Методы товароведения. Методы научного познания Метод – (от греческого.methodos) – способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛЕКЦИЯ 11. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС. 1.Внемашинное информационное обеспечение. Основные понятия классификации информации. 2.Понятия и основные требования.
Advertisements

Тема: «Классификация и кодирование информации. Информационные системы в энергетике.» Выполнил: студент гр.: ЭЭТб-1101 Бикбаев Олег Юрьевич Проверил: К.т.н.,
Информационное обеспечение ИС. Назначение ИО Информационное обеспечение ИС Информационное обеспечение ИС - совокупность единой системы классификации,
Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Целью классификации является.
Т – 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ. 1. Классификация – это: 1) элемент классификационного множества; 2) разделение множества объектов на подмножества.
Методы стандартизации Факультет: физико-технический Специальность: Стандартизация и сертификация- 122 Выполнила:Жанаева Айзада (1 курс) Проверила: Чигамбаева.
Тема 4 Методы стандартизации. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме 4 1 Понятие совместимости и взаимозаменяемости 2 Упорядочение объектов стандартизации.
Т – 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, МЕТОДЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ Стандартизация - это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области,
Проектирование информационно-управляющих систем Доцент каф. АСУ, к.т.н. Шилина Мария Анатольевна, asu.ugatu.ac.ru moodle.ugatu.su.
Профиль стандартов. Цели применения стандартов. Категории профилей стандартов. Работу выполнил: Каракулов Н.В.
Тема 1. Введение в товароведение. Предмет, цели и задачи товароведения Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Учебная дисциплина Информационные технологии в экономике Лекция 3 Экономическая информация и средства ее описания Лектор: Шлаев Дмитрий Валерьевич кандидат.
Ассортимент потребительских товаров подразделяется: на группы – по месту нахождения, на подгруппы – по широте охвата товаров, на виды - по степени удовлетворения.
В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМ ИОУ. Информационная система управления совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных,
Методы стандартизации это –. Основные методы стандартизации 1.Систематизация объектов стандартизации 2.Селекция объектов стандартизации - Ц 3.Симплификация.
Стандартизация - это совокупность работ по разработке, утверждению и внедрению стандартов в производство.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
ТЕМА: «Стандартизация. Сущность, задачи, принципы и методы стандартизации». Автор Кулешова Марина Николаевна – преподаватель. ТЕМА: «Стандартизация. Сущность,
Транксрипт:

Методы товароведения

Методы научного познания Метод – (от греческого.methodos) – способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или приём действия, обеспечивающий достижение поставленной цели. В товароведении применяются две группы методов: методы научного познания и методы практической товароведной деятельности. Методы научного познания направлены на исследования основного объекта товароведение – товара, его характеристик и изменений методы научного познания.

Эмпирические, или экспериментальные, методы Методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря --им стали известны исследования химической, физической и биологической природы товаров. В зависимости от используемых технических средств измерении и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на: измерительные – метод определения значений показателей качества продукции (физические, физико-химические, химические, биологические), осуществляемый на основе технических средств измерений ; органолептические - метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств.

Аналитические методы Методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части. К методам управления научным познанием относятся методы: Анализа Диагностики Прогнозирования Программирования Планирования Анализ товаров базируется на данных, полученных экперементальными методами. Результаты диагностики могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий, сроков хранения и т.п. Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют получить – программирование, т.е. определить последовательность действий специалистов по обеспечению надлежащих характеристик товара или рационального товародвижения.

Методы систематизации Методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путём распоряжения их в определённом порядке. Основополагающие методы систематизации – идентификация, классификация, обобщение (группировки) и кодировки. Идентификация – метод отождествления, совпадения одного объекта с другим. Группировка – метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп. Классификация – находит широкое применение в товароведении, так как огромное количество объектов – товаров.

Классификация как метод товароведения Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Объект – элемент классифицированного множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Признак классификации – свойства или характеристика объекта, по которому производится классификация. Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации.

Классификация товаров должна отвечать следующим требованиям: гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции; обеспечивать гибкость (чтобы можно было включать новые наименования без «потерь»); способствовать всестороннему исследованию свойств товаров как потребительских ценностей; нацеливать на улучшение торговой деятельности на всем пути товародвижения.

Для классификации товаров используют 4 группы признаков: Функционально-целевые, отражающие назначение товаров, выполняемые ими функции, цели применения и способы использования Генетические, характеризующие происхождение товаров, исходные материалы и сырье Технологические, отражающие способ производства, особенности конструкции, степень обработки, отделку и способы декорирования Специфические, характеризующие свойства товаров, их агрегативное состояние, химический состав, особенности строения, геометрические параметры и размеры, конструкцию, особенности формы, фасоны, модели, марки.

Фасетный метод классификации Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, но связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству. Каждый из фасетов характеризует одну из особенностей распределяемого множества. Фасетная система классификации отличается большой гибкостью и удобством пользования, позволяет в каждом конкретном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими фасетами, которые в конкретном случае представляют интерес. Объекты классификации 123

Иерархический метод классификации Иерархический метод классификации – последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Иерархическая система классификации отличается стройностью и возможностью группировки объектов по максимальному количеству признаков. Объекты классификации

Сравнительная характеристика иерархического и фасетного методов классификации МетодДостоинстваНедостатки Иерархическ ий Последовательное деление множества на подчиненные подмножества с взаимосвязанным подчинением; точная подчиненность; каждая ступень классификации представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов; фиксируются различия между объектами на различных ступенях классификации; хорошая приспособленность для ручной обработки информации Недостаточная гибкость; трудность построения; фиксированность признаков и установленный порядок их следования; трудность включения новых признаков деления ФасетныйКаждый фасет характеризует одну особенность распределения множества; возможность охвата или ограничения всех характеристик объектов классификации; гибкость и приспособленность для компьютерной обработки Группировки не подчинены друг другу; трудность в определении весомости классифицируемых характеристик объекта

Правила классификации Деление множества следует начать с наиболее общих признаков. На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого типа. Разделение объектов должно осуществляться последовательно от большого к меньшему, от общего к частному. Необходимо установить оптимальное число признаков, ступени и глубины.

Кодирование товаров Кодирование представляет собой присвоение по определенным правилам условного обозначения (кода) объекту или группе объектов. Код позволяет заменить несколькими знаками (символами) наименования и описания этих объектов. С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов максимально коротким способом, с помощью минимального числа знаков. Кодирование используется при стандартизации, сертификации, в торговле, таможенном деле, бухгалтерском учете, внешнеэкономической деятельности и других областях связанных с товаром. Объектом кодирования в товароведении может быть товар, совокупность товаров, совокупность свойств и другие объекты классификации.

Коды должны удовлетворять следующим требованиям: однозначно идентифицировать объекты иметь минимальное количество знаков, достаточное для кодирования всех объектов заданного множества быть удобными для компьютерной обработки обеспечивать возможность автоматического контроля ошибок при вводе в компьютерные системы

Код характеризуется: алфавитом, структурой, числом знаков (длиной), методом кодирования. Алфавит – это система знаков (символов), составленных в определенном порядке. (цифры, буквы, штрихи и их сочетание) Структура – это графическое изображение последовательности расположения знаков кода и соответствующие этим знакам наименования уровней деления. Число знаков в коде определяется его структурой и зависит от количества объектов, входящих в подмножества, образуемые на каждом уровне деления. Методы кодирования в значительной степени связаны с методами классификации.

Достоинства и недостатки различных методов кодирования Методы кодированияДостоинстваНедостатки Регистрационное кодирование: Порядковый метод Серийно-порядковый метод Кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда. Обеспечивает полную идентификацию объектов Кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда с присвоением отдельных серий этих чисел объектами кодирования со сходными признаками. Этот метод не является информативным, так как не отражает признаков, присущих множеству. Классификационное кодирование: Последовательный метод Параллельный метод Применяется с учетом особенностей классификации объектов. Каждый знак кода обозначает определенную классификационную группировку. Используют при иерархической классификации. При этом в кодовом обозначении последовательно указываются признаки, характеризующие объекты кодирования классификации, что обеспечивает их идентификацию. Используется при фасетной классификации. В этом случае структура кодового обозначения определяется фасетной формулой. Метод эффективен при машинной обработке и решении задач, характер которых часто меняется и когда необходимо проанализировать различные множества объектов. Метод обеспечивает возможность независимого изменения и дополнения характеристик объектов. Зависимость кода от установленных правил классификации, необходимость иметь резервные коды на случай включения дополнительных объектов, невозможность изменения состава и количества признаков, которыми идентифицируется объект. Громоздкость фасетных формул и избыточная емкость кодов (кодирование товаров в ОКП)

Системы классификации товаров В товароведении используют следующие системы классификации товаров: Торговая система классификации является отраслевой и используется в торговле (все товары разделены на две группы – непродовольственные и продовольственные). Учебная система классификации используется в процессе обучения товароведению, служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров. Экономико-статистическая система является наиболее полной, разработана для обмена информацией на межотраслевом уровне, представлена в ОКП Стандартная система классификации используется для определения требований, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения сертификации товаров. Внешнеэкономическая система классификации отражена в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и является основой для регулирования внешнеэкономической деятельности страны.

Общая классификация продовольственных товаров Хлебобулочные изделия Плоды и овощи Кондитерские Винно-водочные и безалкогольные напитки Молочно-масляные Мясные и колбасные изделия Рыбные Яичные Пищевые жиры Табачные изделия

Общая классификация непродовольственных товаров Товары из пластических масс Бытовые химические (клеящие материалы, лакокрасочные товары, моющие средства и др.) Стеклянные Керамические Строительные материалы Мебельные Металлические Электротовары и бытовая техника Текстильные Швейные Трикотажные Обувные Меховые Галантерейные (текстильная, кожаная, металлическая галантерея) Ювелирные товары и часы Школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары Музыкальные товары Бытовая электроника Игрушки, спортивные товары Парфюмерно-косметические товары Автомобили и запчасти Книги и печатные издания.

Единая система классификации и кодирования технико- экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Регламентирует порядок проведение работ по классификации и кодированию множества объектов, используемый для решения задач управления на различных уровнях. Устанавливает состав и содержание работ по созданию классификаторов технико- экономической информации, поддержанию их актуальности внесением изменений, а также порядок разработки классификаторов и их практического применения.

Задачи ЕСКК ТЭИ: упорядочение, унификация, классификация и кодирование информации, используемой в системе управления; создание комплекса классификаторов, необходимых для решения технико-экономических и социальных задач на различных уровнях управления; максимальное использование международных классификаций для решения задач, связанных с международным обменом информацией; обеспечение условий для автоматизации процессов обработки информации, включая создание автоматизированных банков данных; обеспечение информационной совместимости взаимодействующих информационных систем.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭИ являются: статистическая информация финансовая и правоохранительная деятельность банковское дело бухгалтерский учет стандартизация сертификация производство продукции предоставление услуг таможенное дело торговля внешнеэкономическая деятельность

Классификаторы Классификатор – это документ, который содержит систематизированный перечень объектов классификации и классификационных группировок, позволяющий находить место каждому объекту и присваивать ему определенное обозначение (код). В зависимости от уровня утверждения и сферы применения классификаторы бывают следующих категорий: Межгосударственные (МК) – стандартов МК001-96, валют МК003-97, стран мира МК Общероссийские (ОК) – продукции ОКП, предприятий и организаций ОКПО, стран мира ОКСМ, единиц измерения ОКЕИ, стандартов ОКС, информации об общероссийских классификаторах Отраслевые Предприятий (объединений, организаций, ассоциаций и т.д.)

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОКДП представляет собой единую схему описания и классификации предприятий по видам их экономической деятельности и ее конечным результатам – производимой продукции и предоставляемым услугам. Предназначен для использования в качестве единого языка общения производителей и потребителей продукции и услуг, а также для описания и регулирования национальной экономики. В счетах-фактурах на товар должен быть указан код товара по ОКДП.