Государственный университет Высшая Школа Экономики Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального Общественного Фонда «Деловая перспектива»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект «Развитие малого и среднего предпринимательства» Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года 18 мая 2009 года.
Advertisements

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Малое и среднее предпринимательство в России Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального.
Малый и средний бизнес Томской области. 2 Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства ( 209-ФЗ от ) численность -
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 1 Эффективность новых форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном.
О РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЮДЖЕТА ГОРОДА НА ГОДЫ.
ТЕРРИТОРИЯ БИЗНЕСА ФОРУМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. Государственная поддержка малого бизнеса.
Сплошное наблюдение субъектов малого и среднего предпринимательства 2011г.
1 КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ О мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Слайд 1 Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства.
1 «Развитие молодежного предпринимательства в Томской области»
Сплошное наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Презентация к докладу председателя Комитета промышленной политики и развития предпринимательства Матафонова Михаила Энгельсовича по стратегическому проекту.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ»
Презентация подготовлена Центром развития предпринимательства Московской области.
Заказчик: Министерство Экономического Развития и Торговли РФ Разработка: ООО «Дигитал Зон» Формирование единой информационной системы поддержки и развития.
Банк и малый бизнес – меняем стереотипы СМОЛЕНСК РЯЗАНЬ КАЛУГА ТУЛА ТВЕРЬ БРЯНСК МОСКВА.
Жукова Светлана Леонидовна Законодательная Дума Хабаровского края, Россия.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
Транксрипт:

Государственный университет Высшая Школа Экономики Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального Общественного Фонда «Деловая перспектива» Ст. преподаватель кафедры «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти» Москва, 04 октября 2010 г. Малое и среднее предпринимательство в России

МСП на 1 января 2010 года В Российской Федерации на 1 января 2010 года действуют: 1,6 млн. юридических лиц; 1,6 млн. юридических лиц; 4,0 млн. индивидуальных предпринимателей; 4,0 млн. индивидуальных предпринимателей; Сферы деятельности 41% - торговля; 41% - торговля; 18% - услуги; 18% - услуги; 12% - строительство; 12% - строительство; 10,5%- обрабатывающее производство; 10,5%- обрабатывающее производство; 0,75% - сфера науки, научных исследований. 0,75% - сфера науки, научных исследований. Рост числа малых предприятий в 2009 г. – 9,1% Рост числа малых предприятий в 2009 г. – 9,1% Общее количество занятых – около 9,8 млн. человек Общее количество занятых – около 9,8 млн. человек Оборот малых предприятий – 13,5 трлн. руб. Оборот малых предприятий – 13,5 трлн. руб. Доля МСП: 21% в структуре ВВП. Доля МСП: 21% в структуре ВВП. Доля инновационного МСП около 1%.

Структура МСП Малый бизнес (МБ)МБ +Индивидуальные предприниматели 41% 11% 12% 3% 2% 17%

Конкурентоспособность и развитие МСП Положение России в рейтинге Всемирного экономического форума по индексу глобальной конкурентоспособности (всего 133 государства): Положение России в рейтинге Всемирного экономического форума по индексу глобальной конкурентоспособности (всего 133 государства): 2002 год – 64 место 2006 год – 62 место 2007 год – 57 место 2008 год – 51 место 2009 год – 63 место (опустилась) В рейтинге стран БРИК в 2009 году Россия заняла четвертое место (Бразилия – 56 место, Индия - 49, Китай- 29). В рейтинге стран БРИК в 2009 году Россия заняла четвертое место (Бразилия – 56 место, Индия - 49, Китай- 29). В индексе IMD (International Institute for Management Development) Россия заняла следующие места (всего 57 государств): В индексе IMD (International Institute for Management Development) Россия заняла следующие места (всего 57 государств): 2006 год – 55 место 2007 год – 43 место 2008 год – 47 место 2009 год – 49 место

Критерии МСП Федеральный закон «О развитии МСП в Российской Федерации» от г. 209-ФЗ: КРИТЕРИИ: Микропредприятия – не более 15 человек Микропредприятия – не более 15 человек Малые предприятия – от 16 до 100 человек Малые предприятия – от 16 до 100 человек Средние предприятия – от 101 до 250 человек Средние предприятия – от 101 до 250 человек Ограничения по обороту (установлены Постановлением Правительства РФ от ): Ограничения по обороту (установлены Постановлением Правительства РФ от ): –микропредприятия - 60 млн. рублей; –малые предприятия млн. рублей; –средние предприятия млн. рублей.

Ключевые аспекты госрегулирования предпринимательской деятельности 1) Начало осуществления предпринимательской деятельности. 2) Государственный контроль (надзор). 3) Налогообложение субъектов малого предпринимательства. 4) Доступность финансовых услуг. 5) Развитие конкуренции. 6) Доступ к государственному (муниципальному) имуществу. 7) Доступ к государственным/муниципальным заказам 8) Лицензирование отдельных видов деятельности 9) Обязательное подтверждение соответствия (сертификация. Декларирование).

Издержки МСП (данные мониторинга ОПОРЫ РОССИИ и ВЦИОМ) В 2005 г. 8,5% от выручки В 2005 г. 8,5% от выручки В 2006 г. 9,6% В 2006 г. 9,6% В 2007 г. 6% В 2007 г. 6% В 2008 г. 8% В 2008 г. 8% В 2009 г. 6%(отмечено снижение издержек) В 2009 г. 6%(отмечено снижение издержек) Основные источники издержек: Административные барьеры и коррупция Административные барьеры и коррупция расходы на приобретение контрольно-кассовой техники (ККТ) (проблема решена для плательщиков ЕНВД) расходы на приобретение контрольно-кассовой техники (ККТ) (проблема решена для плательщиков ЕНВД) Правоохранительные органы Правоохранительные органы Принуждение к повышению размера заработной платы и др. Принуждение к повышению размера заработной платы и др.

Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности Совершенствование институциональной среды Совершенствование институциональной среды – Устранение избыточных административных ограничений; – Совершенствование контрольно-надзорой сферы – Обеспечение доступа к объектам инфраструктуры. – Обеспечение недискриминационного доступа к ресурсам субъектов естественных монополий; – Антикоррупционная политика. Доступ к финансовым ресурсам. Доступ к финансовым ресурсам. Совершенствование налогообложения малого предпринимательства. Совершенствование налогообложения малого предпринимательства. Доступность гос/муниципальных заказов. Доступность гос/муниципальных заказов. Поддержка предпринимательской инициативы. Поддержка предпринимательской инициативы.

Необходимые условия для развития МСП 1. Повышение эффективности защиты прав предпринимателей 2. Обеспечение участия бизнес-объединений в судебном процессе 3. Создание благоприятных условий налогообложения для ведения бизнеса 4. Закрепление персональной ответственности чиновников 5. Обеспечение материально-технической базой (создание бизнес-инкубаторов, кластеров, промпарков).

Федеральная программа поддержки МСП Средства федерального бюджета, выделенные на поддержку МП в 2008 году – 4500, 0 млн. руб. Средства федерального бюджета, выделенные на поддержку МП в 2009 году – 10500, 0 млн. руб. В 2009 году программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемой Внешнэкономбанком, расширена до 30 млрд. рублей. В 2010 году с редства федерального бюджета, выделенные на поддержку МП: 24 млрд.рублей Приоритетные мероприятия поддержки: Программы поддержки начинающих – гранты на создание бизнеса; Программы поддержки начинающих – гранты на создание бизнеса; Развитие бизнес-инкубаторов, промышленных и технопарков. Развитие бизнес-инкубаторов, промышленных и технопарков. Создание гарантийных фондов по кредитованию; Создание гарантийных фондов по кредитованию; Образовательные программы – повышение квалификации, лекции, стажировки, семинары и др.; Образовательные программы – повышение квалификации, лекции, стажировки, семинары и др.; Институты развития микрофинансирования; Институты развития микрофинансирования; Развитие малого предпринимательства в промышленности (кластеры, развитие субконтрактации); Развитие малого предпринимательства в промышленности (кластеры, развитие субконтрактации); Поддержка муниципальных программ развития МП. Поддержка муниципальных программ развития МП.

Принципы поддержки МСП через госпрограмму открытость открытость равный доступ равный доступ ответственность органов власти всех уровней за обеспечение благоприятных условий для бизнеса ответственность органов власти всех уровней за обеспечение благоприятных условий для бизнеса международное сотрудничество международное сотрудничество

Основные достижения в области поддержки МСП в России за гг. увеличен до 60 млн. рублей предельный размер доходов, ограничивающий право перехода организации на упрощенную систему налогообложения; увеличен до 60 млн. рублей предельный размер доходов, ограничивающий право перехода организации на упрощенную систему налогообложения; отменена обязанность применения контрольно-кассовой техники предпринимателями, которые уплачивают единый налог на вмененный доход; отменена обязанность применения контрольно-кассовой техники предпринимателями, которые уплачивают единый налог на вмененный доход; сокращено количество проверок малых предприятий - не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора. сокращено количество проверок малых предприятий - не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора. установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям – для подключения мощности до 15 кВт стоимость присоединения не более 5 МРОТ (550 рублей) установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям – для подключения мощности до 15 кВт стоимость присоединения не более 5 МРОТ (550 рублей) в ряде регионов установлены льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества. в ряде регионов установлены льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества.

Положительные тенденции развития МСП Принятие закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» Принятие закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» Устойчивые тенденции легализации малого бизнеса (4 года назад в «тени» находилось более 50% МП. Сейчас – примерно 30%). Устойчивые тенденции легализации малого бизнеса (4 года назад в «тени» находилось более 50% МП. Сейчас – примерно 30%). Больше малых предприятий стало обращаться в банки за кредитами. Больше малых предприятий стало обращаться в банки за кредитами. Работает Федеральная программа поддержки развития малого предпринимательства. Работает Федеральная программа поддержки развития малого предпринимательства. Разработан ряд ведомственных программ поддержки малого предпринимательства Разработан ряд ведомственных программ поддержки малого предпринимательства Создаются венчурные фонды и бизнес-инкубаторы. Создаются венчурные фонды и бизнес-инкубаторы. Сократилось число лицензируемых видов деятельности, часть из них заменяется страхованием ответственности. Сократилось число лицензируемых видов деятельности, часть из них заменяется страхованием ответственности. Созданы консультативно-совещательные органы при структурах власти всех уровней Созданы консультативно-совещательные органы при структурах власти всех уровней

Прогноз развития МСП в РФ на долгосрочную перспективу В соответствие с Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации к 2020 году должны быть достигнуты следующие показатели: В соответствие с Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации к 2020 году должны быть достигнуты следующие показатели: доля малого бизнеса в общем ВВП - 30%; доля малого бизнеса в общем ВВП - 30%; рост общего числа субъектов предпринимательской деятельности до 6 млн.; рост общего числа субъектов предпринимательской деятельности до 6 млн.; увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства до 80%; увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства до 80%; увеличение доли занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 60% населения РФ и до 30 % от числа всего занятого населения; увеличение доли занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 60% населения РФ и до 30 % от числа всего занятого населения; изменение отраслевой структуры МСП, в том числе: изменение отраслевой структуры МСП, в том числе: -сокращение относительной доли малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 20% (в 2,5 раза), без сокращения их общей численности; -рост числа предприятий, занятых в сфере здравоохранении, ЖКХ, информационных услугах, науке – до 50% (в 12 раз); -рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности – в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний).

Прогноз развития МСП в РФ на среднесрочную перспективу К целям, поставленным Правительством Российской Федерации на первом этапе инновационного развития (2008 – 2012 гг.) относятся: создание не менее 500 бизнес-инкубаторов; создание не менее 500 бизнес-инкубаторов; наличие в каждом субъекте РФ: наличие в каждом субъекте РФ: -гарантийного фонда объемом не менее 100 млн. рублей; -гарантийного фонда объемом не менее 100 млн. рублей; -муниципальной инфраструктуры микрофинансирования; -муниципальной инфраструктуры микрофинансирования; -фонда прямых инвестиций в средние компании (с количеством занятых до 250 человек). -фонда прямых инвестиций в средние компании (с количеством занятых до 250 человек).

Спасибо за внимание!