Барьеры и мосты межкультурного взаимодействия: проблема идентичности Н.Л. Иванова профессор НИУ - ВШЭ sinec@inbox.ru Barnett Newman, 1967.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В современной социокультурной.
Advertisements

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Формирование поликультурной личности РИНАТА БЕРДНИК.
Опыт внедрения программ межкультурного и этноконфессионального взаимодействия в образовательную среду города Москвы. Малафеева М.А. – научный сотрудник.
Адаптация организаций в межкультурной среде
. В современном мире стала очень актуальной проблема увеличения количества межнациональных конфликтов, снижения чувства патриотизма и активной гражданской.
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 1 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность.
МАОУ Гимназия января 2012 года. Организационная (корпоративная) культура – это ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а.
Курс Этнопсихология Направление «Регионоведение России» Магистерская программа.
Речевая и языковая адаптация детей-мигрантов в образовательном пространстве в целях гармонизации межэтнических отношений Речевая и языковая адаптация детей-мигрантов.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Разработка модели адаптации мигрантов и их интегрирования в единое правовое и культурное поле крупных мегаполисов и регионов России.
Через реализацию программы ЦГО «Перспектива». 4. Стандарт направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; 9. Личностные.
это поведение субъекта политической деятельности. В современной политической психологии П. п. часто соотносится как с объектом исследования, так и с набором.
Культурная идентичность Шесть ступеней развития межкультурной чувствительности М. Беннета Нгуен Нгок Лан
Проблемы и перспективы интеграции мигрантов в поликультурную образовательную среду колледжа Хухлаев О.Е. зав.каф. этнопсихологии и психологических проблем.
Психолого-педагогическая модель формирования функционального двуязычия у детей младшего школьного возраста.
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность. Бернард Шоу, писатель Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму.
БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. Признаки больших социальных групп: специфические регуляторы социального поведения: нравы, обычаи и традиции; специфическая.
Транксрипт:

Барьеры и мосты межкультурного взаимодействия: проблема идентичности Н.Л. Иванова профессор НИУ - ВШЭ Barnett Newman, 1967

Межкультурное взаимодействие: «проблемное поле» Контакты (профессиональные, образовательные) Этнические миграции Туризм Межэтнические и межнациональные миграции: РФ занимает 2 место после США по количеству мигрантов (United nations, 2005) 12 млн. человек, 6,4 % населения (20, 2 % в США).

Психологические проблемы Адаптация к новой этнокультурной среде (языку, традициям, обычаям, манере поведения и общения, музыке, пище и т.д.) Адаптация к новой природе и климату Адаптация к людям (характер, темперамент, внешний вид и т.п.)

Психологические последствия ломка социальных стереотипов изменение системы ценностей культурный шок кризис идентичности И т.д.

Проблема идентичности Многие проблемы жизни подвергают проверке устоявшиеся представления человека о себе и в конечном итоге оказываются вопросами об идентичности

Проблема идентичности Основной вопрос идентичности: «Кто Я?» Интерпретация поведения, людей, событий Знание индивида о своем месте социальной среде, принятие ценностей этой среды, позитивное отношение (Tajfel, 1979). Механизм – сравнение Аксиома ТСИ – «мое отношение, пусть немного, но лучше к своим, чем к чужим»

Результаты исследований

Межкультурное взаимодействие Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко и др. Позитивная ЭИ приводит к толерантности, а угроза ЭИ – к нетерпимости (Н.М. Лебедева) СИ и язык СИ и поведение

Межкультурная адаптация Н.Л. Иванова, И.А. Новикова и др. МА сопровождается изменениями в структуре СИ Дискриминационное отношение к "чужим" и фаворитизм к "своим" осложняет МА Культурный шок – это проявление кризиса И, вследствие которого люди не могут адекватно изменить свое поведение и общение в новой социокультурной среде

Выраженность КШ определяется Содержанием СИ. Люди с разной СИ по разному переживают КШ Широтой и локализацией СИ Знаниями о новой стране пребывания Опытом межкультурного взаимодействия Негативными предубеждениями, стереотипами

СИ и аккультурация (Дж. Берри) Аккультурация сводится к двум основным проблемам: поддержание культуры (в какой степени признаётся важность сохранения культурной идентичности) участие в межкультурных контактах (в какой степени следует включаться в иную культуру или остаться среди «своих»)

Социальная идентичность различных социальных слоев СИ руководства российских компаний и организаций и персонала «Размытость» СИ элиты, проявление в поведении Разделяемая СИ. Когда сотрудники разделяли И группы, у них были выше мотивация координации, кооперации и коммуникации и ниже барьеры (Haslam, 2004)

Социальная идентичность и лидерство (А Хаслам) Лидерство – результат групповых процессов Лидеры действуют в организации более эффективно, если они демонстрируют СИ, которую разделяют члены группы (Reicher, Haslam, 2007)

Социокультурный контекст (Н.Л. Иванова, Г.Б. Мазилова) «западная модель ГИ» – «реалистично- правовая» : рациональное отношение к государству, как месту жительства, пространству действия законодательно- правовой системы и самореализации. «российская модель ГИ» – «эмоционально- оценочная» : идеализм, духовность, ценности человеческой личности и чувств. Эти качества отмечались в противоположность западному рационализму, социальной зрелости и прагматизму (Абульханова, 1987).

Общий вывод СИ – психологический фактор межкультурного взаимодействия и адаптации Значение проблемы Си для развития образования, бизнеса, международных проектов, повышения мобильности, преодоления конфликтов Человек есть мера всех вещей (Протагор) !?