Скотаренко С.Н., учитель географии и экономики МОУ гимназии 10 г. Мурманска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Самостоятельные исследования школьников». Чем отличается проектирование от проектного метода?
Advertisements

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Если желаешь иметь то, чего никогда не имел, то должен начать делать то, чего никогда не делал Джим Ром Выполнили: Алексеева.
Тренинг «Самостоятельные исследования школьников» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества молодежи.
Организация исследовательской деятельности учащихся Воронкова М.М. учитель биологии МОУ «Гимназия 5» г.Чебоксары.
Сопровождение самостоятельной исследовательской деятельности учащихся Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. М. Монтень.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Требования к ЭОР для каждого этапа исследовательской работы.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Учебные исследования детей в современной школе В презентации использованы материалы А.В.Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества.
МОУ «Болтовская СОШ» Заместитель директора по воспитательной работе Орехова Е.Н.
© Елена Борисовна Семенова. Программа развития УУД Формирование компетенций учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности Навыки участия.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Место учебного исследования в программе Intel «Обучение для будущего» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического.
«Самостоятельные исследования школьников» Тренинг преподавателей-методистов (тренеров) программы «Обучение для будущего» Руководители: А.В.Леонтович, к.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / презентацию к выступлению на семинаре подготовила учитель.
Требования к ЭОР для каждого этапа исследовательской работы.
Исследовательская деятельность Барамидзе Вера Борисовна.
Методика проведения исследовательской части работы по химии и экологии учитель химии и биологии высшей квалификационной категории Хафизова Э.М.
Тема: Организация научно- исследовательской деятельности учащихся.
Транксрипт:

Скотаренко С.Н., учитель географии и экономики МОУ гимназии 10 г. Мурманска

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Г. Песталоцци

Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Цели организации исследовательской деятельности Пути действий преподавателя Запланированные результаты Формирование творческой активности Вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность Умение формулировать цель и задачи исследования ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Цели организации исследовательской деятельности Пути действий преподавателя Запланирован- ные результаты Развитие самостоятельности Научить пользоваться научной литературой из фондов библиотек и материалами современных информационных технологий Формирование навыков в работе с различными источниками информации, систематизации и обобщении полученных данных

Цели организации исследовательской деятельности Пути действий преподавателя Запланирован- ные результаты Обучение приемам исследовательской деятельности, методам, принципам, формам и способам научного исследования, научного познания Научить методам проведения исследования Умение пользоваться различными исследовательс- кими методами при решении поставленных задач ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Цели организации исследовательской деятельности Пути действий преподавателя Запланирован- ные результаты Формирование мотивации исследовательской деятельности Сформировать познавательные и социальные мотивы Умение делать аргументирован- ные выводы, соответствующие поставленной цели и решаемым задачам

ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Цели организации исследовательской деятельности Пути действий преподавателя Запланирован- ные результаты Создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования Развить навыки публичного выступления и защиты своих взглядов перед компетентной аудиторией Развитие способностей к самостоятельному осмыслению проблемы

Исследовательская деятельность учащихся может быть организована в следующих формах: 1.Включение элементов исследования в урок 2.Предметы в рамках базисного компонента 3.Групповые и индивидуальные занятия по выбору (элективные курсы) 4.Группы дополнительного образования 5.Практические занятия (экскурсия, лабораторный практикум)

Исследовательская деятельность учащихся может быть организована в следующих формах: 6. Интегрированная программа общего и дополнительного образования 7. Исследовательская (творческая) экспедиция 8. Научно-практическая конференция (конкурс, фестиваль) 10. Клуб или молодежное объединение

Исследовательская деятельность учащихся, как образовательная технология, предполагает решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования):

Основные этапы учебной исследовательской деятельности 1. Мотивация исследовательской деятельности школьников - возникновение у ученика вопроса или проблемы, интереса (любопытства) к явлению или объекту 2. Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования - самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса, формулировка вопроса «что я хочу узнать?» Как правило, тема окончательно формулируется при подготовке материалов к отчету (презентации) и отражает суть выполненной работы

Основные этапы учебной исследовательской деятельности 3. Определение цели исследования позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент должна быть четко определена. 4. Выбор объекта исследования, (при проведении эксперимента - формирование опытной и контрольной группы) определяется целью работы, реальными возможностями и должен быть обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов

Основные этапы учебной исследовательской деятельности 5. Формулирование рабочей гипотезы (или нескольких гипотез). Гипотеза должна быть жестко связана с поставленной целью работы. Гипотеза определяет этапы выполнения работы, позволяют учащемуся последовательно продвигаться к достижению цели, позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными (экспериментальными) данными и логическими соображениями.

Основные этапы учебной исследовательской деятельности 6. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Задачи являются своеобразной программой действий, показывают, что исследователь собирается делать 7. Поиск и изучение литературы по теме исследования – проведение первичного анализа информации. Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. Завершается подготовкой литературного обзора - краткой характеристикой того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов.

Основные этапы учебной исследовательской деятельности 8. Выбор методов исследования определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновывается с точки зрения получения достоверных результатов 9. Планирование и выполнение собственных исследований должно проводиться строго соблюдая все требования выбранных методов

Основные этапы учебной исследовательской деятельности 10. Анализ полученных результатов Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования (удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. - они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности). На этом этапе определяется достоверность полученных результатов и, при необходимости, определяются направления дальнейшей работы

Основные этапы учебной исследовательской деятельности 11. Проверка гипотезы. Проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного наблюдения и/или эксперимента. При этом новый результат сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.

Основные этапы учебной исследовательской деятельности 12. Формулирование выводов. Выводы - строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. В выводах тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе (гипотезам) исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

Основные этапы учебной исследовательской деятельности 13. Подготовка отчета о проделанной работе. Осуществляется в заранее определённой форме. Определяется требованиями конференции, издания, где планируется представлять работу, техническим заданием проекта и т.п..

Этапы обучения школьников исследовательской деятельности: I. Обучение учащихся методам научных исследований. II. Обучение учащихся технологиям научных исследований - методике научного исследования, конструированию, проектированию. III. Организация самостоятельного поиска и исследования научных проблем. IV. Поиск информации. Он включает общение с педагогом, со сверстниками, учителями школы, может включать запрос в научные учреждения страны и поиск в компьютерных базах данных через компьютерные сети. V. Анализ и оценка полученной информации, принятие решения.

Этапы обучения школьников исследовательской деятельности: 6. Использование собранных данных. На этом этапе учителю необходимо помочь ученику сделать правильный выбор, аргументировано доказать свою точку зрения, подготовить выступление, сообщение о результатах своей работы. 7. Экспертная оценка исследовательских работ. 8. Представление и защита. Школьники представляют свои работы и защищают их. В самом начале работы над исследованием руководитель и учащийся должны чётко определиться с тем жанром, в котором они работают и в котором будет затем представляться работа. 9. Подведение итогов, поощрения, награждения

Развитие авторской позиции юного исследователя Теоретичес- кий материал Освоение методики Эксперимен- тальные исследования Обработка данных Представле- ние результатов Выбор темы и задачи, формулировка гипотезы Анализ результатов и выводы Выбор объекта С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а у ч а щ и х с я Создание теоретичес- кой базы Подбор методики под задачу Составление плана работ Подбор методики обработки Составле-ние плана презентации К о н с у л ь т а ц и о н н а я р а б о т а р у к о в о д и т е л я

Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности учащихся www. researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Публикуются статьи по методологии, методике и практике исследовательской деятельности учащихся, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы. www. vernadsky.info - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Публикуются нормативные документы по конкурсу, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации посетителей. www. Issl.dnttm.ru- сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности учащихся www. konkurs.dnttm.ru - обзор исследовательских и научно- практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов. www. subscribe.dnttm.ru - сайт подписки на рассылку новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.

Спасибо за внимание. Желаю всем творческих успехов!