Философия ИМОСТ, Кафедра философии и психологии Преподаватель Соколюк Н.В., доцент специальности: 060600 «мировая экономика», 06100 «государственное и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.
Advertisements

История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 9. Диалектика и метафизика.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 6. Концепция бытия в философии расцвета античности.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 6. Политический режим.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 10. Общество как система.
Тема 2. Политическая наука Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 5. Проблема бытия в ранней античной философии.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и качественную.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 2. Мифология и философия.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 4. Политическая власть.
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Транксрипт:

Философия ИМОСТ, Кафедра философии и психологии Преподаватель Соколюк Н.В., доцент специальности: «мировая экономика», «государственное и муниципальное управление» «экономика управления», «маркетинг», «бухгалтерский учет и аудит», «математические методы в экономике», «товароведение и экспертиза товаров», «налоги и налогообложение», «менеджмент организации» Общество и история

2 Содержание Общество и история Циклическая концепция истории Линейность истории Спиралевидный характер общественного развития Ковариантная модель истории Постмодернистские концепции истории Заключение Вопросы для самопроверки Рекомендуемая литература

3 Циклическая концепция истории История и Философия истории История обращается к прошлому в виде изучения отдельных фактов, событий, условий, в которых они протекали Предметом философии истории является историческое измерение бытия человека Понять историю как целостность помогают метапаттерны, т.е. образцы истории

4 Циклическая концепция истории Образ циклической повторяемости событий сложился на основе простых наблюдений: смены времен года, лунных фаз, морских приливов и отливов, жизненно-биологических циклов и т.п. Эмпедокл: Стихии (огонь, вода, земля, воздух) приводятся в движение двумя другими началами Любовью и Ненавистью Гераклит: мир закономерно воспламеняющийся и закономерно угасающийся Полибий: шесть форм государственного устройства, круговращательно сменяют друг друга в ходе истории: монархия, царское правление, тирания, олигархия, демократия, охлократия и снова монархия…)

5 Циклическая концепция истории Три эпохи Дж.Вико Итальянский философ XVIII в. Дж. Вико выделяет три эпохи: Век Богов (теократическое правление) Век Героев (аристократич. правление) Век Людей (демократическое правление) Каждый цикл из трех эпох завершается кризисом и распадом всей общественной системы. «Данный порядок был установлен Божественным Провидением»

6 Циклическая концепция истории История по Н.Я.Данилевскому Русский философ XIX в. Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» раскрыл историю как процесс смены самостоятельных культурно- исторических типов, живущих по конкретным законам, развивая один из видов деятельности (например, греческий тип развивал художественную деятельность; римский – правовую)

7 Циклическая концепция истории Четыре стадии развития культуры по О.Шпенглеру Немецкий философ XX в. О. Шпенглер в работе «Закат Европы» утверждает, что каждая культура проходит в своем развитии стадии зарождения, роста, расцвета и гибели. Гибель культуры означает наступление цивилизации (эры «бездушного интеллекта» и «мертвой протяженности»

8 Циклическая концепция истории История цивилизации А.Тойнби Английский философ и историк А.Тойнби («Постижение истории»): каждая цивилизация в своем развитии проходит четыре стадии: генезис (рождение), рост, надлом, распад Жизнеспособность цивилизации определяется уровнем освоения жизненной среды Взаимодействие божественного Логоса и человечества составляет сущность исторического процесса. Постижение истории есть ничто иное, как познание человечеством самого себя и в себе самом божественного Логоса

9 Циклическая концепция истории Современные циклические концепции истории Метапаттерн циклического (пассионарного) развития Л.Н. Гумилева: объясняет исторические события всплесками и исчерпанием поступающей из космического пространства энергии этносов. Этносы трактуются как закрытые энергетические системы Социально-историческое обобщение больших циклов Н.Д. Кондратьева: история имеет форму всеобщего колебательного развития т.е. периоды экономического подъема сменяются периодами экономических кризисов

10 Линейность истории Линейная концепция истории Линейная концепция истории выражает идею прямолинейного общественного развития. Прямолинейность приобретает чётко выраженную направленность вперёд, к будущему. В этом смысле линейное развитие можно представить как линию прогресса Однако в Античности линейность усматривалась в постепенном удалении общества от ценностей и идеалов «золотого века». Развитие в данном случае выступает как регресс

11 Линейность истории Линейная концепция истории История делится с точки зрения христианства на три этапа: предыстория человечества (от Адама и Евы до рождения Христа) собственно человеческая история (от рождения Христа до Страшного суда) вечно длящееся царство Божие на Земле и на Небесах Несмотря на определенную направленность движения истории, невозможно совместить первородную греховность человека, его беспомощность с такими признаками прогресса как историческая самодеятельность людей, творческий выбор жизненного пути

12 Линейность истории Идея прогресса Идеи линейного прогресса возникают в XVIII веке (Вольтер, Дидро, Даламбер. Ж.А. Кондорсе). Прогресс рассматривается как историческая неизбежность Кондорсе выделил 10 основных эпох, в основе классификации которых – степень развития науки и уровень знаний. Двигателем общественного прогресса является разум В ХХ веке развивается идея трехстадийного линейного развития общества (Дж. Белл): традиционное индустриальное постиндустриальное

13 Линейность истории Прогрессистская парадигма философии истории Французский философ О.Конт считал, что прогресс есть не что иное как развитие порядка. Сама природа содержит в себе зародыш всякого возможного прогресса. Механизм его роста содержится в способности природы эволюционировать Для английского философа Г.Спенсера, любой общественный прогресс есть лишь матрица с процесса органического. Сущность его видится Спенсеру в переходе от «однородного к разнородному». Подобно тому как из однородных живых организмов – рыб, вырастают разнородные – пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, человечество проходит длительный эволюционный путь от первобытного человека до сложной биологической организации и многочисленности рас и народов, происходит усложнение политических систем, социальных организаций и институтов и т.д.

14 Линейность истории Философия истории Гегеля Всемирно-исторический процесс совершается разумно История есть история саморазвития разума Каждый народ получает право внести свою лепту в процесс восходящего самопознания мирового духа. Критерий этого процесса - прогресс в сознании свободы. Ему соответствуют 4 этапа в этом восхождении: восточный, греческий, римский и германский мир Если восточный мир не знал свободы, греко-римский знал, но лишь в ограниченных пределах, то германский мир есть вершина всемирной истории и олицетворяет полную свободу Всемирная история делится на отдельные периоды: детство, юность, возмужание и период полного расцвета и зрелости

15 Спиралевидный характер общественного развития Сущность спиралевидного развития истории К аждая последующая стадия связана с предыдущей отрицанием: устранение, отбрасывание старого, отжившего, того, что не отвечает условиям времени; сохранение всего жизнеспособного, что есть в отрицаемом состоянии; новое, качественное состояние Развитие в целом приобретает форму спирали, диалектически соединяющей в себе циклическое и линейно-восходящее движение В законе отрицания отрицания четко выделяются три важнейших признака: преемственность, поступательность и цикличность

16 Образ паттерна спиралевидности

17 Материалистическое понимание истории Исторический материализм - это такой взгляд на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой Определяющими факторами развития истории, с точки зрения исторического материализма являются материальные потребности людей

18 Ковариантная модель истории Ковариантность истории Ковариантность истории - независимое, многовариантное и одновременно параллельное развитие народов Человечество имеет единое происхождение, единый путь развития Основой истории является вера в духовное единство человечества - «философская вера» Философская вера есть осознание бытия и его истоков посредством обращения к исторической ситуации. Время рождения философской веры и есть искомая «ось мировой истории» или «осевая эпоха»

19 Ковариантная модель истории Осевое время эпохи Осевое время эпохи - это период мировой истории между 800–200 гг. до н. э., когда в Греции, Китае, Индии происходят одни и те же процессы, а именно: сформировался тот тип человека, который существует и поныне мировые религии пришли на смену язычеству на смену мифологическому мышлению приходит мышление философское То есть, осевое время – это период, когда была заложена духовная основа человечества

20 Ковариантная модель истории Модель истории по К.Ясперсу Ясперс выделяет в истории четыре периода: 1) прометеевская эпоха (возникновение речи, появление орудий труда, пользование огнем) 2) эпоха великих культур древности (письменность, государственность, религия и др.) 3) осевая эпоха (формирование человека в его духовной открытости миру) 4) эпоха науки и техники (мир как единая сфера общения). Последняя эпоха приведет к новому осевому времени, к подлинному становлению человечества

21 Постмодернистские концепции истории Идея кризиса Военные, политические, экологические и моральные катастрофы XX века привели к разочарованию в идее прогрессе: развитие науки и техники не может спасти человечество от страданий. Разграбление ресурсов, создание новых видов вооружения, вера в разумность человека разрушена. Для философии истории стала характерной идея кризиса Усложнилась политическая и общественная жизнь. Разрушение патриархальных устоев общества привело к созданию сложных социальных структур, появлению новых форм социальной и политической деятельности людей. Отношения людей не укладывались в простые рамки линейного развития

22 Постмодернистские концепции истории Суть постмодернистской парадигмы истории Представители постмодернизма (М. Мюллер, Ж.- Ф. Лиотар, Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Лакан и др.) ставят под сомнение единство истории. Постмодернистская парадигма приобрела характер «ризомы» На место единой человеческой истории приходит становление как самодостаточный процесс, не требующий объяснений, обращения к образцам История не имеет направленности

23 Постмодернистские концепции истории Основные идеи постмодернизма отрицание противоположностей в истории признание разнообразия истории, в котором нельзя выделить главные тенденции движения все составляющие мира признаются одинаково важными и легитимными, история превращается в цепь перемешанных событий, фактов, процессов мир непонятен и однообразен все исторические знания относительны реально в истории только настоящее, прошлое – это нагромождение событий, будущее – только планы

24 Постмодернистские концепции истории Плюсы постмодернистской концепции Положительные черты: отстаивание ценности разнообразия, расширение плюралистического взгляда на мир, способность видеть и понимать части истории до включения их в целостный процесс, углубленное изучение самостоятельности индивида в рамках общественного целого. Постмодернизм указал на качественную весомость исторических событий и фактов

25 Постмодернистские концепции истории Минусы постмодернистской концепции Отрицательные черты: постмодернизм несправедлив по отношению к разуму, его исторический потенциал не исчерпан, а злоупотребление разумом не относится к самому разуму. Постмодернизм чрезмерно релятивизирует моральные ценности и нормы, если в мире все одинаково ценно, то обесцениваются понятия добра и зла. Метапаттерн истории слишком неопределен

26 Заключение История у человечества одна, а метапаттернов много Многообразие паттернов объясняется многообразием единства человеческого общества. Все они представлены определенными народами, культурами и цивилизациями

27 Вопросы для самопроверки Что такое «философия истории»? Какие модели истории следует признать традиционными? Раскройте содержание циклической парадигмы исторического процесса. В чем заключается христианское понимание истории? Раскройте сущность понятия «прогресс» и содержание прогрессистской парадигмы истории. В чем сущность идеи спиралевидного развития истории. Раскройте смысл ковариантной модели истории. Раскройте содержание постмодернистской парадигмы истории. Чем принципиально отличается материалистическое понимание истории от идеалистического?

28 Рекомендуемая литература Философия: Курс лекций/ Л.Д. Ерохина, А.К. Ерохин, А.П. Шендерецка, И.А. Ким, Н.В. Соколюк, Н.А. Царева; Отв. ред. Н.А. Царева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, С. 200 – 220. Философия истории / Под ред. д.ф.н. А.С. Панарина. М., Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., Философия / Под ред. д.ф.н. Л.А. Никитич. М., Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв.: В 3 т. М., Т. 1. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989.

29 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.