Лекция 4. Равновесие товарного рынка в закрытой смешанной и открытой экономиках Государственный сектор и совокупный спрос Воздействие государственных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рынок товаров и рынок денег: модель IS-LM. Вспоминаем что такое совокупный спрос АD –Предельная склонность к потреблению (MPC). –Предельная склонность.
Advertisements

Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения.
Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Высшая школа экономики и менеджмента Кафедра общей экономической теории.
Макроэкономическое равновесие (модель AD-AS) Выполнила студентка ИМиЕН Агапова Надежда группы ББ-21.
T MPC G I C a MPC-1 1 Y Общий вид выражения для равновесного выпуска, полученного при решении уравнений простой кейнсианской модели, показывает,
Лекция 13 Открытая экономика: основные модели Внутренний спрос на товары и спрос на внутренние товары Равновесие товарного рынка в открытой экономике Кривая.
Совокупный спрос, ценовые и неценовые факторы. Кривая совокупного спроса Подготовили студентки 2 курса ЭФ группы Э-121 Б Величко Юлия Миненко Светлана.
Макроэкономическое равновесие Модель совокупного спроса и совокупного предложения.
М А К Р О Э К О Н О М И К А Равновесие на товарном рынке.
1. Совокупный спрос и его составляющие 2. Совокупное предложение и его факторы 3. Равновесие на рынке благ и его измерение Макроэкономическое равновесие:
ТЕМА 5. Макромодель рынка благ 5.1. Совокупный спрос и его структура 5.2. Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели. Линия IS Мультипликативные.
Основные характеристики системы: 3. Структура. Модель AD-AS (совокупный спрос – совокупное предложение) В совокупный спрос не входит: Инвестиционный спрос.
Основные характеристики системы: 3. Структура. Модель AD-AS (совокупный спрос – совокупное предложение) Если достигнут потенциальный ВВП, рост спроса приведет.
Совокупный спрос Совокупное предложение Т.2. Равновесие на товарном рынке.
Тема 2: Макроэкономическое равновесие, потребление, сбережения, инвестиции Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Примеры решения задач и заданий. Укажите, какие из событий сдвигают: а) кривую совокупного спроса вправо; б) кривую совокупного спроса влево; в) кривую.
ТЕМА 9 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ.
ТЕМА 3 КРАТКОСРОЧНОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.
Спрос домашних хозяйств: кейнсианская функция потребления Потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины текущего дохода. В экономике без.
Транксрипт:

Лекция 4. Равновесие товарного рынка в закрытой смешанной и открытой экономиках Государственный сектор и совокупный спрос Воздействие государственных закупок Воздействие аккордных налогов и трансфертов Мультипликатор сбалансированного бюджета Воздействие пропорциональных налогов Воздействие индуцированных инвестиций Иностранный сектор и совокупный спрос Кривая совокупного спроса 1

Государственный сектор и его влияние на совокупный спрос Добавив государственный сектор, мы получаем смешанную закрытую (или трехсекторную) экономику. Воздействие правительства на товарный рынок и совокупный спрос (и поэтому совокупный выпуск) возможно через изменение: государственных закупок товаров и услуггосударственных закупок товаров и услуг (прямое воздействие на совокупный спрос); налоговналогов (накладываемых на домохозяйства и фирмы и поэтому оказывающих косвенное воздействие на совокупный спрос через изменение потребительского и инвестиционного спроса); трансфертов и субсидийтрансфертов и субсидий (которые также имеют косвенное влияние на совокупный спрос, воздействуя на потребительский и инвестиционный спрос); предложения денегпредложения денег (изменение которого влияет на ставку процента и поэтому на инвестиционный спрос); выпуск государственных облигацийвыпуск государственных облигаций (что также воздействует на ставку процента и поэтому на инвестиционные расходы). 2

Финансовый рынок Совокупный выпуск (Y) Совокупный выпуск (Y) Совокупные планируемые расходы (AE Р = C + I Р + G) Совокупные планируемые расходы (AE Р = C + I Р + G) Домохозяйства Фирмы Государственный сектор Госсектор в кругообороте 3

автономными политической переменной Государственные закупки предполагаются автономными, поскольку они являются политической переменной: а сумма инъекций равна: Воздействие государственных закупок Теперь сумма совокупных расходов (совокупного спроса) равна: AE=Y Y AE 45 0 Y1Y1 A Y2Y2 mpc B 0 Y I mps S S,I,G A I+G Y2Y2 Y1Y1 B 4

Добавление государственных закупок к сумме частных расходов ведет в росту выпуска (от Y 1 до Y 2 ) и при этом с эффектом мультипликатора с эффектом мультипликатора. Поскольку государственные закупки автономны, величина мультипликатора государственные закупки такая же, как величина мультипликатора любого другого вида автономных расходов. Условие равновесия на товарном рынке: Y = AE Р = C + I Р + G Это означает, что если государственные закупки меняются на G, изменение выпуска будет равно: Воздействие государственных закупок 5

Мультипликатор государственных закупок Мультипликатор государственных закупок показывает, что изменение спроса на совокупный продукт будет тем больше, чем больше исходное изменение государственных закупок. Причина: При росте государственных закупок на G, доход увеличивается на G. Рост дохода увеличивает потребление на mpc G. Рост потребления увеличивает расходы и снова доход. Второе увеличение дохода на mpc G опять увеличивает потребление, на этот раз на mpc (mpc G), что снова увеличивает доход и т.д. В результате общее увеличение дохода ( Y) будет гораздо больше, чем G. G AE Y C AE Y C AE Y … и т.д. G AE Y C AE Y C AE Y … и т.д. 6

Так как предпосылкой Кейнсианской является то, что налоги налагаются только на домохозяйства, то введение налогов (T) ведет к изменению функции потребления: и увеличивает сумму изъятий: Изъятия = S + T Если налоги на зависят от дохода, то они являются автономными и называются аккордными налогами. Налоги оказывают обратное воздействие на совокупный спрос и, следовательно, совокупный выпуск. Рост налогов уменьшает располагаемый доход, что снижает потребительский спрос и уменьшает совокупный выпуск: Tx Yd C AE Y и наоборот, снижение налогов ведет к росту выпуска. Воздействие аккордных налогов 7

Мультипликатор аккордных налогов Налоги также влияют на равновесие с эффектом мультиплика- тора. Введем аккордные налоги в уравнение совокупных расходов: Y = AE Р = C + I Р + G Это означает, что если налоги меняются на, то изменение выпуска составит: Мультипликатор аккордных налогов равен: 8

B Введение аккордных налогов в модель может быть графически представлена как параллельные сдвиги: линии совокупных расходов вниз на расстояние Воздействие аккордных налогов Y2Y2 Y2Y2 mpc×Tх – – mpc Ā2Ā2 AE P2 B Y1Y1 AE AE=Y 45 0 AE P1 Ā1Ā1 Y A S Y mps I+G S,T,I,G 0 A Y1Y1 линии изъятий вверх на расстояние Появление налогов ведет к падению располагаемого дохода и поэтому потребления, что имеет результатом снижение выпуска (от Y 1 до Y 2 ). 9

Воздействие трансфертов политической переменнойавтономными анти-аккордные налоги Трансфертные платежи также являются политической переменной, поэтому они считаются автономными ( ) и могут рассматриваться как анти-аккордные налоги. Мультипликатор трансфертов равен: Они оказывают на выпуск точно такое же воздействие как аккордные налоги, но в противоположном направлении. Увеличение трансфертов ведет к росту личного и поэтому, при прочих равных условиях, располагаемого дохода, что вызывает увеличение потребления и следовательно, выпуска. Tr Yd C AE Y Если трансферты меняются на, то изменение выпуска составит: 10

Воздействие трансфертов Y2Y2 mpc×Tr Y AE AE=Y 45 0 Y1Y1 A B 11

Государственный бюджет Государственный бюджет – это баланс между доходами правительства (прежде всего, чистыми налогами T) и расходами государства государственные закупки товаров и услуг G): T > Gпрофицит бюджетаесли T > G, имеет место профицит бюджета (BS); T < Gдефицит бюджета если T < G, имеет место дефицит бюджета (BD); T = Gсбалансированный бюджетесли T = G, то это сбалансированный бюджет (BB). профицит бюджета дефицит бюджета G,T Расходы правительства (G) Доходы правительства (T) T > G T < G Сбалансированный бюджет (T = G) 12

Мультипликатор сбалансированного бюджета Если правительство хочет увеличить государственные закупки и в то же время поддерживать сбалансированный бюджет, оно должно на такую же величину повысить налоги В этом случае воздействие на выпуск (Y) будет смешанное и будет равно сумме эффектов мультипликатора от увеличения и так как Мультипликатор сбалансированного бюджета 1 Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1. Изменение Y в точности равно изменению (и ). 13

Мультипликатор сбалансированного бюджета: механизм Если G = Tx, изменение Y является суммой эффекта мультипликатора изменения G и эффекта мультипликатора изменения Tx. Y = Y G + Y Tx Воздействие государственных закупок на выпуск равно: Но если бюджет сбалансирован, т.е государственные закупки финансируются налогами, то эффект мультипликатора будет "съеден" сокращением потребления из-за падения располагаемого дохода: 14

Воздействие сбалансированного бюджета AE=Y Y2Y2 G mpc Tx Y Y AE 45 0 Y1Y1 сбалансир. бюджет Y = G = Tx C B A 15

Воздействие пропорционального подоходного налога Кроме аккордных налогов, которые являются автономными, в экономике существуют пропорциональные подоходные налоги. Налоговые поступления от пропорционального подоходного налога зависят от дохода: T = tY T = tY 0 < t < 1 tставка налога где t - это ставка налога. Наличие пропорциональных подоходных налогов меняет функцию потребления: и, следовательно, величину мультипликатора: Y = АЕ Р = C + I Р + G 16

Мультипликатор при наличии подоходного налога Величина мультипликатора расходов при наличии пропорционального подоходного налога меньше, чем при его отсутствии: Это объясняется тем, что подоходный налог представляет собой дополнительное изъятие, и каждый потребитель, получив доход, определенную долю этого дохода должен платить в форме налога, что сокращает располагаемый доход и поэтому потребительские расходы. При отсутствии подоходного налога потребители тратят на потребление долю, равную mpc, в то время как при наличии подоходного налога они могут тратить на потребление только долю, равную mpc(1 – t), что ослабляет мультипликативный эффект роста расходов. 17

mps+(1–mps)t Воздействие подоходного налога mpc AE AE=Y 45 0 Y AE P (t=0) AE P (t 0) mpc (1–t) Y mps I+G S+Tх(Y) S S,T,I,G 0 A B A B Y1Y1 Y2Y2 Y1Y1 Y2Y2 изменением наклона mpc(1 – t) Графически влияние подоходного налога отображается изменением наклона кривой совокуп- ных планируемых расхо- дов: она становится более пологой, потому что теперь ее наклон равен не mpc, а mpc(1 – t). [mps + (1 – mps)t] При этом наклон кривой изъятий увеличивается от mps до [mps + (1 – mps)t] и она становится более крутой. 18

mpc+mpi Воздействие индуцированных инвестиций Если предположить зависимость инвестиций от выпуска (т.е. реинвестирование), то функция инвестиций будет иметь вид: mpi где mpi - предельная склонность к инвестированию AE AE=Y 45 0 Y AE P ( mpi = 0 ) AE P ( mpi >0 ) mpc Реинвестирование меняет величину мультипликатора, который становится больше и равным: Кривая совокупных планируемых расходов становится более крутой (ее наклон теперь равен mpc+mpi) В А Y1Y1 Y2Y2 19

При наличии индуцированных инвестиций «парадокс сбережений» усиливается по сравнению с тем, который был рассмотрен в модели Кейнса: если инвестиции зависят от дохода, то увеличение сбережений ведет к снижению уровня сбережений. Увеличение сбережений ведет к уменьшению потребления, что уменьшает совокупный спрос и поэтому выпуск. Так как инвестиции зависят от дохода/выпуска, то они сократятся: S C AE P Y I Поскольку в равновесии сбережения равны инвестициям (S = I), уровень сбережений также упадет (S 2 < S 1 ). «Парадокс сбережений» при наличии индуцированных инвестиций Y2Y2 S(–C2)S(–C2) B I,S I(Y) Y1Y1 Y S(–C1)S(–C1) A I1=S1I1=S1 I2=S2I2=S2 mpI mps _ _

Иностранный сектор и совокупный спрос NX = Ex – Im Добавляя иностранный сектор, мы получим открытую экономику и дополнительный компонент совокупного спроса в форме спроса на чистый экспорт: NX = Ex – Im Экспорт – это инъекция, так как он увеличивает спрос на внутренний выпуск. Импорт – это изъятие, которое уменьшает спрос на товары и услуги, произведенные внутри экономики, перемещая его к покупке иностранных товаров и стимулируя экономику других стран. Ex,Im NX < 0 NX > 0 NX = 0 Ex > Im торговый излишек (Ex > Im) Ex < Im торговый дефицит(Ex < Im) Импорт (Im) Экспорт (Ex) 21

Экспорт и его детерминанты Экспорт определяется: доходом иностранцев (Y F ), валютным курсом национальной денежной единицы (e), отношением между уровнями цен внутри страны (P) и за рубежом (P F ). Экспорт не зависит от внутреннего дохода (Y) и определяется желанием и возможностями иностранцев покупать товары, произведенные в данной стране. Поэтому экспорт – это величина автономная: 22

Импорт зависит от: внутреннего дохода (Y) – чем богаче граждане страны, тем больше товаров и услуг они захотят купить. Это означает, что часть импорта – это индуцированный импорт (т.е. зависящий от дохода). Но на импорт, кроме дохода, влияют и другие факторы, которые также важны при принятии решения, покупать или не покупать иностранные товары. К ним относятся: валютный курс национальной денежной единицы (e), отношение между уровнями цен внутри страны (P) и за рубежом (P F ). Поэтому часть импорта автономная. Импорт и его детерминанты Ex,Im Y Im NX0 Ex 23

Функция импорта Таким образом, формула импорта следующая: Im = Im + mpmY mpm предельная склонность к импорту mpm – это предельная склонность к импорту, поведенческий параметр, показывающий изменение импорта, вызванное изменением национального дохода: (0 < mpm < 1). Итак уравнение чистого экспорта: где - автономный чистый экспорт. АвтономныйимпортАвтономныйимпортИндуцированныйимпортИндуцированныйимпорт 24 _

Воздействие чистого экспорта Добавление чистого экспорта в наш анализ означает, что благодаря автономному чистому экспорту кривая автономных планируемых расходов сдвигается, например, вверх, если (вверх также сдвинется кривая инъекций благодаря экспорту), но благодаря индуцированному импорту она одновременно меняет наклон и становится более пологой. В открытой экономике наклон кривой автономных планируемых расходов при системе аккордных налогов равен (mpc – mpm) вместо mpc, а при системе пропорционального налога (mpc(1 – t) – mpm) вместо mpc(1 – t). При этом кривая инъекций сдвигается вверх благодаря экспорту, а кривая изъятий сдвигается вверх благодаря автономному импорту, но в то же время благодаря индуцированному импорту становится более крутой: ее наклон теперь равен mps + mpm. 25

mps Воздействие чистого экспорта на графике Y Y1Y1 Y2Y2 I,S,G,T,Ex,Im 0 Y AE AE=Y 45 0 Y1Y1 Y2Y2 mpc–mpm mpc mps+mpm A B A B 26

Условия равновесия товарного рынка в открытой экономике IРIР S = S + (T – G) + (Im – Ex) YEYE Y Выпуск (доход) равен совокупным планируемым расходам: Y = AE P = C + I P + G + NX А А'А' AE, I, S АEPАEP Y = АE Планируемые инвестиции равны совокупным сбережениям: I Р = S совокупн I Р = S частн + S гос + S иностр Yd – CT – G Im – Ex 27

Мультипликатор открытой экономики Добавив чистый экспорт к сумме совокупных расходов (при системе аккордных налогов), получим следующие условие равновесия товарного рынка: Y = AE Р = C + I Р + G + NX Мультипликатор ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ Мультипликатор ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ = или при системе пропорциональных налогов Мультипликатор ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ Мультипликатор ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ = 28

Мультипликатор открытой экономики мультипликатора закрытой экономики Мультипликатор открытой экономики против мультипликатора закрытой экономики слабее, Эффект мультипликатора в открытой экономике слабее, чем в закрытой экономике. Это обусловлено наличием дополнительной склонности к изъятиям из потока расходов – предельной склонности к импорту mpm и объясняется тем, что каждый агент часть получаемого им дополнительного дохода тратит на покупку не внутренних, а иностранных товаров. В результате в открытой экономике расходуемая на покупку внутренних товаров часть дополнительного дохода равна не mpc, как в закрытой экономике, а (mpc – mpm). Величина мультипликатора в открытой экономике поэтому меньше, чем в закрытой. 29

Кейнсианский крест как модель совокупного спроса Кейнсианский крест представляет собой модель совокупного спроса. С его помощью можно вывести кривую совокупного спроса (кривую AD), показывающую количество товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос при каждом уровне цен, а поскольку в краткосрочном периоде совокупный спрос определяет уровень выпуска, то эта кривая отражает отношение между реальным ВВП (Y) и уровнем цен (P). Чем выше уровень цен, тем меньшее количество товаров и услуг захотят купить экономические агенты (т.е. тем меньше совокупные планируемые расходы) и поэтому тем меньше выпуск. И наоборот, когда цены низкие, агенты захотят покупать больше. Таким образом, отношение между величиной совокупного спроса (и поэтому реальным выпуском, т.е. реальным ВВП) и уровнем цен обратное. 30

Кейнсианский крест и кривая AD Ā1Ā1 Ā2Ā2 Ā3Ā3 B A C AE AE P (P 3 ) AE=Y Y2Y2 Y2Y2 Y1Y1 Y3Y3 Y YY3Y3 Y1Y1 C B A AD P3P3 P2P2 P1P1 P AE P (P 2 ) AE P (P 1 ) Если цены растут от P 1 до P 2, совокупные планируемые расхо- ды падают от AE P1 до AE P2 (кривая сдвигается вниз) и выпуск сокращается от Y 1 до Y 2 (верхний график). Это означает, что когда уровень цен равен P 2, выпуск будет Y 2 (нижний график –движение вдоль кривой AD из точки A в точку B). Если цены падают от P 1 до P 3, совокупные планируемые расхо- ды растут от AE P1 до AE P3 (сдвиг кривой вверх) и выпуск увеличивается от Y 1 до Y 3. Это означает, что когда уровень цен равен P 3, выпуск становится Y 3 (движение вдоль кривой AD из точки A в точку C). 31

Кривая совокупного спроса Кривая совокупного спроса отражает общий спрос в экономике, это не простое агрегирование индивидуальных кривых спроса на отдельные товары, и это не рыночная кривая спроса. уровень цен на все товары Отличие состоит в том, что кривая AD отражает изменения в спросе, когда уровень цен на все товары повышается или снижается, а не цена одного товара по отношению к цене другого товара. Когда повышается общий уровень цен, то не один (более дорогой) товар замещается другим (более дешевым), а нация в целом покупает меньше товаров и услуг. Отрицательный наклон кривой AD поэтому не может быть объяснен эффектом замещения или эффектом дохода, которые объясняют отрицательный наклон кривой индивидуального или рыночного спроса в микроэкономике. кривая АD отрицательный наклон Три эффекта объясняют, почему кривая АD имеет отрицательный наклон: Эффект реального богатства Эффект процентной ставки Эффект чистого экспорта

Эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой совокупного спроса: эффект Пигу Эффект реального богатства эффект ПигуЭффект реального богатства (эффект реальных денежных балансов или эффект Пигу): Когда уровень цен (P) повышается, покупательная способность денег (таких как наличные деньги и деньги на текущих счетах) и неденежных активов (акций и облигаций) с фиксированной номинальной стоимостью падает. Если цены повышаются, то на данную денежную сумму (M), люди могут купить меньше товаров и услуг. Они чувствуют себя беднее, чем раньше, и снижают потребительские расходы (C), что заканчивается сокращением величины совокупного спроса (AD) и поэтому реального ВВП (Y). P (M/P) C AD Y P (M/P) C AD Y И наоборот, когда уровень цен падает, покупательная способность находящихся у людей активов (М/Р) повышается, и они покупают больше товаров. реальные денежные балансы или реальное финансовое богатство

Эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой совокупного спроса: эффект Кейнса Эффект процентной ставки эффект КейнсаЭффект процентной ставки (или эффект Кейнса): Когда уровень цен (P) повышается, людям нужно больше денег для покупки подорожавших товаров. Это увеличивает спрос на деньги (M D ) и снижает предложение заемных средств, что ведет к росту цены заемных средств, т.е. ставки процента (i). Удорожание кредита, который в первую очередь берут фирмы для покупки инвестиционных товаров приводит к сокращению инвестиционного спроса (инвестиционных расходов) фирм (I) и поэтому величины совокупного спроса (AD) и выпуска (Y). P M D i I AD Y P M D i I AD Y И наоборот, падение уровня цен снижает ставку процента и увеличивает величину совокупного спроса и поэтому реальный ВВП.

Эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой совокупного спроса: эффект Манделла-Флеминга Эффект чистого экспорта эффект Манделла-ФлемингаЭффект чистого экспорта (эффект внешней торговли или эффект Манделла-Флеминга): Когда уровень цен (P) в стране повышается, иностранные товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, а товары, произведенные в данной стране, становятся относительно более дорогими для иностранцев. Поэтому спрос на импортные товары и услуги (Im) растет, а спрос на отечественные товары и услуги со стороны иностранцев (Ex) падает. Это означает, что чистый экспорт P Im ; Ex NX AD Y P Im ; Ex NX AD Y (NX), являющийся частью совокупного спроса, снижается, поэтому уменьшается величина совокупного спроса, что ведет к падению реального ВВП (и наоборот).

величину движению вдоль кривой AD Эти три эффекта объясняют влияние изменения уровня цен (ценового фактора) на величину совокупного спроса, т.е. на количество товаров и услуг, на которые предъявляется спрос при данном уровне цен, и поэтому на реальный ВВП, что соответствует движению вдоль кривой AD (из одной точки кривой в другую – например, из точки A в точку B). PAD Y1Y1 Y2Y2 P2P2 P1P1 B A Y P P (M/P) C (M/P) C i I i I Im ;Ex NX Im ;Ex NX (M/P) C (M/P) C i I i I Im ;Ex NX Im ;Ex NX Y Y AD AD Движение вдоль кривой совокупного спроса

Сдвиги кривой совокупного спроса изменение неценовых факторов Причинами сдвигов кривой AD являются изменение неценовых факторов, приводящих к изменению величины совокупного спроса при всех уровнях цен, т.е. изменение компонентов совокупного спроса, вызванные любыми причинами, кроме изменения уровня цен. Увеличение совокупного спроса Уменьшение совокупного спроса P Y AD 1 AD 2 Y AD 1 P росту совокупного спроса вправо Если эти изменения ведут к росту совокупного спроса, кривая AD сдвигается вправо. снижению совокупного спроса влево Если эти изменения ведут к снижению совокупного спроса, кривая AD сдвигается влево.

Сдвиги кривой совокупного спроса потребительские расходы Среди неценовых факторов, которые влияют на потребительские расходы: изменения располагаемого дохода изменения располагаемого дохода в результате - изменения индивидуальных налогов; - изменения трансфертов ожидания ожидания: - изменения уровня цен; - изменения дохода; - в отношении наличия работы и занятости; - нехватки или изобилия товаров в будущем; уверенность (все эти ожидания формируют уверенность потребителей потребителей в будущем – consumer confidence) величина богатства величина богатства и т.п.

чистый экспорт На чистый экспорт влияют изменения: валютного курса национальной денежной единицы; валютного курса национальной денежной единицы; уровень дохода/выпуска за рубежом уровень дохода/выпуска за рубежом; уровень внутреннего дохода/выпуска; уровень внутреннего дохода/выпуска; соотношение между ценами внутри страны и за рубежом. соотношение между ценами внутри страны и за рубежом. Сдвиги кривой совокупного спроса Правительство Правительство может воздействовать на совокупный спрос, проводя фискальную и монетарную политику, т.е.изменяя: государственные закупки государственные закупки ; налоги налоги; трансферты трансферты; предложение денег. предложение денег. Главные факторы, которые влияют на инвестиционные расходы инвестиционные расходы: ставка процента ставка процента; ожидания, уверенность фирм ожидания, т.е. уверенность фирм и инвесторов в будущем (business confidence).

Величина мультипликатора самая высокая, когда все цены жесткие и кривая совокупного предложения горизонтальна. Рост AD ведет к увеличению реального выпуска от Y* до Y 1. Когда цены на товары гибкие, а цены на ресурсы жесткие (прежде всего заработная плата) и кривая совокупного предложения имеет положительный наклон, эффект мультипли- катора меньше (выпуск растет только до Y 2 ). Когда все цены совершенно гибкие и кривая совокупного предло- жения вертикальна на потенциаль- ном уровне выпуска (Y*), эффект мультипликатора исчезает (несмотря на рост AD, выпуск не меняется; единственным результатом является рост уровня цен P). Таким образом, Инфляция и эффект мультипликатора AD 1 AD 2 P1P1 LRAS SRAS P Y*Y2Y2 Y1Y1 Y P2P2 P3P3 B C D A Рост цен снижает эффект мультипликатора. 40

Инфляция и эффект мультипликатора Инфляция и эффект мультипликатора AE AE P ' (P 1 ) AE=Y Y* Y2Y2 Y1Y1 Y YY1Y1 Y2Y2 C B AD 1 P1P1 P3P3 P2P2 P AE P (P 1 )= AE P (P 3 ) AE P (P 2 ) AD 2 A D Ā A=D C B SRAS LRAS 41