тому, что взяток и неформальных платежей в детских садах становится меньше. Родителей не всегда даже приходится принуждать к взяткам.

Ассоциации частного бизнеса не содействуют снижению коррупции Большинство представителей частного бизнеса хотели бы вести свои взаимодействия с органами власти без коррупции, но их частный интерес всегда этому препятствует, потому что при возможном отказе от коррупции возникает высокий риск поражения в конкуренции. Одна из важнейших причин такого положения в глубоком недоверии владельцев и менеджеров частного бизнеса представителям других частных бизнесов и органов власти. Ассоциации частного бизнеса могли бы представлять во власти не частные интересы отдельных бизнесов, а общие интересы бизнес- сообщества или его крупных групп. Но в современной России ассоциации частных бизнесов неспособны выработать доверие между своими членами об общих нормах ведения деятельности. Поэтому в России ассоциации частного бизнеса не могут представить в органах власти общие интересы и не содействуют снижению уровня коррупции в стране и отраслях экономики.

Невозможно без взяток в арбитражных судах Современный российский крупный и средний частный бизнес весьма активно решает свои хозяйственные споры в арбитражных судах. Предпринимателям и менеджерам частных бизнесов очень нравится то, что в таких судах разбирательства происходят по документам, суды, как правило, внимательно рассматривают кодифицированные юридические формулировки из этих документов, очень редко верят неподтверждённым документами свидетельствам. Но при таком отношении предпринимателей и менеджеров частных бизнесов к арбитражным судам в них выявлен самый высокий уровень коррупции среди судов всех других юрисдикций. Причиной является глубокое недоверие сторон арбитражных судебных разбирательств друг к другу, которые считают себя процессуальными противниками, не имеющими общих интересов. Отказ в даче взятки судье неизбежно приведёт к проигрышу судебного разбирательства, а из-за низкого уровня доверия друг другу невозможно договориться о полном отказе от взяток.

Основные выводы Низкий уровень социального доверия в современной России наряду с низким уровнем социальной солидарности, низким уровнем доверия социальным институтам, очень ограниченным горизонтом предвидимого будущего, высоким уровнем социальной дифференциации и другими особенностями российской социальности, существенно способствует распространённости коррупции в нашем социуме. Российские граждане мало доверяют представителям безличных социальных институтов: органам власти, частному бизнесу, некоммерческим и общественным организациям и другим. Для решений своих проблем они выстраивают личностные отношения с конкретными должностными лицами, что почти всегда приводит к необходимости в материальной или нематериальной форме мотивировать этих должностных лиц. Российские граждане в подавляющем большинстве выбирают стратегии не изменения формальных правил своих взаимодействий и среды своей жизнедеятельности через легальное влияние на соответствующих должностных лиц, а коррупционную адаптацию к их решениям и процедурам их исполнения.

Благодарю за внимание! Владимир Львович Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ Тел./факс: (495) , , Тел.: (495) , и http: