Лекция 6. Предварительный контроль слияний: решения и предписания Факультет социологии, 2012/13 учебный год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Антимонопольный контроль. Понятие, основания, объекты антимонопольного контроля. Критерии антимонопольного контроля.
Advertisements

Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
ЛЕКЦИЯ 9. ИЗДЕРЖКИ ВХОДА, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СТРУКТУРА РЫНКА Цель – объяснить структуру рынка (количество продавцов) и факторы, воздействующие.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Развитие конкуренции Сергей Васильев, Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Совершенствование законопроекта «О защите конкуренции»: поправки Правительства РФ ко второму чтению Москва, 2006 г.
1 Экономическая теория антимонопольной политики. продолжение 1 продолжение.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва,2009 г. Второй антимонопольный пакет законов.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Тема 6. Налоговые последствия применения различных договорных условий. Защита позиции налогоплательщика Лекция 15. Налоговые последствия применения различных.
1.Условия соглашения о государственно- частном партнерстве 2.Заключение, изменение, прекращение соглашения о государственно-частном партнерстве.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЕ ХОДАТАЙСТВ ООО «ВБМ-групп» о приобретении 100% акций ОАО «Волгабурмаш» и 100%
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Гуринович Е.В., заместитель руководителя.
Особенности оценки пакетов акций для целей приватизации Москва 2014.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Защита конкуренции на рынке страховых услуг Федеральная антимонопольная служба Москва, 2009.
Транксрипт:

Лекция 6. Предварительный контроль слияний: решения и предписания Факультет социологии, 2012/13 учебный год

1.Слияния в теории отраслевых рынков: неоднозначная связь с конкуренцией 2.Методика анализа слияний: основные компоненты (на примере США/ЕС) Объекты предварительного контроля Последовательность анализа: от Методики 1992 к Методике Анализ слияний в российской антимонопольной политике Пороговые значения Изменение объекта контроля (юридическое лицо vs. группа лиц) Предписания: поведенческие и структурные Факультет социологии, 2012/13 учебный год Вопросы темы

Слияния – важный инструмент перераспределения ресурсов и совершенствования корпоративного управления Влияние на конкуренцию? Альтернативные точки зрения (подходы в рамках IO): Концентрация означает повышение монопольной власти Концентрация является результатом усиления конкуренции Какая точка зрения более адекватна? Cлияния и конкуренция Факультет социологии, 2012/13 учебный год

Чем выше концентрация, тем ниже конкуренция Факультет социологии, 2012/13 учебный год

Даже при снижении конкуренции слияния могут повышать благосостояние (О.Уильямсон) Факультет социологии, 2012/13 учебный год

Sutton J. Sunk cost and market structure (1991). Отличие от традиционных теорий рыночной структуры: концентрация зависит не только от технологических характеристик (в т.ч. минимально эффективного размера) и от емкости рынка, но и от ожидаемой интенсивности конкуренции. Чем выше конкуренция, тем меньше компаний примет решение о входе (при конкуренции по Бертрану - только одна компания). Зависимость концентрации от этих факторов различна для рынков с экзогенными и эндогенными необратимыми издержками. Концентрация и конкуренция: концентрация эндогенна Факультет социологии, 2012/13 учебный год

Вход продавцов: при конкуренции ex-post по Бертрану (слева) и Курно (справа), спрос P=1-Q, МС=0, издержки входа = F. Пусть решения последовательны (хотя что изменят одновременные?) Факультет социологии, 2012/13 учебный год Второй ВходитьНе входить ПервыйВходить (-F; - F)(1/4 – F; 0) Нев ходить (0; ¼ - F)(0; 0) Второй ВходитьНе входить ПервыйВходить (1/9 – F; 1/9 – F) (1/4 – F; 0) Нев ходить (0; ¼ - F)(0; 0)

С одной стороны, слияния могут увеличить рыночную власть (хотя это далеко не обязательно так, зависит от структуры рынка) С другой стороны, результатом слияний может быть повышение благосостояния (снижение издержек) Даже если повысится монопольная власть и превышение цены над предельными издержками, суммарное изменение благосостояния может быть положительно, если слияние будет сопровождаться снижением издержек (Уильямсон) Цель предварительного контроля слияний – определить возможные источники потерь +сопоставить отрицательные и положительные эффекты Сама цель предполагает, что объектом анализа должны быть только достаточно крупные слияния Проблема предварительного анализа слияний Факультет социологии, 2012/13 учебный год

Выбор объекта контроля слияний (кто должен/ не должен подавать заявления в антимонопольный орган) Какие компании (насколько крупные) Какие сделки (слияния могут осуществляться в разных формах) Выбор методики анализа слияний Методика должна отражать возможные источники потерь от слияния Последовательность анализа дает возможность экономии издержек Выбор процедуры анализа слияний: Сколько времени рассматривать Возможность привлечения информации от третьих лиц Результаты слияний (разрешить/ не разрешить/ разрешить при выполнении дополнительных условий) Порядок контроля слияний: проблемы методики Факультет социологии, 2012/13 учебный год

А покупает контроль пакет акций В (или наоборот) Компания С приобретает контрольный пакет акций А и В Компании А и В организуют обмен крупными пакетами с последующим переходом на одну акцию Компании А и В создают совместное предприятие с передачей ключевых активов Компания А приобретает активы компании В (или наоборот) Собственники А и В назначают одну и ту же управляющую компанию для выполнения функций исполнительного органа … Вариативность сделки экономической концентрации между А и В Факультет социологии, 2012/13 учебный год

США: при поглощении сумма годовой выручки или дохода, либо общая сумма баланса одной из сторон превышает 100 млн.долл, а другой – 10 млн.долл стоимость приобретаемого имущества превышает 15 млн.долл. Европейский Союз: годовой оборот участников сделки превосходит 5 млрд. евро и оборот по крайней мере двух участников сделки внутри ЕС превосходит 250 млн. евро (за исключением случаев, когда более двух третей оборота одного из участников сделки осуществляется внутри одной из стран, входящих в ЕС). годовой оборот участников которых превышает 2,5 млрд.евро, причем годовой оборот по крайней мере двух из участников сделки превышает 100 млн.евро. В не менее чем трех странах ЕС годовой оборот всех участников сделки не должен быть меньше 100 млн.евро, причем по крайней мере двух из них – не менее 25 млн.евро. Предварительный контроль слияний в США и ЕС: объект Факультет социологии, 2012/13 учебный год

Развитие метода предварительного контроля: от 1992 к 2010 Horizontal Merger Guidelines 1992 Границы рынка Концентрация и воздействие сделки Односторонние эффекты Эффекты координации Вход Эффективность Фирмы-банкроты 2010 Границы рынка Концентрация HHI = Si2 Не требует дополнительного анализа, если Post HHI < Post HHI

В фазе I (до 90 дней) определяется, может ли сделка нанести ущерб конкуренции В этот же период участникам слияния предоставляется возможность самостоятельно предложить средства коррекции В фазе II антимонопольным органом вырабатывается предписание Фаза II – сделок в год при всего. Процедура контроля слияний в Европейском Союзе: II фазы Факультет социологии, 2012/13 учебный год

Структурные предписания (напр., продажа части бизнеса) Квази-структурные предписания (напр., обязательное лицензирование) Поведенческие предписания Сравнительные преимущества: С одной стороны, структурные предписания не требуют последующего контроля С другой стороны, при разработке структурных предписаний существует риск недоучета трансакционных издержек (Joscow, 2002) Основная часть предписаний в ЕС – структурные Предписания, выданные для предотвращения отрицательных эффектов слияния Факультет социологии, 2012/13 учебный год

Результативность предписаний, выданных участникам слияний (Merger Remedies Study//DG COMP, European Commission 2005) Факультет социологии, 2012/13 учебный год

Закон «О защите конкуренции» суммарная балансовая стоимость активов участников сделки превышает 3 млрд.руб., или годовой оборот превышает 6 млрд.руб., при этом балансовая стоимость активов присоединяемой компании не менее 150 млн. руб., либо один из участников сделки внесен в реестр компаний, имеющих на рынке более 35% (*презумпция доминирования) Закон 2006: граница контролируемых слияний Факультет социологии, 2012/13 учебный год

Для сделок с долями (акциями) дополнительно повышены границы Если суммарная балансовая стоимость активов (приобретателя и приобретаемого) выше 7 млрд. руб. Или суммарная годовая выручка выше 10 млрд.руб. И при этом балансовая стоимость активов объекта приобретения выше 250 млн.руб. Изменения 2009 г.: дополнительное повышение границы предварительного контроля Факультет социологии, 2012/13 учебный год

Только при значительном перераспределении контроля (25% + 1 акция, 50% + 1 акция, 75% + 1 акция) Вывод из-под режима предварительного контроля перераспределения акций внутри группы лиц, при условии раскрытия информации о структуре группы лиц (не требуется подробная нотификация форм контроля, достаточно подтвердить, что компании принадлежат к одной группе лиц). Возможностью вывода из-под режима контроля воспользовались более 500 групп Закон 2006: слияние и контроль Факультет социологии, 2012/13 учебный год

В соответствии с той же методикой, что и определение доминирующего положения Только вместо ретроспективного анализа проводится перспективный Подход не отличается от принятых в США и ЕС Важное значение приобретают факторы, влияющие на факторы формирования структуры рынка в ближайшем будущем (новые субституты, изменение барьеров входа) Особенность – разработка предписаний. Сможет ли компания перехватить инициативу? Факультет социологии, 2012/13 учебный год Предварительный анализ слияний

В России поведенческие предписания преобладают над структурными Структурных крайне мало Поведенческие предписания – максимальный темп повышения цены (в течение месяца, квартала или года) Поведенческие требования – обеспечение недискриминационных условий Поведенческие требования – «не допускать компенсации необоснованных затрат» Факультет социологии, 2012/13 учебный год Выработка предписаний

1. Не осуществлять в отношении контрагента действий, ограничивающих права последнего и (или) создающих ему дискриминационные условия в предоставлении товара иным хозяйствующим субъектам… …. 3. Не устанавливать контрагенту обязанности предоставлять хозяйствующему субъекту, входящему в группу лиц X5 Retail Group N.V., товар на наилучших условиях (цене товара, отсрочке платежа и иных). 4. Не допускать создания дискриминационных условий в отношении контрагентов. 5. Не допускать экономически или технологически необоснованного отказа либо уклонения от заключения договора с отдельными контрагентами. 6. Не взимать платы с контрагента, предоставляющего сельскохозяйственную продукцию X5 Retail Group N.V приобретает ООО «Русель» (2008) Факультет социологии, 2012/13 учебный год

7. Не навязывать контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные …) 8. Не включать в договоры (соглашения) любые условия, устанавливающие обязанность контрагента внести плату (вознаграждение, компенсацию, премию, бонус и прочее) и/или обеспечить предоставление иного встречного обязательства (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящего предписания): - за возможность заключения договора и/или изменения его условий, либо с целью компенсации расходов, связанных с реализацией товаров розничным покупателям в хозяйствующих субъектах, входящих в группу лиц X5 Retail Group N.V.; - за представленность и/или доступность определенного товара для розничных покупателей в хозяйствующих субъектах, входящих в группу лиц X5 Retail Group N.V.; - с целью компенсации расходов, связанных с содержанием и/или перемещением собственности контрагента; - с целью компенсации расходов связанных с рекламой товара в случаях, когда такая реклама является обязательным условием совершения сделки между сторонами. 9. Дать обязательные для исполнения указания хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц X5 Retail Group N.V. и осуществить все иные возможные действия, направленные на обеспечение исполнения пунктов 1-8 настоящего предписания хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц X5 Retail Group N.V. на период действия предписания. Х5 и ООО «Русель» (2008) Факультет социологии, 2012/13 учебный год

10. В течение трех месяцев с момента совершения указанной сделки разработать и представить в федеральный антимонопольный орган единые правила, в соответствии с которыми X5 Retail Group N.V. и хозяйствующие субъекты, входящие в ее группу лиц, осуществляют: - отбор контрагентов для последующего заключения договора, - контроль за исполнением договоров, - досрочное расторжение договоров, - расчеты при исполнении договоров. 11. В течение трех месяцев с момента совершения указанной сделки разработать и представить с соответствующим документальным обоснованием в федеральный антимонопольный орган исчерпывающий перечень и стоимость услуг, оказываемых X5 Retail Group N.V. и (или) хозяйствующими субъектами, входящими в ее группу лиц, предоставляемых на возмездной основе и являющихся одинаковыми для всех контрагентов, поставляющих аналогичный товар. 12. В течение месяца с момента представления в федеральный антимонопольный орган и при отсутствии замечаний с его стороны разместить правила и перечень, указанные в пунктах 10 и 11 настоящего предписания, на официальном сайте X5 Retail Group N.V. в сети "Интернет". В случае наличия замечаний федерального антимонопольного органа принять меры по доработке данных правил и перечня в указанный федеральным антимонопольным органом срок и разместить их на официальном сайте X5 Retail Group N.V. в сети "Интернет". … Х5 и ООО «Русель» (2008) Факультет социологии, 2012/13 учебный год

Предписания о ценах («не повышать темпами, выше чем…»; «не снижать закупочные цены более чем…») На кого возлагается риск изменения издержек? «Эффект храповика» Возможный эффект координации(!) Предписания о «недопущении снижения объема производства, при наличии платежеспособного спроса На кого возлагаются риски? Возможное манипулирование со стороны покупателей Факультет социологии, 2012/13 учебный год Всегда ли поведенческие предписания безобидны?

Антимонопольные органы при анализе последствий сделок исходят из SCP + высокая роль барьеров входа Хотя экономическая теория слияний и изменения структуры рынка гораздо более разнообразна Помимо разрешения/ запрета, результаты предварительного контроля зависят от процедуры и содержания выставленных предписаний Принципы контроля слияний в России не имеют существенной специфики Методы анализа используют не все возможности Особенность России – содержание предписаний Подводя итоги: Факультет социологии, 2012/13 учебный год