1 Психологические факторы иррационального потребительского поведения Ольга Патоша opatosha@hse.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Advertisements

Раздел III: Микроэкономика Тема 4: Индивидуальный и рыночный спрос Доцент Ковальская Марика Ивановна.
ВЫСШАЯ ШКОЛА МАРКЕТИНГА И РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА Презентация исследования «Что важно для покупателя, сегодня Действия компаний на нерастущих рынках Видение директоров.

Качество брэнда Товары для детей Место приобретения товаров для детей Кадровый Дом «СуперДжоб» Центр маркетинговых и социологических исследований По заказу.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Анализ воспитательной работы В ГБС(К)ОУ школе учебный год.
Тема исследования: Сравнительный анализ иррациональных эффектов потребительского поведения.
Патоша Ольга, Доцент кафедры организационной психологии.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
T, °C V, м/с Эквивалентные температуры воздуха в штиль(°С) и скорости ветра (м/с) Опас- ность обморо- жения 02,24,46,68,811,013,316,417,
Тренажёр Табличное умножение Молодцы!
Тренажор Таблично умножение Отлично!
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Тренажoр Таблично умножение Първоизточник:viki.rdf.ru.
Деление с остатком 36 : 15 = 2 (ост. ? ) 53 : 12 = ? (ост. 5)
Транксрипт:

1 Психологические факторы иррационального потребительского поведения Ольга Патоша

2 Подходы к пониманию потребителя Потребитель – экономический человек цена, наличие скидок, соотношение цена- качество имидж марки, мнения референтной группы, ценности, личностные особенности, установки Потребитель – неэкономический человек Иррациональность Рациональность

3 Виды иррационального потребительского поведения Эффект Веблена, Эффект «сноба», Эффект «присоединения к большинству» (Лейбенстайн Х. 1999, Corneo G., Jeanne O., 1997) ценности определяют социальное поведение личности взаимосвязь личностных черт частотой использования определенных продуктов (Sparks and Tucker, 1971), с предпочтением различных марок продукта (Фернхейм, 2008)

4 изучить проявление феноменов иррационального потребления у российских потребителей. Цель исследования Задачи исследования 1. определить индикаторы иррационального потребительского поведения 2. выявить факторы нерационального потребления у покупателей при выборе товаров разных категорий. 3. определить связь иррационального поведения с психологическими характеристиками потребителей.

5 1. Определение индикаторов иррационального потребительского поведения Эффект Веблена Эффект Сноба Эффект присоединения к большинству Дорогой товар Продаётся в дорогих магазинах Товар для людей высшего класса Приобретение редких, уникальных и эксклюзивных товаров Отказ от пользования товара, который стали популярны Приобретение модного товара Покупка популярных товаров Приобретенный товар есть у представителей референтной группы

6 1 Дорогой – Доступный по цене 2 Товар посоветовали купить «авторитетные» лица – Никто не советовал покупать данный товар 3 Продается только в «дорогих» магазинах – Есть в продаже в различных точках 4 Эксклюзивный (единственный в своем роде) – Широко распространен 5 Новый товар (только что появился на рынке) – Присутствует на рынке давно 6 Редкий (его трудно найти в продаже) – Доступный (есть в свободной продаже) 7 Популярный (его часто покупают) – Не пользуется большим спросом 8 Модный (позиционируется как модный атрибут) – Немодный (не позиционируется как модный атрибут)

7 9 Престижный (добавляющий престижа, статуса, влияния) – Обыкновенный (не престижный) 10 Такой же товар есть у всех людей, разделяющих мои ценности, взгляды, убеждения – Такого товара нет у людей, разделяющих мои ценности, взгляды, убеждения 11 Оригинальный – Обычный 12 Дороже, чем остальные товары данной категории – Дешевле, чем остальные товары данной категории 13 Качественнее, чем остальные товары данной категории – Такого же качества, как и все товары данной категории 14 Такой товар могут себе позволить только люди «высшего класса» – Такой товар может позволить себе купить каждый 15 Товар проверенной марки (бренда) – Товар новой для меня марки (бренда) 16 Всегда покупаю этот товар – Ни разу не покупал до этого

8 2. Исследование факторов нерационального потребления у покупателей при выборе товаров разных категорий Время проведения исследования – год. Выборка 90 студентов московских вузов от 18 до 24 лет, 65% девушек

9 Товары длительного пользования Престижность Эксклюзивность Дорогой (0,47) Продается в дорогих магазинах (0,72) Модный (0,67) Престижный (0,85) Дороже, чем остальные товары (0,52) Могут позволить себе только люди из «высшего класса» (0,79) Эксклюзивный (0,68) Новый товар (0,57) Редкий (0,58) Популярный (-0,7) Такой же товар есть у всех людей, разделяющих мои ценности, взгляды, убеждения (-0,63) Оригинальный (0,55)

10 Товары личного пользования Распространённость Экономичность Престижность Редкий (-0,63) Популярный (0,48) Такой же товар есть у всех людей, разделяющих мои ценности, взгляды, убеждения (-0,49) Дороже, чем остальные товары данной категории (-0,7) Качественнее, чем остальные товары данной категории (-0,57) Дорогой (0,49) Продаётся в дорогих магазинах (0,78) Эксклюзивный (0,75) Престижный (0,67)

11 3. Определение связи иррационального поведения с психологическими характеристиками потребителей Исследование ценностей Методика исследования терминальных ценностей ОТеЦ (Сенин, 1991) Исследование черт личности 16-факторный личностный опросник - 16 PF, Р. Кеттел (Капустина, 2007)

12 Престижность Эксклюзивность Экономичность Ценности Черты личности собственный престиж (0,43) высокое материальное положение (r = 0,29) достижения (r = 0,31) Доминантность (r = 0,38 Экспрессивность (r = 0,31) высокая нормативность поведения (r = 0,37) доверчивость (r = 0,42) активные социальные контакты (r = -0,33) развитие себя (r = -0,38) нонконформизм (r = 0,37) активные социальные контакты (r = 0,32) развитие себя (r = 0,39) сдержанность (r = 0,35) консерватизм (r = 029)

13 Выводы Обнаружены стратегии потребления студентов: 1)Склонность к показному потреблению; 2)Стремление выделить собственную индивидуальность за счет потребления эксклюзивных товаров. 3)Желание сэкономить. Особенность проявления стратегий связана с категорией купленного товара Выявлена связь стратегий с индивидуально- психологическими особенностями

14 Благодарю за внимание