Чеховская маленькая трилогия Материал к урокам разработан учителем МОУ гимназии 32 Материал к урокам разработан учителем МОУ гимназии 32 Кроновой Л.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.П.Чехов Отец Чехов Павел Егорович ( г.г.) Семья Чеховых.
Advertisements

…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. А.П.Чехов.
(анализ рассказов А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)
Электронные учебные материалы к уроку литературы на I курсе А.П.ЧЕХОВ Жизненный и творческий путь А.П.Чехов и Липецкий театр Составитель: Плеханова Надежда.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Дом без стен – это окружающий нас мир, это сам человек со своим духовным «Я».
Подготовка к ГИА. Роды литературыЖанры Эпос (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях; изображение внешней.
Данная презентация подготовлена и представлена к просмотру Новосёловой Натальей Степановной и учениками Захвалинским А. и Яценко Д. г.Белгород.
«Вишнёвый сад» (1903) «Вишнёвый сад» как бы вобрал в себя всё, что мог дать лучшего для театра Чехов, и всё, что мог лучшего сделать театр с произведениями.
Футлярная жизнь в творчестве А.П. Чехова ( по произведениям «Маленькой трилогии» и «Ионыч»). Значение деталей.
Рассказ как жанр сочинения. Что такое рассказ? Это литературное произведение, в котором речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев с.
Основные виды (жанры) художественной литературы Автор: учитель русского языка и литературы ГОУ 395 Санкт-Петербурга Дружинина Т.В.
Словарь - справочник Жанр – исторически складывающийся вид литературного произведения. Различаются эпические(роман, повесть, рассказ),лирические(ода, элегия)
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная литература Род Лирика Эпос Драма.
ЛИРИКА ЭПОС ДРАМА. Рассказ Новелла Повесть Роман Повествование об отдельном событии из жизни человека; на единичном примере показывается столкновение.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Деталь, как художественный прием. В «маленькой трилогии» Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Роды и виды литературы Способы образного воспроизведения действительности.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Транксрипт:

Чеховская маленькая трилогия Материал к урокам разработан учителем МОУ гимназии 32 Материал к урокам разработан учителем МОУ гимназии 32 Кроновой Л.А. Кроновой Л.А.

Маленькая трилогия 1. Что объединяет эти рассказы в трилогию? 1. Что объединяет эти рассказы в трилогию? Герой, рассказчик – слушатель - действующее лицо. Герой, рассказчик – слушатель - действующее лицо. Конструкция рассказ в рассказе. Конструкция рассказ в рассказе. Общий образ «человека в футляре». Общий образ «человека в футляре». В центре произведения – один случай, который дает возможность проследить историю жизни человека. В центре произведения – один случай, который дает возможность проследить историю жизни человека. За жизненной историей создается обобщающее представление о характере современной жизни. За жизненной историей создается обобщающее представление о характере современной жизни.

«Человек в футляре» Футляр защищает от жизни. Футляр защищает от жизни. Это символ духовной инертности. Это символ духовной инертности.

«Крыжовник» Футляр – усадьба - идеал покоя, бездумного существования. Футляр – усадьба - идеал покоя, бездумного существования. Крыжовник символ плотского, физиологического счастья. Крыжовник символ плотского, физиологического счастья.

«О любви» Футляр для чувства, для любви. Футляр для чувства, для любви. Этот футляр до неба. Этот футляр до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности. Нет, больше так жить нельзя. Нет, больше так жить нельзя. Должна быть широкая, своеобразная, более отвечающая назначению человека жизнь! Должна быть широкая, своеобразная, более отвечающая назначению человека жизнь!

Черты чеховской поэтики 1. Общая характеристика «новой драмы» 1. Общая характеристика «новой драмы» Атмосфера всеобщего неблагополучия. Атмосфера всеобщего неблагополучия. Нет счастливых людей. Нет счастливых людей. Зло измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности. Отсюда ощущение, что в нескладице отношений между людьми повинен каждый герой в отдельности и все вместе. Зло измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности. Отсюда ощущение, что в нескладице отношений между людьми повинен каждый герой в отдельности и все вместе. Всеобщее неблагополучие усиливается ощущением ощущениями всеобщего одиночества. Всеобщее неблагополучие усиливается ощущением ощущениями всеобщего одиночества. Конфликт приглушен, поэтому нет деления на положительных и отрицательных героев. Конфликт приглушен, поэтому нет деления на положительных и отрицательных героев.

2. Исторические истоки «новой драмы» 2. Исторические истоки «новой драмы» Драма Чехова выражает общественное пробуждение в период наступления нового столетия и нового общественного подъема: Драма Чехова выражает общественное пробуждение в период наступления нового столетия и нового общественного подъема: недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию освободительные порывы становятся достоянием не только отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего человека освободительные порывы становятся достоянием не только отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего человека беспокойность становится фактом повседневного существования беспокойность становится фактом повседневного существования На этой исторической почве и вырастает На этой исторической почве и вырастает чеховская драма чеховская драма

3. Особенности поэтики «новой драмы» Нет ключевых событий, судьбы героев сливаются в единую судьбу, формируется общее настроение Нет ключевых событий, судьбы героев сливаются в единую судьбу, формируется общее настроение Нет главного героя, нет деления на положительных и отрицательных, главных и второстепенных (полифония) Нет главного героя, нет деления на положительных и отрицательных, главных и второстепенных (полифония) Новый подход в раскрытии характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья Новый подход в раскрытии характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья Герой показан не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия Герой показан не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия Слова героя имеют скрытый душевный подтекст Слова героя имеют скрытый душевный подтекст Речь героев создает общее настроение драмы Речь героев создает общее настроение драмы (напевна, мелодична, поэтически напряжена) (напевна, мелодична, поэтически напряжена)

События в драмах даны как репетиция, идет накопление сил, к решительным поединкам герои еще не готовы События в драмах даны как репетиция, идет накопление сил, к решительным поединкам герои еще не готовы Пьесы состоят из 4-х актов: Пьесы состоят из 4-х актов: 1. медленное вступление, экспозиция к действию, идет знакомство с героями; 1. медленное вступление, экспозиция к действию, идет знакомство с героями; 2. общий характер – лирическое раздумье, развиваются настроения, стремления героев; 2. общий характер – лирическое раздумье, развиваются настроения, стремления героев; 3. кульминация, действие оживленное, захватывающие события; 3. кульминация, действие оживленное, захватывающие события; 4. действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет. 4. действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет.