ОТ ГРЕЧЕСКОГО СЛОВА «episteme» ( знание )
Проблемы природы познания Отношение знания к реальности Обоснование достоверности знания Условия истинности знания
РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ ВНЕШНИХ ДЕЙСТВИЙ
УСВОЕНИЕ СТРУКТУР ВНЕШНЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ СТРУКТУР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ
INTERACTION – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Пьер ЖАНЕ Pierre JANET ФРАНЦУЗСКИЙ ПСИХОЛОГ ПСИХИАТР ФИЛОСОФ
Анри ВАЛЛОН Anry (Henry) WALLON ФРАНЦУЗСКИЙ ПСИХОЛОГ ПЕДАГОГ ФИЛОСОФ
Джордж Герберт МИД George Herbert MEAD
СОВОКУПНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МИКРОСРЕДЫ И МАКРОСРЕДЫ
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МИКРОСРЕДОЙ ( СЕМЬЕЙ, КОЛЛЕКТИВОМ И Т. Д.)
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МАКРОСРЕДОЙ ( ОБЩЕСТВОМ, НАЦИЕЙ, НАРОДОМ, КЛАССОМ, СЛОЕМ, ГРУППОЙ, КОЛЛЕКТИВОМ )
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ОБЩЕЕ ОСОБЕННОЕ
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ОБЩЕЕ ОСОБЕННОЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ
АГРЕССИВНОЕ ПАССИВНОЕ
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ОТКРЫТОЕ НЕПРИНЯТИЕ ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ МОБИНГ
СОЦИОМОРФИЗМ КОНФОРМИЗМ СКРЫТОЕ НЕПРИНЯТИЕ ВНЕШНЯЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Идеальное Я Образ у других Образ себя для других Я - концепция
ИСПОЛНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ
ИСПОЛНЕНИЕ МНОЖЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
В XVIII и XIX вв. его стали употреблять по отношению к людям Если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали культурным. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от некультурного простого народа.
В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации
совокупность материальных и духовных ценностей, способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению
КУЛЬТУРА это набор качеств и структур, имеет ценностную основу, привязана к некоторой нации либо стране, определяет ментальность входящих в нее людей
КУЛЬТУРА имеет локальный характер, означает отсутствие общей направленности исторического процесса и бессмысленность самого понятия человечества
МАТЕРИАЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ
Первыми ввели это понятие французские просветители XVIII века
определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов ( Французские просветители )
1. Цивилизованным ( находящемся на каком - то уровне цивилизации ) считается только народ с культурой. 2. Каждому народу присущ свой уровень ( или тип ) цивилизованности. 3. Каждый уровень цивилизации описан рядом качественных отличий, технологий и умений. 4. Ни одно из этих качественных отличий не может быть передано в отрыве от других.
Письменность Способ хозяйствования Государственность : законы, организация поселения по функциям Единая административная, судебная и налоговая система. Наука. Разнообразные умения могут быть переданы частично, а некоторые передать невозможно Военное и инженерное дело
OSWALD SPENGLER 1880–1936 НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ И КУЛЬТУРОЛОГ
« Закат западного мира («Der Untergang des Abendlandes»), 2 тт., 1918–1922, ( исправленный вариант первого тома вышел в 1923). У нас известно как « Закат Европы »
« Человек и техника » («Der Mensch und die Technik», 1931), « Годы решений » («Jahre der Entscheidungen», 1933) В них он писал о сложном политическом и духовном положении Германии после Первой мировой войны.
1. Египетский 2. Индийский 3. Вавилонский 4. Китайский 5. Аполлоновский ( греко - римский ) 6. Магический ( византийско - арабский ) 7. Фаустовской ( западноевропейской ) 8. Культуры майя. 9. Девятая – культура будущего, русско - сибирская.
Александр играет ту же роль в античной культуре, что и Наполеон в западной Аналогично соотносятся Пифагор и Лютер Аристотель и Кант Стоики и социалисты
обладает своей уникальной « душой », или формой опыта и творчества, которая выражена в искусстве, мышлении и деятельности. Западная « фаустовская » душа характеризуется стремлением к бесконечности, которое одинаково выражено в готическом соборе, исчислении бесконечно малых, музыке Баха, империалистической дипломатии, радио и банковском кредите.
объяснял различие культур различием прафеноменов - первичных символов, лежащих в основе культуры
ARNOLD JOSEPH TOYNBEE 1889 – 1975 Английский историк
теория циклических цивилизаций, или теория локальных цивилизаций
основной труд « Постижение истории »
В основе деления на цивилизации – a priori РЕЛИГИЯ
ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их много, и возраст их невелик.
Культуры отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде
НАДСТРОЕЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ государственность, образование, церковь, наука, искусство ОТСУТСТВУЮТ
Эти культуры размножаются, подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения.
Социальная связь направлена на творческие личности Цивилизации динамичны, Они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в которых развиваются разделение труда, товарный обмен, рынок
Утверждается сложная система рангов и статусов. Развиваются атрибуты демократии : выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей.
Цивилизации формируются на основе церквей : из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее на основе возникшего в ее недрах христианства формируется третичная, западноевропейская.
Около 30 цивилизаций
1. Западнохристианская 2. Исламская 3. Индуистская 4. Восточно - христианская ( православная ) 5. Дальневосточная 6. Американская 7. Иудаистская 8. Идолопоклоническая
Зарождение Детство Юность Расцвет Старость Распад
усматривал изначальное внутреннее единство всех цивилизаций, различия которых вызваны неповторимостью жизненного пути каждой цивилизации
« Многообразие, представленное в человеческой природе, человеческой жизни и социальных институтах - это искусственный феномен, он лишь маскирует внутреннее единство »
1. Правящее меньшинство больше не является творческой силой общества, но усиленно цепляется за власть. 2. С целью удержания власти оно создает универсальное государство. 3. Внутренний пролетариат не доверяет правящему меньшинству. 4. Его ответной реакцией является создание вселенской церкви. 5. Внешний пролетариат. Он проявляет себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию
« Не всегда в данный момент можно проверить на практике истинность знания, в этом случае ее проверяют посредством вторичных критериев ». Какие критерии истины Вы знаете ?
Абсолютна Практика Относительна
Истинность знания всегда проверяется на практике. Если не сейчас, то потом, хотя бы и через столетия.
Истинность знания может в данный момент не проверяема на практике
Верификация Фальсификация Логичность Красота Простота Иррациональность
Интуиция Озарение Инсайт Сат о рн Сам а джи Ясновидение Ясное слышание Психометрия
Иррациональная способность постижения истины без рационального размышления и чувственного восприятия
Внутреннее озарение – внезапное интуитивное решение проблемы
Создание сайтов любой сложности, дизайн, поддержка, раскрутка, системы управления контентом, интранет - решения Виртуальное решение, виртуальная проверка
Культурная диффузия, то есть межкультурная взаимосвязь
Социокультурное удовлетворение
Медитация
Прорицание Предвидение Видение
Возможность слышать симфонию, музыку, слова, гудение пространства, космические звуки и т. д. без помощи слуха, т. е., как исключительно духовное слышание, и как собственное слуховое восприятие
Ясновидение, спровоцированное или усиленное органами осязания Психические явления могут быть измеряемы по продолжительности ( времени ) Совокупность теоретико - математических моделей и процедурно - методических правил организации сбора и обработки психических явлений
Конвенционалистская ( конвенционализм ) Теория когеренции Диалектическая
Полное, точное, исчерпывающее знание о чем - либо
Справедливое, но неполное знание о чем - либо
Истина само по себе, независимая от человеческого сознания ( от субъекта )
Истина, зависимая от человека ( субъекта ). Может совпадать с объективной или не совпадать
О S
S
О
Сенсуализм и эмпиризм Рационализм Интуитивизм Синтетическая концепция
Основа познания – чувства ( чувственный опыт )
Основа познания - разум
Основа познания - интуиция
Познание основано на действии чувств, разума, интуиции