1 Лекция 3 авновесие товарного рынка в частной закрытой экономике (модель «Кейнсианского креста» Лекция 3. Равновесие товарного рынка в частной закрытой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов.
Advertisements

ТЕМА 3 КРАТКОСРОЧНОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.
Рынок товаров и рынок денег: модель IS-LM. Вспоминаем что такое совокупный спрос АD –Предельная склонность к потреблению (MPC). –Предельная склонность.
ТЕМА 5. Макромодель рынка благ 5.1. Совокупный спрос и его структура 5.2. Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели. Линия IS Мультипликативные.
T MPC G I C a MPC-1 1 Y Общий вид выражения для равновесного выпуска, полученного при решении уравнений простой кейнсианской модели, показывает,
Основные характеристики системы: 3. Структура. Модель AD-AS (совокупный спрос – совокупное предложение) Если достигнут потенциальный ВВП, рост спроса приведет.
Краткосрочное макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов.
Спрос домашних хозяйств: кейнсианская функция потребления Потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины текущего дохода. В экономике без.
Эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политик в зависимости от параметров модели IS - LM Эффективность любой политики оценивается по степени.
Макроэкономическое равновесие (модель AD-AS) Выполнила студентка ИМиЕН Агапова Надежда группы ББ-21.
Примеры решения задач и заданий. Укажите, какие из событий сдвигают: а) кривую совокупного спроса вправо; б) кривую совокупного спроса влево; в) кривую.
Лекция 3 Факторы, Определяющие Выпуск. Кейнсианс кий Крест Кривая IS Модель IS-LM Теория Предпочте -ния Лик- видности Кривая LM Кривая AD Кривая AS Модель.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Высшая школа экономики и менеджмента Кафедра общей экономической теории.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Начиная рассматривать данную тему, мы отметили, что модель IS – LM выявляет факторы, определяющие функцию совокупного спроса. Поэтому рассматривается как.
М А К Р О Э К О Н О М И К А Равновесие на товарном рынке.
Макроэкономическое равновесие Модель совокупного спроса и совокупного предложения.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: классический и кейнсианский подход.
Транксрипт:

1 Лекция 3 авновесие товарного рынка в частной закрытой экономике (модель «Кейнсианского креста» Лекция 3. Равновесие товарного рынка в частной закрытой экономике (модель «Кейнсианского креста») Компоненты совокупного спроса Функция потребления Кейнса Функция инвестиций Кейнса «Кейнсианский крест» Мультипликатор «Парадокс сбережений» Разрывы расходов и разрывы выпуска

2 Долгосрочное равновесие Краткосрочное равновесие LRAS LRAS SRAS SRAS Y P Y P AD AD AD YY* Равновесие товарного рынка в долгосрочном и в краткосрочном периоде Равновесие товарного рынка определяется соотношением совокупного спроса на товары и услуги (AD) и совокупного предложения товаров и услуг (AS) (точка Е). Е Е

3 Определение уровня выпуска в долгосрочном и в краткосрочном периоде в долгосрочном периоде производст- венной функциейвсегда находится на потенциальном уровне Y* = AF (L, K, H, N) количеством экономических ресурсов (труда L, физического капитала K, человеческого капи- тала H, природных ресурсов N и технологией A), т.е. производст- венной функцией и всегда находится на потенциальном уровне (уровне полной занятости): Y* = AF (L, K, H, N) в краткосрочном периоде совокупным спросом отклоняться от своего потенциального уровня желанием потребителей (домохозяйств, фирм, прави- тельства и иностранцев) покупать товары и услуги, произведенные фирмами, т.е. совокупным спросом и мо- жет отклоняться от своего потенциального уровня. Как определить равновесный выпуск (Y) в краткосрочном периоде? прoанализировать компоненты совокупного спроса Ответ: прoанализировать компоненты совокупного спроса. Поэтому проблема состоит в следующем: Уровень выпуска определяется

4 Компоненты совокупного спроса Совокупный спрос AD = желаемые планируемые расходы Совокупный спрос (AD) представляет собой сумму спросов (= желаемые или планируемые расходы) всех макроэкономических агентов на товары и услуги: Cпотребительский спрос домохозяйств (C); Iинвестиционный спрос фирм (I); Gспрос со стороны правительства (G); NXспрос иностранного сектора (NX). AD = C + I + G + NX Планируемыепотребительскиерасходыдомохозяйств Планируемыеинвестиционные расходы фирм Планируемыегосударственныезакупки Планируе- мый чистый экспорт

5 Производство, Доход, и Спрос на товары Доход Спрос производством доходомспросом Ежегодные изменения экономической деятельности могут быть представлены как взаимодействие между производством, доходом и спросом. Изменения в спросе на товары и услуги ведет к изменению объема производства. Изменения объема производства ведет к изменению доходов. Изменение доходов ведет к изменению спроса на товары. Производство

6 Первым экономистом, который попытался проанализировать поведение экономики в краткосрочном периоде и показать, как может быть определен фактический (краткосрочный) равновесный объем выпуска, был Общая теория занятости, процента и денег Великой Депрессии Кейнсианским подходом совокупного спроса В своей книге Общая теория занятости, процента и денег (1936) он проанализировал причины и результаты Великой Депрессии ( ) и сделал попытку разработать рецепты, как не допустить подобных экономических катастроф в будущем и в первую очередь, как бороться с высокой безработицей. Он создал теорию, которая была названа Кейнсианским подходом в макроэкономике (или подходом со стороны совокупного спроса). Джон Мейнард Кейнс

7 Предпосылки теории Кейнса выпуск находится ниже своего потенциального уровня (Y < Y*); P = constуровень цен постоянный (P = const), т.е. изменения в совокупном спросе не оказывают влияния на уровень цен; AS горизонтальнасовокупное предложение совершенно эластично (кривая AS горизонтальна), т.е. фирмы могут произвести столько товаров, сколько они знают покупатели захотят купить (в условиях высокой безработицы у фирм нет проблем нанять дополнительных рабочих и увеличить выпуск); W = constзаработная плата жесткая («липкая» по терминологии Кейнса; если безработица высока, рабочие не могут требовать повышения заработной платы (W = const), поэтому цены ресурсов не меняются; = constставка процента постоянна (i = const); национальный выпуск = национальному доходунациональный выпуск = национальному доходу (это означает, что амортизация и косвенные налоги не учитываются); налогипрямыедомохозяйстваналоги только прямые и платят их только домохозяйства.

8 Совокупный спрос и Совокупное предложение в модели Кейнса AD 1 Y1Y1 AD 2 P Y Y2Y2 AS Рост совокупный спрос (AD) ведет только к росту выпуска (от Y 1 до Y 2 ), в то время как уровень цен не меняется ( ). В закрытой экономике совокупный спрос AD = C + I + G A B

9 Детерминанты потребления национальный доходнациональный доход (Y) – доход, заработанный домохозяйствами; подоходные налогиподоходные налоги (Tx); трансфертытрансферты (Tr); ожидания потребителейожидания потребителей: - ожидания изменения цен – P e ; - ожидания изменения дохода – Y e ; - ожидания потери работы (безработицы) – U e ; - ожидания изменения количества товаров (избыток или нехватка) – Q e ; задолженность потребителейзадолженность потребителей (D); ставка процентаставка процента (i); условия получения кредитаусловия получения кредита ( ) – доступность кредита или так называемые «ограничения по заимствованию» богатствобогатство ( ); уровень ценуровень цен (P ). Функция потребления имеет вид: располагаемый доход располагаемый доход (Yd)

10 Функция потребления Кейнса В краткосрочном периоде главным детерминантом (фактором) уровня потребления является располагаемый доход – Yd, т.е. доход после уплаты налогов и получения трансфертов Yd = Y – T = Y – Тx + Tr однако, другие (не связанные с доходом) переменные, хотя и менее важные, тем не менее воздействуют на потребительские расходы в краткосрочном периоде. индуцированным потреблением автономным потреблением Часть потребительских расходов, которые зависят от располагаемого дохода, называется индуцированным потреблением, а другая часть, зависящая от всех остальных факторов, называется автономным потреблением ( ) Поэтому функция потребления имеет вид: Автономное потребление ИндуцированноепотреблениеИндуцированноепотребление

11 Автономное потребление Предельная склонность к потреблению Поведенческий коэффициент mpc Поведенческий коэффициент (параметр), показывающий зависимость потребления от располагаемого дохода, Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению ( mpc ). Предельная склонность к потреблению Предельная склонность к потреблению показывает изменение потребления в результате изменения располагаемого дохода: 0 < mpc < 1 Идея Кейнса о том, что при росте дохода потребление увеличивается, но в меньшей степени, чем растет доход получила название «основного психологического закона». Индуцированное потребление C Yd

12 А Движение вдоль линии потребления C C1C1 C2C2 Yd 1 Yd 2 В располагаемого дохода движению вдоль вверх вниз Изменение располагаемого дохода Yd ведет к изменению уровня потребления C и соответствует движению вдоль линии потребления: вверх при увеличении располагаемого дохода (например, из точки A в точку B) и вниз при уменьшении располагаемого дохода. Yd

13 Наклон функции потребления наклонmpc более крутая Предельная склонность к потреблению определяет наклон функции потребления. Чем больше mpc, тем линия потребления более крутая. C Yd C Y C mpc 1 mpc 2

14 Сдвиги функции потребления автономного потребления сдвигу уверенность потребителей в будущем Изменения любого фактора автономного потребления приводит к параллельному сдвигу линии потребления вверх (если оно увеличивается) и вниз (если оно сокращается). Главным фактором автономного потребления Кейнс считал уверенность потребителей в будущем (consumer confidence), т.е. их настроение (ожидания) в отношении будущего. Yd mpc C

15 Функция сбережений Кейнса Домохозяйства тратят на потребление только часть располагаемого дохода, остальную часть они сберегают: Yd = C + S Поэтому сбережения в модели Кейнса также зависят от располагаемого дохода. Поведенческий коэффициент mps Поведенческий коэффициент (параметр), который показывает зависимость сбережений от располагаемого дохода, Кейнс назвал предельной склонностью к сбережению ( mps ). Предельная склонность к сбережению Предельная склонность к сбережению показывает изменение сбережений в результате изменения располагаемого дохода: 0 < mps < 1 Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1.

16 Функция сбереженийФункция сбереженийФункция сбереженийФункция сбережений Функция сбережений может быть выведена следующим образом: S < 0 S > 0 S Yd mps 0 S = 0 так как (1 – mpc) = mps, получим Расходование сбережений Сбережения

17 Движение вдоль линии сбережений Yd 0 S S2S2 S1S1 Yd 2 Yd 1 A В располагаемого дохода движению вдоль вверх вниз Изменение располагаемого дохода Yd ведет к изменению уровня сбережений S и соответствует движению вдоль линии сбережений: вверх при увеличении располагаемого дохода, (например, из точки A в точку B) и вниз при уменьшении располагаемого дохода.

18 Сдвиги автономного потребления увеличение автономных сбережений ( ) вверх Сдвиги линии сбережений обусловлены изменением автономного потребления. Если автономное потребление умень- шается (что означает увеличение автономных сбережений ( ), линия сбережений сдвигается вверх и наоборот. Наклон и сдвиги функции сбережений Наклон предельной склонности к сбережениюбольше mps более крутая ( ) Наклон функции сбережений определяется величиной предельной склонности к сбережению. Чем больше mps, тем линия сбережений более крутая ( ) Yd 0 S mps 1 mps 2 Yd S

19 Потребление сбережения Потребление и сбережения Сбережения Расходование сбережений S > 0 S < 0 C = Yd 45 0 mps C, S Yd 0mpc C, S Yd A C В точке A: C = Yd S = 0

20 Средняя склонность к сбережениям это отношение сбережений к доходу (доля сбережений в доходе): Средняя склонность к потреблению и средняя склонность к сбережениям Средняя склонность к потреблению – это отношение потребления к доходу (доля потребления в доходе): Сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережениям равна 1.

21 Средняя склонность к потреблению и средняя склонность к сбережениям Из теории потребления Кейнса следовало, что рост дохода ведет к снижению средней склонности к потреблению и росту средней склонности к сбережениям. так как mpc = const, то когда Yd растет, падает, поэтому apc снижается, в то время как aps увеличивается. Вывод: чем богаче становится человек, т.е. чем выше его доход, тем меньше доля дохода, которую он тратит на потребление и тем больше доля дохода, которую он сберегает.

22 Поскольку mpc в потребительской функции Кейнса – величина постоянная, а аpс по мере роста дохода падает, то соотношение mpc и apc в функции потребления Кейнса графически можно представить как: Средняя склонность к потреблению и предельная склонность к потреблению Средняя склонность к потреблению и предельная склонность к потреблению apc 2 Yd 2 Yd 1 C Yd mpc apc 1 mpc, apc mpc Yd аpc > Yd 2 > Yd 1 < apc 2 < apc 1 Yd 1 Yd 2 apc 2 apc 1

23 Средняя склонность к сбережению и предельная склонность к сбережению aps 2 Yd 2 Yd 1 S Yd mps aps 1 mps, apsmps YdYd 1 Yd 2 aps 1 aps aps 2 Соотношение mps и aps в функции сбережений Кейнса графически можно представить как: > Yd 2 > Yd 1 > aps 2 > aps 1

24 «Загадка» потребления Идея о падении apc при росте дохода означает, что по мере роста экономики и увеличения совокупного дохода, потребительские расходы (самая большая часть совокупного спроса) падают, вызывая спад в экономике. Поэтому, используя функцию потребления Кейнса, экономисты предсказали бесконечную стагнацию (бесконечную депрессию) экономики США с начала 1940-х годов. Прогноз не оправдался, что, как казалось, опровергало «основной психологический закон» и идею Кейнса о поведении apc. В то же время Саймон Кузнец (Нобелевская премия, 1971 г.) при анализе статистических данных по потреблению в США за более чем 70 лет (с 1869 по 1940 гг.) обнаружил, что доля потребления в доходе с течением времени практически не меняется (арс = const), несмотря на большое увеличение дохода. «загадки потребления» «загадки Кузнеца» Эти два обстоятельства породили загадку, которая получила название «загадки потребления» или «загадки Кузнеца»: Почему анализ потребления в краткосрочном периоде подтверждал гипотезу Кейнса, но эта гипотеза опровергалась анализом поведения потребления в долгосрочном периоде?

25 Решением загадки является выделение двух функций потребления: краткосрочной функции потреблениякраткосрочной функции потребления (зависимость потребления от располагаемого дохода непропорциональная): долгосрочной функции потребления долгосрочной функции потребления (зависимость потребления от располага- емого дохода пропорциональная): «Загадка» потребления: ключ к разгадке C Yd mpc apc C LR C SR 0 Объяснению «загадки Кузнеца» были посвящены дальнейшие исследования функции потребления.

Вторым компонентом совокупного спроса является инвестиционный спрос фирм. Инвестиции – это наиболее изменчивая часть совокупных расходов. Детерминанты инвестиций: ставка процентаставка процента (i), так как фирмы, как правило, используют заемные средства для покупки инвестиционных товаров; ожиданияожидания (E), т.е. уверенность фирм в будущем (business confidence); доходдоход (Y), часть которого фирмы могут использовать на инвестиционные расходы (реинвестирование); налогиналоги (Tx); субсидиисубсидии (Tr); начальный запас капиталаначальный запас капитала (K 0 ); технологиятехнология ( ); цена единицы капиталацена единицы капитала (P). Функция инвестиций может быть представлена как: 26 Инвестиционный спрос

27 Функция инвестиций Кейнса: теория предельной эффективности капитала чистые инвестиции автономными В своей модели равновесия товарного рынка, Кейнс рассматривал только чистые инвестиции, полагая, что они не зависят от уровня дохода и поэтому являются автономными. уверенность бизнеса в будущем Главным фактором инвестиционных решений Кейнс считал уверенность бизнеса в будущем (business confidence – настроение инвесторов: пессимизм или оптимизм), которую он называл «animal spirit», т.е. психологический фактор – оценку инвестором будущей внутренней нормы отдачи от инвестиций IRR – internal rate of return. субъективной оценке финансировать проектынеотрицательнуюIRR Если инвестор рассматривает ряд проектов, затраты на финансирование которых одинаковы, но каждый из которых имеет, по его собственной субъективной оценке, разную внутреннюю норму отдачи, то он будет финансировать только те проекты, которые дают неотрицательную IRR. доходность предельногопроектаинвестор считаетэффективным При этом доходность будет оцениваться по норме отдачи от последнего (предельного) проекта, который инвестор считает безубыточным (эффективным).

28 Теория предельной эффективности капитала Предположим, что транспортная фирма рассматривает вопрос, сколько самолетов ей выгодно купить, если стоимость покупки каждого самолета равна 40 млн.долл., но прибыль разная. Номер самолетаПрибыльВнутренняя норма отдачи Первый8 млн.долл.[8/40] × 100% = 20% Второй6 млн.долл.[6/40] × 100% = 15% Третий4 млн.долл.[4/40] × 100% = 10% Четвертый2 млн.долл.[2/40] × 100% = 5% Если рыночная ставка процента i = 15% фирма купит только 2 самолета (N = 2), если 10% - три самолета (N = 3) и т.п. Причем эффективность каждого проекта оценивается по эффективности предельного проекта, т.е. того, внутренняя норма отдачи от которого равна ставке процента IRR = i.

29 Ставка процента и внутренняя норма отдачи Для определения внутренней нормы отдачи от проекта используется дисконтирование. Например, если инвестор предполагает, что ежегодно проект будет приносить Х рублей и рыночная ставка процента (норма дисконтирования) равна i, то приведенная к настоящему времени стоимость проекта, рассчитанного на Т лет, будет равна: Это означает, что инвестор будет финансировать такой проект лишь в том случае, если сумма, затраченная на его финансирование, не будет превышать дисконтированный к настоящему суммарный будущий доход от этого проекта.

30 Таким образом, зависимость инвестиций от ставки процента обратная: чем выше ставка, тем меньшее количество инвестиционных проектов оказываются эффективными при данной более высокой ставке процента и поэтому будут профинансированы и, следовательно, тем меньше величина совокупных инвестиционных расходов. Поэтому график совокупных инвестиций может быть представлен кривой, имеющей отрицательный наклон. Теория предельной эффективности капитала i I IRR, i 1234N 5% 10% 15% 20% I(i)I(i)

31 Кривая инвестиций в модели Кейнса очень крутая горизонтальной Поскольку Кейнс считал, что главным фактором инвестиций является внутренняя норма отдачи, что же касается ставки процента, то значение имеет не ее абсолютная величина, а ее соотношение с предельной эффективностью капитала, то, по мнению Кейнса, чувствительность инвестиций к ставке процента невелика и поэтому кривая инвестиций в коорди- натах (ставка процента i – инвестиции I ) очень крутая. А так как в модели Кейнса инвестиции не зависят от дохода (они автономны, т.е. ), то в координатах (доход Y–инвестиции I) может быть представлена горизонтальной линией. I I(Y) Y i I I(i)I(i) I1I1 I2I2 i1i1 i2i2

32 Совокупный спрос в двухсекторной экономике в модели Кейнса Совокупный спрос в простой двухсекторной модели экономики представляет собой сумму потребительского спроса (C) и инвестиционного спроса фирм (I): AD = C + I параллельным сдвигом вверх Добавление инвестиционного спроса графически можно изобразить параллельным сдвигом вверх линии потребительского спроса. C, I Y C mpc

33 Совокупные расходы в двухсекторной экономике в модели Кейнса Сумма совокупных расходов (AE) в простой двухсекторной экономике равны: AE = C + I Однако следует различать фактические расходы (AE) действительности сделанные в действительности сделанные домохозяйствами и фирмами, тождественно равные всегда тождественно равные выпуску/доходу AE Y планируемые расходыAE P планируемые расходы (AE P ) желали сделать которые желали сделать домохозяйства и фирмы, могут отличаться которые могут отличаться от величины выпуска/дохода AE P = YAE P Y AE P = Y или AE P Y AE P AE непредвиденным изменениям запасов Разница между AE P и AE равна непредвиденным изменениям запасов.

34 Автономные расходы 0 Кейнсианский крест фактические расходы линия45 0 Поскольку фактические расходы все равны выпуску (AE Y), их графиком является линия 45 0, исходящая из начала координат. планируемых расходовнаклон, равный mpc Линия планируемых расходов – это линия, имеющая наклон, равный mpc, так как индуцированное потребление является единственным компонентом совокупных расходов, который меняется с изменением дохода. Кейнсианским крестом Эту модель часто называют Кейнсианским крестом. AE=Y AE Y AE P mpc 45 0 наклон = 1 наклон = mpc Y = AE P Точка равновесия: Y = AE P (Выпуск = Совокупному спросу)

35 Существует единственный уровень выпуска, при котором фактические и планируемые расходы равны: Y = AE P (точка A). в точке B непредвиденное увели- чение товарных запасов BD Если экономика находится в точке B, выпуск превышает планируемые расходы (Y > AE P ), фирмы не смогут продать часть произведенной продукции произойдет непредвиденное увели- чение товарных запасов (=BD), и фирмы будут сокращать выпуск AE P I un > 0 Равновесие в двухсекторной модели AE=Y E B F AE A C Y Y1Y1 YEYE Y2Y2 D AE P 2 AE 1 =Y 1 AE 2 =Y 2 AE P 1 I un = 0 AE=Y в точке С непредвиденное сокращение запасовCF экономика сама возвращается в равновесие Если экономика находится в точке С, выпуск чересчур мал, чтобы удовлетворить совокуп- ный спрос (Y < AE P ), фирмы начнут продавать непроданную продукцию предыдущих лет произойдет непредвиденное сокращение запасов (=CF), и фирмы будут увеличивать выпуск. В обоих случаях экономика сама возвращается в равновесие (в точку A). I u < 0

36 Равновесие в двухсекторной модели C Y1Y1 Y2Y2 B C B Условие равновесия Условие равновесия: Y = AE P восстановления равновесия изменение запасов непроданной продукции изменение количеств а не изменение уровня цен Механизм восстановления равновесия товарного рынка в краткосрочном периоде изменение запасов непроданной продукции (инвестиций в запасы) = изменение количеств (величины совокупных расходов), а не изменение уровня цен как в долгосрочном периоде. При увеличении запасов (I un > 0) фирмы сокращают выпуск (от Y 1 до Y E ), а при сокращении запасов (I un < 0) фирмы увеличивают выпуск (от Y 2 до Y E ). Y>AE P Y

37 Равновесие в двухсекторной модели: альтернативный подход В простой модели экономики без государственного и иностранного секторов все доходы либо тратятся на потребление, либо сберегаются: Y = C + S а совокупные планируемые расходы равны сумме планируемого потребления и планируемых инвестиций: AE P = C + I P AE P = C + I P Следовательно, чтобы выполнялось условие Y = AE P, сбережения должны быть равны планируемым инвестициям S = I P. сбережения превышают планируемые инвестиции непредвиденное увеличение инвестиций в запасы: Если сбережения превышают планируемые инвестиции (S > I P ), совокупные планируемые расходы меньше выпуска (AE P < Y), и происходит непредвиденное увеличение инвестиций в запасы: фирмы накапливают запасы непроданной продукции, которые они не намеревались иметь, и поэтому сокращают выпуск. сбережения меньше планируемых инвестиций меньше запасов Если сбережения меньше планируемых инвестиций (S Y), и у фирм остается меньше запасов, чем они планировали, что стимулирует их увеличивать выпуск.

38 Условие равновесия Условие равновесия при таком подходе: сбережения равны планируемым инвестициям S = I P Если сбережения равны планируемым инвестициям, совокупные планируемые расходы равны выпуску (точка A). Если они не равны (точки B и C), непредвиденное изменение запасов вернет экономику к равновесию. Равновесие в двухсекторной модели: другой подход Y2Y2 Y1Y1 S1S1 S2S2 S > I P S < I P YEYE IPIP S Y I, S I A C B Сокращение запасов (I un < 0) Увеличение запасов (I un > 0) S = I P (I un = 0)

39 Эффект мультипликатора эффекта мультипликатора Кейнс показал, что рост расходов ведет к росту выпуска/дохода, но на гораздо большую величину, чем исходное изменение расходов. Этот эффект получил название эффекта мультипликатора. все расходы становятся чьими-то доходами Он основан на том факте, что все расходы становятся чьими-то доходами, часть из которых расходуется, создавая доход следующему экономическому агенту, который в свою очередь тратит часть этого дохода на потребление и т.д. Чем больше часть дохода, расходуемая на потребление и чем меньше часть дохода, идущая на сбережения, тем больше мультипликативный эффект.

40 Процесс мультипликации Предположим, что фирма покупает дополнительное оборудова- ние за 1000, выплачивая эту сумму производителю этого оборудования и создавая ему доход Y 1, часть которого он тратит на потребление, создавая доход Y 2 следующему агенту и т.д. Получим что-то вроде пирамиды, в которой совокупный доход (суммарный доход всех агентов) будет гораздо больше Y 1 I = 1000 Y 2 С S Y 3 С S Y 4 С S Y 5 С S Механизм мультипликатора инвестиций: I Y 1 С 1 Y 2 С 2 Y 3 … Процесс мультипликации будет длиться до тех пор, пока не дойдет до нуля Y = Y 1 + Y 2 + Y 3 + Y 4 + Y 5 + … = = … Предположим mpс = 0,8

41 мультипликатор автономных расходов где - мультипликатор автономных расходов, показывающий увеличение совокупного дохода (выпуска), вызванное ростом автономных инвестиционных расходов. В нашем случае мультипликатор равен 1/(1 – 0.8) = 5. Это означает, что рост инвестиций на 1000 привел к росту совокупного дохода на 5000 ( Y = ,6 + …= I [1/(1-mpc)] = = 5000). Величина мультипликатора Изменение совокупного дохода равно сумме изменений доходов всех вовлеченных в процесс экономических агентов: Y = Y 1 + Y 2 + Y 3 + Y 4 + Y

42 Эффект мультипликатора на графике Y 45 0 AE Y1Y1 YY2Y2 AE=Y В нашем примере mpc = 0.8 = 4/5 это означает, что из 5000 роста выпуска 1000 была обеспечена ростом инвестиций и 4000, т.е. 4/5 – ростом потребления. А В С D E F G H AB = BC; CD = DE; EF = FG; ….. Y = BC + DE + FG + …..

43 Эффект мультипликатора при разных предельных склонностях к потреблению больше mpc Чем больше mpc, т.е. чем больше расходуемая на потребление доля дохода (графически это соответствует более крутой линии планируемых расходов AE P ), больше мультипликативный эффект тем больше мультипликативный эффект воздействия изменения автономных расходов на изменение выпуска. AE Y AE = Y 45 0 AE Y AE = Y 45 0 mpc 2 > mpc 1 Y 2 > Y 1 I I Y 1 Y 1 Y 2 Y 2 mpc 1 mpc 2 A B A B AE P1 AE P2 AE P1 AE P2

44 Формула мультипликатора Чтобы вывести формулу мультипликатора алгебраически, следует приравнять сумму расходов к величине совокупного дохода (выпуска) : Y = АЕ Р = C + I Р Y = АЕ Р = C + I Р и заменить C функцией потребления: Поскольку в простой модели экономики государство отсутствует (т.е. нет налогов), то располагаемый доход равен национальному доходу (Yd = Y) и мы получим: Это означает, что любое изменение любого вида автономных расходов (в простой модели экономики - либо потребительских, либо инвестиционных) приведет к мультипликативному изменению дохода (выпуска).

45 Формула мультипликатора: другой способ Альтернативным условием равновесия товарного рынка является равенство сбережений планируемым инвестициям: S = I P S = I P Поскольку функция сбережений имеет вид: и при отсутствии государственного сектора (и поэтому налогов) располагаемый доход равен национальному доходу (Yd = Y), получим ту же формулу для определения мультипликатора и равновесного выпуска

46 «Парадокс сбережений» «Парадокс сбережений» - это экономическое явление, которое может иметь место только в краткосрочном периоде и только в случае, если рост сбережений не трансформируется в увеличение инвестиций, что возможно только тогда, когда сбережения и инвестиции определяются разными факторами (сбережения – доходом, а инвестиции – настроением инвесторов). Объяснение: Объяснение: рост сбережений означает увеличение изъятий из экономики и поэтому ведет к падению равновесного уровня выпуска, что, в свою очередь, вызывает сокращение располагаемого дохода и следовательно сбережений. В результате уровень сбережений не меняется. Парадокс: рост сбережений не приводит к росту уровня сбережений Парадокс: если люди начинают больше сберегать (становятся более бережливыми), уровень сбережений не меняется, т.е. рост сбережений не приводит к росту уровня сбережений.

47 Функция сбережений состоит из двух частей: Индуцированные сбережения возрастает предельная склонность к сбережениям увеличиваются автономные сбережения (= сокращается автономное потребление) Парадокс сбережений на графике I,S Y2Y2 Y2Y2 S(–C2)S(–C2) S(mps 2 ) mps 2 B B I,S I Y1Y1 Y Y1Y1 Y S(–C1)S(–C1) S(mps 1 ) mps 1 A A Автономные сбережения Увеличение сбережений происходит, если: _ _

48 Парадокс сбережений: интуиция увеличение сбережений сокращение выпуска уровень сбережений остается неизменным В обоих случаях увеличение сбережений (от S 1 to S 2 ) вызывает сокращение выпуска/дохода (от Y 1 до Y 2 ) и поэтому сбережений, таким образом, уровень сбережений остается неизменным (он одинаковый в точках A и B) и равен уровню инвестиций (S 1 = S 2 = I). Так как рост сбережений в краткосрочном периоде не трансформируется в увеличение инвестиций, которые остаются неизменными, то и уровень сбережений также не может измениться. сбережения равны планируемым инвестициям Условие равновесия товарного рынка соблюдается: сбережения равны планируемым инвестициям.

рецессионный разрыв выпуска результатом недостаточного совокупного спроса Краткосрочное равновесие товарного рынка может не совпадать (и как правило, не совпадает) с потенциальным уровнем выпуска (уровнем выпуска при полной занятости). Кейнс анализировал ситуацию (Великую депрессию), при которой фактический выпуск был значительно ниже потенциального, т.е. наблюдал рецессионный разрыв выпуска: (Y E < Y*), и пришел к выводу, что он является результатом недостаточного совокупного спроса, т.е. рецессионного разрыва расходов. 49 преодолеть увеличить совокупные расходы Поэтому, по его мнению, чтобы преодолеть рецессионный разрыв выпуска и приблизить экономику к уровню выпуска полной занятости Y*, следовало увеличить совокупные расходы (от Ā 1 до Ā 2 ). Разрывы расходов и выпуска: рецессионный разрыв AE Ā2Ā2 Ā1Ā1 YEYE YY* AE P2 AE P1 AE=Y рецессионный разрыв расходов рецессионный разрыв выпуска А В

инфляционного разрыва выпуска избыточного совокупного спроса Противоположная ситуация может наблюдать в наши дни, когда равновесный фактический выпуск превышает свой потенциальный уровень (Y E >Y*). Это случай инфляции (перегретой экономики) и инфляционного разрыва выпуска, что может являться результатом избыточного совокупного спроса (инфляционного разрыва расходов). А 50 преодолеть снизить совокупные расходы Чтобы преодолеть инфляци- онный разрыв выпуска и достичь потенциального уров- ня выпуска Y*, согласно логике кейнсианского анализа, следует снизить совокупные расходы (от Ā 1 до Ā 2 ) Разрывы расходов и выпуска: инфляционный разрыв AE Ā1Ā1 Ā2Ā2 Y*YYEYE AE P1 AE P2 AE=Y инфляционный разрыв расходов инфляционный разрыв выпуска В

51 Разрывы расходов и выпуска: соотношение При предпосылках Кейнсианской модели это соотношение имеет вид: Разрыв выпуска ( Y) = = Разрыв расходов × Мультипликатор расходов = Разрыв расходов × Мультипликатор расходов = = преодоления спада правительство должно вмешаться Поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, наилучшим способом преодоления спада и достижения потенциального уровня выпуска является увеличение совокупных расходов. В случаях, когда потребители и фирмы настроены пессимистично, правительство должно вмешаться в экономику и повлиять на уровень совокупного спроса.