Ценности и политические предпочтения россиян Презентацию подготовила Ефремова Виктория, студентка 232 гр. фак-та Социологии НИУ-ВШЭ Москва 2011
О статье Название – «Система ценностей и политические предпочтения» Автор – Дмитрий Сапунков Опубликована в 1999 г. в российском социологическом журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены»
Исследовательский вопрос Как соотносится система ценностей индивида с его политическими предпочтениями?
Методическая часть Факторный анализ как один из методов статистической обработки данных, многомерного количественного описания наблюдаемых переменных. Многомерное представление объекта – результат его оценивания по нескольким различным характеристикам
Цели использования факторного анализа 1.Понижение размерности числа используемых переменных за счет их объяснения меньшим числом факторов 2.Группировка, структурирование и компактная визуализация полученных данных 3.Косвенное оценивание изучаемых переменных в случае невозможности их прямого измерения 4.Генерирование новых идей на этапе разведочного анализа
Методическая часть Факторный анализ был использован при обработке данных опроса, проведенного в июне 1998 г. (N=1000 человек) Блок ценностных вопросов состоял из 57 высказываний Респонденты ранжировали ценности по шестибалльной шкале
Методическая часть Результат: континуум, описывающий всё разнообразие расположения ценностных предпочтений - трёхмерное факторное пространство.
Методическая часть Предположение: система социальных ценностей – это феномен коллективного сознания, и в пределах одной группы они являются универсальными категориями, существующими независимо от конкретного «среза» с данной группы
Методическая часть Проверка предположения: была проведена аналогичная первой процедура факторного анализа для идентичных блоков ценностных высказываний, использовавшихся в двух других исследованиях (апрель 1997 г., N = 1200 человек и декабрь 1997 г., N = 750 человек)
Методическая часть Результат проверки предположения: все три графика действительно обладают сходством в очень большой степени: июнь 1998апрель 1997 декабрь 1997
Методическая часть При имеющемся факторном пространстве, отражающем связи между ценностями, мы ранжируем каждую ценность в соответствии с тем весом, который она имеет в этом факторном пространстве. Каждая ценность прикрепляется к индивиду, являющимся её носителем, и, таким образом, теперь мы можем поместить индивида в факторное пространство.
Методическая часть: построение типов Задача – разработка адекватной процедуры сегментирования, которая будет отвечать задачам построения психологических типов на основе установленного ранжирования социальных ценностей.
Методическая часть: построение типов После сведения баз данных всех трёх исследований в одну и анализа полученного проранжированного списка ценностей, стало очевидно, что для получения устойчивого факторного пространства достаточно списка из ценностей.
Методическая часть: построение типов 1.Хорошее образование 2.Работа 3.Успех, общественное признание 4.Семья 5.Друзья/подруги 6.Деньги 7.Личная свобода 8.Духовность 9.Острота переживаний 10.Хороший внешний вид 11.Любовь, романтика 12.Сексуальные отношения 13.Вера в Бога, религия 14. Стабильность в обществе 15. Материальная обеспеченность 16. Хорошая еда 17. Собственное здоровье 18. Здоровье и благополучие детей 19. Возможность делать всё, что хочется 20. Согласие с самим собой 21. Собственная индивидуальность 22. Национальные чувства 23. Социальная справедливость 24. Честность, порядочность 25. Уважение к старшим 26. Искусство
Методическая часть: построение типов На основе этого списка была проведена процедура определения психологических типов
Разбиение респондентов на сегменты во фракторном пространстве
Методическая часть: описание типов Тип 1 – Сохранитель. Стабильность в обществе, социальная справедливость, уважение к старшим, семья, честность, порядочность. Высокая социальная детерминация. Статичное взаимодействие с социальными устоями.
Методическая часть: описание типов Тип 2 – Потребитель. Возможность делать всё, что хочется, личная свобода, любовь/романтика, сексуальные отношения, друзья/подруги. Эмоционально-чувственная сфера, постоянное удовлетворение чувственного голода.
Методическая часть: описание типов Тип 3 – Достижитель. Работа, деньги, успех, общественное признание, материальная обеспеченность, хороший внешний вид, хорошая еда Стремление достижения личных целей, материальная сторона бытия. Волевые импульсы.
Методическая часть: описание типов Тип 4 – Созидатель. Духовность, острота переживаний, согласие самим с собой, собственная индивидуальность, национальные чувства, хорошее образование, искусство, вера в Бога. Творческие личности, ориентированные на духовный мир. Стремление реализовать свой творческий потенциал.
Социологический анализ выделенных типов Среди мужчин – 28 % - потребители Среди женщин – 20 % потребительниц и 28 % сохранителей
Социологический анализ выделенных типов Сохранители – возрастная группа от 50 лет. Составляют 55% от общего числа представителей этого типа. Потребители – максимальный процент среди респондентов моложе 29 лет (41%). Много и среди людей лет.
Социологический анализ выделенных типов Достижители – в возрасте от 30 до 49 лет (49%) Созидатели – люди от 40 до 49 лет, много и среди людей старше 60 лет (суммарный процент равен 44).
Результаты: типы и политические ориентации Сторонники Б.Ельцина – в основном сохранители (29%), созидатели (25%)
Результаты: типы и политические ориентации Среди сторонников Г.Зюганова процент сохранителей несколько выше (36%), зато меньше доля потребителей (16%)
Результаты: типы и политические ориентации В.Жириновский наиболее популярен среди достижителей (33%)
Результаты: типы и политические ориентации Г.Явлинский наибольшей популярностью пользуется среди созидателей (35%) и сохранителей (29%)
Результаты: типы и политические ориентации «Отечество» (Ю.Лужков) характеризуется тем, что среди его сторонников меньше всего сохранителей (21%), но достаточно много созидателей (31%)
Результаты: типы и политические ориентации Среди тех, кто не голосовал, выделяются потребители (36%) Склонность голосовать против всех проявляют достижители (35%)
Результаты: типы и политические ориентации
Интерпретация результатов Сохранители склонны выражать свое предпочтение к Г.Зюганову, Е.Примакову и не склонны к Ю.Лужкову. Ю.Лужкова очень любят потребители и созидатели, которые больше него любят лишь Г.Явлинского. У Ю.Лужкова есть шанс расширить свой электорат за счет голосовавших против всех или вовсе не голосовавших потребителей. (Или, соответственно, потерять «недисциплинированных» потребителей, которые просто могут не пойти голосовать.)
Спасибо за внимание!