1 Тема 4 Основы конституционного строя России (6 час.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Тема 4 Основы конституционного строя России (4 час.)
Advertisements

Основы конституционного строя Выполнил Шеремет Андрей Викторович.
Конституция РФ. Основы конституционного строя. 9 класс, обществознание.
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Основы конституционного строя России Курс «Введение в обществознание 8 – 9» § 34.
На какой ценностной основе строится наша Конституция?
Тема: Основы конституционного строя. Цель: Актуализировать знания; Закрепить навыки работы с нормативными текстами; Развить умение аргументировать свой.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Самоуправление: основные понятия © Прутченков А.С.
Конституция Российской Федерации. Конституция включает в себя преамбулу и девять глав.
Вопросы для вводной беседы: Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Приведите конкретные примеры из текста Конституции РФ,
«Конституции Российской федерации 20 лет».. Основные вопросы Что такое конституция? Основные положения Роль Государственной Думы Деятельность Костромской.
КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН. 12 декабря 1993 года на референдуме (всенародном голосовании) была принята Конституция РФ В этом году ей исполняется 20.
Всероссийский День правовой помощи детям. Всероссийский.
Конституция Российской Федерации. Основы Конституционного строя РФ Выполнила ученица 9 «Б» класса школы 83 Крюкова Алина.
Тема: Понятие уголовного права и его задачи. Уголовный закон.
Понятие и признаки правового государства Правовое государство это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство.
Государство Выполнила: Казакова Л.С.. Государство - это особая организация политической власти общества, средство обеспечения социального мира и согласия.
Транксрипт:

1 Тема 4 Основы конституционного строя России (6 час.)

2 Вопросы темы 1. Основы конституционного строя: определение, значение, структура. 2. Основы конституционного строя, отражающие признаки конституционализма: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократический характер государства: народный суверенитет, наличие парламента и представительных органов, выборов и избирательной системы, разделение властей, многопартийность и идеологическое многообразие; демократический характер государства: народный суверенитет, наличие парламента и представительных органов, выборов и избирательной системы, разделение властей, многопартийность и идеологическое многообразие; правовой характер государства. правовой характер государства. 3. Основы конституционного строя, отражающие важнейшие характеристики российского государства: государственный суверенитет и единство государства; государственный суверенитет и единство государства; республиканская форма правления; республиканская форма правления; федеративный характер государства; федеративный характер государства; социальный характер государства; социальный характер государства; светский характер государства. светский характер государства. 4. Конституционные основы российской экономики. 5. Институты гражданского общества. Конституционное обеспечение их функционирования.

3 Лекция 1

4 Напоминание Конституционный строй – это способ организации политической власти на основе конституционализма Конституционный строй – это способ организации политической власти на основе конституционализма

5 Понятие основ конституционного строя Основы конституционного строя (ОКС) имеют более узкий логический объем, чем понятие «конституционный строй» Основы конституционного строя (ОКС) имеют более узкий логический объем, чем понятие «конституционный строй» ОКС – это фундаментальные конституционные самохарактеристики, отражающие специфику государственного и общественного строя конкретной страны. ОКС – это фундаментальные конституционные самохарактеристики, отражающие специфику государственного и общественного строя конкретной страны.*** ОКС отражают специфику конституционного строя конкретного государства.

6 Основы конституционного строя России 1. Республиканская форма правления (ст.1). 2. Демократическое государство (ст.1, 3, 10, 12, 13). 3. Правовое государство (ст.1, 2, 4, 6, 15). 4. Федеративное государство (ст.1, 5, 11). 5. Социальное государство (ст.7). 6. Светское государство (ст.14). 7. Рыночная (конкурентная) экономика (ст.8, 9). 8. Открытый характер государства (интеграция в мировое сообщество) (ст.15, ч.4).

7 Основы конституционного строя России, отражающие признаки конституционализма Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Демократический характер государства. Демократический характер государства. Правовой характер государства. Правовой характер государства. Наличие институтов гражданского общества. Наличие институтов гражданского общества.

8 Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст.2). 1. Категория «высшая ценность – человек» имеет смысл только и исключительно в государственно организованном обществе. 2. Индивид заведомо и всегда слабее государства. Именно поэтому возник этот принцип, который дает надежду на защиту от произвола. 3. Ср. с советским принципом – превыше всего интересы коммунистического строительства

9 Демократический характер государства Формальный (узкий) смысл - форма правления (до конца XVIII в.) Формальный (узкий) смысл - форма правления (до конца XVIII в.) Идеологический (широкий) смысл – подконтрольность государственной власти народу (наши дни) Идеологический (широкий) смысл – подконтрольность государственной власти народу (наши дни)

10 Демократический характер государства с конца 18 века демократия становится основной парадигмой развития. Только с конца 18 века демократия становится основной парадигмой развития.Почему?

11 Содержание демократии : Адам Пшеворский : «Если поразмышлять над бесчисленными определениями демократии, то можно обнаружить, что демократия стала своего рода алтарем, куда каждый несет свои наиболее предпочтительные жертвоприношения. Считается, что демократии присущи почти все необходимые с нормативной точки зрения аспекты политической, а иногда и социально-экономической жизни – такие как представительность, ответственность, равенство, участие, справедливость, достоинство, рациональность, безопасность, свобода (и этот список можно продолжить)».

12 Глубинный смысл демократической идеи А. де Токвиль: «В демократической республике большие дела вершатся не государственной администрацией, а без нее и помимо нее. Демократия – это не самая искусная форма правления, но только она подчас может вызвать в обществе бурное движение, придать ему энергию и исполинские силы, неизвестные при других формах правления. И эти движения, энергия и силы при мало-мальски благоприятных обстоятельствах способны творить чудеса. Это и есть истинные преимущества демократии» А. де Токвиль: «В демократической республике большие дела вершатся не государственной администрацией, а без нее и помимо нее. Демократия – это не самая искусная форма правления, но только она подчас может вызвать в обществе бурное движение, придать ему энергию и исполинские силы, неизвестные при других формах правления. И эти движения, энергия и силы при мало-мальски благоприятных обстоятельствах способны творить чудеса. Это и есть истинные преимущества демократии» Аристотель: «Ясно, что государство при постоянно усиливающемся единстве перестанет быть государством. Ведь по своей природе государство представляется неким множеством. Если же оно стремится к единству, то в таком случае из государства образуется семья, а из семьи – отдельный человек: семья, как всякий согласится, отличается большим единством, нежели государство, а один человек, нежели семья. Таким образом, если бы кто-нибудь и оказался в состоянии осуществить это, то все же этого не следовало бы делать, так как он тогда уничтожил бы государство» Аристотель: «Ясно, что государство при постоянно усиливающемся единстве перестанет быть государством. Ведь по своей природе государство представляется неким множеством. Если же оно стремится к единству, то в таком случае из государства образуется семья, а из семьи – отдельный человек: семья, как всякий согласится, отличается большим единством, нежели государство, а один человек, нежели семья. Таким образом, если бы кто-нибудь и оказался в состоянии осуществить это, то все же этого не следовало бы делать, так как он тогда уничтожил бы государство» Суть и ценность демократической идеи – в институализации разнообразия. Столкновение мнений, позиций, даже мировоззрений питает энергию развития. Суть и ценность демократической идеи – в институализации разнообразия. Столкновение мнений, позиций, даже мировоззрений питает энергию развития.

13 Институциональные признаки демократического государства Народный суверенитет (даже в конституционных монархиях): Народный суверенитет (даже в конституционных монархиях): Осуществление власти народом посредством прямых и представительных форм (выборы, референдум и т.п.). Осуществление власти народом посредством прямых и представительных форм (выборы, референдум и т.п.). Наличие представительного органа (парламента). Наличие представительного органа (парламента). Равноправие граждан. Равноправие граждан. Личная, духовная, политическая, экономическая и творческая свобода. Личная, духовная, политическая, экономическая и творческая свобода. Идейное и политическое многообразие (плюрализм): Идейное и политическое многообразие (плюрализм): Политическая конкуренция. Политическая конкуренция. Гарантии оппозиционной деятельности. Гарантии оппозиционной деятельности. Недопустимость монопольного обладания властью: Недопустимость монопольного обладания властью: Разделение властей. Разделение властей. Система сдержек и противовесов (баланс властных прерогатив). Система сдержек и противовесов (баланс властных прерогатив). Отсутствие хотя бы одного из этих признаков свидетельствует о дефектности демократии

14 Суверенитет народа «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст.3) «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст.3) Это означает, что: Это означает, что: 1) народ ни с кем не делит свою власть; 2) воля народа не требует чьего–либо утверждения или подтверждения; 3) народ осуществляет свою власть самостоятельно и независимо от каких-либо внешних или внутренних сил; 4) все органы, осуществляющие публично-властные функции (государство в узком смысле слова) получают легитимность только благодаря волеизъявлению народа (прямому или косвенному); 5) органы публичной власти прямо или косвенно подконтрольны народу.

15 Проявления суверенитета народа Прямая (непосредственная) демократия Прямая (непосредственная) демократия Императивные формы Выборы Выборы Референдум Референдум Диспозитивные формы Обсуждение законопроектов Обсуждение законопроектов Народная правотворческая инициатива (на местном уровне) Народная правотворческая инициатива (на местном уровне) Сход, собрание, конференция (на местном уровне) Сход, собрание, конференция (на местном уровне) Представительная демократия Представительная демократия

16 Равноправие граждан Статья 19 «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

17 Свобода Свобода, в конституционно-правовом значении этого понятия, есть возможность каждого человека беспрепятственно действовать (индивидуально или совместно) для достижения личных или общественно значимых целей, высказывать свои мнения и иными способами реализовывать свою волю, если это не нарушает права и свободы других людей и не противоречит иным правовым принципам и нормам данного государства. Свобода, в конституционно-правовом значении этого понятия, есть возможность каждого человека беспрепятственно действовать (индивидуально или совместно) для достижения личных или общественно значимых целей, высказывать свои мнения и иными способами реализовывать свою волю, если это не нарушает права и свободы других людей и не противоречит иным правовым принципам и нормам данного государства. Весь вопрос – каковы эти нормы!

18 Идейное и политическое многообразие 1. 1.Недопустимость государственной или обязательной идеологии Многопартийность Равенство прав общественных объединений Пределы плюрализма.

19 Политическая конкуренция Карл Поппер ( ) : «De facto существуют лишь две формы государственного устройства: та, при которой возможна бескровная смена правительства посредством проведения выборов, и та, где это невозможно. Обычно первая форма зовется демократией, а вторая диктатурой или тиранией»

20 Недопустимость монопольного обладания властью Разделение властей. Разделение властей. Система сдержек и противовесов (баланс властных прерогатив). Система сдержек и противовесов (баланс властных прерогатив).

21 Разделение властей Смысл – ограничение государственной власти Смысл – ограничение государственной власти Дж.Локк – главенствует законодательная власть Дж.Локк – главенствует законодательная власть Ш. де Монтескье – равновесие Ш. де Монтескье – равновесие

22 Содержание идеи разделения властей Разграничение функций и ответственности Разграничение функций и ответственности Самостоятельность органов власти Самостоятельность органов власти Собственная компетенция Собственная компетенция

23 Система сдержек и противовесов checks and balances *** Система конституционных полномочий, имеющая целью не позволить ни одному из публичных институтов добиться доминирования в государстве

24 Демократическое государство (определение): Государство, в котором высшее (суверенное) право определять политику (направления политики), выносить политическую оценку власти и в соответствии с этой оценкой мирно менять представителей власти принадлежит народу и осуществляется народом.

25 Конец лекции 1.

26 Лекция 2

27 Почему марксистская юридическая доктрина отрицает правовое государство «Вопрос о соотношении политической власти, государства, с одной стороны, и буржуазного права – с другой, пользуется неизменным вниманием буржуазной науки. Основная концепция данной проблемы сводится к так называемому «правовому государству», или «господству права» над государством (кроме нее имеют хождение и некоторые «этатистские» теории примата государства над правом). Мысль о том, что право, понимаемое или как надклассовая норма долженствования, или как абстрактная всеобщая справедливость, или как «естественные» права человека, господствует над государством, над политической властью, связывает и ограничивает ее, в существе своем есть прикрытие классовой диктатуры» (Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Исторические типы государства и права. М., 1971).

28 Правовое государство – категория естественно-правовой концепции Право > Закон «Диктатура закона» и правовое государство

29 Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1594 (2007) «Принцип Rule of Law» «Парламентская Ассамблея обращает внимание на тот факт, что в некоторых молодых демократических государствах Восточной Европы юристы в основном склоняются к пониманию термина "Rule of Law" как "supremacy of statute law", т.е. верховенство закона. Однако термин "Rule of Law" следует переводить на русский язык как верховенство права, так как правильным переводом термина "Rule of Law" на французский язык является "preeminence du droit", а не "preeminence de la loi" (аналогичным образом термины "recht" и "droit" в выражениях Rechtsstaat/Etat de droit следует переводить на русский язык как право). Перевод термина "Rule of Law" как верховенство закона вызывает серьезную озабоченность, поскольку в некоторых этих странах все еще присутствуют, несмотря на верховенство права, определенные традиции тоталитарного государства, как в теории, так и на практике. Такая формалистическая интерпретация терминов "Rule of Law" и "Etat de droit", а также "Rechtsstaat" противоречит сути как понятия "Rule of Law", так и понятия "preeminence du droit". Несомненно, в этих случаях имеют место недопустимая непоследовательность и нечеткость при переводе юридических терминов на языки государств-членов».

30 На каком месте стоит «правовое государство» в Конституции РФ? «…демократическое федеративное правовое государство» (ст.1 Конституции РФ) «…демократическое федеративное правовое государство» (ст.1 Конституции РФ) Ср.: «Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе настоящего Основного закона» (ст.28 Основного закона ФРГ) Ср.: «Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе настоящего Основного закона» (ст.28 Основного закона ФРГ)

31 Проявления правового государства в конституционном праве России Первое проявление – принцип верховенства Конституции как концентрированного выражения права: а) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ст.4); а) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ст.4); б) законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст.15); б) законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст.15); в) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст.15); в) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст.15); г) органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.15); г) органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.15); д) Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации (ст.125): д) Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации (ст.125): федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

32 Проявления правового государства в конституционном праве России Второе проявление – приоритет прав и свобод человека и гражданина: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст.2). «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст.2). Приверженность концепции естественных прав. В ст.15 провозглашается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Приверженность концепции естественных прав. В ст.15 провозглашается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Ст.17: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Ст.17: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Ст. 18: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Ст. 18: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

33 Проявления правового государства в конституционном праве России Третье проявление – установление условий, при которых допускается вмешательство в осуществление прав и свобод личности и их ограничение: Во-первых, это находит отражение в принципе равенства прав и свобод и запрете ограничивать права и свободы по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст.19). Во-вторых, при закреплении прав, которые обычно называются личными (неприкосновенность личности, жилища, тайна коммуникаций и т.д.), Конституция говорит, что они могут быть ограничены на основании судебного решения (ст.22–25). В-третьих, Конституция допускает ограничения прав и свобод только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55). В-четвертых, Конституцией РФ предусмотрена возможность ограничения некоторых (в основном, политических) прав и свобод в период действия особых правовых режимов – чрезвычайного или военного положения. Но сами эти режимы регулируются законодательно. Конституция также гарантирует, что некоторые права и свободы не подлежат ограничению даже в период действия особого режима.

34 Проявления правового государства в конституционном праве России Четвертое проявление – доступная судебная защита прав и свобод: гарантии судебной защиты вплоть до права на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст.46); гарантии судебной защиты вплоть до права на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст.46); право на законного судью (ст.47); право на законного судью (ст.47); право на квалифицированную (в т.ч. бесплатную) юридическую помощь (ст.48). право на квалифицированную (в т.ч. бесплатную) юридическую помощь (ст.48).

35 Проявления правового государства в конституционном праве России : Пятое проявление – принципы и правила правосудия, гарантирующие справедливую судебную защиту: презумпция невиновности (ст.49); принцип «ne bis in idem» (ст.50) (нельзя дважды судить за одно и то же); право не свидетельствовать против себя и своих родственников (ст.51); право на пересмотр приговора, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50); недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением закона (ст.50); принцип недопустимости обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст.54); принцип отсутствия ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст.54); состязательность и равноправие сторон как принципы судопроизводства (ст.123); открытое разбирательство дел во всех судах как общее правило (ст.123); недопустимость заочного разбирательства как общее правило (ст.123).

36 Проявления правового государства в конституционном праве России Шестое проявление – независимый суд: (ч.1 «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ч.1 ст.120). гарантии независимости: несменяемость судей (ст.121); неприкосновенность (ст.122).

37 Правовое государство (определение): Государство, в котором в котором обеспечено безусловное подчинение всех (государственной власти и граждан) правовым установлениям, т.е. приоритет права перед политической, экономической и иной целесообразностью (верховенство права).

38 Понимание и апелляция к принципам правового государства в решениях КС РФ О органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом – от 31 июля 1995 г. 10-П; О органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом – от 31 июля 1995 г. 10-П; Конституция РФ, основываясь на принципах правового государства, провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью – от 2 февраля 1996 г. 4-П; Конституция РФ, основываясь на принципах правового государства, провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью – от 2 февраля 1996 г. 4-П; с принципом правового государства не согласуется произвол государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и нарушение равенства прав граждан перед законом – от 8 октября 1997 г. 13-П; с принципом правового государства не согласуется произвол государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и нарушение равенства прав граждан перед законом – от 8 октября 1997 г. 13-П; возможность обжалования судебного решения и его пересмотра в вышестоящей инстанции является одним из общепризнанных принципов организации судебной системы и осуществления правосудия в правовом государстве – от 3 февраля 1998 г. 5-П; возможность обжалования судебного решения и его пересмотра в вышестоящей инстанции является одним из общепризнанных принципов организации судебной системы и осуществления правосудия в правовом государстве – от 3 февраля 1998 г. 5-П; гуманность закона есть один из признаков правового государства – от 12 мая 1998 г. 14-П; гуманность закона есть один из признаков правового государства – от 12 мая 1998 г. 14-П;

39 Понимание и апелляция к принципам правового государства в решениях КС РФ принципу правового государства противоречит ответственность налогоплательщика за совершение им действий, правомерных и обязательных в силу императивных публично-правовых норм – от 12 октября 1998 г. 24-П; принципу правового государства противоречит ответственность налогоплательщика за совершение им действий, правомерных и обязательных в силу императивных публично-правовых норм – от 12 октября 1998 г. 24-П; меры юридической ответственности должны быть соразмерны деянию, с которым закон связывает их применение, и не должны приводить к неправомерному ограничению прав и свобод граждан – от 25 апреля 2000 г. 7-П; меры юридической ответственности должны быть соразмерны деянию, с которым закон связывает их применение, и не должны приводить к неправомерному ограничению прав и свобод граждан – от 25 апреля 2000 г. 7-П; законодателю надлежит, исходя из принципов правового государства, регламентировать условия перехода права собственности, в частности его утраты, на основе юридического равенства и справедливости – от 16 мая 2000 г. 8-П; законодателю надлежит, исходя из принципов правового государства, регламентировать условия перехода права собственности, в частности его утраты, на основе юридического равенства и справедливости – от 16 мая 2000 г. 8-П; принцип правового государства возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод – от 25 апреля 2001 г. 6-П; принцип правового государства возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод – от 25 апреля 2001 г. 6-П; материально-правовые и процедурные правила должны быть согласованы с конституционными основами правового государства, включая приоритет и непосредственное действие Конституции РФ, разделение властей, запрет произвола, требования соразмерности и связанность органов государственной власти, в том числе судей, законом; ответственность государства за неправомерные, в том числе ошибочные, действия государственных органов – от 5 июля 2001 г. 11-П; материально-правовые и процедурные правила должны быть согласованы с конституционными основами правового государства, включая приоритет и непосредственное действие Конституции РФ, разделение властей, запрет произвола, требования соразмерности и связанность органов государственной власти, в том числе судей, законом; ответственность государства за неправомерные, в том числе ошибочные, действия государственных органов – от 5 июля 2001 г. 11-П;

40 Понимание и апелляция к принципам правового государства в решениях КС РФ фундаментальными принципами юстиции в правовом государстве являются: правосудие осуществляется только судом; только суд может разрешать дела, связанные с применением мер уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, причем на основе принципа равенства всех перед законом и судом – от 12 апреля 2002 г. 9-П; фундаментальными принципами юстиции в правовом государстве являются: правосудие осуществляется только судом; только суд может разрешать дела, связанные с применением мер уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, причем на основе принципа равенства всех перед законом и судом – от 12 апреля 2002 г. 9-П; в правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием – от 17 июля 2002 г. 13-П; в правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием – от 17 июля 2002 г. 13-П; правовое государство может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Государство обязано соблюдать и защищать не только права и свободы граждан, непосредственно закрепленные Конституцией, но и производные от них другие права и их гарантии, приобретаемые на основании федерального закона – от 21 ноября 2002 г. 15-П; правовое государство может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Государство обязано соблюдать и защищать не только права и свободы граждан, непосредственно закрепленные Конституцией, но и производные от них другие права и их гарантии, приобретаемые на основании федерального закона – от 21 ноября 2002 г. 15-П;

41 Понимание и апелляция к принципам правового государства в решениях КС РФ законодатель обязан соблюдать признаваемые Российской Федерацией как правовым государством такие общие принципы юридической, в том числе уголовно-правовой, ответственности, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм; "nullum crimen, nulla poena, sine lege"; наказание должно быть справедливым, соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, предусматриваться Уголовным кодексом РФ, назначаться судом и исполняться на основании вступившего в законную силу приговора – от 27 февраля 2003 г. 1-П; законодатель обязан соблюдать признаваемые Российской Федерацией как правовым государством такие общие принципы юридической, в том числе уголовно-правовой, ответственности, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм; "nullum crimen, nulla poena, sine lege"; наказание должно быть справедливым, соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, предусматриваться Уголовным кодексом РФ, назначаться судом и исполняться на основании вступившего в законную силу приговора – от 27 февраля 2003 г. 1-П; конституционный принцип правового государства возлагает на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, что предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод. Правосудие как важнейший элемент данного правопорядка по самой своей сути является таковым, если обеспечивает справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах – от 14 июля 2005 г. 8–П; конституционный принцип правового государства возлагает на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, что предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод. Правосудие как важнейший элемент данного правопорядка по самой своей сути является таковым, если обеспечивает справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах – от 14 июля 2005 г. 8–П;

42 Понимание и апелляция к принципам правового государства в решениях КС РФ Российская Федерация как правовое государство обязана создать эффективную систему гарантирования защиты прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия. Неотъемлемым элементом нормативного содержания права на судебную защиту, имеющего универсальный характер, является правомочие заинтересованных лиц, в том числе не привлеченных к участию в деле, на обращение в суд за защитой своих прав и свобод, нарушенных неправосудным судебным решением – от 20 февраля 2006 г. 1-П; Российская Федерация как правовое государство обязана создать эффективную систему гарантирования защиты прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия. Неотъемлемым элементом нормативного содержания права на судебную защиту, имеющего универсальный характер, является правомочие заинтересованных лиц, в том числе не привлеченных к участию в деле, на обращение в суд за защитой своих прав и свобод, нарушенных неправосудным судебным решением – от 20 февраля 2006 г. 1-П; провозглашая Российскую Федерацию правовым государством, в котором права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью и обеспечиваются правосудием, Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и, следовательно, верховенство по отношению к федеральным конституционным и федеральным законам, не допускает существование нормативных правовых актов, соответствие которых Конституции РФ не подлежит судебной проверке в порядке предусмотренных ею видов судопроизводства – от 21 марта 2007 г. 3-П. провозглашая Российскую Федерацию правовым государством, в котором права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью и обеспечиваются правосудием, Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и, следовательно, верховенство по отношению к федеральным конституционным и федеральным законам, не допускает существование нормативных правовых актов, соответствие которых Конституции РФ не подлежит судебной проверке в порядке предусмотренных ею видов судопроизводства – от 21 марта 2007 г. 3-П. принцип правового государства диктует для законодателя запрет устанавливать регулирование таким образом, чтобы провоцировать законопослушных граждан на сокрытие получаемых доходов и занижение облагаемой базы – от 23 декабря 1999 г. 18– П; принцип правового государства диктует для законодателя запрет устанавливать регулирование таким образом, чтобы провоцировать законопослушных граждан на сокрытие получаемых доходов и занижение облагаемой базы – от 23 декабря 1999 г. 18– П; формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым – к нарушению принципа юридического равенства – от 28 марта 2000 г. 5–П; формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым – к нарушению принципа юридического равенства – от 28 марта 2000 г. 5–П;

43 Понимание и апелляция к принципам правового государства в решениях КС РФ принимаемые законы о налогах должны быть конкретными и понятными. Неопределенность норм налогового законодательства может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан перед законом – от 30 января 2001 г. 2–П (то же самое в постановлении от 20 февраля 2001 г. 3–П); принимаемые законы о налогах должны быть конкретными и понятными. Неопределенность норм налогового законодательства может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан перед законом – от 30 января 2001 г. 2–П (то же самое в постановлении от 20 февраля 2001 г. 3–П); недопустимо в условиях правового государства регулировать основные права и свободы либо придавать иной смысл подзаконными актами Правительства РФ и, тем более, актами ведомств – от 22 ноября 2001 г. 15–П; недопустимо в условиях правового государства регулировать основные права и свободы либо придавать иной смысл подзаконными актами Правительства РФ и, тем более, актами ведомств – от 22 ноября 2001 г. 15–П; принцип соразмерности (пропорциональности) обусловленный природой правового государства. Исходя из этого принципа суды должны находить адекватные формы и способы защиты пассивного и активного избирательного права и не могут, признавая незаконным отказ в регистрации лица кандидатом, ограничиваться одной только констатацией нарушения избирательных прав – от 15 января 2002 г. 1–П; принцип соразмерности (пропорциональности) обусловленный природой правового государства. Исходя из этого принципа суды должны находить адекватные формы и способы защиты пассивного и активного избирательного права и не могут, признавая незаконным отказ в регистрации лица кандидатом, ограничиваться одной только констатацией нарушения избирательных прав – от 15 января 2002 г. 1–П; в правовом государстве общепризнан принцип, согласно которому депутат не несет ответственности за действия по осуществлению мандата, в том числе по истечении срока полномочий – от 12 апреля 2002 г. 9–П; в правовом государстве общепризнан принцип, согласно которому депутат не несет ответственности за действия по осуществлению мандата, в том числе по истечении срока полномочий – от 12 апреля 2002 г. 9–П; отказ нижестоящего прокурора от обвинения может быть отменен вышестоящим прокурором, если он установит, что публичные интересы не были обеспечены в уголовном судопроизводстве. В противном случае решение нижестоящего прокурора превращалось бы в окончательное решение, которое, вопреки принципам правового государства, не может быть исправлено ни в рамках централизованной системы органов прокуратуры, ни судом – от 8 декабря 2003 г. 18–П; отказ нижестоящего прокурора от обвинения может быть отменен вышестоящим прокурором, если он установит, что публичные интересы не были обеспечены в уголовном судопроизводстве. В противном случае решение нижестоящего прокурора превращалось бы в окончательное решение, которое, вопреки принципам правового государства, не может быть исправлено ни в рамках централизованной системы органов прокуратуры, ни судом – от 8 декабря 2003 г. 18–П;

44 Понимание и апелляция к принципам правового государства в решениях КС РФ закон о федеральном бюджете представляет собой законодательный акт особого рода. Поэтому, исходя из его природы и предназначения в правовом государстве, в него включаются на основе принципов сбалансированности, достоверности и реальности предписания, касающиеся доходов и расходов Российской Федерации и относящиеся к периоду, на который принимается данный закон. Такой закон не может устанавливать положения, не связанные с государственными доходами и расходами – от 23 апреля 2004 г. 9–П; закон о федеральном бюджете представляет собой законодательный акт особого рода. Поэтому, исходя из его природы и предназначения в правовом государстве, в него включаются на основе принципов сбалансированности, достоверности и реальности предписания, касающиеся доходов и расходов Российской Федерации и относящиеся к периоду, на который принимается данный закон. Такой закон не может устанавливать положения, не связанные с государственными доходами и расходами – от 23 апреля 2004 г. 9–П; превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства – от 16 июля 2004 г. 14–П; превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства – от 16 июля 2004 г. 14–П; увольнение за совершение виновных действий (бездействие) не может осуществляться без указания конкретных фактов, свидетельствующих о неправомерном поведении руководителя, его вине, без соблюдения установленного законом порядка применения данной меры ответственности, что в случае возникновения спора подлежит судебной проверке. Иное вступало бы в противоречие с общими принципами юридической ответственности в правовом государстве – от 15 марта 2005 г. 3–П; увольнение за совершение виновных действий (бездействие) не может осуществляться без указания конкретных фактов, свидетельствующих о неправомерном поведении руководителя, его вине, без соблюдения установленного законом порядка применения данной меры ответственности, что в случае возникновения спора подлежит судебной проверке. Иное вступало бы в противоречие с общими принципами юридической ответственности в правовом государстве – от 15 марта 2005 г. 3–П; из конституционных принципов правового государства вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования – от 14 июля 2005 г. 8-П; из конституционных принципов правового государства вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования – от 14 июля 2005 г. 8-П; в правовом государстве недопустимо произвольное усмотрение органов исполнительной власти в сфере реализации жилищных прав – от 5 апреля 2007 г. 5-П. в правовом государстве недопустимо произвольное усмотрение органов исполнительной власти в сфере реализации жилищных прав – от 5 апреля 2007 г. 5-П.

45 Конец лекции 2

46 Лекция 3

47 Основы конституционного строя, отражающие важнейшие характеристики российского государства республиканская форма правления; федеративный характер государства; государственный суверенитет и единство государства; социальный характер государства; светский характер государства.

48 Республиканская форма правления Понимание формы правления в XVI-XVIII вв. Понимание формы правления в XVI-XVIII вв. Ж. Боден ( ), Т. Гоббс ( ), Дж. Локк ( ), Б. Спиноза ( ), Ш. Монтескье ( ), Ж.-Ж. Руссо ( ) 1. Монархия 2. Аристократия (у Локка – олигархия) 3. Демократия

49 Федеративное государство (определение): Государство, части которого (субъекты федерации) образуют союз, основанный на принципах самостоятельности каждого из субъектов федерации в вопросах своего ведения, разграничения компетенции при сохранении государственной целостности и общих принципов организации власти.

50 Гарантии самостоятельности субъектов Российской Федерации Разграничение предметов ведения и полномочий (компетенции) между Федерацией и ее субъектами; Разграничение предметов ведения и полномочий (компетенции) между Федерацией и ее субъектами; Полнота государственной власти, осуществляемой субъектами РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения; Полнота государственной власти, осуществляемой субъектами РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения; Равноправие субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; Равноправие субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; Возможность изменения границ между субъектами РФ только с их взаимного согласия; Возможность изменения границ между субъектами РФ только с их взаимного согласия; Право республик в составе Российской Федерации устанавливать свои государственные языки наряду с государственным языком Российской Федерации Право республик в составе Российской Федерации устанавливать свои государственные языки наряду с государственным языком Российской Федерации

51 Гарантии целостности Российской Федерации Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию Недопустимость суверенитета субъектов РФ Недопустимость суверенитета субъектов РФ Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации Отнесение федеративного устройства и территории Российской Федерации к исключительному федеральному ведению Отнесение федеративного устройства и территории Российской Федерации к исключительному федеральному ведению Прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральных законов Прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральных законов Запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких- либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств Запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких- либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств Определение Центрального банка РФ как исключительно единственного в Российской Федерации центра денежной эмиссии и запрет введения и эмиссии других денег на территории Российской Федерации Определение Центрального банка РФ как исключительно единственного в Российской Федерации центра денежной эмиссии и запрет введения и эмиссии других денег на территории Российской Федерации Единая система исполнительной власти по некоторым вопросам Единая система исполнительной власти по некоторым вопросам

52 Социальное государство Понятие возникло в 1850-х годах в Германии (Лоренц фон Штайн) Понятие возникло в 1850-х годах в Германии (Лоренц фон Штайн) Синонимом понятия является «государство всеобщего благосостояния/благоденствия» Синонимом понятия является «государство всеобщего благосостояния/благоденствия» Антипод концепции «государство – ночной сторож» Антипод концепции «государство – ночной сторож»

53 Л. фон Штайн о социальном государстве Обязанность государства «способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве» Обязанность государства «способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве»

54 Л. фон Штайн о социальном государстве Первый путь Первый путь – это путь организации труда: государство, становясь предпринимателем, передает создаваемую рабочими прибыль самим рабочим. Второй путь – организация кредита, когда государство безвозмездно дает каждому рабочему капитал, соразмерный его рабочей силе. Третий путь – это путь социальной реформы, то есть создание такого государственного устройства и таких установлений, которые позволили бы труду самому вести к приобретению собственности. Этот путь и превращает государство в социальное, то есть обеспечивающее каждому человеку условия благосостояния. Под этими условиями Л. фон Штайн понимает не духовное или материальное богатство как таковое, а живое и свободное межклассовое движение, которое делает это богатство достижимым для каждого человека. Этот путь и превращает государство в социальное, то есть обеспечивающее каждому человеку условия благосостояния. Под этими условиями Л. фон Штайн понимает не духовное или материальное богатство как таковое, а живое и свободное межклассовое движение, которое делает это богатство достижимым для каждого человека.

55 Социальное государство (определение): Государство, проводящее политику, обеспечивающую условия для достойного существования путем свободного развития человека или путем прямого вспомоществования.

56 Проявления социального государства по Конституции РФ Проведение политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Проведение политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Охрана труда и здоровья людей Охрана труда и здоровья людей Гарантированный минимальный размер оплаты труда Гарантированный минимальный размер оплаты труда Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан Развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты Развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты

57 Светское государство (определение): Государство, гарантирующее свободу совести и в этих целях гарантирующее соблюдение принципа отделения религиозных организаций от государства и равенство их прав.

58 Светское государство Является ли отсутствие общеобязательной или государственной религии необходимым признаком светского государства? Является ли отсутствие общеобязательной или государственной религии необходимым признаком светского государства?

59 Свобода совести Право: исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения свободно действовать в соответствии с ними

60 Проявления светской государственности в России Государство: не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и вероисповедания; не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных и муниципальных органов; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных и муниципальных органов; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Закону о свободе совести; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Закону о свободе совести; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; не допускает сопровождать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления публичными религиозными обрядами и церемониями; не допускает сопровождать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления публичными религиозными обрядами и церемониями; запрещает должностным лицам органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащим использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии запрещает должностным лицам органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащим использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии

61 Проблемные точки Светская государственность не означает государственного атеизма и воинствующего секуляризма Светская государственность не означает государственного атеизма и воинствующего секуляризма Вне определенной этической основы невозможно право Вне определенной этической основы невозможно право Необходим баланс между светским характером государства и уважением к религиозным чувствам Необходим баланс между светским характером государства и уважением к религиозным чувствам

62 Рыночная (конкурентная) экономика Равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности Равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств Поддержка конкуренции Поддержка конкуренции Свобода экономической деятельности Свобода экономической деятельности

63 Открытый характер государства «Мы, многонациональный народ Российской Федерации,[…] сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». «Мы, многонациональный народ Российской Федерации,[…] сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

64 Гражданское общество (определение) Общество, в котором индивид способен свободно (добровольно, без санкции государства) вступать в ассоциации с другими индивидами для реализации своей социальной, экономической и политической активности

65 Гражданское общество (структура) Общественные объединения: общественная организация; общественная организация; общественное движение; общественное движение; общественный фонд; общественный фонд; общественное учреждение; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; орган общественной самодеятельности; политическая партия; политическая партия; национально-культурная автономия национально-культурная автономия

66 Гражданское общество Гражданское общество (структура в гражданско-правовом смысле) Некоммерческие организации (организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками): общественные и религиозные объединения, имеющие юридическое лицо; общественные и религиозные объединения, имеющие юридическое лицо; фонды; фонды; государственные корпорации; государственные корпорации; некоммерческие партнерства; некоммерческие партнерства; частные учреждения; частные учреждения; потребительские кооперации; потребительские кооперации; автономные некоммерческие организации; автономные некоммерческие организации; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

67 Спасибо за внимание!