Исторические прототипы и герои поэмы А.С.Пушкин «Полтава»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация подготовлена по методичке Б.И.Турьянской, Е.В.Комиссаровой,Л.А.Холодко вой «Литература в 7 классе», Москва: «Русское слово», 2003г. Учитель:
Advertisements

Эпоха Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок памяти, посвящённый победе над фашизмом. «День Победы». Литературно-музыкальная композиция. 2 «В» класс МОУ гимназия 4 Г.Новороссийск Учитель: Кусова.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Школьная площадка.
Урок литературы в 7 классе Анализ поэмы А.С.Пушкина «Полтава» Презентацию составила учитель русского языка и литературы Т.А.Чернавская.
В.Г.Белинский О романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» «Нет у нас никого, равного ему в доблести!» Подвиг Тараса.
Всероссийский фестиваль творческих работ учащихся НПО, СПО и общеобразовательных школ, посвященный 68-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг.
Великая Отечественная война в художественной литературе Презентацию подготовил Ученик 11 класса «Б» Тараман Григорий.
Уроки истории в творчестве А.С.Пушкина 7 кл Учитель литературы: МБОУ ЛСОШ 3 Выборова И. Г.
Символы России Триада символов Россия священная наша держава, Россия любимая наша страна. Могучая воля, великая слава Твое достоянье на все времена!
Полтавская битва в исторических документах и поэме А.С. Пушкина «Полтава»
Он весь – дитя добра и света, Он весь – свободы торжество! А.А. Блок.
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
Весь мир – мой храм, Любовь – моя святыня, Вселенная – отечество моё…
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013 Тарас Бульба.
Образ Мастера в романе « Мастер и Маргарита » Работу выполняли ученики 11 класса МБОУ СОШ 9 г. Амурска Сирош Павел, Крючко Вадим Учитель Плохотнюк И. В.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Транксрипт:

Исторические прототипы и герои поэмы А.С.Пушкин «Полтава»

«Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекло меня»,- писал А.С.Пушкин.

Основополагающий вопрос: Каким образом переплетаются в поэме существующие в истории процессы: болезненное, но неизбежное преобразование общества и трагические судьбы попавших под неумолимое колесо исторического прогресса людей? Каким образом переплетаются в поэме существующие в истории процессы: болезненное, но неизбежное преобразование общества и трагические судьбы попавших под неумолимое колесо исторического прогресса людей?

Цели работы: Познакомиться с мнениями историков, Познакомиться с мнениями историков, литературоведов о героях «Полтавы». Рассмотреть текст поэмы как настоящий источник характеристики пушкинских образов. Рассмотреть текст поэмы как настоящий источник характеристики пушкинских образов. Узнать, являются ли образы Мазепы, Марии, Кочубея и Петра 1 исторически верными или порождены творческим сознанием поэта. Узнать, являются ли образы Мазепы, Марии, Кочубея и Петра 1 исторически верными или порождены творческим сознанием поэта. Учиться выделять главное из собранной информации и оформлять работу в виде презентации. Учиться выделять главное из собранной информации и оформлять работу в виде презентации. Познакомиться с мнениями историков, Познакомиться с мнениями историков, литературоведов о героях «Полтавы». Рассмотреть текст поэмы как настоящий источник характеристики пушкинских образов. Рассмотреть текст поэмы как настоящий источник характеристики пушкинских образов. Узнать, являются ли образы Мазепы, Марии, Кочубея и Петра 1 исторически верными или порождены творческим сознанием поэта. Узнать, являются ли образы Мазепы, Марии, Кочубея и Петра 1 исторически верными или порождены творческим сознанием поэта. Учиться выделять главное из собранной информации и оформлять работу в виде презентации. Учиться выделять главное из собранной информации и оформлять работу в виде презентации.

Критерии оценивания проектов. Проект 1 группы Образ Мазепы Проект 2 группы Образ Кочубея Проект 3 группы Образ Марии Проект 4 группы Образ Петра 1 Содержание проекта: грамотностьлогичностьдоступность Соотнесенность с основополагающ им вопросом Оригинальность, творческий подход Умение отбирать главное Оформление, графический дизайн Общая оценка, примечания

Мазепа глазами историков. (Мазепа Иван Степанович – Гетман Левобережной Украины) Историк Н. И. Павленко характеризует Мазепу как лукавого царедворца, лишенного нравственных начал, как человека мстительного и жестокого, который во всех своих поступках руководствовался не интересами украинского народа, а личной выгодой. Павленко считал Мазепу изменником дела Петра. Иная точка зрения у А. Л. Юрганова. Он не считает Мазепу изменником. Все гетманы Украины после Богдана Хмельницкого оказывались на стороне противников России, т.к. российское правительство ограничивало самостоятельность Украины, что, естественно, вызывало сопротивление гетманств.

Каким же видит Мазепу А. С. Пушкин ? (Известно, что Пушкин хотел назвать поэму «Мазепа») В предисловии к поэме, которое позднее перестало печататься, Пушкин писал: « Мазепа есть одно из самых замечательных лиц той эпохи». В статье « Опровержение на критики» Пушкин писал : «Мне …говорили, что… я изобразил Мазепу злым. Добрым я его не нахожу… Мазепа…в моей поэме точь- в-точь как и в истории…»

В тексте образ Мазепы дан в несколько ином виде, нежели в предисловии. Не многим, может быть, известно, …….. Что он не ведает святыни, что он не помнит благостыни, Что он не любит ничего, Что кровь готов он лить как воду, Что презирает он свободу, Что нет отчизны для него. Это совершенно уничтожающая характеристика Мазепы. Выясняется, что в человеке ничего не остается человеческого. Однако стилистическая форма отрывка свидетельствует, что Пушкин излагает не свою точку зрения, а так называемое мнение «немногих».

Любящий мужчина и гетман Украины… …Что чувства в нем кипят, и вновь Мазепа ведает любовь. Мгновенно сердце молодое Горит и гаснет. В нем любовь Приходит и приходит вновь. … Пылает сердце старика, Окаменелое годами. … Но поздний жар уж не остынет И с жизнью лишь его покинет. В этой характеристике Пушкин показывает,что Мазепе не просто ведома любовь. Она может покинуть его только вместе с жизнью.

Близ ложа крестницы младой Сидит с поникшею главой Мазепа тихий и угрюмый. В его душе проходят думы, Одна другой мрачней, мрачней: «Умрет безумный Кочубей; Спасти нельзя его». … Но, брося взор на ложе, Мазепа думает: «О Боже! Что будет с ней, когда она Услышит слово роковое!» … Но дочери любовь Главы отцовской не искупит… Мрачные думы Мазепы-от неизбежности трагедии и невозможности ее предотвратить. В нем сталкиваются два чувства. Одно-великая необыкновенная любовь к девушке. С другой стороны, Мазепа- гетман, и он должен выполнить ту социальную роль, которую сам на себя возложил.

Так поэт раскрывает перед читателем чувства Мазепы, который сначала предстает злобным старцем и ни во что не верит. Но когда он говорит о Марии, перед нами совершенно другой человек, не только ведающий любовь, но и способный на глубочайшие страдания. Мария верь: тебя люблю я больше славы, больше власти.

Но только своего волненья Преодолеть не мог старик И на протяжный слабый крик Другим ответствовал-тем криком, Которым он в веселье диком Поля сраженья оглашал, Когда… и с этим Кочубеем Он в бранном племени скакал. Тоска, тоска его снедает, … И молча он коня седлает, И скачет с беглым королем, И страшно взор его сверкает, С родным прощаясь рубежом. Чей-то слабый крик слышит Мазепа. И это заставляет его сердцем и душой объединиться с тем, с кем скакал по полям жестоких сражений, чью дочь он крестил. Душа Мазепы рвется на части: одна принадлежит гетману Украины, другая- скорбит об обреченном на смерть друге. Закончилось крахом дело его жизни. Борьба с самодержавным великаном обернулась личной трагедией: нет рядом любимой, погиб на плахе его друг Кочубей Последняя жертва- потерянная Родина.

Наше мнение: Мы считаем, что все помнит пушкинский Мазепа, и «ведает» он святыню, и ощущает он благостыню не только пространство полей Украины, по которым он скакал когда-то со своими верными друзьями. В душе Мазепы-тоска, отчаянье, отчуждение. Мазепа изображается в поэме не столько как патриот, борющийся за освобождение своей родины, а как сложный трагический образ, как человек, страдающий от неизбежности творить зло.

Образ Кочубея.

Кочубей Кочубей Василий Леонтьевич – Генеральный судья. Гордится своей красавицей дочерью. Из – за побега Марии к старику Мазепе Кочубей отправляет донос Петру на своего старого друга. Мазепа в гневе казнит Кочубея. Мария сходит с ума и бежит от гетмана. Такова печальная участь Кочубея.

Свидетельство историка. Н.И.Павленко пишет: «Случай с Матрёной тяжёлым грузом лёг на сознание Кочубея. Но одной личной драмой невозможно объяснить поступок Кочубея. Обида на гетмана - не единственная причина для извета, но нельзя и убрать со счетов личные отношения, установившиеся после обольщения Матрёны. Здесь сыграли роль несхожие представления о будущем Украины: Кочубей придерживался идеи Богдана Хмельницкого о совместном существовании двух братских народов в едином государстве, а Мазепа ратовал за восстановление на Украине власти польских магнатов и шляхты.»

Характеристика Пушкиным своего героя. Характеристика Пушкиным своего героя. Пушкин в отличие от историков считает, что Кочубей мстит за поруганную честь своей дочери, ведь поступок Марии на то время был просто безумием. Но автор обращает внимание на то, что Кочубея уже больше волнует не судьба дочери, а ненависть и злоба к Мазепе. Всё то, что переживает Кочубей, вполне естественно в подобной ситуации. …Он голубит Едину мысль и день, и ночь: Иль сам погибнет, иль погубит – Отмстит поруганную дочь. …На дыбе, корчась в истязаньях, Ты проклянешь и день, и час, Когда ты дочь крестил у нас…

Было время, когда Кочубей и Мазепа были друзьями. Нельзя не обращать внимание и на тот факт, что Кочубей и Мазепа были друзьями. В поэме есть небольшой отрывок о том времени, когда Кочубей был другом Мазепы. Но дружба умерла. Для понимания этих строк, следует вспомнить, что утрата дружбы была едва ли не самой трагической потерей для Пушкина. Так! было время: с Кочубеем Был друг Мазепа; в оны дни, Как солью, хлебом и елеем, Делились чувствами они.

О чем же думает поверженный Кочубей? О чем же думает поверженный Кочубей? Не завещая никому Вражды к злодею своему!... Вот они, подлинно ключевые слова: перед смертью Кочубей не склонен прощать своих врагов. Да и Пушкин не дает ему этой возможности: вместо монаха осужденного на смерть Кочубея навещает палач, свирепый Орлик. От имени Мазепы он требует, чтобы Кочубей указал ему место сокрытия им драгоценного клада. Кочубей бросает врагам прямой и беспощадный вызов. Кочубей говорит, что три клада были отрадой всей его жизни. Первый – его честь, которую отняли в пытках царские палачи. Второй – честь его любимой дочери, украденная Мазепой. Но вот, наконец, третий клад, сохранённый Кочубеем, - святая месть Мазепе, разорителю его дома: Её готовлюсь Богу снесть. Таким образом, пушкинский Кочубей совершил два доноса – донос царю на бывшего друга в виде бумажки и донос Богу на ненавистного человека – в виде Святой мести.

Наше мнение. Мы больше склоняемся к мнению Пушкина и считаем, что к доносу Кочубея побудил бесчестный поступок Мазепы или, может быть, это лишь оправдание, чтобы не покрыть себя позором предателя. На эту тему можно долго размышлять. Взгляды на судьбу Украины у обоих были совершенно разные. Но они когда-то были лучшими друзьями. Да, разногласия между ними были, но всё же это не могло стать причиной доноса. Значит, поруганная честь дочери - истинная причина навета.

Мария (Кочубей Матрена Васильевна – дочь Генерального судьи В.Л.Кочубея) Имя Мария было самым любимым именем Пушкина. В его произведениях оно встречается 9 раз. Свою первую дочь Пушкин назвал этим именем. Образ Марии в самой незначительной степени связан с реальной дочерью Кочубея Матреной, которую действительно крестил Мазепа. Известно, что Матрена быстро охладела к Мазепе, в чем тот ее часто упрекал. (По мнению Павленко Н. И.)

Мария и Мазепа (с одной стороны, любовь и свобода…) Целые два дня, То молча плача, то стеня, Мария не пила, не ела, Шатаясь, бледная как тень, Не зная сна. На третий день Ее светлица опустела. Отрывок этот свидетельствует, что уход Марии к Мазепе был результатом свободного выбора женщины. И с любовью Марии в поэму впервые приходит свет: девушка оставляет ради избранника свою девичью светлицу.

Мария и Мазепа (с другой стороны, традиции и обычаи) И скоро слуха Кочубея Коснулась роковая весть: Она забыла стыд и честь, Она в объятиях злодея! Какой позор!... Мы видим два различных понимания одной и той же ситуации.В глазах оскорбленных родителей нарушение дочерью принятых в обществе того времени нравственных принципов оборачивается несмываемым позором.

Мария и Мазепа (гетман и его возлюбленная) Мазепа доверяет своей молодой возлюбленной то, что, в принципе, не должно быть ей доверено, ибо это противоречило роли, которую выполнял Мазепа- роли гетмана,врага царя Петра. Но независимой державой Украйне быть уже пора: И знамя вольности кровавой Я подымаю на Петра.

Мария в ответ на это открытие сердца совершает второй свободный выбор. Мария Я близ тебя не знаю страха- Ты так могущ! О, знаю я: Трон ждет тебя. Мазепа А если плаха?... Мария С тобой на плаху, если так… Выбор Марии оборачивается страшной трагедией. Не стало отца. В борьбе с самодержавным великаном потерпел поражение Мазепа. Обрушившееся горе невыносимо. И Мария теряет рассудок.

Наше мнение: Судьба Марии, оставившей семью ради любимого человека, не могла оставить нас равнодушными. Мария испытала и счастье, и страдание. Она сделала выбор, давшийся ей нелегко. К сожалению, героиня оказалась «винтиком» в колесе исторического процесса. Жизнь ее была разрушена. Мы считаем образ Марии самым светлым в поэме.

Петр 1 Романов Петр Алексеевич Император России, Петр Великий ( ) Романов Петр Алексеевич Император России, Петр Великий ( )

В «Полтаве» Петр предстает как самодержавный великан, научивший русских войне. Именно Петр создал эти блестящие, стройные полки, способные победить Карла 12. …Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен.

Так какой же он, царь Петр? Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. … Но в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат. Пушкин наряду с признанием исторической неизбежности преобразовательной деятельности Петра показывает ту страшную цену, которой была оплачена энергия самодержавного великана. Эта цена-трагические человеческие судьбы. Жизнь этих людей была раздроблена тяжелым молотом истории.

Наше мнение: Можно и осуждать этого героя, и восхищаться им. Бесспорно то, что победа под Полтавой имеет позитивные исторические последствия для государства российского. Пушкин же характеризует затеянный Петром полтавский бой как разрушение жизни. Был ли у Петра1 выбор другого пути, более гуманного? Оставим ответ историкам. А пока… историческим деятелям воздвигаются памятники, а героям, созданным воображением поэта, отдается вечность.

Выводы по работе: Исследуя эту тему, мы заметили, что если признание исторической миссии Петра дается исключительно от имени истории, то показ трагической судьбы Марии, Кочубея, Мазепы дается через сердце поэта. Трагические герои Пушкина-сильные, гордые, полные страстных чувств и смелых надежд люди. Следы их любви, ненависти и кровавых стремлений исчезли из истории, но остались в духовной культуре, созданной поэтом. Петр1 как исторический деятель всегда будет вызывать, наряду с признанием его вклада в историю страны, отрицательную оценку как герой, лишенный сердца.

Использованная литература: Л.Н.Мосолова, К.Е.Ям. Душа в заветной лире. Пособие для учителей гуманитарных предметов. Московский педагогический университет.-М.,1998. Н.И.Павленко. Петр Великий.-М.,1994. А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва. История России 16-18вв.-М.,1995. Электронная энциклопедия. Русские писатели 19 в.-М.,1994. Продукт 1С. Пушкин в зеркале двух столетий.-М.,2000. Над проектом работали учащиеся 7 «А» класса, учитель высшей категории гимназии 32 г. Калининграда Зинатуллина Инна Борисовна г.