Майоров Алексей Николаевич Заместитель руководителя аппарата комитета Государственной Думы по образованию, доктор педагогических наук, профессор "Образовательные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Advertisements

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Майоров Алексей Николаевич доктор педагогических наук, профессор Москва апрель 2013 года.
Об изменениях в законодательстве Российской Федерации.
Брындина Ольга Николаевна, координатор по методической работе Центра развития дошкольного образования издательства «Просвещение» 1.
Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
Дошкольное образование в свете введения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
18 декабря 2013 г.. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Технология государственной аккредитации образовательной деятельности Ефимова Елена Михайловна Ефимова Елена Михайловна.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛОКАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ.
Н ОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Семинар «Проектирование образовательной программы дошкольной.
Правовое обеспечение единства образовательного пространства РФ И. В. Мануйлова заместитель председателя Комитета по образованию ГД.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Вопросы обеспечения образовательных организаций примерными основными профессиональными образовательными программами Олег Евгеньевич Пермяков, д.п.н., главный.
Изменения в системе дошкольного образования Удмуртской Республики, направленные на повышение её эффективности Республиканский семинар- совещание специалистов.
Законопроект «Об образовании»- школьное образование и обучение. Мифы и реальность.
СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Транксрипт:

Майоров Алексей Николаевич Заместитель руководителя аппарата комитета Государственной Думы по образованию, доктор педагогических наук, профессор "Образовательные стандарты: разговор не окончен" Москва 21 мая 2013 года

Утверждение: Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС) в связи с принятием федерального закона от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принятый закон) должны измениться. Вопросы: 1. Какие изменения ФГОС должны произойти? 2. Какие изменения в принятый закон целесообразны в среднесрочной перспективе? 3. Как должна измениться системы отбора содержания общего образования?

1.От опосредованного использования стандарта к стандарту прямого действия. 2.Многообразие форм получения образования и форм обучения. 3.Гибкость в сроках освоения программ: появление связи между сроками освоения, с одной стороны и формами обучения, образовательными технологиями и особенностями обучающихся (категорий) с другой. 4.Особый порядок отбора содержания образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. 5.Переход от дуальной системы изучения языков к регламентации групп языков имеющих конституционный статус 6.Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 7.Использование сетевой формы реализации образовательных программ. 8.Введение подушевых нормативов обеспеченности образовательного процесса. 9.Прямая однозначная связь стандарта с аттестацией и контрольно- надзорной деятельностью. Сюжеты принятого закона связанные с изменением ФГОС

Содержание стандарта в принятом законе не изменилась это требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Федеральные государственные образовательные стандарты

1. От опосредованного использования стандарта к стандарту прямого действия В законе «Об образовании».

1. От опосредованного использования стандарта к стандарту прямого действия В принятом законе.

Часть 5 статьи 17 говорит о том, что стандарты должны определить формы получения образования и формы обучения по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки. 2. Многообразие форм получения образования и форм обучения

Стандарт должен определить две очень важные вещи. Во- первых для каждого уровня образования можно ли его получать в организации и вне организаций, а также может ли оно быть получено в различных формах: очной, очно- заочной, заочной, семейного образования или самообразования. Но это еще не все, поскольку часть 4 статья 17 говорит о том, что допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Таким образом, возможных сочетаний может быть достаточно много. 2. Многообразие форм получения образования и форм обучения

Статья 63. Общее образование 2. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. 2. Многообразие форм получения образования и форм обучения

В принятом законе сроки получения образования определяются образовательными стандартами: «Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся ». Тюрьма и армия. 3. Гибкость в сроках освоения программ

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. 4. Особый порядок отбора содержания образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Стандарт как инструмент регламентации изучения языков в Российской Федерации. 1. «В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. 2. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами… 3. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами…». 5. Переход от дуальной системы изучения языков к регламентации групп имеющих конституционный статус.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 6. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Вопрос о том, какие должны быть требования к условиям организации образовательного процесса при дистанционном или электронном обучении еще только предстоит определить, или сказать о том, что это излишне. 6. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Определение нормативов обеспеченности. Требования к материально-техническому оснащению образовательного процесса, которое должно обеспечивать возможность: «реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; включения обучающихся в проектную и учебно- исследовательскую…» и т.д. 8. Введение подушевых нормативов обеспеченности образовательного процесса

Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы. 7. Использование сетевой формы реализации образовательных программ.

Определение нормативов обеспеченности. 2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. 8. Введение подушевых нормативов обеспеченности образовательного процесса

Статья 11 закона «Об образовании в Российской Федерации»: в части 2 «Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения ». 9. Связь стандарта с аттестацией и контрольно-надзорной деятельностью.

Часть 1 статьи 59. Итоговая аттестация «Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы». 9. Связь стандарта с аттестацией и контрольно-надзорной деятельностью.

Часть 4 статьи 59.«государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта» результаты освоения основных образовательных программ требования фгос определения соответствия 9. Связь стандарта с аттестацией и контрольно-надзорной деятельностью.

«Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования…» оценка соответствия образовательная деятельность подготовка обучающихся требования фгос 9. Связь стандарта с аттестацией и контрольно-надзорной деятельностью.

Примерная программа определяет ФГОС содержит требования к: - рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности - структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; -планируемые результаты освоения образовательной программы, - результатам освоения основных образовательных программ. - примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. - условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 9. Связь стандарта с аттестацией и контрольно-надзорной деятельностью.

стандартпрограммаизмерения требования к результатам результатыоценка результатов 9. Связь стандарта с аттестацией и контрольно-надзорной деятельностью.

СтандартПрограммаИзмерения требования к программе развития результаты программы развития оценка результатов 9. Связь стандарта с аттестацией и контрольно-надзорной деятельностью.

Стандарт в части описания результатов, должен быть написан таким языком, чтобы дать возможность определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ стандарту. 9. Связь стандарта с аттестацией и контрольно-надзорной деятельностью.

Итоговая аттестация и государственный контроль (надзор) в сфере образования В линейной модели возможна поэтапная конкретизации описания результата СтандартПримерная программаПрограмма организации 123 Владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности. Владение гимнастическими упреждениями утренней гимнастики, умение самостоятельно реализовать упражнения разминочной паузы на уроке, знание упражнений для профилактики переутомления отдельных частей тала. Умение самостоятельно реализовать комплекс упражнений утренней гимнастики. Знание и реализация упражнений для опорного аппарата, глаз, профилактики общей утомляемости. 9. Связь стандарта с аттестацией и контрольно-надзорной деятельностью.

Стандарт становится документом прямого действия и более важным для школ, нежели примерная программа; стандарт будет использован еще для целого ряда важнейших функций регулирования, стандарт должен дополнительно учитывать формы получения образования, образовательные технологии, многообразие изучения языков и т.д. Наконец обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны получить свои стандарты или особые требования.

Какие изменения в принятый закон целесообразны в среднесрочной перспективе. Примерная программа определяетФГОС содержит требования к: - рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности - структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; -планируемые результаты освоения образовательной программы, - результатам освоения основных образовательных программ. - примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. - условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

Стандарт СПО. Можно предложить рассмотреть возможность перехода на двух уровневый формат формирования документов образовательных учреждений. Для этого представляется целесообразным пересмотреть содержание стандарта, включив в него примерные учебные планы, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов. В этом случае он станет полноценным документом прямого действия, а не абстрактной отсылочной конструкцией. Какие изменения в принятый закон целесообразны в среднесрочной перспективе.

Очень хочется надеяться на то, что стандарт и программы станут более конкретными, технологичными, понятными и однозначными. Причем, не только работникам школы или ученым, но и родителям обучающихся. Это документы для всех участников образовательного процесса. Они должны стать более прогрессивным, современным, адекватным не только требованиям дня сегодняшнего, но и ближайшего будущего.

Спасибо!