Горбатова Ю. В. НИУ ВШЭ - 2011 Онтология как проблема : трудности перевода.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 4. Проксемика. Символическая природа имиджа. С точки зрения семиотики (науки о знаках) символ представляет собой одну из разновидностей знака. Знаком.
Advertisements

Соотношение знания и веры.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Карина Истомина 9 «Б». Гипотеза: Любая теория современной науки считается единственно верной, пока не создана следующая. Невозможность доказать некоторое.
Гипотеза: Любая теория современной науки считается единственно верной, пока не создана следующая. Невозможность доказать некоторое геометрическое утверждение.
Подготовил: Сагатканов А. студент группы 248, ОМ Проверил: Молдагалиев С.Е. Средневековая схоластика: Философия Аквинского.
Что такое математика? Что такое математика? Что такое математика? Что такое математика?
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт ( гг.) «Курс позитивной философии» «Система позитивной политики» «Порядок и прогресс», «Знать, чтобы.
Изображение пространства 6 А класс Учитель : Ельшина Н. Н.
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ. Множества Для любых объектов м множество этих объектов обозначается через. Следует отметить, что объект а и множество {а} -
Курсовая работа на тему «Возможности ИКТ в управлении внеучебной деятельностью» Выполнила магистрант Н.В.Рязанова Научный руководитель проф. Н.А.Заиченко.
Каждый будущий экономист учится записывать сумму двух рациональных чисел которую можно написать следующим простым образом. Однако эта форма плоха своей.
Выполнила ученица 11 «А» класса Дарвиши Лили. Многовековой опыт развития философии убеждает, что существует центральная философская тема, вокруг которой.
Биография К. Юнга Основной вклад Структура личности Эго Индивидуальное бессознательное Комплексы Коллективное бессознательное Архетипы Типология личности.
По мере развития науки появляются новые признаки, и старые классификационные схемы оказываются недостаточными. Недостаточным оказалось традиционно принятое.
Неопозитивизм и проблема моделей Нуриева А.У.. Неопозитивизм Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм начинается с 20-х годов XX в. и продолжается.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Если свет лишен массы, а значит, и веса, то почему он не может преодолеть силы притяжения черной дыры?
Выполнил: студент Кочкин Дмитрий Барнаул Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами.
Транксрипт:

Горбатова Ю. В. НИУ ВШЭ Онтология как проблема : трудности перевода

Основной тезис Те общеизвестные « слабые места » в христианском вероучении, которые регулярно подвергаются нападкам критиков и которые современные теологи - аналитики пытаются отстоять, не могут быть не только защищены, но и верно поняты, если за основу взята не онтология вещей, а онтология положений дел.

Алвин Плантинга (1932) Теолог, представитель « новой схоластики » Использовал аппарат семантики возможных миров в теологических вопросах, как то : Доказательство бытия Бога Теодицея Всемогущество, всезнание и всеблагость Бога Основные работы : God and Other Minds (1967) The Nature of Necessity (1974) Warranted Christian Belief (2000)

Ситуация Алвин Плантинга онтология положений дел ; Схоластика онтология вещей.

Алвин Плантинга : язык философии вообще и науки в частности – универсальный язык, не претерпевающий никаких изменений и сохраняющий свой status quo в любую эпоху.

Гайденко В. П., Смирнов Г. А. мы « оказываемся в парадоксальном положении зрячих слепых : видим слова, вроде видим, что стоит за ними, и в то же время как будто пребываем в абсолютной темноте, ибо не понимаем, как можно вообще смотреть на мир такими глазами »

Предыстория Казимеж Твардовский - об аллогенической и идиогенической традициях ; Богуслав Вольневич – сравнение витгеншейтнианской и томистской онтологий

Промежуточный вывод Наивный перевод из одной онтологии ( вещей ) в другую ( положений дел ) невозможен

Мишель Фуко « Дело обстоит так, как если бы, освобождаясь частично от своих лингвистических, перцептивных, практических решеток, культура применяла бы к ним иную решетку, которая нейтрализует первые и которая, накладываясь на них, делала бы их очевидными и одновременно излишними, в следствие чего культура оказывалась бы перед лицом грубого бытия порядка. Коды языка, восприятия, практики критикуются и частично становятся недействительными во имя этого порядка. Именно на его основе, принимаемой за положительную опору, и буду выстраиваться общие теории об упорядоченности вещей и вытекающие из нее толкования »

« Внутренняя » и « внешняя онтологии » « Онтологические обязательства »: Аллогеническая или идиогеническая традиции Общая картина мира, описываемая с помощью языка : Схоластическая или аналитическая онтологии

1. Объект и инструмент рефлексии СхоластикаАналитика Мир – объект рефлексии Язык – не только инструмент, но и объект рефлексии Язык – объект и инструмент рефлексии

2. Связка язык +… СхоластикаАналитика Язык + мир Существуют вещи Мир « отодвинут » за язык Язык + положения дел Существуют положения дел

3. «Diversum est esse et id quod est» СхоластикаАналитика Язык занимается тем, что существует – вещами. Есть – субстанция. Язык занимается тем, что существует – положениями дел. Есть – объекты.

4. С чем работает язык ? СхоластикаАналитика Язык работает с тем, что существует, - с вещами. Сложность описать то, что есть ( например, Бога ) Язык работает с тем, что существует, - с положениями дел. Сложность описать то, что есть ( любой объект )

Проблемы 1. Проблема перевода. Не перевода с языка на язык, но из онтологии – в другую онтологию. 2. Проблема принципиальной возможности такого перевода, а также ( если перевод признан возможным ) о его корректности и его пределах

У. В. О. Куайн « в принципе нет языка, изолированного от остального мира, по крайней мере, как он представлен говорящим. Основные различия в языке связаны, как это ни невероятно, с различиями в способе, которым говорящий расчленяет сам мир на вещи и свойства, время и пространство, элементы, силы, души и так далее. В принципе не ясно даже то, что придает смысл тому, чтобы думать о словах и синтаксисе, как об изменяющихся от языка к языку, в то время как их содержание остается фиксированным »

Квази - Вывод 1. Таким образом, процедура перевода становится принципиально невозможной. Точнее, у нас нет никакого способа удостовериться в верности совершенного перевода. 2. Можно, конечно, как предполагает Фуко, видеть сами элементы систематизации, а не систему. Однако нет никакой гарантии, что наша система в этот момент не подсовывает нам исподволь видение тех и только тех элементов, которые хоть как - то вписываются в нее саму.

Выводы 1. Те общеизвестные « слабые места » в христианском вероучении, которые регулярно подвергаются нападкам критиков и которые Плантинга пытается отстоять, не могут быть не только защищены, но и верно поняты, если за основу взята не онтология вещей, а онтология положений дел. 2. Проблемы, поставленные в рамках одной онтологии, плохо решаются при их искусственном переносе на почву иных онтологий.

Задача Современной аналитической теологии требуется не осуществить перевод проблематики из одной онтологии в другую, а сформулировать новые « старые » вопросы и новые ответы в рамках онтологии положений дел.

Спасибо за внимание !