Мирошниченко Евгений Александрович к. т. н., доцент кафедры вычислительной техники ТПУ Системная инженерия как методологическая основа современного инженерного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОЛИТИКА КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОАО «РЖД». О А О « Р О С С И Й С К И Е Ж Е Л Е З Н Ы Е Д О Р О Г И » 2 Утверждена распоряжением президента ОАО «РЖД»
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
Стандарты ISO в Образовании Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Строительный колледж.
Модернизация – инженерный взгляд на проблему. Объектом управления при решении задачи модернизации является Инновация. В соответствии с логикой закона о.
Проектный менеджмент(П.М.) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
1 Магистерская программа «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» Руководитель магистерской программы от ПФ ГУ-ВШЭ:
Жизненный цикл программного обеспечения Лекция 4.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Измерения, контроль и автоматизация в сфере поставки электрической энергии потребителю Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Ibs.misis.ru Вставьте картинку Программа повышения квалификации «Проектирование информационных систем на основе стандартов жизненного цикла» НИТУ «МИСиС»
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
Информационные системы Руководящие документы Госстандарта РФ. Проектная документация.
«Схема взаимодействия процессов в высшем учебном заведении» Докладчик: Казарина Е.А.
Тимофеева А.Г. *, Фокичева А.А.**, Истомин Е.П.**, Подгайский Э.В**. *ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Программа опережающего повышения квалификации «Инновационные технологии производства наноразмерных композитных и полимерных материалов»
Моделирование бизнес-процессов управления жизненным циклом изделий научно-производственного предприятия Саровский физико-технический институт.
Транксрипт:

Мирошниченко Евгений Александрович к. т. н., доцент кафедры вычислительной техники ТПУ Системная инженерия как методологическая основа современного инженерного образования

Рабочая группа 2 Проект Разработка образовательных программ и создание нормативно-организационного обеспечения учебного процесса Руководитель проекта: Петровская Татьяна Семёновна, к. т. н., зам. проректора по образовательной и международной деятельности Руководитель рабочей группы Марков Николай Григорьевич, д.т.н., зав. кафедрой вычислительной техники ИК Члены рабочей группы Заворин Александр Сергеевич, д. т. н., зав. кафедрой парогенераторостроения и парогенераторных установок ЭНИН Кудинов Антон Викторович, к. т. н., доцент кафедры вычислительной техники ИК Мирошниченко Евгений Александрович, к. т. н., доцент кафедры вычислительной техники ИК Тайлашева Татьяна Сергеевна, к. т. н., доцент кафедры парогенераторостроения и парогенераторных установок ЭНИН Юнак Александр Львович, ведущий программист Лаборатории 7 ИФВТ

Системная инженерия : очередное модное слово ? 3 Новейшие псевдонауки (валеология, информациология, ноосферология, трансперсональная психология…) Наука, инженерия Модные бренды (нанотехнологии, синергетика…)

Системная инженерия 4 Systems Engineering is an interdisciplinary approach and means to enable the realization of successful systems. It focuses on holistically and concurrently understanding stakeholder needs; exploring opportunities; documenting requirements; and synthesizing, verifying, validating, and evolving solutions while considering the complete problem, from system concept exploration through system disposal.

Масштабы 5 NPP

Выгода классической системной инженерии на крупных проектах 6 Размер проекта Возможный рост затрат проекта Оптимальные затраты на СИ Мелкие 18%5% Средние38%20% Крупные63%33% Очень крупные 92%37% данные Boehm, Valerdi, Honour

7 Разнообразие типовых жизненных циклов ( природы системы, стадий жизненных циклов, инструментов ) СофтКонцепцияРазработкаПоддержкаСписание СистемаИдеяРазработкаИзготовлениеИспользованиеПоддержкаСписание ОборудованиеИдеяПроектированиеИзготовление Эксплуатация и поддержка Списание Персонал Определение требуемых компетенций ПриобретениеОбучение Использование и рост Отставка Здание Визуализация Проектирование сооружения и площадки СогласованиеСтроительство Эксплуатация и поддержка Разборка Природный ресурс ПриобретениеРазработкаЭксплуатацияРекультивация Процесс Определение выхода Графическое представление Описание Пилотное внедрение Использование и совершенствование Ликвидация

8 Жизненный цикл в системной инженерии определение требований приемка в эксплуатацию архитектурное проектирование рабочее проектирование изготовление интеграция

Три поколения системной инженерии «Алхинженерия»: Неформальные тексты и эскизы Современная инженерия: Диаграммы и чертежи («псевдокод») Моделе-ориентированная (model-based) инженерия: формальные языки (вычисляемый «код») 9

Ключевые стандарты в области системной инженерии ГОСТ Р ИСО/МЭК «Информацион­ная технология. Системная инжене­рия. Процессы жизненного цикла систем» ГОСТ Р ИСО/МЭК «Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств» ГОСТ Р ИСО «Промышленные автоматизиро­ванные системы и интеграция. Ин­ теграция данных жизненного цикла для перерабатывающих предпри­ятий, включая нефтяные и газовые производственные предприятия» 10

Некоторые стандарты в области системной инженерии ISO/IEC TR СПИ. Руководство по управлению ЖЦ. В контексте стандартов ISO/IEC и ISO/IEC определяет порядок использования моделей ЖЦ. ISO/IEC TR 19760:2003 СИ. Руководство по применению ISO/IEC Содержит рекомендации по адаптации стандарта ISO/IEC к конкретным системам и проектам. ISO/IEC/IEEE 16326:2009 СПИ. Процессы ЖЦ. Управление проектами. Взамен ISO/IEC TR 16326:1999 Программная инженерия. Руководство по применению ISO/IEC при управлении проектами. ISO/IEC 16085:2006 СПИ. Процессы ЖЦ. Управление рисками. Определяет процесс управления рисками в ЖЦ. Может использоваться самостоятельно или в качестве дополнения к процессам ЖЦ, определенным в ISO/IEC и ISO/IEC ISO/IEC 15939:2007 СПИ. Процесс измерения. Определяет процесс измерения, пригодный для использования в области СПИ, а также менеджмента. ISO/IEC TR 24774:2007 СПИ. Управление жизненным циклом. Руководство по описанию процесса. Устанавливает общие правила построения эталонных моделей процессов ЖЦ с использованием характеристик целей процесса, его результатов, выполняемых действий и работ. 11

12 25 обязательных практик системной инженерии ISO :2008 Обеспечения проектов описывание жизненного цикла управление инфраструктурой управление портфелем проектов управление персоналом управление качеством Технические сбор требований анализ требований архитектурный дизайн изготовление интеграция верификация переход к эксплуатации валидация эксплуатация обслуживание вывод из эксплуатации Проектные управление проектами планирование проекта управление выполнением и контроль проекта поддержка проектов управление решениями управление рисками управление конфигурацией управление информацией измерения Контрактации Закупка Поставка

Личные качества (by NASA) 1. Интеллектуальная любознательность, выражающаяся в первую очередь в способности и желании постоянно учиться новому; 2. Способность видеть целое даже при наличии множества мелких деталей, включающая, в частности, умение не терять основную главную цель и объединять для разговора на одном языке ученых, разработчиков, операторов и другие заинтересованные стороны, невзирая на изменения, возникающие по мере развития жизненного цикла; 3. Способность к выделению общесистемных связей и закономерностей, с помощью которой первоклассный системный инженер может помочь другим членам команды проекта в установлении места их системных решений в общей картине и в работе на достижение общих системных целей; 4. Высокая коммуникабельность способность слушать, писать и говорить таким образом, который способствует наведению мостов между инженерами и управленцами на основе использования единых терминов, процессов и процедур; 5. Выраженная готовность к лидерству и к работе в команде, предполагающая, в частности, наличие глубоких и многосторонних технических знаний, энтузиазма в достижении поставленных целей, креативности и инженерного инстинкта; 6. Готовность к изменениям, предполагающая в числе прочего и понимание неизбежности изменений; 7. Приспособленность к работе в условиях неопределенности и недостаточности информации, предполагающая, в частности, способность к толкованию неполных и противоречивых требований; 8. Специфическая убежденность в том, что следует надеяться на лучшее, но планировать худшее, предполагающая, в частности, что системный инженер постоянно проверяет и перепроверяет детали, имеющие отношение к обеспечению технической целостности системы; 9. Наличие разнообразных технических навыков способность применять обоснованные технические решения, что требует от системного инженера знания множества технических дисциплин на уровне эксперта; 10. Уверенность в себе и решительность, но не высокомерие, так как даже хороший системный инженер может ошибиться; 11. Способность строго выполнять предписания по реализации процесса при понимании того, когда надо остановиться и внести изменения, что предполагает способность системного инженера не только формально описать, но и «почувствовать» процессы. 13

Профессиональные компетенции (by NASA) 1. Умение управлять требованиями на всех уровнях системной иерархии; 2. Владение современными методами и инструментами разработки систем включая архитектурный подход. 3. Владение методами и инструментами анализа систем включая моделирование, анализ надежности, анализ рисков, анализ технико- экономических характеристик и т. п. 4. Умение организовывать и проводить испытания систем и анализировать результаты испытаний. 5. Умение налаживать эффективное человеко-машинное взаимодействие. 6. Умение реализовывать интегрированные системные решения, учитывающие гетерогенность и возможную распределённость элементов, составляющих систему. 7. Владение процессным подходом. 8. Умение управлять изменениями. 14

Обучение за рубежом Программы подготовки по системной инженерии для дипломированных специалистов (Systems Engineering Graduate Programs) сегодня реализуются более чем в двухстах зарубежных вузах только в США имеется около 130 программ обучения системной инженерии в 73 высших учебных заведениях Только за последние 3 года по рассматриваемой тематике на английском языке издано более 50 учебных книг. Крупнейшие правительственные учреждения и ведущие мировые компании разрабатывают собственные руководства по системной инженерии и активно содействуют повышению квалификации в этой области своих сотрудников ( Amazon.com, Inc.; Boeing Company; Dell; Harley-Davidson; General Dynamics; General Motors; Honeywell; Intel; Nokia; Northrop Grumman; Novartis AG; Raytheon ). 15

Сколько учат системной инженерии в мире 16 После бакалавриата: 1800 часов аудиторных + примерно столько же часов домашних заданий

Оценка времени обучения « моделеориентированности » 17 После магистрата: 320 часов + 6 месяцев стажировка

Обучение в России Системных инженеров не готовят. Обзорный курс «Системная инженерия» читается сегодня в МФТИ, МИРЭА и МИСиС, в Уральском федеральном университете, в ТПУ Программа обучения системной инженерии в 2012 г. включена в каталог учебных программ и курсов учебно-методического центра Всероссийского научно-исследовательского института по эксплуатации атомных электростанций (ВНИИАЭС). 18

Задачи системы образования в РФ 19 Cформировать образова­тельные программы в сфере си­стемной инженерии Создать программу по­вышения квалификации и переподготовки преподавателей, професси­ональных инженеров и менедже­ров. Промышленность Высшее образование Потребности, опыт Фундаментальные знания ; технология обучения

Спасибо за внимание 20 Евгений Александрович Мирошниченко