Тема ФИЛОСОФИЯ И НАУКА Доц. Квеско Р.Б. Иммануил Кант в XVIII в. обозначил следующие философские вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ПРОБЛЕМА БЫТИЯ 1. Религиозно- магическое отношение человека к миру.
Advertisements

ТЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ 3. КРИЗИС МИФОЛОГИИ [
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Мировоззрение – система или совокупность представлений, знаний, взглядов о мире, природе, обществе и человеке, об отношениях между ними. Мировоззрение.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
Подготовил : Пономарёв Михаил 10 « А ». Познание - отражение объективной реальности в сознании человека, результатом которого является получение нового.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Выполнила Игнатович НА, 416 группа. Миф как форма культуры Роль мифа в первобытной культуре Первобытные системы верований Миф как отрицание индивидуальности.
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Философия Доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
Тема: Мировоззрение человека и философия. Вопросы: 1. Мировоззрение в системе знания. 2. Уровни мировоззрения. 3. Типы мировоззрения.
ДЕ 1. Что есть философия? Тема 1. Что есть философия? (4 часа) Мировоззрение и его исторические типы Предмет и специфика философского знания Функции и.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия : учебник для вузов. - М., 2008, С. 4-27, Введение в философию: учебник для вузов / под ред. И.Т. Фролова.
Философия как тип мировоззрения Лекция 1 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии 900igr.net.
Личность и общество Урок 19. План 1.Проблема свободы и её социальный аспект. 2.Аксиология и её основные проблемы. 3.Понятие «ценность». Социальная функция.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Транксрипт:

Тема ФИЛОСОФИЯ И НАУКА Доц. Квеско Р.Б.

Иммануил Кант в XVIII в. обозначил следующие философские вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?

Эти вопросы не только очертили предметное поле философии Нового времени, но и подготовили экзистенциально - антропологический поворот в философии XX в.

Философия базируется на особом типе мышления, который не утилитарно-прагматический, не сугубо рациональное знание, не отождествляет себя с пользой, с истиной «на все времена», а обеспечивает такой настрой ума и души человека, который лежит в основе философского (рефлексивного) отношения к жизни

ИТАК: Философия стремится к целостному восприятию мира. В философском знании одновременно представлены как объективное описание мира в целом, так и субъективная, личная позиция философа, которая наделяет знание значением культурной ценности

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА представлены: ФИЛОСОФИЯ в текстах, философских системах, философских теориях НАУКА в законах, теориях, гипотезах

ФИЛОСОФСКОЕ И НАУЧНОЕ ЗНАНИЯ доказываются ФИЛОСОФИЯ логически и/или личным жизненным опытом НАУКА посредством эксперимента и практики

ХАРАКТЕР философского и научного знаний ФИЛОСОФИЯ СУБЪЕКТИВНЫЙ (философская система индивидуальна) ОБЪЕКТИВНЫЙ (постижение сущности явлений) НАУКА ОБЪЕКТИВНЫЙ (минимум воздействия субъекта на процесс познания и максимум адекватности полученного знания с реальной действительностью

ТЕЗАУРУС философии и науки ФИЛОСОФИЯ общепринятый индивидуально своеобразный принципиальн ый для данной философской системы НАУКА общепринятый

МЕТОД ФИЛОСОФИЯ всеобщие методы критическая рефлексия интуиция НАУКА Частные методы Общенаучные методы

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИЯ осмысление эпохи формирование идеологии НАУКА утилитарная (улучшение человеческой жизни, упрощение человеческой деятельности)

ТЕМА 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ПРОБЛЕМА БЫТИЯ

1. Религиозно- магическое отношение человека к миру

Религиозно-магическое отношение к миру присуще архаичному человеку Архаичный (греч.) -первозданный, первобытный

Карл Густав Юнг (KARL GUSTAV JUNG) Цивилизованный человек, несмотря на высокий уровень сознания, в более глубоких слоях своей психики все еще остается человеком архаичным

Люсьен Леви-Брюль ( L ucien Lévy-Bruhl) чрезвычайное отличие – «дологическое состояние нашего сознания.

Мышление первобытного человека дологическое? Есть прообраз логики ? А может быть это докультурная стадия? Жизнь первобытного человека – простое самосохранение?.

ОБЪЯСНЕНИЯ МИРА ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК РАЗУМНАЯ ПРИЧИННОСТЬ (КАУЗАЛЬНОСТЬ) ИЛИ ПРОСТАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРА ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ МИРА В НЕМ САМОМ ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК ДУХ КОЛДОВСТВО МАГИЯ

ЧЕРТЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПЕРВОБЫТНОГО СОЗНАНИЯ спутанность мысли, неясность, неустойчивость эмоциональность зависимость от группового традиционализма внушаемость преемственность

Первобытное мышление нашло выражение в мифологии. Мифология связана с особенностями отношения к миру архаичного (первобытного) человека.

ЧЕРТЫ МИФОЛОГИИ Синкретизм – нерасчлененность, неразвитость Связь с ритуалом Обряд посвящения, широко распространенный в родовых обществах, обряд, в ходе которого юношам и девушкам передавали аккумулированный в мифе опыт и переводили их в полноправных членов племени

2. МИР КАК ХАОС И ДИСГАРМОНИЯ, ВСЕОБЩАЯ БЕССМЫСЛИЦА СУЩЕСТВОВАНИЯ

МИР – ЭТО ХАОС, РЕЗУЛЬТАТ СТОЛКНОВЕНИЯ И КОНФЛИКТА БОЖЕСТВЕННЫХ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ И СТИХИЙНЫХ СИЛ

МИФОЛОГИЯ ПОЛИТЕИСТИЧНА Главный фактор в бытии - влияние богов, капризных и непостоянных по отношению к человеку Судьба человечества – судьба всего земного, временного Вселенная (бытие) подчинена ритму возникновения и уничтожения Пессимизм Подчиненность мировой (природной) стихии Постоянное предательство человека Страх перед судьбой, роком Жизнь загробная - закономерный итог жизни земной, подобие жизни земной Круговорот, образ рождения и умирания (смерти)

3. КРИЗИС МИФОЛОГИИ [

ГОМЕР VIII в. до н.э. «Илиада» «Одиссея» Человек – зримое смертное тело Боги приобретают человеческие качества Земля – плоский диск, омываемый водами океана

ГЕСИОД начало VII в. до н.э. «Теогония» «Труды и дни» Хаос – пространство Гея – первоматерия всех вещей Эрос – движущая сила мира Любовь – причина рождений (интерпретация Аристотеля)

ГЕСИОД Жизнь человеческая прошла пять этапов 1. «золотой век» 2. «серебряный век» 3. «медный век» 4. «героический век» 5. «железный век» Кронос – творит людей «золотого века» Зевс – всех остальных

На смену эпической поэзии Гомера приходит лирическая поэзия (ионийская и эолийская лирика) Зарождаются философское умозрение и научные знания Происходит преодоление чувства рабской зависимости от окружающего мира Политеизм сменяется монотеизмом Пошатнулась вера в богов как опоры жизни человека

КСЕНОФАН (один из первых и самых энергичных противников мифологического миросозерцания) восстает против Гомера и Гесиода, политеизма, мифологических вымыслов

КСЕНОКРАТ (ученик Платона) и СТОИКИ Философия – живое существо (яйцо) Логика – скорлупа Этика – белок Физика - желток

ПОСИДОНИЙ Философия – живое существо Этика – дуща желток Физика – плоть и белок

СТОИКИ Философия – плодоносное поле Логика – ограда Этика – плод Физика - земля и деревья

5. Философское сомнение как источник возникновения философии

ПЛАТОН Символ идеального (эйдетического) мира Видение внутренней нравственной красоты человеческой личности (Сократа) Учение о мире идей Подсознательное через эрос, сон, грёзы, фантазии и т.д.

Философия начинается с СОМНЕНИЯ Сократ, ок. 470 – 399 гг. до н.э. Платон, 428/427 –347 гг. до н.э. Декарт, René Descartes, de Cartes, Гегель, Georg Wilhelm Friedrich Hegel Николай Онуфриевич Лосский, Мартин Хайдеггер, Martin Heidegger, Жан-Поль Сартр, Jan Paul Sartre, Ганс-Георг Гадамер, Hans Georg Hadamer,

4. СТРЕМЛЕНИЕ К ПРАВДЕ КАК ИСТОЧНИК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

В древнегреческом обществе существовали вера в идеал Правды (справедливости, закона, права), представление о вечной правде, которая царствует в мире

ФИЛОСОФИЯ как натурфилософия возникает на основании веры в правду как познавательное отношение к миру, как стремление к объективному знанию, истине, как познание сущего

ГЕРАКЛИТ сущее уже не как вечное неизменное бытие, а как вечный процесс жизни