Россия как федеративное государство (4 час.). Понятие и формы государственного устройства. Виды федераций. Становление и развитие России как федеративного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.С. ИГНАТОВА, ДОЦ. КАФ. КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО.
Advertisements

Конституционное(государственное) право России. Тема : «Конституционные основы государственного устройства РФ» 1. Понятие и конституционные принципы российского.
ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГ О ОБРАЗОВАНИЯ. Впервые должность главы муниципального образования была введена Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. N 1760 "О.
Тема 8 Федеративное государство (6 час.). Вопросы темы 1.Понятие и виды государственно-территориального устройства. 2.Критерии федеративного государства.
1 ТЕМА 13 Конституционно-правовые основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации 2 час.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
1 ТЕМА 12 Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации 2 час.
Тема 8 Федеративное государство (8 час.). Вопросы темы Понятие и виды государственно-территориального устройства. Критерии федеративного государства.
1 ТЕМА 5 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ВЫБОРНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Формы государственного устройства Унитарное – это единое, целостное государство, не имеющее самостоятельных.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
ТЕМА 2. Основные избирательные системы на выборах в Российской Федерации, Свердловской области.
Структура Органов местного самоуправления
1. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: правовая основа и принципы осуществления деятельности.
Участие населения в местном.самоуправлении.. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем.
Тема 6 Федеративное устройство России (4 час.). Вопросы темы Понятие и формы государственно-территориального устройства. Понятие и формы государственно-территориального.
Тема 6 Федеративное устройство России (4 час.). Вопросы темы Понятие и формы государственно-территориального устройства. Понятие и формы государственно-территориального.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
Транксрипт:

Россия как федеративное государство (4 час.)

Понятие и формы государственного устройства. Виды федераций. Становление и развитие России как федеративного государства : советский и постсоветский период. Конституционные принципы российского федерализма. Единство Российской Федерации. Территория Российской Федерации как важнейший элемент конституционного принципа единства Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Виды и конституционно - правовой статус субъектов Российской Федерации. Порядок изменения состава Федерации и статуса ее субъектов. Административно - территориальное устройство Российской Федерации. Проблемы конституционного механизма взаимоотношений Федерации и ее субъектов. Институт федерального вмешательства. Место и роль Федеративного договора, иных внутригосударственных договоров и соглашений в конституционном регулировании федеративных отношений. Вопросы темы

Конституция РФ ФЗ « Об общих принципах организации законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации » от 6 октября 1999 г ФЗ Основные источники к теме

Лекция 1

Политико - территориальная организация государства, под которой понимаются правовое положение его ( государства ) составных частей, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти Государственное устройство ( определение )

Унитарное Федеративное Конфедеративное Формы государственного устройства

Государство, которое подразделяется на административно - территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью Унитарное государство

Централизованное – назначаемые чиновники ; выборные местные органы отсутствуют либо их роль ограничена Относительно централизованное – представители центральной власти наряду с избираемыми представительными органами Децентрализованное – нет назначаемых представителей центра. Контроль осуществляется через министерства и судебные органы Виды унитарного государства

1.Автономия – наличие у некоторых местностей эксклюзивных прав 2.Регионалистское государство – состоит из относительно самостоятельных территорий 3.Уния – сложносоставное государство, образовавшееся в результате присоединения одного государства к другому при сохранении особого статуса присоединившегося Унитарное государство с элементами федерации

Объединение государств, делегирующих общему государству некоторые свои функции ( как правило, внешнеполитические ) *** ( Швейцария – « клятвенное товарищество ») Конфедеративное государство

Государство, части которого ( субъекты федерации ) образуют союз, основанный на принципах самостоятельности каждого из субъектов федерации в вопросах своего ведения, разграничения компетенции при сохранении государственной целостности и общих принципов организации власти. Федеративное государство

Практически вся территория страны состоит из субъектов федерации Разграничение компетенции Самостоятельность субъектов федерации в вопросах своего ведения Собственная система органов государственной власти ( соответственно – выборность населением ) Право федерального принуждения ( вмешательства ) в случае нарушения федеральной конституции Признаки федерации

Почему создается федерация ? Аргумент : Федерализм свойствен крупным странам : США, Бразилия, Канада, Австралия, Мексика Контраргумент : Встречаются среди федераций и небольшие страны ( например, Австрия, Бельгия ; раньше – Чехословакия, Югославия и др.)

Почему создается федерация ? Аргумент : Федеративные страны основаны на демократических принципах Контраргумент : Среди федераций есть абсолютные монархии ( султанаты ) – Малайзия и Объединенные арабские эмираты

Почему создается федерация ? Аргумент : Федерация вводилась в тех странах, которые складывались постепенно как сумма прежде самостоятельных территорий ( США, ФРГ, Австрия, Швейцария, Малайзия, ОАЭ и др.) Контраргумент : Среди современных федераций немало и таких, где субъекты федерации вовсе не обладали государственностью или независимостью до образования самой федерации. Таковы, например, Бразилия и Мексика

Советская федерация ( РСФСР ) « Парад суверенитетов » ( полураспад ) Федерация на основе Конституции РФ децентрализация централизация Основные этапы строительства федерации в России

1918 – Конституция РСФСР - области, губернии ( округа ), уезды, волости – фактически не федерация, т. к. лишь несколько автономий 1922 – 1924 – Конституция СССР - союзные республики 1925 – Конституция РСФСР : автономные республики и автономные области области, края в краях - автономные области, к 1936 г. появились национальные округа Советская федерация

гг. Центробежные тенденции в Союзе Декларация о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г. Центробежные тенденции в РСФСР ( РФ ) Федеративный договор 1992 г. Обновленная Федерация « Парад суверенитетов »

РФ – полноценная федерация, а РСФСР – унитарное государство с элементами федерации Все административно - территориальные единицы среднего звена стали субъектами Федерации Появилось понятие « разграничение компетенции » Автономные республики стали республиками в составе РФ « Повышение статуса » некоторых субъектов РФ Юридическая новизна РФ в сравнении с РСФСР

Государственная целостность Единство системы государственной власти Разграничение предметов ведения и полномочий Равноправие и самоопределение народов Равноправие всех субъектов РФ, в т. ч во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Субсидиарность Принципы российского федерализма

Лекция 2

Территориальная целостность ( неизменяемость территории России без ее согласия ). Недопустимость одностороннего отделения от РФ Действие Конституции РФ на всей территории России Компетенция федеральных органов власти распространяется на всю территорию России Государственная целостность

Верховенство Конституции Следование единым конституционным императивам ( принципам ) Единство системы государственной власти

Наличие собственной « зоны ответственности » Самостоятельность при решении вопросов, отнесенных к собственной компетенции Обеспечение предметов ведения и полномочий соответствующими финансовыми ресурсами ( бюджетный федерализм ) Разграничение предметов ведения и полномочий

Ни один этнос не имеет привилегий Ни один этнос не должен подвергаться дискриминации Свобода определения вида ( формы статуса ) данного субъекта РФ Возможность иметь свой государственный язык Не должен входить в противоречие с принципом государственной целостности Равноправие и самоопределение народов

Формально – нет асимметрии Федерации запрет дискриминации или привилегий в зависимости от вида субъекта РФ, его размеров, численности и т. д. равное право на обращение в федеральные органы ( гарантируются представительство в Совете Федерации, право законодательной инициативы в Государственной Думе, обращения с запросом в Конституционный Суд РФ и т. д.) равный учет мнений субъектов РФ Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

Никакие вышестоящие органы управления не должны брать на себя решение проблем, касающихся нижестоящих, если последние в состоянии компетентно решать свои проблемы Субсидиарность

Республика Область Край Автономный округ Автономная область Город федерального значения Виды и конституционно - правовой статус субъектов РФ

Республики являются государственными образованиями, в границах которых самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта В РФ - 21 республика Большинство Р. в РСФСР - статус автономных. Но нынешние республики Адыгея, Алтай, Хакасия и Карачаево - Черкесская республика были авт. обл., а Республика Ингушетия и Чеченская Республика образованы путем разделения Чечено - Ингушской АССР в 1992 г. « Республика ( государство )». Принимают конституции Вправе устанавливать свои государственные языки Республика ( государство )

Преимущественно русское население и лица иных этносов, не проживающих компактно В некоторые входят автономные округа Основной закон - устав Край, область

Большинство округов входят в состав областей, краев ( исключение – Чукотский АО ) Одна автономная область ( Еврейская ) – в составе РФ По представлению органов власти автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области Автономный округ, автономная область

1.Принятие в РФ нового субъекта ( ч.2 ст.65) 2.Образование в составе РФ нового субъекта ( ч.2 ст.65) 3.Изменение статуса субъекта РФ ( ч.5 ст.66) 4.Изменение территории субъектов РФ ( ч.3 ст.67) Изменения в субъектном составе РФ ( географический и административно - территориальный аспекты )

« Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом » ( ч.2 ст.65 Конституции РФ ) ФКЗ « О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации » от 17 декабря 2001 г. 6– ФКЗ В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть. Если государство входит целиком, то « по умолчанию » предоставляется статус республики в составе РФ ( ст.4) Принятие нового субъекта РФ

Образование – разделение или объединение 1. Пермская область объединилась с Коми - Пермяцким АО = Пермский край. 2. Красноярский край поглотил Таймырский ( Долгано - Ненецкий ) АО и Эвенкийский АО. 3. Иркутская область поглотила Усть - Ордынский Бурятский АО. 4. Камчатская область объединилась с Корякским АО = Камчатский край. 5. Читинская область объединилась с Агинским Бурятским АО = Забайкальский край. Из 89 субъектов РФ осталось 83 Образование нового субъекта РФ

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом Изменение статуса субъекта РФ

Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия Изменение территории субъектов РФ

Американская ( США, Австралия ): установлена исключительная федеральная компетенция ; все остальные предметы ведения и полномочия у штатов Швейцарская : то же самое, но подчеркивается передача компетенции от кантонов Союзу ( субсидиарность ) Германская : разделяются законодательная и исполнительно - распорядительная компетенция ; признается совместная компетенция, но как конкурирующая (« либо - либо ») в законодательной сфере Модели разграничения компетенции

Индийская : три списка компетенции : Союза штатов совместная ( есть и оговорки ) Бразильская : четыре списка компетенции : общесоюзная совместная конкурирующая остаточная, принадлежащая штатам Модели разграничения компетенции (2)

1. Исключительная компетенция Российской Федерации ( ст.71) 2. Совместная компетенция РФ и ее субъектов ( ст.72) 3. Остаточная компетенция субъектов РФ без указания предметов ведения ( ст.73) 4. Законодательная и исполнительно - распорядительная сферы компетенции не дифференцируются Российская модель разграничения компетенции

1. Регулируется только Конституцией РФ, федеральными законами и ( согласно постановлению КС РФ ) указами Президента РФ 2. РФ вправе передавать осуществление части полномочий по предметам своего ведения ( ФЗ, акты Президента и Правительства, соглашения. Финансирование из федерального бюджета ) 3. В этом случае федеральные ( ФОИВ ) и региональные органы исполнительной власти ( ОИВ ) образуют единую систему исполнительной власти ( ст.77) 4. ФОИВ могут создавать свои территориальные органы ( ст.78) 5. Окружные органы ФОИВ ( в основном – координация ) Исключительная компетенция РФ

издаются федеральные законы в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ ( возможно и региональное опережение ) в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения образуется единая система исполнительной власти Совместная компетенция

Общее условие : « В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации » ( ч.6 ст.76 ) Компетенция субъектов РФ ( по ст.73)

1. Более 70 полномочий осуществляются субъектами РФ за свой счет. По этим вопросам : Субъекты РФ вправе принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы Федерация может принимать законы, но без включения в них положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта РФ Пока вопрос не урегулирован на федеральном уровне, субъект РФ может сам устанавливать полномочия, финансируемые из своего бюджета, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам Субъект РФ вправе передавать осуществление части своих полномочий ОМС, но с передачей им ресурсов Модели осуществления полномочий субъектами РФ и финансового обеспечения по предметам совместного ведения ( ст.26.3):

2. Федерация может передавать субъектам РФ полномочия по предметам исключительного ведения РФ, а также свои полномочия по предметам совместного ведения ( за пределами модели 1). В этом случае субъекты РФ получают субвенции из федерального бюджета ( субвенция – вид денежной помощи. В отличие от дотаций, выдается на определённые цели и подлежит возвращению в бюджет при неиспользовании ). Финансовый и управленческий контроль Федерации гораздо более строгий, нежели в модели 1 ( отчетность, структура органов, контроль и надзор, изъятие полномочий и т. д.). территориальные органы ФОИВ реорганизуются в ОИВ. Модели осуществления полномочий субъектами РФ и финансового обеспечения по предметам совместного ведения ( ст.26.3):

Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ субвенции могут не предоставляться, если делегируемые полномочия не предусматривают : необходимость создания новых органов государственной власти субъекта РФ, государственных учреждений субъекта РФ и государственных унитарных предприятий субъекта РФ ; осуществления дополнительных бюджетных инвестиций, платежей из бюджета субъекта РФ гражданам и юридическим лицам ; увеличения штатной численности государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ ; если субвенций не требуется по результатам расчета объема субвенций по методике, утверждаемой Правительством РФ. Отдельные случаи непредоставления дополнительных ( новых ) субвенций

Правительство РФ может : устанавливать критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъекта РФ по осуществлению соответствующих полномочий ; устанавливать основания и порядок отмены актов ОИВ, принятых по вопросам осуществления переданных полномочий ; передавать в пользование и ( или ) управление либо в собственность субъекта РФ материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий. Федеральный контроль при модели 2

1. Договор о разграничении полномочий Заключение допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. Подписывается Президентом РФ и главой субъекта РФ. Требуется « ратификация » федеральным парламентом. 2. Соглашение между ФОИВ и ОИВ ФОИВ передают осуществление части своих полномочий, если это не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ ; ОИВ передают осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств ; подписывается руководителем ФОИВ и главой субъекта РФ. Как учесть разнообразие субъектов РФ

Формирование Совета Федерации Участие в принятии федеральных законов по предметам совместного ведения Государственный совет Представительства в Москве Участие субъектов РФ в федеральных делах

Территориальные органы ФОИВ Полномочные представители Президента РФ в 8 федеральных округах Органы исполнительной власти субъектов РФ ( ОИВ ) Система органов исполнительной власти в федеративном разрезе

законодательный ( представительный ) орган государственной власти субъекта РФ высший исполнительный орган государственной власти ( ИОГВ ) субъекта РФ иные органы государственной власти субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ ( ст.2 Закона об общих принципах ) Система органов власти субъектов РФ

Основания для досрочного прекращения полномочий ЗАКС 1. Самороспуск Решение принимается самим ЗАКС в порядке, определяемом законом субъекта РФ 2. Роспуск высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ 1. Принятие акта, противоречащего федеральным, если ЗАКС не устранил противоречия в течение 6 месяцев после судебного решения (?!) 2. Отсутствие заседаний в течение 3 месяцев 3. Роспуск по судебному решению Вступление в силу решения федерального суда, высшего на территории субъекта РФ, о неправомочности данного состава депутатов ЗАКС, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий 4. Роспуск Президентом РФ Сначала – предупреждение, если: ЗАКС принял противоречащий федеральному зак-ву акт, в результате чего созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов и органов МСУ, нарушены права и свободы граждан, и не устранил противоречие в течение 6 месяцев после судебного решения (?!). Если в течение 3 месяцев предупреждение не подействует, Президент вправе распустить ЗАКС

Высшее должностное лицо ( губернаторы, главы администраций и проч., кроме « президента ») избирается населением субъекта РФ ( восстановление избрания с 1 июня 2012 г. ) Кандидаты на должность выдвигаются политическими партиями ( кандидат не обязан быть членом данной или иной партии ) Законом субъекта РФ может быть предусмотрено самовыдвижение Президент по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов, а также с кандидатами, выдвинутыми в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидата должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и ( или ) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ Кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов и ( или ) глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ Выборы высшего должностного лица ( руководителя высшего ИОГВ ) субъекта РФ – главы субъекта РФ

представляет субъект РФ ; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания, либо отклоняет их ; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и принимает решение о его отставке ; представляет в законодательный ( представительный ) орган субъекта РФ ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего ИОГВ ; вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного ( представительного ) органа, а также созывать вновь избранный законодательный ( представительный ) орган на первое заседание ранее установленного срока ; вправе участвовать в работе законодательного ( представительного ) органа субъекта РФ с правом совещательного голоса ; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и может организовывать взаимодействие ОИГВ субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями ; осуществляет иные полномочия Основные полномочия главы субъекта РФ

Досрочное прекращение полномочий главы субъекта РФ Основания Кто реализует ( удостоверяет ) Смерть ? Отрешение от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным ( представительным ) органом власти субъекта РФ Президент РФ Добровольная отставкаПрезидент РФ Отрешение от должности в связи с утратой доверия Президента ( в т. ч. в связи с фактами коррупции ) Президент РФ Признание судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления судом умершим ЗАКС по представлению Президента РФ Вступление в законную силу обвинительного приговора судаЗАКС по представлению Президента РФ

Досрочное прекращение полномочий главы субъекта РФ ( продолжение ) Основания Кто реализует ( удостоверяет ) Выезд за пределы РФ на ПМЖЗАКС по представлению Президента РФ Утрата российского гражданстваЗАКС по представлению Президента РФ Приобретение иностранного гражданства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства ЗАКС по представлению Президента РФ Отзыв избирателямиПрезидент назначает ВРИО главы субъекта РФ

Президент РФ : выносит предупреждение за издание незаконного акта или за уклонение от принятия мер по приостановленному акту отрешает от должности за непринятие мер после предупреждения в течение 1 месяца временно отстраняет от должности в связи с уголовным делом Дополнительные юридические рычаги воздействия Президента РФ на главу субъекта РФ

1. Временное осуществление федеральными органами власти отдельных полномочий органов власти субъекта РФ, если : в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы власти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы ; возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов власти субъекта РФ просроченная задолженность субъекта РФ по исполнению финансовых обязательств, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году ( временная финансовая администрация ); при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления федеральных субвенций ОИВ субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, ФЗ, нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом 2. Приостановление Президентом РФ актов ОИВ 3. Предупреждение – как ЗАКС, так и Главе 4. Досрочное прекращение полномочий законодательного органа и главы субъекта РФ Ответственность субъектов РФ перед Федерацией (« федеральное вмешательство »)

Vita brevis – ars longa – Жизнь коротка, путь к совершенству долог Латынь дня