1 ВГУЭС ИМОБ Кафедра русского языка Секреты ораторского мастерства Для иностранных студентов Автор И.Д. Михайлова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Advertisements

ВГУЭС ИМОБ Кафедра русского языка Обмен информацией Для иностранных студентов Автор И.Д. Михайлова.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
Michael Jackson
Материалы совета кураторов 15 апреля 2011 года. Критерии сложности дисциплин по семестрам Дисциплина является сложной, если в группе более 50% задолжников.
Типовые расчёты Растворы
Безруков И.С.1 Международный маркетинг Международный маркетинг Институт Международного Бизнеса и Экономики Безруков И.С., д.э.н.,профессор кафедры.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 11. Группы интересов.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ.
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
Транксрипт:

1 ВГУЭС ИМОБ Кафедра русского языка Секреты ораторского мастерства Для иностранных студентов Автор И.Д. Михайлова

2 Цель лекции – сформировать у иностранных учащихся навык публичного выступления.

3 План лекции Понятие публичной речи Понятие публичной речи Факторы, способствующие достижению успеха по время публичного выступления Факторы, способствующие достижению успеха по время публичного выступления Выбор аргументов Выбор аргументов Этапы подготовки к публичному выступлению Этапы подготовки к публичному выступлению Использование цитат Использование цитат

4 Основные понятия Публичное выступление Публичное выступление Оратор Оратор Ораторское мастерство Ораторское мастерство Аудитория оратора Аудитория оратора Аргумент Аргумент Цитата Цитата

5 Понятие публичной речи Публичная речь - монологическая речь, обращённая к коллективному адресату.

6 Автор публичной речи адресат видит своих слушателей, видит их реакцию на его слова. Автор публицистического текста (газеты, радио, телевидения) не видит своих адресатов. Их реакцию он может только прогнозировать.

7 Сегодня публичная речь занимает всё большее место в практике деловых отношений (презентация, устный отчёт, поздравительная речь). Сегодня публичная речь занимает всё большее место в практике деловых отношений (презентация, устный отчёт, поздравительная речь).

8 Практика показывает, что всегда при прочих равных условиях в бизнесе предпочтение отдаётся тому, кто умеет красиво и убедительно говорить.

9 Умение красиво и убедительно говорить называется ораторским мастерством. Оратор – это: 1) Человек, умеющий красиво и убедительно говорить, 2) Человек, произносящий речь перед коллективом.

10 Люди, которые слушают оратора, называются аудиторией оратора. Люди, которые слушают оратора, называются аудиторией оратора.

11 Культура делового общения Умение общаться с любым партнёром Ораторское мастерство Умение слушать и понимать партнёра

12 Факторы, способствующие достижению успеха во время публичного выступления Факторы 1.Привлекательный имидж 2. Компетентность 1.Умение правильно оценить свою аудиторию 1. Удачная форма выступления 1.Удачный выбор места и времени выступления 1.Интересное содержание выступления

13 1. Привлекательный имидж

14 2. Компетентность Оратор должен показать, что в обсуждаемом вопросе он разбирается лучше, чем его аудитория.

15 3. Умение правильно оценить аудиторию Эта аудитория – молодые девушки, возможно студентки. Эта аудитория – жители деревни, среднего возраста, скорее всего малообразованные. Эта аудитория – солидные пожилые люди, возможно чиновники или преподаватели.

16 4. Удачная форма выступления Форма выступления должна соответствовать ожиданиям аудитории

17 5. Удачный выбор места и времени выступления Перед началом выступления оратор должен убедиться, что: люди имеют время и возможность его слушать; люди имеют время и возможность его слушать; слушателям тепло, светло, удобно; слушателям тепло, светло, удобно; голос оратора хорошо слышен всем. голос оратора хорошо слышен всем.

18 6. Интересное содержание выступления Заинтересовать аудиторию содержанием своего выступления можно при помощи аргументов. Одни аргументы оказывают большее воздействие на разум человека, другие – на его чувства.

19 Виды аргументов Психологические аргументы Логические аргументы

20 Выбор аргументов Часто убеждение начинают с психологического аргумента, который создаёт у слушателя настроение, необходимое для восприятия логического аргумента.

21 Например … Известны аргументы, которые помогли убедить президента США Ф.Рузвельта в необходимости создания первой атомной бомбы. Ему напомнили исторический факт: Наполеон отказался слушать доводы парохода Фултона. Первенство в пароходов оказалось у Англии, что привело к поражению Франции в. Напоминание об этом обострило в Рузвельте чувство долга государственного деятеля перед страной. Известны аргументы, которые помогли убедить президента США Ф.Рузвельта в необходимости создания первой атомной бомбы. Ему напомнили исторический факт: Наполеон отказался слушать доводы изобретателя парохода Фултона. Первенство в производстве пароходов оказалось у Англии, что привело к поражению Франции в войне. Напоминание об этом обострило в Рузвельте чувство долга государственного деятеля перед страной.

22 Чтобы привести психологически сильные аргументы, нужно хорошо знать потребности тех людей, которым обращаешься с речью.

23 Потребности человека СчастьеУспех Уверенность В себе Одобрение коллектива Еда, сон, секс Само- реализация

24 Виды аргументов Аргумент к личности Примеры из жизни великих людей Аргумент к публике Ссылка на собственный опыт Аргумент к авторитету Сравнение

25 -Аргумент к личности: ссылка на личные качества человека, чьи идеи обсуждаются; часто используется на выборах; - аргумент к публике: все давно так делают, или это никому не нравится ; - сравнение и сопоставление: «закон контраста» - впечатление от факта будет больше, если привести противоположный. Увеличение выпуска продукции в этом году по сравнению с прошлым годом.

26 Аргументы следует делать наглядными: использовать плакаты, таблицы, фотографии, рекламные проспекты. Если речь идёт о новом товаре, показ его (= демонстрация) принесёт больше пользы, чем перечисление достоинств.

27 Используя логические аргументы (факты, теоретические положения, законы, статистические данные), важно, чтобы они были понятны. ???

28 Требования к аргументам Аргументы должны быть: эмоциональны, эмоциональны, понятны, понятны, авторитетны для слушателей, авторитетны для слушателей, близки слушателям близки слушателям наглядны. наглядны.

29 Вам нужно убедить начальника производства внедрить новую технологию … Вам нужно убедить начальника производства внедрить новую технологию … Если это старый специалист, привыкший действовать практически, его могут убедить факты: информация о преимуществах этой технологии, ссылка на опыт аналогичного производства. Для молодого специалиста, недавно прошедшего курс наук, убедительной будет ссылка на теоретическое обоснование этого метода, новые научные достижения в этой области.

30 Схема действий оратора Схема действий оратора

31 Подготовка к выступлению (докоммуникативная фаза) Определение и уточнение темы Определение и уточнение темы Оценка аудитории Оценка аудитории Определение цели выступления Определение цели выступления Составление плана выступления Составление плана выступления Отбор примеров и иллюстраций Отбор примеров и иллюстраций Написание текста выступление Написание текста выступление Репетиция (проговаривание текста вслух) Репетиция (проговаривание текста вслух)

32 Определение темы Выбирая тему выступления, следует руководствоваться критериями: вы осведомлены в этом вопросе лучше, чем слушатели; вы осведомлены в этом вопросе лучше, чем слушатели; то, о чём вы собираетесь говорить, может вызвать их интерес; то, о чём вы собираетесь говорить, может вызвать их интерес; это актуально (важно) для них. это актуально (важно) для них.

33 Оценка аудитории Предварительная информация об аудитории – одна из гарантий успеха. Чтобы выступление достигло цели, задавайте себе три вопроса: Кому я буду говорить? Кому я буду говорить? Для чего? Для чего? Что должны понять, запомнить слушатели? Что должны понять, запомнить слушатели?

34 Определение цели выступления В зависимости от отношения слушателей к вопросу определяем цель выступления: проинформировать, проинформировать, объяснить, объяснить, заинтересовать, заинтересовать, убедить, убедить, переубедить, переубедить, побудить к действию. побудить к действию.

35 Проинформировать Объяснить Заинтересовать Убедить Переубедить Побудить к действию Цели выступления

36 Составление плана План выступления зависит от цели выступления. План информационного выступления должен быть логичным. Информационные выступления могут происходить на трёх уровнях. Выбор уровня зависит от характера аудитории. - Иногда достаточно просто описать, что собой представляет то или иное явление (ответ на вопросы: что? Где? Когда?) - Иногда достаточно просто описать, что собой представляет то или иное явление (ответ на вопросы: что? Где? Когда?) - Более высокий уровень – комментирование – толкование, объяснение явления или ситуации (ответ на вопросы: как, каким образом?) - Более высокий уровень – комментирование – толкование, объяснение явления или ситуации (ответ на вопросы: как, каким образом?) - Высший уровень – анализ, разбор явления или проблемы (ответ на вопросы: почему? Закономерно или случайно? Положительные и отрицательные стороны? Что из этого следует?). - Высший уровень – анализ, разбор явления или проблемы (ответ на вопросы: почему? Закономерно или случайно? Положительные и отрицательные стороны? Что из этого следует?).

37 План выступления высшего уровня, содержащего анализ проблемы, будет включать: - описание самой проблемы или явления, -причину возникновения проблемы или явления; - связь этого явления с другими, закономерно оно или случайно; - взаимосвязь и взаимодействие различных сторон этого явления; - перспективу развития явления или разрешения проблемы; - практический вывод или предложение. План выступления высшего уровня, содержащего анализ проблемы, будет включать: - описание самой проблемы или явления, -причину возникновения проблемы или явления; - связь этого явления с другими, закономерно оно или случайно; - взаимосвязь и взаимодействие различных сторон этого явления; - перспективу развития явления или разрешения проблемы; - практический вывод или предложение.

38 План выступления, основная задача которого - убедить, должен также включать в себя аргументацию, а если нужно переубедить слушателей, то и опровержение противоположных взглядов. Только после этого слушатели придут к выводу о пользе и значимости данного явления и смогут принять решение о необходимости действий.

39 Отбор примеров и иллюстраций Основное содержание делового выступления обычно составляют собственные соображения по проблеме. Но нередко приходится привлекать газеты, книги, журналы, документы. Можно использовать и информацию о деятельности других фирм, ссылаться на опыт отечественных и зарубежных партнёров Основное содержание делового выступления обычно составляют собственные соображения по проблеме. Но нередко приходится привлекать газеты, книги, журналы, документы. Можно использовать и информацию о деятельности других фирм, ссылаться на опыт отечественных и зарубежных партнёров

40 Если в качестве иллюстрации вы используете цифры, то цифры лучше давать в сравнении Если в качестве иллюстрации вы используете цифры, то цифры лучше давать в сравнении НеправильноПравильно Количество частных предпринимателей в городе увеличилось.. Количество частных предпринимателей в городе за девять месяцев этого года увеличилось на 30%.

41 Цитирование – один из видов иллюстраций Цитата - это точные слова другого автора. Существует несколько правил использования цитат.

42 Правила использования цитат: цитата должна быть связана по смыслу с остальным текстом; цитата должна быть связана по смыслу с остальным текстом; цитировать можно только законченную часть текста (не меньше предложения), чтобы не изменить смысл цитаты; цитировать можно только законченную часть текста (не меньше предложения), чтобы не изменить смысл цитаты; нельзя в одной цитате объединять несколько отрывков из разных частей текста; нельзя в одной цитате объединять несколько отрывков из разных частей текста; каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.

43 Вспомним, как оформляются ссылки на источник 1) При помощи активных конструкций: а) Автор пишет (подчёркивает, уверждает, указывает, замечает...) : "А ". б) "А ", - отмечает (пишет, подтверждает, настаивает...) автор, - "а ". - Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв подчёркивает: "Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена." - "Читатель должен замечать только мысль", - утверждает академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, - "но не язык, каким мысль выражена".

44 2) При помощи пассивных конструкций: а) "А ", - указывается в этой связи, - "а ". б) В заключение делается следующий вывод: "А ". "Читатель должен замечать только мысль", - подчёркивается академиком Д.С. Лихачёвым, - « но не язык, каким мысль выражена". В заключение академиком Д.С.Лихачёвым делается следующий вывод: "Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена".

45 3) После подчинительных союзов ЧТО, ЕСЛИ, ПОТОМУ ЧТО и т.п. Автор отмечал, что "а ". Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв отмечал, что "читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена."

46 4) Без союзов и дополнительных знаков препинания. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв отмечал, что читателю должна быть заметна только мысль, "но не язык, каким мысль выражена."

47 Вопросы для самопроверки Что такое публичная речь? Что такое публичная речь? Какие факторы способствую достижению успеха во время публичного выступления? Какие факторы способствую достижению успеха во время публичного выступления? Какие виды аргументов вы знаете? Какие виды аргументов вы знаете? Как выбор аргумента зависит от аудитории оратора? Как выбор аргумента зависит от аудитории оратора? Какова последовательность действий во время подготовки к публичному выступлению? Какова последовательность действий во время подготовки к публичному выступлению? Как правильно оформить цитату? Как правильно оформить цитату?

48 Список рекомендованной литературы Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А. Учимся общению: учебный курс русского языка и культуры речи для учащихся высших учебных заведений России, с Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А. Учимся общению: учебный курс русского языка и культуры речи для учащихся высших учебных заведений России, с Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение.- Мн., с Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение.- Мн., с Введенская Л.А., Павлова Л.П. Риторика и культура речи. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2005, с , Введенская Л.А., Павлова Л.П. Риторика и культура речи. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2005, с , Русский язык и культура речи: учебник/ Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. - М.: Изд-во РАГС, 2005, с , 264. Русский язык и культура речи: учебник/ Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. - М.: Изд-во РАГС, 2005, с , 264.

49 Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.