ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Кобзева Е.М., методист методического центра.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Единый государственный экзамен: психологическая подготовка.
Advertisements

ГИА 2009 – 2010 учебный год. ЕГЭ – единый государственный экзамен Форма непредвзятой и профессиональной оценки знаний учащихся.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ Педагогические функции выпускного экзамена: Экзамен - это определенная форма итогового контроля знаний.
Создание модели работы педагога- психолога с учащимися 9-х классов в условиях психологического сопровождения ГИА Презентацию подготовила педагог-психолог.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ Барбитова А.Д.
«Трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ» (для учащихся)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ Шалыгина Н.Е. педагог-психолог МБОУ СОШ 32 г. Белово.
Единый государствен ный экзамен. ЕГЭ (единый государственный экзамен) это совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных.
Психологическая подготовка к ЕГЭ в условиях компетентностного подхода. Принципы.Методы. Подходы.
МБОУ СОШ 55 Педагогический совет 28 марта 2011г. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ГВЭ.
Доклад директора МОУ «Яблоницкая СОШ» Т.А.Козловой
Система работы педагогического коллектива по подготовке к ЕГЭ.
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ Г(И)А В 9,11 КЛАССАХ О.Б.Емельянова, зам.директора по УВР МОУ СОШ 2.
Мониторинг готовности к проведению ЕГЭ.. информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЗАНЯТИЕ 1. Что такое ЕГЭ? Единый государственный экзамен (ЕГЭ)- это экзамен с использованием заданий стандартизированной формы.
Единый государственный экзамен: психологическая подготовка.
Из опыта работы МО МБОУ «СОШ 2 р.п. Лысые Горы Саратовской области».
Психологическая подготовка школьников к ГИА В помощь школьному психологу.
Тема: Государственная (итоговая) аттестация выпускников МОУ СОШ 5 Дата проведения: 16 марта 2011 г.
Транксрипт:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Кобзева Е.М., методист методического центра ГОУ ДПО СарИПКиПРО

Психолого-педагогическая подготовка включает развитие психологической готовности, педагогической готовности, личностной готовности.

Готовность ''согласие сделать что-нибудь'' ''состояние, при котором все готово для чего-нибудь'' (С.И. Ожегов) состояние, при котором человек готов к планированию собственной деятельности и деятельности других в процессе взаимодействия, обучения и т.д.

Критерии определения готовности формирование ЗУН, необходимых для обучения; личностная готовность, интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, эмоционально-волевая готовность; коммуникативная готовность.

Готовность целостная система взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции действий и т.д. А.В. Запорожец

Обучаемость общая ''восприимчивость к знаниям'' (Б.Г. Ананьев), ''восприимчивость к усвоению знаний и способов мыслительной деятельности'' (Н.А. Менчинская), ''общий темп продвижения учащихся'' (З.И. Калмыкова), ''способность ребенка к переносу усвоенного способа, действия на самостоятельное выполнение аналогичного задания'' (Л.С. Выготский).

Личностная готовность Смена ведущего типа деятельности Новый уровень самосознания Становление внутренней позиции учащегося

Эмоционально-волевая готовность Уверенность в успешном выполнении задания Умение концентрироваться на выполнении задания Умение управлять своим состоянием

Коммуникативная готовность Коммуникативная готовность самостоятельность в принятии решения организованностьдисциплинированность ответственность

Основные показатели психолого-педагогической готовности к экзамену использование в деятельности разнообразных форм, методов и приемов; способность решать сложные жизненные, учебные задачи; целесообразность в действиях; способность использовать оптимальные средства обучения и воспитания; способность работать по различным методическим схемам, и технологиям; владение диагностическими умениями и навыками; владение исследовательскими умениями и навыками; способность организовывать и планировать деятельность коммуникативные способности.

«…ни один экзамен не выявляет способности человека. Единственное, что мы определяем, это уровень академической подготовки человека (знание и умение)». В. Шадриков

Участники итоговой аттестации все, кто включен в разработку, проведение и участие в экзамене

Восприятие экзамена участниками Позитивное Негативное

Государственная итоговая аттестация возможность объективно оценить состояние подготовки учеников; отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения по выбранному профилю; аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки; итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум).

Сравнение особенностей ГИА и традиционного экзамена (по М.Ю. Чибисовой) Отличительные особенностиТрадиционный экзамен Государственная итоговая аттестация Что оценивается? Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить "скрыть" пробелы в знаниях. Оцениваются знания и умение рассуждать, решать, удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, планировать и организовывать свою деятельность. Что влияет на оценку? Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д. Оценка максимально объективна. Возможность исправить собственную ошибку На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и можно ее исправить во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном при проверке собственной работы. Можно заметить и исправить ошибки при самостоятельной проверке. Кто оценивает?Знакомые ученику люди. Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты.

Отличительные особенностиТрадиционный экзамен Государственная итоговая аттестация Когда можно узнать результаты экзамена? На устном экзамене практически сразу, на письменном в течение нескольких дней. В течение нескольких дней Содержание экзамена Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.) Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала.. Как происходит фиксация результатов? В письменном экзамене на том же листе, на котором выполняются задания. На устном на черновике. Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов. Стратегия деятельности во время экзамена Унифицированная. Индивидуальная Сравнение особенностей ГИА и традиционного экзамена (по М.Ю. Чибисовой)

Основные направления психолого-педагогической подготовки психолого-педагогическое просвещение всех участников ГИА, психолого-педагогическую подготовку всех участников ГИА, подготовка педагогов и обучающихся к прохождению итоговой аттестации в форме теста.

Психолого-педагогическое просвещение предоставление информации о цели, задачах, принципах, требованиях, правилах и сроках проведения аттестации и т.д.

Психолого-педагогическая подготовка формирование положительного отношения к ГИА, разрешение прогнозируемых трудностей, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения ГИА.

Подготовка педагогов и обучающихся у обучающихся - развитие умения работать с различными видами тестовых заданий, у педагогов -развитие умения разрабатывать и использовать тесты школьных достижений в учебном процессе.

Направления работы по психолого- педагогической подготовке в процессе предметной подготовки формирование умения решать задания разного уровня; развитие мотивации и целеполагания; формирование положительного отношения; формирование роли участника экзамена; развитие самоконтроля; формирование уверенности и положительной самооценки.

На результаты ГИА влияют: уровень предметной подготовки; уровень тестовой культуры выпускника; психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.

Тестовая искушенность означает: любой испытуемый, не в первый раз проходящий процедуру тестирования, имеет определенные преимущества по сравнению с теми, кто проходит тестирование в первый раз

Преимущества ранее определенное чувство неизвестности, сформировавшаяся уверенность в себе, сложившееся отношение к тестовой ситуации, навыки работы с тестовыми заданиями, осознание сходности принципов решения задач в определенной группе тестов.

Модель организации психолого-педагогической подготовки к государственной итоговой аттестации в образовательном учреждении

Участники-организаторы Представитель администрации ОУ (координатор подготовки) Педагоги-предметники Классные руководители Педагоги-психологи

Документы ОУ Комплект методических материалов План работы по подготовке к ГИА Материалы для работы с обучающимися и родителями

Комплект методических материалов положение о проведении итоговой аттестации (приказ МО 1837 от г.), регламенты по организации и проведению ГИА методические рекомендации для учителей- предметников по подготовке к ГИА, результаты муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования

План работы по подготовке к ГИА Общий план ОУ План работы педагога-предметника План работы классного руководителя План работы педагога-психолога

Материалы для работы с обучающимися и родителями Результаты оценивания в течение всего учебного периода знания, умения и навыки обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями; Тренировочные предметные тесты; Картотека методических приемов по работе с тестовыми заданиями; Памятки по организации работы обучающихся и родителей при подготовке и прохождению ГИА; Материалы для проведения тренингов, семинаров, родительских собраний

Представитель администрации ОУ (координатор подготовки) Отслеживание адекватности оценивания в течение всего учебного периода знаний, умений и навыков обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями; Анализ результатов муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования; Организация системной работы по предметной подготовке к ГИА через ШМО; Организация системной работе по психологическому и педагогическому сопровождению через классных руководителей и педагогов-психологов

Педагог-предметник адекватно оценивает в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями; организовывает системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету; анализирует результаты муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и др.; индивидуально выполняет экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей; проводит анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначает способы их устранения; составляет план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме; проводит практикумы с целью прогнозирования и предупреждения возможных ошибок учащихся, определяет методические приемы по предупреждению этих ошибок

Классный руководитель формирует позитивное отношение к новой форме аттестации; осуществляет постоянную связь между субъектами данной системы; оказывает всестороннюю помощь учащимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры; ориентирует учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.

Направления работы с обучающимися знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации о проведении ГИА; организация обсуждения новой формы аттестации в рамках одного или нескольких классов; проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль

Направления работы с учителями-предметниками содействие в организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах; отслеживание наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;

организация психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к итоговой аттестации, организация собеседований обучающихся и родителей с учителями-предметниками; организация и контроль индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.

Направления работы с родителями оказание необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ГИА, обсуждение обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимся ГИА, обсуждение организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся

Педагог-психолог Обучающиеся Педагоги-предметники Классные руководители

Направления работы с учащимися снижение уровня тревожности у обучающихся при подготовке и прохождении ГИА; повышение самооценки у обучающихся, повышение чувства уверенности в себе; техническая подготовка к сдаче ГИА; формирование психотехнических навыков (саморегуляция, самоконтроль, навык постановки и достижения цели, навык управления временем).

Направления работы с учителями-предметниками обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния; обучение использованию психологических способов и приемов в подготовке обучающихся к прохождению итоговой аттестации; обучение способам адекватной оценки своей деятельности по подготовке обучающихся к ГИА

Направления работы с родителями снижение уровня тревожности у родителей при подготовке и прохождении ГИА детьми; формирование адекватного восприятия ситуации ГИА.