Теория контрактов. Вопросы: 1. Понятие и элементы контракта, параметры измерения. 2. Совершенный и несовершенный контракт. 3. Классификация контрактов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 5 Теория контрактов Схема Уильямсона Характеристика инвестиций неспецифичныеспецифичныеидиосинкратические Частота Разовая повторяющаяся Конкурентныеотношения.
Advertisements

Лекция 6 Теория контрактов. Теория контрактов: истоки 1970е. Неудовлетворенность теорией общего равновесия Необходимость в новом аналитическом инструментарии.
Лекции Теория контрактов Теория контрактов: истоки 1970е. Неудовлетворенность теорией общего равновесия Необходимость в новом аналитическом инструментарии.
Теория контрактов. Теория агентских отношений. Теория контрактов: как все начиналось 1970е. Неудовлетворенность теорией общего равновесия (модель Вальраса)
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСАКЦИИ СУТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК Выполнила: Назарова Ольга.
Лекция 10 Теория контрактов. Теория контрактов Контракты - юридическое оформление экономических трансакций, соглашение о передаче прав собственности.
Тема 4. Контрактные отношения Институциональная экономика (факультет менеджмента 2009)
Лекция 5 Теория трансакционных издержек. Единица анализа: от товаров к трансакциям Процесс передачи прав собственности и защиты этих прав Организация.
Виды трансакционных затрат Карпишина К.. Трансакционные издержки – это затраты, возникающие в связи с использование рыночного механизма обмена и включающие.
ТЕОРИЯ КОНТРАКТОВ. Теория контрактов (англ. Contract theory) раздел современной экономической теории, рассматривающий определение параметров контракта.
Выполнила Щербакова Е. С. 301 ЭВ. Чтобы правило работало, необходима система, поддерживающая его исполнение, например, санкций за его нарушение. Эффективное.
Институциональная теория фирмы. План лекции 1. Природа фирмы: неоклассический подход 2. Институциональный подход к природе фирмы 3. Ресурсы фирмы 4. Оптимальные.
Лекция 11 Теория контрактов. Способы борьбы с неблагоприятным отбором Сигналы Фильтрация Рационирование.
Тема 1. Налоговое планирование и налоговые риски предпринимательской деятельности Лекция 2. Налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов. Понятие.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА К.э.н. Григорий Владимирович Калягин
Система бизнеса. Субъекты бизнеса. Роли и особенности участия в бизнесе предпринимателей, потребителей, работающих по найму граждан, государственных органов.
Лекция 5 Теория трансакционных издержек. Концепция трансакции Уильямсона и исследовательские вопросы теории трансакционных издержек Трансакция: точка.
Лекции 3-4 Институты в экономическом анализе. Ценности и экономическая культура Компоненты культуры Знания (Knowledge) Знания (Knowledge) Представления.
1 Учет оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов.
Условия возникновения и сущность рынка Рынок – понятие историческое. Он возник на определенном этапе социально- экономического развития и с тех пор претерпел.
Транксрипт:

Теория контрактов

Вопросы: 1. Понятие и элементы контракта, параметры измерения. 2. Совершенный и несовершенный контракт. 3. Классификация контрактов. 4. Ex ante контрактный процесс: проблема неблагоприятного отбора. 5. Ex post контрактный процесс: проблемы морального риска и вымогательства

Контрактный процесс процесс организации трансакций. Цель контрактных отношений: координация интересов. Принципы контрактных отношений: Принцип изначальной свободы Принцип согласования интересов.

Контракт в юридическом смысле В гражданском праве: Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей. Таким образом, это: и гражданское правоотношение, возникшее из договора; и документ, в котором изложено содержание договора, заключенного в письменной форме.

Контракт в экономическом смысле В экономической теории: Контракт – это правовое оформление экономических трансакций, т.е это соглашение о передаче и/или защите набора прав собственности. Контракт – это совокупность правил, структурирующих в пространстве и во времени обмен между двумя (и более) экономическими агентами, посредством определения обмениваемых прав, взятых обязательств и механизма их соблюдения. Контракт – это совокупность правил, структурирующих в пространстве и во времени обмен между двумя (и более) экономическими агентами, посредством определения обмениваемых прав, взятых обязательств и механизма их соблюдения.

Составляющие контракта Предмет контракта Права и обязанности участников Ожидаемое поведение Издержки и выгоды участников Механизмы улаживания конфликтов

Параметры контракта Размер контракта Объективный Субъективный Продолжительность Частота Реальное равенство (неравенство) участников Формальность

Размер контракта Объективный размер контракта - это размер по отношению к представлениям судебной инстанции. Субъективный (или относительный) размер контракта связан с эффектом богатства. Чем больше ваш капитал, тем меньшую долю в нем занимает сумма определенного контракта, благодаря чему субъективный размер контракта разный для разных участников.

Совершенный контракт Фиксация всех возможных вариантов развития событий: Описание обязательств каждой из сторон ДКВРС Описание издержек и выгод ДКВРС Описание всех возможных вариантов несоблюдения обязательств ДКВРС Составление оптимальной системы штрафов за нарушение обязательств Отсутствие конфликтов Отсутствие проблем с реализацией

Несовершенство реальных контрактов Факторы: Ограниченная рациональность участников Издержки переработки информации Издержки составления «исчерпывающего» контракта Издержки расчетов Несовершенство информации Неопределенность Асимметрия информации и оппортунистическое поведение

Юридическая классификация контрактов Классический контракт Неоклассический контракт Отношенческий контракт

Типы контрактов и альтернативные способы организации сделки 1. срок действия контракта; 2. степень полноты контракта в отношении переменных, которые определяют адаптацию к непредвиденным обстоятельствам: ценам, качеству, количеству, задержки с поставками и штрафных санкций; 3. стимулы, предусмотренные в контракте. 4. процедуры принуждения к исполнению контракта.

Классический контракт двусторонний договор, основанный на действующих юридических правилах. Срок контракта краткосрочный; отношения между сторонами обезличенные, четко определены и прекращаются после завершения сделки; устных договоренностей классический контракт не признает; участия третьей стороны договор не предусматривает; решение спора происходит в судебном порядке; компенсация осуществляется преимущественно в денежной форме.

Классический контракт (продолжение) рыночные альтернативы являются инструментом защиты каждой стороны классического контракта от оппортунистического поведения. Классические контракты – это… Контракты с участием активов общего назначения Контракты в условиях низкой степени неопределенности Пример: покупка товаров, стандартного оборудования или сырья Структура управления классическим контрактом – рынок.

Неоклассический контракт договор о принципах сотрудничества. Среднесрочный контракт; признание и учет контрактной неполноты; личные отношения играют важную роль; на стадии заключения контракта меньше значения придается цене и качественным характеристикам и больше внимания уделяется правилам, которые будут регулировать отношения сторон, приспособление сторон к непредвиденным обстоятельствам и прекращение отношений; механизм разрешения конфликтов: участие третьей стороны (Арбитраж, Третейский суд) Неоклассические контракты – это… Однократные сделки с участием специфических активов

Неоклассический контракт (продолжение) Структура управления сделкой, которая соответствует неоклассическому контракту – это гибридная (смешанная форма): комбинация сильных рыночных стимулов и координации, включающей некоторые формы административных отношений. В гибридных формах достигается компромисс между интенсивностью стимулов и возможностью приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам. Примеры гибридных форм: - долгосрочные контракты; - эксклюзивные дилерские контракты; - связанные продажи; - франчайзинг.

Отношенческий контракт долгосрочные партнерские отношения. Участники отношений не пытаются принять во внимание все возможные будущие обстоятельства. Прошлые, настоящие и ожидаемые будущие личные отношения имеют важное значение. Неформальные условия преобладают над формальными. Роль репутации; Взаимные уступки; Механизм страхования в случае шоков. При отношенческом контракте ни суды, ни арбитр не обеспечивают эффективного разрешения споров. Частный порядок решения споров. Способ организации сделки при отношенческом контракте – это иерархия, административное управление в рамках одной организации. Пример: трудовой контракт, покупка заказного сырья, перемещение продукта по смежным стадиям

Когда мы говорим, что доверяем кому-то или кто-то заслуживает доверия, то мы неявно подразумеваем, что вероятность того, что это лицо предпримет действия, которые выгодны нам или, по крайней мере, не нанесут нам ущерба, достаточно высока для того, чтобы рассматривать возможность участия в каких-либо формах сотрудничества с ним. Л. Гамбетта

Доверие между партнерами и выбор типа контракта Виды доверия: «доверие к договору» (сontractual trust) - соблюдении каждой стороной устных или письменных договоренностей; «доверие к компетенции» партнера (сompetence trust) - относится к ожиданиям, что партнер достаточно компетентен, чтобы выполнить свои обязательства; «доверие к доброй воле» партнера (goodwill trust) - относится к взаимным ожиданиям партнеров, что их контрагент будет готов пойти им навстречу, сделать больше, чем от него формально ожидается.

Снова схема Уильямсона Характеристика инвестиций неспецифичныеспецифичныеидиосинкратические Частота Разовая повторяющаяся Конкурентныеотношения Трехсторонее управление Односторонее управление Двухсторонее управление

Теория контрактов Теория агентства: Неблагоприятный отбор Моральный риск Теория неполных контрактов Вымогательство

Теория агентства: предпосылки Совершенная рациональность участников; Полнота и асимметрия информации; Принципал Агент Вознаграждение Делегирование полномочий Р Усилия A Отношения «принципал – агент»

Теория агентства: предпосылки Несовпадение интересов принципала и агента; Возможность ущемления интересов принципала агентом: Агент обладает частной информацией; Принципал выполняет взятые на себя обязательства по выплате вознаграждения агенту Оплата строится на «проверяемых» переменных, наблюдаемых третьей стороной Асимметрия информации: Скрытые действия Скрытая информация

Теория агентства Сферы взаимодействия ПринципалАгент РынокПациент Кредитор Арендодатель Врач Заемщик Арендатор ФирмаНаниматель Акционеры Совет директоров Работник Менеджер Исполнительный директор Политический рынок ИзбирателиДепутаты

Агентские издержки Издержки, связанные с реализацией контракта между принципалом и агентом. Они включают в себя: а)затраты принципала на мониторинг, предназначенный для ограничения уклоняющейся деятельности агента; б)затраты агента, сопряженные с осуществлением залоговых гарантий. Залоговые издержки часто необходимы, чтобы принципал имел гарантии, что агент не предпримет каких-либо действий, причиняющих ему ущерб; в)остаточные потери принципала, связанные с тем, что действия агента не направлены всецело на максимизацию благосостояния принципала.

Задачи теории агентства оценка издержек, возникающих вследствие асимметрии информации в тех или иных контрактах; поиск эффективных механизмов минимизации этих издержек; поиск и анализ оптимальных стимулирующих схем вознаграждения.

Формы оппортунизма Предконтрактный оппортунизм - тот, с которым принципал пытается справиться на стадии поиска агента Постконтрактный оппортунизм - оппортунизм, против которого направлены усилия принципала на стадии заключения контракта с уже найденным агентом

Неблагоприятный отбор Факторы возникновения: Наличие у агента скрытой информации; Издержки измерения; Примеры: Рынок труда, Рынок страховых услуг Проблема НО проявляется том, что агент (более информированная сторона), используя информационное преимущество, добивается заключения контракта на самых выгодных для себя условиях. Задача принципала в этом случае – предложить агенту такую схему контракта, которая заставит его открыть информацию о своих «скрытых характеристиках».

Механизмы борьбы с неблагоприятным отбором: Сигналы Фильтрация Рационирование

Моральный риск это вероятность неблагоприятного влияния заключенного контракта на систему стимулов агента, в результате чего в рамках данного контракта уменьшается ожидаемая полезность принципала. Задачей принципала является разработка таких условий стимулирования, которые заставят агента придерживаться линии поведения, отвечающей интересам принципала.

Факторы возникновения МР различие в целях сторон, заключающих контракт затрудненность мониторинга за выполнением контрактных обязательств ограниченная ответственность агента за свои действия или решения Примеры: Товарный рынок Рынок кредитов

Моральный риск в страховании пренебрежение рисками недобросовестное поведение чрезмерное использование предоставляемых услуг

Способы решения проблемы морального риска внутренние (или контрактные) - механизмы, доступные заинтересованной стороне в рамках конкретного контракта и оплачиваемые непосредственно самими его участниками. К ним относятся: контроль за действиями агента стимулирующие контракты добровольное принятие агентом более жестких условий принцип «сделай сам»

Способы решения проблемы морального риска внешние - механизмы, обеспечиваемые самим рынком или той средой, где данный контракт заключается, благодаря чему участники не платят за них вообще или платят опосредованно. К таким механизмам можно отнести сложившуюся репутацию на рынке, конкуренцию на данном рынке, угрозу поглощения компании.

Теория неполных контрактов Предпосылки Совершенная рациональность Симметричное распределение информации между участниками Неполнота контракта Инвестиции в специфические активы

Вымогательство это вид оппортунистического поведения, возникающий после заключения сделки, суть которого состоит в перераспределении квазиренты, ущемляющем интересы сторон, осуществившей специфические инвестиции. Квазирента – это дополнительный доход, который возникает при объединении специфических ресурсов и является целью оппортунистического поведения.

Теория неполных контрактов ПРИМЕРЫ Фирма и работник - Инвестиции в человеческий капитал Владелец квартиры и квартиросъемщик - Инвестиции в обустройство квартиры Заказчик и поставщик - Технологические инвестиции