Работу выполнили ученицы 8 «В» Сушкова Карина Ивашкина Татьяна г. Калининград 2009 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Масленица начало сырной недели С Масленицей ласковой поздравляем вас, Пирогам повластвовать наступает час. Без блинов не сладятся проводы зимы, К песне,
Advertisements

Здравствуй, масленица!. Масленица древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные.
История и традиции Масленицы Масленица древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ.
Традиции Масленицы Масленица, Масленица! Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! МОУ «Красноярская СОШ» Команда «Лучики»
Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение : круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось,
Масленица На масленицу во всех домах пекли блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.
«Зиму провожаем – Весну встречаем!» Праздник в группах младшего возраста 15 марта 2013 года.
Презентация к классному часу
Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны. Это один из немногих старинных языческих праздников, сохранившихся на Руси после принятия.
Масленица – это древний славянский праздник, который нам достался в наследство от языческой культуры. Праздник проходит на неделе, предшествующей Великому.
Презентация к классному часу подготовлена Матвеенковой Е.В.
Составила: Николаева Татьяна Германовна МБДОУ 37 «Искорка» г.Междуреченск.
Масленичная неделя делилась на две части - узкую и широкую масленицы: в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, а с четверга.
Масленица бывает в конце февраля начале марта. Ее празднуют в течение недели.
"Обрядовые праздники. Масленица на Кубани" Воспитатель: Крикян М.М. МБДОУ ЦРР д/с №16 г. Белореченск
Масленица Из истории: Масленица - древнеславянский праздник, символизирующий проводы зимы и радостное ожидание весны. Масленицу, в языческие времена, отмечали.
Авторы: учащиеся 4-х классов МОУ СОШ 3 с.Гражданское Учитель: Иваненко Татьяна Васильевна.
Презентация ученика 1 «Б» класса Пряничникова Кирилла.
Праздники на Руси Масленица. Гостей встречали поклонами, вкусно и сытно кормили Русские люди любили праздники. В гости ходили целыми семьями.
Транксрипт:

Работу выполнили ученицы 8 «В» Сушкова Карина Ивашкина Татьяна г. Калининград 2009 год

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины. Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.

В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.

Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.

Игры на масленицу Катание Катались всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей - для того, "чтобы лен долгий, хороший вырос". Праздничная форма катаний - "наперегонки". Ритуальная игра Одна из обрядовых игр в Масленицу - " шелыга "("хохлатая шелыга"). Ритуальные бесчинства - таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали.

Сожжение чучела зимы Сожжение Масленицы - в последний день. "Хлам" и дрова на костер собирали по деревне. Участники обряда: дети, женщины, старухи. Жгли на поле берещенники, солому, веники, корзины с сеном, снопы, бочки, колеса, часто укрепляя на высоких кольях, жердях, стволах сухих деревьев (сосен). "ЧУЧЕЛО" - пук соломы в платке, завязанном "по-бабьи" и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем", и внутри зажигали огонь. С заранее подготовленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали (часто также встречается упоминание о пляске на перекрестках). У костра кричали:"Прощай, Маслена ерзовая!", "Гори- гори, Масленца, чтобы не погасла! Куды дым, туды блин, туды Масленка!" и прощались друг с другом. Зажигание костров могло объединяться с катаниями: сооружали ворота, оборачивали их соломой и зажигали, через них проезжали на лошадях.

Конь и Всадник Цель - свалить противников на землю - хотя бы верхнего. Очень много от "коня" зависит. Целовальник Односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне. Тягание Парню или девушке к ноге привязывали "колодку" - кусок дерева, ветку, ленту и др. и заставляли некоторое время ходить с ней. Чтобы отвязать колодку, наказанные откупались деньгами или угощением.