Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА Тема 5. Имя.
Advertisements

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Untitled-1
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Тема 4.
Имя числительное – часть речи, которая обозначает отвечают на вопросы Количество предмета Порядок предметов при счёте Сколько? Какой ? количественное.
Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
Имя числительное Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 40 города Твери Королева Ирина Ивановна.
Имя числительное Презентацию подготовила Митрошина М.Ю. Prezentacii.com.
Для начала склонения числительного необходимо определить его разряд.
Презентацию подготовила Митрошина М.Ю., учитель русского языка и литературы МКОУ «Лицей 2»
И мя числительное
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ Хохлова М.С., ГБОУ СОШ 2043.
Имя числительное Морфологические нормы, связанные с употреблением имени числительного.
Разряды количественных числительных. Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество или порядок при счете.
Количественные собирательные числительные. Склонение и употребление РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 1. Урок 42. © ООО «Баласс», 2013.
Имя числительное Составили уч-ся 8 класса Аношкина Екатерина Коротких Дарья Руководитель: учитель русского языка Смирнова Надежда Эксановна МОУ «Уржумская.
Имя числительное. Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок при счете. Вопросы: сколько? какой?
Имя числительное Выполнила ученица 10 класса «А» Кустова Дарья.
МОУ «Колесниковская средняя школа» Работа по русскому языку Ученика 6 класса Бровкина Ивана.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Тема 5.
Транксрипт:

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Тема 8. Морфологические нормы современного русского литературного языка: имя числительное и местоимение Коновалова Юлия Олеговна

Цель: Познакомиться с морфологическими нормами русского языка в употреблении числительных и местоимений.

Задачи: 1.Охарактеризовать правила словоизменения и употребления имён числительных. 2.Охарактеризовать правила словоизменения и употребления местоимений.

Содержание: Цель, задачи Ключевые слова темы Вопросы для повторения изученного материала Морфологические нормы в употреблении числительных Морфологические нормы в употреблении местоимений Вопросы для самопроверки Литература

Ключевые слова темы: Местоимение Имя числительное Разряды Склонение

Вопросы для повторения изученного материала 1.Как употребляются глаголы и прилагательные с существительными типа директор, преподаватель? 2.Как образуется сравнительная степень прилагательных? 3.Как образуется превосходная степень прилагательных?

Имя числительное - слова, которые обозначают: Отвлечённое число (два плюс три – пять) Количество предметов при счёте (две книги, десять человек) Порядок предметов при счёте (пятый этаж, второй день)

Имя числительное Трудности: 1.Наличие разрядов 2.Склонение (изменение по падежам)

Разряды числительных 1.Количественные числительные Целые числа (пять, семь) Дробные числа (одна вторая, три четвёртых) Собирательные числительные (двое, трое, пятеро) 2. Порядковые числительные (первый, десятый)

Значение числительных Для обозначения количества используются числительные, обозначающие целые или дробные числа. Сколько? - Пять столов, десять дизайнера. Для обозначения количества как совокупности используются собирательные числительные. Сколько (всего, вместе, рядом)? - Двое детей, шестеро мужчин.

Употребление собирательных числительных С названиями лиц мужского и общего рода: двое студентов, пятеро сирот. С существительными дети, ребята, люди, лица (= люди): пятеро детей, двое людей, трое ребят, шестеро лиц. С названиями детёнышей животных: трое котят, четверо щенков.

Употребление собирательных числительных С бывшими прилагательными (ставшими существительными), обозначающими людей: двое знакомых, трое взрослых. С существительными, имеющими формы только множественного числа: двое часов, семеро суток, трое ножниц. С личными местоимениями: нас четверо, у вас двоих.

Употребление количественных числительных С неодушевлёнными существительными, имеющими формы только множественного числа, в косвенных падежах: менее двух часов, более семи суток, с тремя ножницами. С существительными женского рода: три подруги, четыре студентки. С существительными мужского рода, обозначающими названия взрослых животных: два жирафа, пять коней.

Количественные числительные Грамматически правильными являются конструкции: два мальчика – двое мальчиков пять дизайнеров – пятеро дизайнеров Такие словосочетания могут иметь разное значение.

Порядковые числительные Обозначают порядок предметов при счёте: Какой? Который? Первый этаж, пятый экзамен, двенадцатый день

Склонение числительных Числительные бывают -простые (один, четыре, десять, семнадцать, тридцать) -сложные (пятьдесят, восемьдесят) -составные (двадцать семь, сто пятьдесят один) ПРИ СКЛОНЕНИИ СЛОЖНЫХ И СОСТАВНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЯЕТСЯ КАЖДАЯ ЧАСТЬ! Пятьюдесятью, пятидесяти Двадцатью семью, двадцати семи

Склонение числительных Числительные сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста имеют только по две формы: И.п., В.п. сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста Р.п., Д.п., Тв.п., П.п. сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста

Склонение числительных В косвенных падежах числительные должны согласовываться с существительными (т.е. числительное и существительное должны быть в одном падеже). И.п. триста (И.п.) человек (Р.п.) НО Р.п. трёхсот человек Д.п. трёмстам человекам Т.п. тремястами человеками

Местоимения Местоимение ВЫ, обозначающее одно лицо: Вы добрая, Вы вежливый (полное прилагательное – единственное число). НО Вы добры, Вы вежливы, Вы звонили, Вы пришли (краткое прилагательное, глагол – множественное число).

Местоимения Личные местоимения должны стоять в том же роде и числе, что и замещаемые существительные: Дизайн-проект состоит из нескольких частей. Все они (= части) одинаково важны. Дизайн-проект состоит из нескольких частей. Он (= дизайн-проект) должен быть подготовлен профессионально.

Варианты местоимений ей / ней, ему / нему и т.п. К местоимению добавляется Н, если местоимение стоит после: 1.Любого простого предлога: без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, по, перед, при, под, про, с, у, через. Ему / к нему, ей / при ней, ими / с ними 2. Наречных предлогов, сочетающихся с родительным падежом: впереди, возле, вокруг, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади. Её / мимо неё, их / возле них, его / для него

Варианты местоимений Равноправные варианты: Внутри их / внутри них (особенность предлога) Для всех их / для всех них (вставка слова весь между предлогом и местоимением) Между вами и ими / между вами и ними (вставка других слов между предлогом и местоимением)

Употребление местоимений Местоимения кто и что могут обозначать один предмет (одно лицо) или множество предметов (лиц). Кто это? - Студенты. Что это? – Проекты. С местоимением кто употребляются глаголы в единственном числе и мужском роде: Кто пришёл? С местоимением что употребляются слова в единственном числе и среднем роде: Что случилось?

Употребление местоимений Обратите внимание! Все, кто участвовал в конкурсе, будут награждены призами. Кто участвовал – единственное число. Все будут награждены – множественное число.

Вопросы для самопроверки Укажите правильный вариант. 1.У … студенток нет документов. а) трёх б) троих 2. Мы подошли к … мальчикам, стоявшим рядом. а) двум б) двоим

Вопросы для самопроверки Укажите правильный вариант. 3. У Анны … а) шестеро детей б) шесть детей 4. Книга состоит из … страниц. а) триста пятьдесят семь б) триста пятьдесят семи в) трёхсот пятьдесят семи г) трёхсот пятидесяти семи

Вопросы для самопроверки Укажите правильный вариант. 5. Иван разговаривал с … а) ей б) ней 6. Между … и Марией возникла ссора. а) ним б) им

Вопросы для самопроверки Укажите правильный вариант. 7. Сегодня на лекции были все, кто уже … а) приехал б) приехали 8. Это был день рожденья подруги, … я знал с детства. а) которого б) которую

Литература к теме: Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», – С

Спасибо за внимание!

Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.