Тема 3. Теория трансакционных издержек Вопросы: 1. Трансакция как базовый элемент институционального анализа. Классификация трансакций 2. Основные факторы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 5 Теория трансакционных издержек. Единица анализа: от товаров к трансакциям Процесс передачи прав собственности и защиты этих прав Организация.
Advertisements

Неоинституциональная экономическая теория К.э.н., ст. препод. Бренделева Елена Алексеевна.
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСАКЦИИ СУТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК Выполнила: Назарова Ольга.
Трансакции и трансакционные издержки Тема 3 Трансакции Трансакция – это отчуждение и присвоение прав собственности и прав свободы, принятых в обществе.
Виды трансакционных затрат Карпишина К.. Трансакционные издержки – это затраты, возникающие в связи с использование рыночного механизма обмена и включающие.
Раздел 1 Введение в экономическую теорию Тема 4. Экономические системы и институты. 1.Типологизация хозяйственно-экономических систем. Критерии типологизации.
Теория фирмы Тема 2 Трансакционные издержки Рисунки из книги А.Моруа «Управлять по-русски». С-Пб 2005.
Рынок : содержание, сущность, категории, типология, структура и инфраструктура.
Лекция 5 Теория контрактов Схема Уильямсона Характеристика инвестиций неспецифичныеспецифичныеидиосинкратические Частота Разовая повторяющаяся Конкурентныеотношения.
Система бизнеса. Субъекты бизнеса. Роли и особенности участия в бизнесе предпринимателей, потребителей, работающих по найму граждан, государственных органов.
Теория трансакционных издержек Теория трансакционных издержек Автор курса к.э.н., доц. Карамова О.В.
Лекция 5 Теория трансакционных издержек. Концепция трансакции Уильямсона и исследовательские вопросы теории трансакционных издержек Трансакция: точка.
Институциональная теория фирмы. План лекции 1. Природа фирмы: неоклассический подход 2. Институциональный подход к природе фирмы 3. Ресурсы фирмы 4. Оптимальные.
Тема: «Характеристика фармацевтического рынка» Лекция 45.
Экономические системы 1-й способ – административно- плановая система Государственное планирование выпуска эк. благ, распределение факторов производства.
«Теория прав собственности» «Теория трансакционных издержек» Выполнила: студентка группы ЗМ-ЭНН 1 Форгиева Б.Х. \ 2017 г. ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ.
Основы бизнеса в ИС 1. Лекция 3 Принципы и признаки бизнеса 3 Принципы бизнеса. 3.1 Бизнес и экономика. 3.2 Товарно-денежная форма деловых отношений.
Виды и формы бизнеса.. Предпринимательство, бизнес самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение.
§16. Обмен, торговля, реклама. Задачи урока 1.Ознакомиться с историей возникновения торговли; 2.Обсудить значение торговли в развитии производства; 3.Рассмотреть.
Условия возникновения и сущность рынка Рынок – понятие историческое. Он возник на определенном этапе социально- экономического развития и с тех пор претерпел.
Транксрипт:

Тема 3. Теория трансакционных издержек Вопросы: 1. Трансакция как базовый элемент институционального анализа. Классификация трансакций 2. Основные факторы возникновения трансакционных издержек. Классификации трансакционных издержек 3. Проблема измерения трансакционных издержек

Трансакция – это Отчуждение и приобретение индивидами прав собственности и прав свобод, созданных обществом и процесс защиты этих прав. Обмен правами собственности может быть: Добровольным (цель: увеличить благосостояние или эффективность) Принудительным КОММОНС Джон Роджерс (1862–1945)

4 группы параметров трансакции участники сделки; ресурсы, используемые в трансакции и ожидаемые результаты; права участников на ресурсы и результаты; обязанности сторон.

Трансакция сделки (тòрговая) Трансакция управления Трансакция рационирования Коммонс: классификация трансакций

Симметричность правового положения сторон (горизонтальность трансакции). Симметричность правового положения сторон (горизонтальность трансакции). Нарушение горизонтальности – различия в переговорной силе сторон: Нарушение горизонтальности – различия в переговорной силе сторон: Различия в юридическом статусе. Различия в юридическом статусе. Информационная асимметрия. Информационная асимметрия. Право первого хода. Право первого хода. Неравномерное распределение ресурсов. Неравномерное распределение ресурсов. ерераспределение богатства. Основа трансакции: редкость ресурсов и перераспределение богатства. ТОРГОВАЯ ТРАНСАКЦИЯ

Асимметричность правового положения сторон (вертикальность трансакции). Асимметричность правового положения сторон (вертикальность трансакции). Команда – одностороннее ограничение набора допустимых действий, которые могут предпринимать агенты. Команда – одностороннее ограничение набора допустимых действий, которые могут предпринимать агенты. Нарушение вертикальности: Нарушение вертикальности: Запретительно высокие издержки мониторинга деятельности агента. Запретительно высокие издержки мониторинга деятельности агента. Невозможность отчуждения прав свободы. Невозможность отчуждения прав свободы. оздание богатства. Основа трансакции: эффективность и создание богатства. ТРАНСАКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Асиммеричность правового положения сторон (вертикальность трансакции). Асиммеричность правового положения сторон (вертикальность трансакции). Управляющая сторона – коллективный (как правило) орган, выполняющий функцию спецификации прав. Управляющая сторона – коллективный (как правило) орган, выполняющий функцию спецификации прав. Активная роль претендентов. Активная роль претендентов. Переговоры – аргументация, прошения, отстаивание своей позиции. Переговоры – аргументация, прошения, отстаивание своей позиции. аспределение издержек и выгод от создания богатства. Основа трансакции: принуждение и распределение издержек и выгод от создания богатства. ТРАНСАКЦИЯ РАЦИОНИРОВАНИЯ

Принуждение ЭффективностьРедкостьУниверсальный принцип Распределение издержек и выгод от создания богатства Создание богатства Перераспределение богатства Преобразование богатства Вынужденное признание различий в правовом статусе Добровольное признание различий в правовом статусе Одинаковый правовой статус, различная переговорная сила Основа взаимоотношений 2 участника (один из них – коллективный) 2 участника2 или несколько участников Участвующие стороны Трансакция рационировани я Трансакция управления Трансакция сделки Тип трансакцииХарактеристики

Рональд Коуз: типология трансакций Рыночная трансакция - покупка или продажа товара по сложившейся равновесной цене, реализованная в короткий промежуток времени, т.е. трансакции, проходящие за пределами фирмы. Нерыночная трансакция - коллективная работа персонала всех служб, обеспечивающая экономическую деятельность фирмы в целом. Представляет собой долгосрочный контракт; Осуществляется посредством организационных усилий предпринимателя.

Товарные трансакции – действия, которые экономический агент предпринимает в рамках существующей институциональной структуры. И Институциональные трансакции – действия, которые экономический агент предпринимает для изменения существующей институциональной структуры. Виды трансакций

Институциональные трансакции Товарные трансакции Экономические условия Институцио- нальная структура Предпосылки Результат Предпосылки Виды трансакций

О. Уильямсон: «Трансакция имеет место тогда, когда материальное благо или услуга пересекают границу сложных технологических процессов. Одна стадия деятельности прекращается и начинается другая». Осуществление трансакции должно поддерживаться специальными структурами, вид которых зависит от ее параметров. Управление является средством обеспечения порядка и таким образом урегулирования конфликта и получения взаимной выгоды.

Параметры трансакций Частота совершения трансакций одного типа и продолжительность – период времени, в течение которого они неоднократно совершаются. Специфичность активов СА – это активы, которые не могут быть использованы альтернативным образом без существенной потери в их производственном потенциале. Типы специфичности Местоположения Физическая Человеческого капитала Целевые активы

Специфичность физических активов Специфичность человеческих активов Специфичность место- положения Специфичность цели Временнáя специфичность Капитал торговой марки Типы специфичности

Специфический актив (ресурс) – актив или ресурс, приобретающий особую ценность в рамках данных контрактных отношений. V V – выгода от наилучшего возможного использования актива; Valt – выгода от наилучшего возможного альтернативного использования актива. Количественная оценка специфичности актива

Фундаментальная трансформация процесс формирования внерыночного партнерского типа связи, которая замещает рыночный тип связи. Факторы возникновения Инвестиции в специфические активы Повторяющийся характер сделок Склонность сторон к оппортунизму

Рынок: два сектора 1. Сектор продолженных трансакций или сектор отношений взаимной зависимости. Образуют скелет рынка. Обеспечивает стабильность, предсказуемость. Можно прогнозировать поведение участников рынка, т.к. они зависят друг от друга.

2. Сектор, связанный с массовыми, мелкими трансакциями. Поддерживает эффективность рынка благодаря созданию конкурентного фона экономических отношений. Рынок: два сектора

Эволюция теории трансакционных издержек До 30­е гг. ХХ в. экономической теорией предполагалось, что рынок бесплатный, что агенты рынка ничего в него не вкладывают, что ценовой механизм обеспечивает координацию, доведение сигналов до агентов рынка абсолютно бесплатно или по таким ценам, которыми можно пренебречь. 30­е гг. ХХ в. - Р. Коуз «Природа фирмы»: издержки функционирования рынка. Коуз объясняет факт существования фирмы наличием значительных издержек функционирования ценового механизма.

Второй этап ые гг. Кеннет Эрроу, Джордж Стиглер, Армен А. Алчиан, Гарольд Демсец, Оливер Уильямсон. Понятие агентстких издержек Объединение в одну категорию («трансакционные издержки») понятий «издержки функционирования фирмы» и «издержки функционирования рынка», противопоставление ее понятию «трансформационные издержки».

Трансформационные издержки Стоимость ресурсов, затрачиваемых на создание благ, свойства которых имеют ценность для индивида или коллективного агента экономики (предприятия, фирмы, ассоциации). Например, стол, услуга врача или автомобиль имеют непосредственную ценность.

Мир без трансакционных издержек был бы столь же странен, сколь и мир без трения. Дж. Стиглер Трансакционные издержки – это издержки поддержания экономической системы на ходу. К. Эрроу Под трансакционными издержками следует понимать все издержки, которые не существуют в экономике Робинзона Крузо. С. Чен

это ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакций. Не связаны с самим процессом создания стоимости. Обеспечивают трансакцию. Это издержки, возникающие, когда индивиды обменивают свои права собственности в условиях неполной информации либо подтверждают их в тех же условиях. Трансакционные издержки

Ограниченность познавательных способностей Информационные издержки, не связанные с трансакциями Ограниченная рациональность Трансакционные издержки координации Оппортунисти- ческое поведение Издержки рыночной координации Издержки иерархической координации Издержки мотивации, связанные с неполнотой и асимметрией информации Издержки мотивации, связанные с недостовер- ностью обязательств Трансакционные издержки распределения ТИ координации, кооперации и распределения издержек и выгод

Соотношение трансформационных и трансакционных издержек на производство различных товаров Снижение трансакционных издержек ведет к повышению трансформационных издержек и наоборот.

Факторы, определяющие уровень и структуру трансакционных издержек Размер рынка степень персонификации отношений Необходимость измерений характеристик товаров и услуг или действий индивидов в процессе обмена Система принуждения величина издержек принуждения к выполнению контрактов Идеологические установки и представления индивидов о правилах игры

Классификация ТИ: Милгром - Робертс Принцип построения – по типу решаемых проблем: Издержки координации Обеспечение временного и пространственного соответствия Издержки кооперации Несовершенство информации Оппортунизм

Классификация ТИ: Уильямсон Издержки ex ante – издержки создания институтов (стадии составления договора, ведения переговоров и обеспечения гарантий соглашения). Издержки ex post – издержки функционирования института (возникают на постдоговорной стадии, в случае корректировки условий контракта, нарушения обязательств сторонами).

Классификация ТИ: Норт - Эггертссон Принцип построения – по мере реализации контракта: Издержки поиска информации; Издержки ведения переговоров; Издержки измерения; Издержки составления контракта; Издержки мониторинга; Издержки принуждения к исполнению контрактов; Издержки защиты прав собственности; Издержки защиты от третьих лиц;

Издержки поиска информации затраты времени и ресурсов на получение и обработку информации о ценах, товарах, продавцах, покупателях. Стратегии поиска Анонимный рынок Специализированные агенты Социальные сети

Характеристика поиска работыЧастота % от выборк и Размер выборки Методы поиска, используемые работниками Формальные посредники на рынке труда 58150,91141 Прямые обращения34530,41136 Личные связи60853,21142 Методы поиска, используемые нанимателями Формальные посредники на рынке труда 33336,5910 Личные связи36640,2910 Кто занимался поисками И работник, и наниматель31534,6 Только работник25327,8 Только наниматель16718,3 Ни работник, ни наниматель17619,3 Всего100,0911 Индикаторы рыночного обмена Выбор со стороны работника32328,41139 Выбор со стороны нанимателя40745,0905 Торг о заработной плате909,9911 Удовлетворительное качество найма54658,7930

Издержки ведения переговоров об условиях сделки Издержки коммуникации Стратегические издержки Издержки затягивания принятия решений Альтернативные издержки

Альтернативные ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ Прямые Категории трансакционных издержек

Издержки ведения переговоров «Дефицит высококвалифицированного персонала проблема для всех производителей, признают руководители HR-отделов, и рабочие это осознают и уже пытаются извлечь для себя дополнительные выгоды. Для рабочих завода Ford, открытого в 2002 г., забастовка стала уже привычным инструментом повышения зарплаты: они прекращали работать четыре раза, итогом последней забастовки в конце прошлого года стало недовыполнение плана почти на 5000 автомобилей и повышение зарплаты на 16-21% с до руб». Ведомости от

Издержки измерения Измерение количества и качества, вступающих в обмен товаров и услуг (затраты на измерительную технику, проведение измерения, осуществление мер с целью уменьшения ошибок измерения, потери от ошибок) Экономия: Стандарты мер и весов; Формы деловой практики (гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, образцы).

Исследуемые блага Доверительные блага Опытные блага Виды благ

Предмет сравнения Благо опытноеисследуемоедоверительное Издержки измерения ex ante ВысокиеНизкиеВысокие Издержки измерения ex post Низкие Высокие Основа измерения ex ante СигналЭкспериментСигнал Основа измерения ex post Потребление Сигнал Пример благаПростой труд, автомобиль Виноград, гвозди Творческий труд, лекарство

Сигнал - Косвенные признаки, указывающие на потребительские свойства блага. Например, обязательство фирмы осуществлять гарантированное послепродажное обслуживание. Например, уровень образования.

Издержки заключения контракта затраты на юридическое и внелегальное оформление сделки

Издержки мониторинга Контроль за исполнением контракта каждым из контрагентов

Мониторинг: «+» и «–» «По словам мастера, самая сложность – отношения с японским менеджментом (Toyota): система контроля на предприятии поставлена таким образом, что отвлечься от работы даже на секунду нельзя – об этом сразу станет известно твоему непосредственному начальнику и может сказаться на размере премии и дальнейшем продвижении по службе». Ведомости от

Издержки мониторинга Информация о деятельности партнеров Создание стимулов для добросовестного исполнения обязательств

Издержки принуждения к исполнению контрактов Оппортунизм - преследование личного интереса с использованием коварства ( ложь, воровство, мошенничество, предоставление неполной информации, преднамеренный обман, введение в заблуждение и др. методы запутывания партнера). Предконтрактный оппортунизм (до заключения контракта) Постконтрактный оппортунизм (возникает по причине неполноты контракта после его заключения)

Издержки принуждения к исполнению «Кнут» и «пряник» Судебное вмешательство Индикаторы эффективности судебного вмешательства Количество процедур Измерение времени Измерение издержек Интенсивность вмешательства

Оплата как способ заставить трудиться «Сотрудник, как правило, получает полис добровольного медицинского страхования, на некоторых заводах со стоматологией, его жизнь страхуют от несчастного случая, выдают спецодежду, бесплатно или за символическую плату кормят обедом, везде, кроме «Автофрамоса», находящегося в двух шагах от метро, доставляют до места работы и домой на автобусах. Volkswagen также дает возможность бесплатно застраховать жизнь и в нерабочее время. И, конечно, заводы предоставляют разнообразные скидки и льготные кредиты на автомобили собственного производства». Ведомости от

Издержки спецификации и защиты прав собственности затраты времени и ресурсов на оплату адвокатов, судей, арбитража, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты. Самая радикальная форма защиты от вымогательства - превращение взаимозависимых ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий.

Издержки защиты от третьей стороны затраты защиту от претензий государства, мафии и т. д. на часть полезного эффекта, полученного в результате сделки. Третьи лица: Государство Конкуренты ОПГ «На «Автофрамосе» ходят слухи, что питерский завод Toyota переманивает высококвалифицированных рабочих из Москвы, предлагая им решение жилищного вопроса в Питере и более высокую зарплату. Узнать, есть ли на заводе Toyota специалисты из Москвы, корреспонденту «Ведомостей» не удалось». Ведомости от

Трансакционные издержки Нерыночные ТИРыночные ТИ Стоимость трансакционных услуг Неизмеряемые ТИИзмеряемые ТИ Проблема измерения ТИ

Методы измерения ТИ 1. Метод анализа официальных данных, предоставляемых статистическими, правительственными и другими учреждениями 2. Метод сопоставления общей величины ТИ предполагаемой сделки «на глазок» 3. Метод спецификации ТИ 4. Метод сбора данных путем анкетирования или опроса экономических субъектов 5. Экспериментальный метод

Рыночный трансакционный сектор (исследование Норта – Уоллеса) Область исследования Рыночный сектор Трансакционные услуги Группы издержек издержки, возникающие в отношениях покупатель- продавец; издержки, возникающие внутри фирм и через посредников различных типов; издержки, связанные с защитой прав собственности.

Экономика страны Трансакционный сектор Трансформационный сектор Два типа трансакционных услуг: 1. Услуги «трансакционного сектора», включаются отрасли, продукция которых имеет трансакционное назначение: Оптовая и розничная торговля; Страхование; Банковское дело и т.д. 2. Трансакционные услуги внутри трансформационного сектора (фирмы): - Выделение профессий, которые напрямую связаны с выполнением трансакционных функций (снабжение, сбыт и т.п.)

Экономика Частный сектор Трансакционные отрасли: (торговля, финансы, недвижимость) Нетрансакционные отрасли Остальные работники Работники, непосредственно производящие трансакционные блага Общественный сектор Трансакционные отрасли: (национальная оборона, полиция, гос. финансы) Нетрансакционные отрасли Остальные работники Работники, непосредственно производящие трансакционные блага Методика количественного подсчета ТС

1870 г. - 1/4 ВВП США 1970 г. - 1/2 ВВП США

Д. Норт и Дж.Уоллис в 1980-е г. подсчет трансакционных издержек относительно ВВП США, % Источник J.J. Wallis D.C. North, Measuring the transactional sector in American economy, – In Long-Term Factors in American Economic Growth. Ed. by S. Engerman. Chicago 1986, p

Причины роста ТС сектора Увеличение специализации и разделения труда. Урбанизация Усиление влияния внешних эффектов Рост специализации Обезличивание отношений Растяжение трансакций во времени и пространстве Технологические изменения в производстве и транспортировке увеличение отдачи от масштаба в различных производственных отраслях усложнение структуры фирм рост агентских издержек Рост роли государства в отношениях с частным сектором