Эстетическое измерение повседневного опыта Илья Инишев «Высшая школа экономики», Москва
План лекции (i) Что такое эстетизация повседневности? (ii) Социологические предпосылки эстетизации (iii) Философско-антропологические основания эстетизации
(i) Что такое эстетизация повседневности?
Основные черты эстетизации (Вольфганг Вельш) (1) Доминирование эстетических принципов организации социальной и приватной жизни (2) Ориентация на опыт и переживание как матрица современной культуры (3) Эстетизация как экономическая стратегия (как в производстве, так и в маркетинге) (4) Истончение и артифицийность материального (5) Конструирование глобальной социальной действительности посредством электронных медиа
Социологические предпосылки/антропологиче ские основания эстетизации: эксплуатация vs. активация
(ii) Социологические предпосылки эстетизации
социологический диагноз современности как отправная точка дискурса об эстетизации
Ульрих Бек (*1944) Общество риска Рефлексивная модернизация (индивидуализация) Generation Global
Герхард Шульце (*1944) От общества дефицита к обществу избытка: от экономической семантики к психофизической Смена поведенческих стратегий: от внешней ориентации к внутренней Перемены в отношениях между субъектом и окружающей средой: от ограничения и воздействия до стимуляции и выбора
(iii) Философско- антропологические основания эстетизации
Экстатичность Различение явления и действительности Первичность атмосферического Экстатичность объектов Эстетическая работа
Комбинаторность Объект восприятия/ эстетический объект: однократность и одновременность Перформативный/непереход ный характер эстетического опыта Эстетический опыт как уникальный модус присутствия «субъекта» и «объекта»
Интенсифицируемость Квантифицируемость телесного присутствия Повседневный опыт как осцилляция: между эффектами интерпретации и эффектами присутствия Эстетическое переживание как интенсификация присутствия (телесное самоощущение и контакт с миром) Эпифания
Выводы Проект социологической эстетики (Георг Зиммель, Мишель Маффесоли, Джеффри Александер...) Эстетическое не как завеса/настройка/финальная точка, а как первичное поле опыта/основа/отправной пункт Эстетизация повседневности как следствие и завершение модернизационных процессов Диалектика эстетического: между манипуляцией и эмансипацией Область художественного как несамостоятельный компонент эстетической сферы: утрата искусством нормативного статуса